×
09.05.2019
219.017.4b8f

Результат интеллектуальной деятельности: ПОВОРОТНОЕ ОСЕСИММЕТРИЧНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус со сферической законцовкой на нем и подвижное относительно нее поворотное устройство. Поворотное устройство размещено с возможностью поворота относительно оси, установленной поперек продольной оси двигателя и выполнено в виде сверхзвукового регулируемого сопла с пневмо- и гидросистемами, соединенными системами пневмо- и гидропереброса с соответствующими системами двигателя. Системы пневмо- и гидропереброса размещены в районе оси поворота поворотного устройства. Изобретение позволит расширить диапазон работы двигателя в сверхзвуковую область полёта летательного аппарата и обеспечить надёжную работу пневмо- и гидросистем сверхзвукового сопла при большем количестве циклов поворотов поворотного устройства. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к реактивным двигателям для авиационной техники, в частности к конструкции реактивных сверхзвуковых сопел.

Известно поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус со сферической законцовкой на нем и подвижное относительно нее поворотное устройство с дозвуковым нерегулируемым насадком на нем, установленное с возможностью поворота относительно поперечной оси сопла [1].

Недостатком такого сопла является относительно узкий диапазон работы при дозвуковых скоростях полета летательного аппарата. Здесь следует отметить, что сверхзвуковые регулируемые сопла требуют надежной и герметичной связи пневмо- и гидросистем двигателя и сопла, а обеспечить такую связь в условиях большого количества циклов поворотов сопла относительно корпуса двигателя очень сложно.

Задача изобретения - расширение диапазона работы двигателя в сверхзвуковую область полета летательного аппарата с обеспечением надежной работы пневмо- и гидросистем сверхзвукового сопла при большом количестве циклов поворотов поворотного устройства.

Указанная задача достигается тем, что в поворотном осесимметричном сопле турбореактивного двигателя, содержащем неподвижный корпус со сферической законцовкой на нем и подвижное относительно нее поворотное устройство, размещенное с возможностью поворота относительно оси, установленной поперек продольной оси двигателя, в нем поворотное устройство выполнено в виде сверхзвукового регулируемого сопла с пневмо- и гидросистемами, соединенными системами пневмо- и гидропереброса с соответствующими системами двигателя, причем системы пневмо- и гидропереброса размещены в районе оси поворота поворотного устройства.

Система пневмопереброса может быть выполнена в виде двух радиально установленных втулок, шарнирно закрепленных одна на неподвижном корпусе, а другая на поворотном устройстве, пневматически соединенных между собой заведенными в них и телескопически соединенными между собой полыми угольниками, при этом полость одной втулки соединена с пневмосистемой двигателя, а полость другой - с пневмосистемой поворотного устройства, а каждый из угольников снабжен зубом, заведенным в паз ответной втулки.

Система гидропереброса может быть выполнена в виде двух радиально установленных втулок, шарнирно закрепленных одна на неподвижном корпусе, а другая на поворотном устройстве, гидравлически соединенных между собой заведенными в них и телескопически соединенными между собой полыми угольниками, при этом полость одной втулки соединена с гидросистемой двигателя, а полость другой - с гидросистемой поворотного устройства, а каждый из угольников снабжен зубом, заведенным в паз ответной втулки.

Новым здесь является то, что поворотное устройство выполнено в виде сверхзвукового регулируемого сопла с пневмо- и гидросистемами, соединенными системами пневмо- и гидропереброса с соответствующими системами двигателя, причем системы пневмо- и гидропереброса размещены в районе оси поворота поворотного устройства.

Система пневмопереброса может быть выполнена виде двух радиально установленных втулок, шарнирно закрепленных одна на неподвижном корпусе, а другая на поворотном устройстве, пневматически соединенных между собой заведенными в них и телескопически соединенными между собой полыми угольниками, при этом полость одной втулки соединена с пневмосистемой двигателя, а полость другой - с пневмосистемой поворотного устройства, а каждый из угольников снабжен зубом, заведенным в паз ответной втулки.

Система гидропереброса может быть выполнена в виде двух радиально установленных втулок, шарнирно закрепленных одна на неподвижном корпусе, а другая на поворотном устройстве, гидравлически соединенных между собой заведенными в них и телескопически соединенными между собой полыми угольниками, при этом полость одной втулки соединена с гидросистемой двигателя, а полость другой - с гидросистемой поворотного устройства, а каждый из угольников снабжен зубом, заведенным в паз ответной втулки.

Выполнив поворотное устройство в виде сверхзвукового регулируемого сопла, мы обеспечиваем высокоэффективную работу и сопла, и двигателя на всем диапазоне скоростей полета летательного аппарата - от дозвуковых до сверхзвуковых скоростей. Соединив пневмо- и гидросистемы сверхзвукового регулируемого сопла системами пневмо- и гидропереброса с соответствующими системами двигателя, мы обеспечиваем нормальную работу исполнительных механизмов сверхзвукового регулируемого сопла как в нейтральном положении сопла, так и при его многочисленных циклических отклонениях в ту или иную сторону. Надо отметить, что нормальная работа такого сопла обеспечивается нормальной работой его пневмо- и гидросистем, которые не могут работать без связи с соответствующими системами двигателя.

Разместив системы пневмо- и гидропереброса в районе оси поворота поворотного устройства, мы сводим линейные перемещения места соединения пневмо- и гидросистем двигателя и сопла к минимуму.

Выполнив систему пневмопереброса в виде двух радиально установленных втулок, шарнирно закрепленных одна на неподвижном корпусе, а другая на поворотном устройстве, мы значительно упрощаем процесс сборки устройства.

Пневматически соединив между собой заведенными во втулки полыми угольниками пневмосистему двигателя и пневмосистему поворотного устройства, мы обеспечиваем нормальную работу сверхзвукового регулируемого сопла.

Соединив две втулки, одна из которых закреплена на неподвижном корпусе, а другая на поворотном устройстве, телескопически соединенными между собой полыми угольниками, мы получаем возможность линейного смещения этих втулок друг относительно друга без нарушения пневматической связи сопла и двигателя.

Снабдив каждый из угольников зубом, заведенным в паз ответной втулки, мы исключаем возможность расстыковки втулки и угольника при любых поворотах поворотного устройства относительно неподвижного корпуса двигателя.

Выполнив систему гидропереброса в виде двух радиально установленных втулок, шарнирно закрепленных одна на неподвижном корпусе, а другая на поворотном устройстве, мы значительно упрощаем процесс сборки устройства.

Гидравлически соединив между собой заведенными во втулки полыми угольниками гидросистему двигателя и гидросистему поворотного устройства, мы обеспечиваем нормальную работу сверхзвукового регулируемого сопла.

Соединив две втулки, одна из которых закреплена на неподвижном корпусе, а другая на поворотном устройстве, телескопически соединенными между собой полыми угольниками, мы получаем возможность линейного смещения этих втулок друг относительно друга без нарушения гидравлической связи сопла и двигателя.

Снабдив каждый из угольников зубом, заведенным в паз ответной втулки, мы исключаем возможность расстыковки втулки и угольника при любых поворотах поворотного устройства относительно неподвижного корпуса двигателя.

Конструктивно системы пневмопереброса и гидропереброса выполнены идентичными, что позволяет унифицировать эти системы. Обычно пневмопереброс располагают в районе одной оси поворота поворотного устройства, а гидропереброс с противоположной стороны в районе другой оси поворота.

На фиг.1 показан продольный разрез поворотного сопла;

на фиг.2 - продольный разрез А-А по системе пневмопереброса;

на фиг.3 - продольный разрез по системе гидропереброса (идентичной системе пневмопереброса).

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус 1 двигателя со сферической законцовкой 2 на нем и подвижное относительно нее поворотное устройство 3, размещенное с возможностью поворота относительно оси 4, установленной поперек продольной оси 5 двигателя. С поворотным устройством 3 жестко соединено сверхзвуковое регулируемое сопло 6 с пневмосистемой 7 и гидросистемой 8. Пневмосистема 7 сопла 6 соединена системой пневмопереброса 9 с пневмосистемой 10 двигателя в районе оси поворота 4 поворотного устройства 3 с одной стороны двигателя. А гидросистема 8 сопла 6 соединена системой гидропереброса 11 с гидросистемой 12 двигателя в районе оси поворота 4 поворотного устройства 3 с другой стороны двигателя. Система пневмопереброса 9, выполненная в виде шарнирно-телескопического соединения, содержит две радиально установленных втулки 13 и 14, шарнирно закрепленных одна на неподвижном корпусе 1, а другая на поворотном устройстве 3. Втулки 13 и 14 пневматически соединены между собой заведенными в них и телескопически соединенными между собой полыми угольниками 15 и 16, при этом полость втулки 13 соединена с пневмосистемой 10 двигателя, а полость втулки 14 с пневмосистемой 7 поворотного устройства 3. Угольник 15 снабжен зубом 17, а угольник 16 зубом 18, заведенными в пазы 19 и 20 втулок 13 и 14. Система гидропереброса 11, выполненная в виде шарнирно-телескопического соединения, содержит две радиально установленных втулки 21 и 22, шарнирно закрепленных одна на неподвижном корпусе 1, а другая на поворотном устройстве 3. Втулки 21 и 22 гидравлически соединены между собой заведенными в них и телескопически соединенными между собой полыми угольниками 23 и 24, при этом полость втулки 21 соединена с гидросистемой 12 двигателя, а полость втулки 22 с гидросистемой 8 поворотного устройства 3. Угольник 23 снабжен зубом 25, а угольник 24 зубом 26, заведенными в пазы 27 и 28 втулок 21 и 22. Для поворота поворотного устройства 3 имеются две пары силовых цилиндров 29.

При работе двигателя силовые цилиндры 29 поворачивают поворотное устройство 3 относительно осей 4. При этом угольники 15 и 16 системы пневмопереброса 9 поворачиваются относительно втулок 13 и 14 и линейно перемещаются друг относительно друга. Одновременно с этим угольники 23 и 24 системы гидропереброса 11 поворачиваются относительно своих втулок 21 и 22 и линейно перемещаются друг относительно друга. Таким образом, и при повороте поворотного устройства со сверхзвуковым регулируемым соплом не нарушается связь пневмо- и гидросистем двигателя и сопла.

Источник информации

1. Патент РФ №2095605 от 17.08.87 г., МКИ F 02 K 1/78, опубл. в 1997 г.

1.Поворотноеосесимметричноесоплотурбореактивногодвигателя,содержащеенеподвижныйкорпуссосферическойзаконцовкойнанемиподвижноеотносительнонееповоротноеустройство,размещенноесвозможностьюповоротаотносительнооси,установленнойпоперекпродольнойосидвигателя,отличающеесятем,чтоповоротноеустройствовыполненоввидесверхзвуковогорегулируемогосопласпневмо-игидросистемами,соединеннымисистемамипневмо-игидроперебросассоответствующимисистемамидвигателя,причемсистемыпневмо-игидроперебросаразмещеныврайонеосиповоротаповоротногоустройства.12.Поворотноеосесимметричноесоплотурбореактивногодвигателяпоп.1,отличающеесятем,чтосистемапневмоперебросавыполненаввидедвухрадиальноустановленныхвтулок,шарнирнозакрепленныходнананеподвижномкорпусе,адругаянаповоротномустройстве,пневматическисоединенныхмеждусобой,заведеннымивнихителескопическисоединеннымимеждусобойполымиугольниками,приэтомполостьоднойвтулкисоединенаспневмосистемойдвигателя,аполостьдругой–спневмосистемойповоротногоустройства,акаждыйизугольниковснабжензубом,заведеннымвпазответнойвтулки.23.Поворотноеосесимметричноесоплотурбореактивногодвигателяпоп.1,отличающеесятем,чтосистемагидроперебросавыполненаввидедвухрадиальноустановленныхвтулок,шарнирнозакрепленныходнананеподвижномкорпусе,адругаянаповоротномустройстве,гидравлическисоединенныхмеждусобойзаведеннымивнихителескопическисоединеннымимеждусобойполымиугольниками,приэтомполостьоднойвтулкисоединенасгидросистемойдвигателя,аполостьдругой–сгидросистемойповоротногоустройства,акаждыйизугольниковснабжензубом,заведеннымвпазответнойвтулки.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 23.
20.02.2019
№219.016.bda7

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем створками и расположенными между ними уплотнительными проставками. Проставки подвешены на створках посредством коромысел с лапками, торцы которых установлены с возможностью контактирования со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002258829
Дата охранного документа: 20.08.2005
20.02.2019
№219.016.c4e0

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к турбореактивным двигателям с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом с системой управления и регулирования поворотным соплом, устанавливаемым на высокоманевренных многофункциональных истребителях. Двигатель содержит форсажную камеру и поворотное реактивное сопло...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002153593
Дата охранного документа: 27.07.2000
01.03.2019
№219.016.ca62

Газотурбинный двигатель

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит наружный контур 1 и внутренний контур с последовательно размещенными в нем компрессором высокого давления 2, камерой сгорания 3 и охлаждаемой турбиной 4. Воздушная полость 14 камеры сгорания 3 связана посредством многоканального воздуховода 15 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236609
Дата охранного документа: 20.09.2004
01.03.2019
№219.016.ca7c

Способ испытаний газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к стендовым испытаниям авиационных двигателей, оборудованных соплами с управляемым вектором тяги. Способ испытаний ГТД осуществляют на стенде с силоизмерительным устройством, которое предварительно нагружает осевой, вертикальной и боковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238533
Дата охранного документа: 20.10.2004
10.04.2019
№219.017.0158

Рабочее колесо турбины

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в рабочих колесах турбин газотурбинных двигателей. Рабочее колесо турбины содержит диск с пазами, охлаждаемые рабочие лопатки с полками и зубчатыми хвостовиками, установленными в пазах диска, и пластинчатые замки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002238412
Дата охранного документа: 20.10.2004
10.04.2019
№219.017.0201

Способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине

Изобретение относится к технике, а именно к узлам машин и агрегатов, работающим в среде керосина, в частности к подшипникам скольжения и качения. Способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине заключается в предварительной энергетической обработке жидкости пропусканием ее через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02212579
Дата охранного документа: 20.09.2003
10.04.2019
№219.017.0ade

Система охлаждения турбины турбореактивного двигателя

Система охлаждения турбины турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные коллектор с управляемыми клапанами на выходе, сообщенный своим входом с воздушной полостью камеры сгорания, многоканальный воздуховод, проходящий через внутренние полости сопловых лопаток, сопловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002196239
Дата охранного документа: 10.01.2003
10.04.2019
№219.017.0afe

Двухроторный газотурбинный двигатель

Двухроторный газотурбинный двигатель содержит систему наддува опор, включающую питающий воздуховод с воздухозаборником, полости наддува опор компрессора низкого давления и компрессора высокого давления и полость наддува опор турбин, сообщенные через подвижные уплотнения с газовоздушным трактом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002153590
Дата охранного документа: 27.07.2000
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000090621
Дата охранного документа: 30.06.1951
29.04.2019
№219.017.3eac

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника между двумя вращающимися роторами. Опора двухвального газотурбинного двигателя содержит подшипник, который установлен между валами роторов низкого и высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265742
Дата охранного документа: 10.12.2005
+ добавить свой РИД