×
18.05.2019
219.017.541d

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА УПРАВЛЯЕМОГО СПУСКА И ПЛАНИРОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002263050
Дата охранного документа
27.10.2005
Аннотация: Изобретение относится к авиационной и космической технике. Система содержит набор надувных оболочек, средства для крепления к модулю, контейнер, поверхности, защищающие набор надувных оболочек, гибкие и/или жесткие фалы для крепления к модулю, систему приведения надувных оболочек в рабочее положение и систему управления давлением внутри оболочек. Защитные поверхности модуля имеют в рабочем положении степенную, ромбовидную или конусообразную форму и выполнены с возможностью раскрытия на гиперзвуковых скоростях. Технический результат - повышение точности посадки. 5 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может использоваться в системах регулируемого торможения, спуска и планирования высокоскоростных летательных аппаратов.

Из уровня техники известно устройство для спуска в атмосфере отделяемого от гиперзвукового летательного аппарата элемента по RU 2086903 С1, 10.08.1997, включающее отделяемый элемент и стабилизирующее устройство, которое выполнено в виде статически устойчивого в аэродинамическом потоке жесткого тела баллистического типа. Это устройство обеспечивает ориентированное движение отделяемого элемента на участке спуска в атмосфере на заданном угле атаки. Однако неизменяемая форма стабилизирующего устройства и его одиночность не позволяют быстро и точно регулировать скорость снижения отделяемого элемента.

Известно также устройство надувной пассивной системы торможения последней ступени ракеты-носителя по RU 2199474 С2, 27.02.2003, выполненное в виде автономного моноблока, включающего контейнер и надуваемую конструкцию, выполненную в виде набора сферических оболочек из эластичной пленки, заключенных в сетчатую оболочку. Развертывание надувной конструкции в рабочее состояние обеспечивается за счет остаточного воздуха внутри оболочек, и надув в них не может регулироваться во времени в зависимости от скорости движения ступени ракеты-носителя и параметров окружающей среды (давления и температуры). Кроме того, плавному регулированию скорости снижения препятствует неизменяемая форма оболочек.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является устройство для спасения в жидкой, газообразной и вакуумной средах по RU 2001115846/28, 27.06.2003, содержащее набор полых мешков, внутри каждого из которых размещают источник газообразования, а скорость газообразования контролируется регулирующим приспособлением, изменяющим характеристики дистанционного управляющего сигнала, обеспечивающего управление газообразованием в каждом мешке. Это устройство может быть использовано только на заключительных этапах посадки летательного аппарата и неприменимо на гиперзвуковых скоростях.

Заявляемое изобретение направлено на решение задачи по созданию универсальной системы для управляемого снижения летательного аппарата на всех этапах, в том числе на гиперзвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Технический результат, обеспечиваемый заявляемым изобретением, заключается в обеспечении регулируемого (управляемого) движения летательного аппарата при его спуске в атмосфере, в том числе на этапе гиперзвуковых и сверхзвуковых скоростей полета, в достижении необходимого быстродействия системы управления спуском и планированием возможности использования ее во всем диапазоне высот, от самых низких до сверхвысоких, в создании необходимой системы защиты исполнительных средств регулирования скорости спуска, в уменьшении массы и размеров системы управляемого снижения летательного аппарата, а также в максимальном уменьшении радиуса места возможной посадки.

Система управляемого спуска и планирования летательного аппарата, содержащая набор надувных оболочек, каждая из которых содержит, по меньшей мере, одно устройство для регулируемого газообразования и средства для крепления к модулю, для решения вышепоставленной задачи дополнительно содержит контейнер для размещения системы в нерабочем положении в задней и/или верхней части летательного аппарата, поверхности, защищающие набор надувных оболочек, имеющие в рабочем положении степенную, ромбовидную или конусообразную форму, гибкие и/или жесткие фалы для крепления к подвижным устройствам (лебедкам) модуля, включающего набор надувных оболочек, систему выведения надувных оболочек и приведение последних в рабочее положение, систему управления давлением внутри оболочек, систему приведения оболочек в нерабочее положение, при этом поверхности, защищающие набор надувных оболочек, выполнены с возможностью раскрытия на гиперзвуковых скоростях, а степень раскрытия поверхностей зависит от количества надувных оболочек, приведенных в рабочее положение.

При этом надувные оболочки могут иметь изменяемую в процессе движения летательного аппарата форму от ромбовидной до грибовидной, в зависимости от скорости летательного аппарата и параметров внешней среды, либо изменение формы надувной оболочки от ромбовидной до грибовидной может осуществляться через каплевидную форму.

Набор надувных оболочек может состоять из групп оболочек различной формы, при этом каждая из групп приводится в рабочее положение в зависимости от скорости летательного аппарата и параметров внешней среды.

Поверхности, защищающие набор надувных оболочек, могут быть выполнены из термостойкого или абляционного армированного материала.

Планирование летательного аппарата может быть осуществлено путем изменения длины фалов, соединяющих модуль с подвижными устройствами (лебедками), установленными в верхней передней и хвостовой частях летательного аппарата.

Осуществление изобретения поясняется чертежами:

Фиг.1 - система управляемого спуска летательного аппарата;

Фиг.2, 3, 4 - крепление контейнеров с модулем и защитными поверхностями различной формы;

Фиг.5 - летательный аппарат с системой, приведенной в рабочее положение;

Фиг.6 - поверхности, защищающие набор оболочек;

Фиг.7 - система в нерабочем положении;

Фиг.8 - положение системы при дальнейшем торможении;

Фиг.9 - положение системы при использовании угла атаки защитной поверхности;

Фиг.10 - положение системы на завершающем этапе спуска.

Система управляемого спуска летательного аппарата содержит набор 1 надувных оболочек, поверхности 2, защищающие набор надувных оболочек, фалы 3 для крепления модуля 4, к которому прикреплены надувные оболочки.

Система применима к любому летательному аппарату и может использоваться на всех этапах спуска. При этом в нерабочем положении (фиг.7) система компактна и имеет хорошие массогабаритные характеристики, за счет исключения комбинированных устройств, используемых обычно для спуска и приземления, а кроме того, за счет использования гибких надувных оболочек в качестве основного ее элемента.

Поверхности 2, защищающие набор надувных оболочек, используются для защиты надувных оболочек в рабочем положении от трения, возникающего при больших скоростях движения. При этом оболочки не обязательно выполнять из термостойких армированных материалов. Поверхности 2 защищают также от попадания гибких оболочек в движущиеся части летательного аппарата.

Поверхности 2 в нерабочем состоянии совместно со всей системой могут располагаться как внутри летательного аппарата, так и с внешней его стороны (фиг.2, 3, 4).

При приведении в рабочее положение поверхности 2 раздвигаются, жестко фиксируясь с помощью раскрывающего и одновременно стопорного механизма (фиг.1).

Фалы 3 служат для соединения модуля с летательным аппаратом и регулирования угла атаки защитной поверхности модуля. Фалы соединяют модуль с подвижными устройствами (лебедками), установленными в верхней передней и хвостовой частях летательного аппарата.

Система управления давлением внутри оболочек может располагаться как внутри модуля 4, так и на борту летательного аппарата.

Система работает следующим образом.

При входе в верхние слои атмосферы летательный аппарат высвобождает модуль 4, присоединенный к нему с помощью фалов 3. Защитные поверхности 2 раздвигаются (фиг.5). Трущиеся об атмосферу защитные поверхности 2 создают тормозную силу, уменьшая скорость движения летательного аппарата. После чего приводится в рабочее положение набор 1 надувных оболочек. При этом, если форма оболочек являются трансформируемой, то надув последних ведется до придания им необходимой на данных скоростях полета формы, а если набор 1 состоит из групп оболочек различных форм, то осуществляется надув оболочек необходимой при данных скоростях полета формы.

Оболочки, распирая и раздвигая защитные поверхности 2, увеличивают угол при вершине модуля 4, увеличивая и силу торможения (фиг.8).

При дальнейшем снижении скорости летательного аппарата осуществляется постепенное изменение формы оболочек, либо поочередное приведение в действие групп оболочек с необходимой формой.

На низких скоростях полета надувные оболочки выводятся из-за защиты, образованной поверхностями 2 с помощью фалов 3, либо поверхности 2 приводятся в нерабочее положение.

На этапе планирования летательного аппарата регулируется не только форма защитной поверхности с помощью управляемого надува оболочек, но и угол атаки защитной поверхности с помощью изменения длины фалов (фиг.9).

Размер и количество надувных оболочек в наборе рассчитывается с учетом таких факторов, влияющих на процесс полета, как скорость движения летательного аппарата, температура и плотность окружающей среды и т.д.

На завершающих этапах снижения система может быть переведена в положение над летательным аппаратом (фиг.10).

Таким образом, заявляемое изобретение позволит создать универсальную систему для управляемого снижения летательного аппарата на всех этапах, в том числе на гиперзвуковых и сверхзвуковых скоростях, обладающую необходимой надежностью и гарантирующую необходимую точность посадки объекта в заранее определенное место.

1.Системауправляемогоспускаипланированиялетательногоаппарата,содержащаянаборнадувныхоболочек,каждаяизкоторыхсодержит,поменьшеймере,одноустройстводлярегулируемогогазообразованияисредствадлякреплениякмодулю,отличающаясятем,чтодополнительносодержитконтейнердляразмещениясистемывнерабочемположениивзаднейи/иливерхнейчастилетательногоаппарата,поверхности,защищающиенаборнадувныхоболочек,имеющиеврабочемположениистепенную,ромбовиднуюиликонусообразнуюформу,гибкиеи/илижесткиефалыдлякреплениякподвижнымустройстваммодуля,включающегонаборнадувныхоболочек,системувыведениянадувныхоболочекиприведениепоследнихврабочееположение,системууправлениядавлениемвнутриоболочек,системуприведенияоболочеквнерабочееположение,приэтомповерхности,защищающиенаборнадувныхоболочек,выполненысвозможностьюраскрытиянагиперзвуковыхскоростях,астепеньраскрытияповерхностейзависитотколичестванадувныхоболочек,приведенныхврабочееположение.12.Системапоп.1,отличающаясятем,чтонадувныеоболочкиимеютизменяемуювпроцесседвижениялетательногоаппаратаформуотромбовиднойдогрибовидной,взависимостиотскоростилетательногоаппаратаипараметроввнешнейсреды.23.Системапоп.2,отличающаясятем,чтоизменениеформынадувнойоболочкиотромбовиднойдогрибовиднойможетосуществлятьсячерезкаплевиднуюформу.34.Системапоп.1,отличающаясятем,чтонаборнадувныхоболочексостоитизгруппоболочекразличнойформы,приэтомкаждаяизгруппприводитсяврабочееположениевзависимостиотскоростилетательногоаппаратаипараметроввнешнейсреды.45.Системапоп.1,отличающаясятем,чтораскрывающиесяповерхности,защищающиенаборнадувныхоболочек,имеютрегулируемыелобовоесопротивлениеитеплопередачуивыполненыизтермостойкогоилиабляционногоармированногоматериала.56.Системапоп.1,отличающаясятем,чтоуправлениепланированиемлетательногоаппаратаможетосуществлятьсяпосредствомизменениядлиныфалов.6
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
10.04.2013
№216.012.32b7

Устройство для безопасного спуска с высотных объектов

Изобретение может быть использовано в качестве спасательного средства при падении людей с высотных объектов, в том числе при пожаре или захвате зданий террористами. Способ для спасения при спуске с высоты включает использование аэродинамической трубы в качестве средства для спасения. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478526
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.11.2014
№216.013.09f9

Комбинированная оболочка

Изобретение относится к области строительных конструкций. Комбинированная оболочка выполнена из слоя, примыкающего к среде с меньшим давлением, и внутреннего слоя в виде сотовой конструкции. Комбинированная оболочка содержит источник газообразования, клапаны сброса избыточного давления и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533961
Дата охранного документа: 27.11.2014
29.12.2017
№217.015.fc3b

Устройство для обработки биологической жидкости и способ его применения

Изобретение предназначено для комплексной обработки жидкости, преимущественно биологической, и лечения заболеваний, сопровождающихся нарушением состава внутренней среды и полиорганной недостаточностью, когда требуются комплексные корректирующие воздействия на состав жидкости, например крови,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638204
Дата охранного документа: 12.12.2017
11.03.2019
№219.016.d705

Система безопасности транспортного средства

Изобретение относится к обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, а также безопасности самого транспортного средства. Система включает средства для обеспечения безопасности водителя и пассажиров, средства для обеспечения защиты самого транспортного средства,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002299820
Дата охранного документа: 27.05.2007
29.04.2019
№219.017.3e54

Устройство для планирования, торможения и посадки объектов в атмосфере

Изобретение относится к авиационной технике. Устройство для планирования, торможения и посадки объектов содержит основные и по меньшей мере одну дополнительную надувные оболочки, каждая из которых имеет устройство для регулируемого газообразования, контейнер со средствами для закрепления на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002270139
Дата охранного документа: 20.02.2006
29.04.2019
№219.017.4291

Взрывозащищенный корпус объекта

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для предохранения от разрушения при внутреннем или внешнем взрыве транспортных или строительных объектов и конструкций. Технический результат изобретения направлен на обеспечение повышения надежности, сохранения целостности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002303680
Дата охранного документа: 27.07.2007
18.05.2019
№219.017.541c

Система управляемого снижения и посадки летательного аппарата в аварийной ситуации (варианты)

Изобретение относится к авиационной технике. Система по первому варианту исполнения содержит контейнеры для размещения системы в нерабочем положении в верхней и нижней частях летательного аппарата, модули, каждый из которых включает набор надувных оболочек, систему последовательного выведения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263613
Дата охранного документа: 10.11.2005
19.06.2019
№219.017.8574

Способ спасения объектов в жидкой, газообразной и вакуумной средах и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способам и устройствам для спасения объектов, терпящих бедствие, и может быть использовано при спасении надводных, подводных, летательных аппаратов и людей. Способ включает герметизацию полых мешков, присоединение их к спасаемому объекту и надувание полых мешков газом....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224564
Дата охранного документа: 27.02.2004
13.09.2019
№219.017.ca98

Мембранное полифункциональное устройство для обработки биологической жидкости

Относится к медицинской технике. Мембранное полифункциональное устройство для обработки биологической жидкости содержит герметичный полый корпус с входным и выходным отверстиями и размещенными в нем последовательно по высоте корпуса и отделенными друг от друга коррекционным, гемодиализным,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699971
Дата охранного документа: 11.09.2019
24.07.2020
№220.018.37f1

Устройство сорбционной обработки биологической жидкости и способ его применения (варианты)

Группа изобретений относится к медицинской технике. Устройство для сорбционной обработки биологической жидкости содержит корпус с отверстиями для загрузки и выгрузки сорбента и ввода и вывода биологической жидкости. Согласно изобретению введены коническая трубка, используемая для загрузки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727691
Дата охранного документа: 22.07.2020
Показаны записи 1-2 из 2.
18.05.2019
№219.017.541c

Система управляемого снижения и посадки летательного аппарата в аварийной ситуации (варианты)

Изобретение относится к авиационной технике. Система по первому варианту исполнения содержит контейнеры для размещения системы в нерабочем положении в верхней и нижней частях летательного аппарата, модули, каждый из которых включает набор надувных оболочек, систему последовательного выведения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263613
Дата охранного документа: 10.11.2005
19.06.2019
№219.017.8574

Способ спасения объектов в жидкой, газообразной и вакуумной средах и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способам и устройствам для спасения объектов, терпящих бедствие, и может быть использовано при спасении надводных, подводных, летательных аппаратов и людей. Способ включает герметизацию полых мешков, присоединение их к спасаемому объекту и надувание полых мешков газом....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224564
Дата охранного документа: 27.02.2004
+ добавить свой РИД