×
01.03.2019
219.016.ca7c

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02238533
Дата охранного документа
20.10.2004
Аннотация: Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к стендовым испытаниям авиационных двигателей, оборудованных соплами с управляемым вектором тяги. Способ испытаний ГТД осуществляют на стенде с силоизмерительным устройством, которое предварительно нагружает осевой, вертикальной и боковой силами P, Р, Р, направленными против осевой, вертикальной и боковой составляющих силы тяги до получения их положительных значений в рабочем диапазоне углов отклонения сопла, после выхода двигателя на рабочий режим отклоняют сопло под углом к вертикальной оси двигателя, при каждом угле отклонения определяют осевую, вертикальную и боковую составляющие силы тяги. Строят график зависимости осевой, вертикальной и боковой составляющих силы тяги от угла отклонения сопла и по максимальному значению осевой составляющей силы тяги определяют угол отклонения сопла α, при котором достигается это значение, после чего вертикальную и боковую составляющие силы тяги определяют с помощью следующих зависимостей: Ry факт.=Ry-Ry и Rz факт.=Rz-Rz, где Ry и Rz - величины вертикальной и боковой составляющих сил тяги, определенные непосредственно на стенде при соответствующем угле отклонения сопла, а Ry и Rz - величины вертикальной и боковой составляющих силы тяги, соответствующие на графике углу отклонения сопла α, при котором осевая составляющая силы тяги имеет максимальное значение. Такой способ позволит обеспечить точность измерения. 3 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к стендовым испытаниям новых образцов авиационных двигателей, оборудованных соплами с управляемым вектором тяги.

Известен способ испытаний ГТД, включающий определение сил осевой тяги на стенде с силоизмерительным устройством и предварительное нагружение последнего силой, направленной против силы тяги [1].

Указанный способ предназначен для доводки авиационных двигателей с реверсом тяги. При реализации способа перед запуском двигателя нагружают силоизмерительное устройство стенда осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя. Производят измерение осевых сил при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг и определяют силы прямой и обратной тяг двигателя из выражений:

Rп=Рп-Рн и

Ro=Рн-Ро,

где Рп и Ро - осевые силы, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг, Рн осевая сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя.

Указанным способом невозможно определить вертикальную и боковую составляющие силы тяги для двигателя, оборудованного осесимметричным соплом с управляемым вектором тяги. Кроме того, определение силы тяги известным способом осуществляется с относительно низкой точностью, так как при нем не учитывается начальное отклонение оси сопла от оси двигателя, обусловленное погрешностями его установки. Это особенно важно для испытаний двигателей с поворотными соплами, так как необходимы исходные данные для определения вертикальной и боковой составляющих силы тяги.

Задачей изобретения является определение боковой и вертикальной составляющих силы тяги двигателя, оборудованного поворотным осесимметричным соплом, с учетом первоначального отклонения оси сопла от оси двигателя для обеспечения точности измерения.

Указанная задача решается тем, что в известном способе испытаний газотурбинного двигателя, включающем определение осевой тяги на стенде с силоизмерительным устройством и предварительное нагружение последнего силой, направленной против силы тяги и меньшей ее по величине, дополнительно нагружают силоизмерительное устройство силами, направленными против вертикальной и боковой составляющих силы тяги до получения их положительных значений в рабочем диапазоне углов отклонения сопла, после выхода двигателя на рабочий режим отклоняют сопло под углом к вертикальной оси двигателя, при каждом угле отклонения дополнительно к осевой определяют вертикальную и боковую составляющие силы тяги, строят графики зависимости осевой, вертикальной и боковой составляющих силы тяги от угла отклонения сопла и по максимальному значению осевой составляющей силы тяги определяют угол отклонения сопла α, при котором достигается максимальное значение осевой составляющей силы тяги, после чего вертикальную и боковую составляющие тяги определяют с помощью следующих зависимостей:

Ry факт.=Ry-Ry0 и Rz факт.=Rz-Rz0,

где Ry и Rz - величины вертикальной и боковой составляющих сил тяги, определенные непосредственно на стенде при соответствующем угле отклонения сопла, а Ry0 и Rz0 - величины вертикальной и боковой составляющих сил тяги, соответствующих на графике углу отклонения сопла, при котором осевая составляющая силы тяги имеет максимальное значение.

Такое осуществление способа позволяет определить начальное отклонение оси сопла от продольной оси двигателя, обусловленное погрешностями его установки, и с учетом этого отклонения определить боковую и вертикальную составляющие силы тяги для двигателя с поворотным осесимметричным соплом, что значительно повышает точность определения этих составляющих.

На фиг.1 показана принципиальная схема стенда для реализации предложенного способа,

на фиг.2 - вид сбоку на стенд,

на фиг.3 - графики зависимости осевой, вертикальной и боковой составляющих силы тяги от угла поворота сопла.

Стенд содержит силоизмерительное устройство, включающее динамометрическую платформу 1 с блоком измерения усилий 2 и раму 3 для установки испытываемого двигателя 4 с поворотным соплом 5.

Блок измерения усилий 2 снабжен приспособлениями 6, 7 и 8 для загрузки устройства соответственно осевой, вертикальной и боковой силами.

На фиг.1 углом α0 обозначено первоначальное отклонение оси поворотного сопла 5 от продольной оси двигателя.

На фиг.2 показаны различные положения сопла 5 при его перемещении в плоскости, проходящей под углом β к вертикальной оси двигателя: предельное "нижнее" положение сопла А, промежуточное положение В сопла между нейтральным и предельно "нижним", предельно "верхнее" положение сопла С и промежуточное положение сопла D между нейтральным положением и предельно "верхним".

Способ осуществляют следующим образом. Перед запуском двигателя блок измерения усилий 2 силоизмерительного устройства нагружают с помощью приспособлений 6, 7 и 8 осевой силой Р1, вертикальной и боковой силами Р2 и Р3, обеспечивающими положительные значения этих составляющих при отклонении сопла в рабочем диапазоне углов. Запускают двигатель, выходят на рабочий режим и с помощью блока измерения усилий 2 определяют осевую, вертикальную и боковую составляющие силы тяги. Затем отклоняют сопло 5 в положения А, В, С, D и при каждом угле отклонения повторяют измерение осевой, вертикальной и боковой составляющих силы тяги двигателя. Строят график зависимости осевой, вертикальной и боковой составляющих силы тяги от угла отклонения сопла (фиг.3) и по максимальному значению осевой составляющей силы тяги определяют угол отклонения сопла α, при котором достигается это значение. Далее определяют вертикальную и боковую составляющие силы тяги с помощью следующих зависимостей:

Ry факт=Ry-Ry0 и Rz факт.=Rz-Rz0,

где Ry и Rz - величины вертикальной и боковой составляющих сил тяги, определенные непосредственно на стенде при соответствующем угле отклонения сопла, а Ry0 и Rz0 - величины вертикальной и боковой составляющих сил тяги, соответствующих на графике углу отклонения сопла α, при котором осевая составляющая силы тяги имеет максимальное значение.

Осуществление изобретения позволяет повысить точность измерения составляющих сил тяги двигателя.

Источники информации

1. Патент РФ, кл. G 01 M 15/00, №2162593, опубл. 19.12.1995 г.

Способиспытанийгазотурбинногодвигателя,включающийопределениеосевойтягинастендессилоизмерительнымустройствомипредварительноенагружениепоследнегосилой,направленнойпротивсилытягиименьшейееповеличине,отличающийсятем,чтодлядвигателя,оборудованногоосесимметричнымсопломсуправляемымвекторомтяги,дополнительнонагружаютсилоизмерительноеустройствосилами,направленнымипротиввертикальнойибоковойсоставляющихсилытягидополученияихположительныхзначенийврабочемдиапазонеугловотклонениясопла,послевыходадвигателянарабочийрежимотклоняютсоплоподугломквертикальнойосидвигателя,прикаждомуглеотклонениядополнительнокосевойопределяютвертикальнуюибоковуюсоставляющиесилытяги,строятграфикзависимостиосевой,вертикальнойибоковойсоставляющихсилытягиотуглаотклонениясоплаипомаксимальномузначениюосевойсоставляющейсилытягиопределяютуголотклонениясоплаα,прикоторомдостигаетсяэтозначение,послечеговертикальнуюибоковуюсоставляющиесилытягиопределяютспомощьюследующихзависимостей:R=R-R,R=R-R,гдеRиR-величинывертикальнойибоковойсоставляющихсилтяги,определенныенепосредственнонастендеприсоответствующемуглеотклонениясопла;RиR-величинывертикальнойибоковойсоставляющихсилытяги,соответствующиенаграфикеуглуотклонениясоплаα,прикоторомосеваясоставляющаясилытягиимеетмаксимальноезначение.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 97.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.03.2014
№216.012.aeea

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510493
Дата охранного документа: 27.03.2014
Показаны записи 1-10 из 22.
20.02.2019
№219.016.bda7

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем створками и расположенными между ними уплотнительными проставками. Проставки подвешены на створках посредством коромысел с лапками, торцы которых установлены с возможностью контактирования со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002258829
Дата охранного документа: 20.08.2005
20.02.2019
№219.016.c4e0

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к турбореактивным двигателям с форсажной камерой и поворотным реактивным соплом с системой управления и регулирования поворотным соплом, устанавливаемым на высокоманевренных многофункциональных истребителях. Двигатель содержит форсажную камеру и поворотное реактивное сопло...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002153593
Дата охранного документа: 27.07.2000
01.03.2019
№219.016.ca62

Газотурбинный двигатель

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит наружный контур 1 и внутренний контур с последовательно размещенными в нем компрессором высокого давления 2, камерой сгорания 3 и охлаждаемой турбиной 4. Воздушная полость 14 камеры сгорания 3 связана посредством многоканального воздуховода 15 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236609
Дата охранного документа: 20.09.2004
11.03.2019
№219.016.de71

Способ охлаждения рабочего колеса турбины многорежимного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области охлаждения турбореактивных двигателей. Для осуществления способа при переходе двигателя на крейсерский режим наряду с уменьшением расхода охлаждающего воздуха, поступающего в коллектор, подводят газ из проточной части турбины на вход системы охлаждения рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002159335
Дата охранного документа: 20.11.2000
10.04.2019
№219.017.0158

Рабочее колесо турбины

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в рабочих колесах турбин газотурбинных двигателей. Рабочее колесо турбины содержит диск с пазами, охлаждаемые рабочие лопатки с полками и зубчатыми хвостовиками, установленными в пазах диска, и пластинчатые замки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002238412
Дата охранного документа: 20.10.2004
10.04.2019
№219.017.0201

Способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине

Изобретение относится к технике, а именно к узлам машин и агрегатов, работающим в среде керосина, в частности к подшипникам скольжения и качения. Способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине заключается в предварительной энергетической обработке жидкости пропусканием ее через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02212579
Дата охранного документа: 20.09.2003
10.04.2019
№219.017.0ade

Система охлаждения турбины турбореактивного двигателя

Система охлаждения турбины турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные коллектор с управляемыми клапанами на выходе, сообщенный своим входом с воздушной полостью камеры сгорания, многоканальный воздуховод, проходящий через внутренние полости сопловых лопаток, сопловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002196239
Дата охранного документа: 10.01.2003
10.04.2019
№219.017.0afe

Двухроторный газотурбинный двигатель

Двухроторный газотурбинный двигатель содержит систему наддува опор, включающую питающий воздуховод с воздухозаборником, полости наддува опор компрессора низкого давления и компрессора высокого давления и полость наддува опор турбин, сообщенные через подвижные уплотнения с газовоздушным трактом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002153590
Дата охранного документа: 27.07.2000
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000090621
Дата охранного документа: 30.06.1951
29.04.2019
№219.017.3eac

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника между двумя вращающимися роторами. Опора двухвального газотурбинного двигателя содержит подшипник, который установлен между валами роторов низкого и высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265742
Дата охранного документа: 10.12.2005
+ добавить свой РИД