×
29.04.2019
219.017.42d1

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА И СПОСОБ АВИАЦИОННОЙ РАДИОСВЯЗИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационной радиосвязи между летательными аппаратами, выполняющими единую для всех тактическую задачу, и наземным командным пунктом. Система предназначена для обеспечения высокоскоростного обмена информацией как между летательными аппаратами (ЛА), так и между ЛА и наземным командным пунктом (НКП). Техническим результатом является повышение эффективности управления групп ЛА с НКП на основании полученной информации мониторинга и координат ЛА. Настоящее изобретение представляет собой радиосистему, которая состоит из бортовой и наземной аппаратуры. В данной системе организуются следующие режимы радиосвязи: дежурный пассивный режим, рабочие режимы передачи информации между ЛА и НКП, а также между отдельными ЛА. При проведении радиосвязи обеспечивается пеленгация ЛА и соответствующее взаимное наведение направленных антенн. В режиме организации радиосвязи обеспечивается передача координат ЛА, в соответствии с которыми осуществляется первоначальное наведение направленных антенн летательного аппарата передающего и принимающего информацию. 2 н. и 5 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области радиосвязи между летательными аппаратами, выполняющими единую для всех тактическую задачу, и наземным командным пунктом. Система предназначена для передачи с высокой скоростью информации между летательными аппаратами (ЛА) и между ЛА и наземным командным пунктом (НКП).

В настоящее время известны различные системы радиосвязи между ЛА и НКП, используемых для решения различных тактических задач. Широко распространенными являются системы двухсторонней радиосвязи как между отдельными ЛА, так и между ЛА и НКП, предназначенные для передачи низкоскоростных сигналов и команд управления как в военной, так и в гражданской авиации. Большинство таких радиостанций работает в диапазоне частот 220-400 МГц со скоростью передачи до 32 Кбит/, используя при этом слабонаправленные бортовые и наземные антенны.

Известна узкоспециализированная навигационная радиосистема типа «ДЖИТИДС» (Журнал «Зарубежная радиоэлектроника», 1988, №5, 1991, №5), основанная на применении специального протокола обмена информацией, которая обеспечивает работу с несколькими подвижными объектами. В данной системе подвижные объекты являются пользователями навигационной информации, получаемой с командного пункта. Все пользователи навигационной информации подразделяются на основных и второстепенных, при этом основные пользователи осуществляют временную синхронизацию в активном режиме, в то время как второстепенные - в пассивном режиме. Независимо от своего статуса пользователи определяют свое местоположение в координатной сетке: геодезические координаты и относительный азимут. Скорость передачи сообщений в этой системе может быть переменной и определяется системой приоритетов. Принципы сигналообразования, заложенные в системе «ДЖИТИДС», рассчитаны на наихудшие условия постановки помех, что приводит к снижению скорости передачи информации примерно до 16 Кбит/с. Связь между отдельными ЛА отсутствует и осуществляется только через НКП.

Наиболее близким техническим решением является система радиосвязи с подвижными объектами по заявке РФ № RU 2005130586, Н04В (прототип), состоящая из наземного комплекса (НК), включающего наземную антенну, радиостанцию, подключенную двухсторонними связями через аппаратуру передачи данных к соответствующему первому входу/выходу вычислителя автоматизированного рабочего места (АРМ), первый вход которого подключен к приемнику сигналов навигационных спутниковых систем, второй вход - к пульту управления АРМ, а выход - к монитору АРМ, формирователь типа ретранслируемых сообщений, соединенный с соответствующим входом вычислителя АРМ, N подвижных воздушных объектов (ВО), в состав каждого из которых входят бортовые датчики, бортовые приемник сигналов навигационных спутниковых систем, анализатор типа принимаемых сообщений и бортовой формирователь типа ретранслируемых сообщений, каждый из которых соединен с соответствующими входами бортового вычислителя, выход которого подключен к входу блока регистрации данных, а вход/выход - к двунаправленной шине системы управления подвижным воздушным объектом, бортовой вычислитель через последовательно соединенные бортовые аппаратуру передачи данных и радиостанцию подключен к бортовой антенне, причем передача данных с НК обеспечивается по цепочке последовательно соединенных первого подвижного воздушного объекта, второго ВО и далее до N-го ВО, а передача данных с N-го ВО на НК осуществляется в обратном порядке, последнее и является недостатком данной системы. Нарушение или выход из строя одного из звеньев (летательного аппарата) выводит из строя всю систему в целом, для исключения этого в системе радиосвязи по заявке № RU 2005130586 требуется отслеживание горизонтальной направленности антенн каждого летательного аппарата и для чего дополнительно введены специальные блоки радиоаппратуры.

Целью заявленного изобретения является обеспечение скрытного и помехозащищенного обмена цифровой информацией мониторинга (изображениями земной поверхности в видимом и радиолокационном диапазонах длин волн, данными радио и радиотехнической разведки) с мегабитными скоростями передачи информации вплоть до n×16 Мбит/с, где n=0.5, 1, 2,…16, а также низкоскоростными сигналами координат ЛА и команд управления в сети связи между отдельными ЛА в группе и обмен информацией мониторинга между ЛА и НКП и управление отдельными ЛА с НКП. Заложенные принципы формирования радиосети позволяют осуществить совместную обработку информации мониторинга от всех ЛА группы в НКП и оптимизацию действий отдельных ЛА в группе, что повышает эффективность управления групп ЛА с НКП на основании полученной информации мониторинга и координат ЛА.

На чертеже изображена блок-схема системы радиосвязи согласно настоящему изобретению.

Заявляемая радиосистема состоит из бортовой и наземной аппаратуры. Бортовая аппаратура включает источник информации мониторинга (1), приемник сигналов навигационной спутниковой системы (2), выходы которых через коммутатор (3) подключаются при передаче к блоку цифрового модема (4), включающему алгоритмы модуляции и демодуляции псевдошумового сигнала (ПШС), один выход/вход которого двухсторонними связями подключен к блоку записи и хранения информации (5), второй выход - к монитору (6), третий выход - к блоку пеленгации (7), а четвертый выход/вход подключается через антенный коммутатор (8) либо к слабонаправленной приемно-передающей антенне (9), либо к направленной передающей (10), либо к направленной приемной антенне (11), диаграммы направленности которых направляются в сторону НКП или другого ЛА блоком цифрового управления (12).

В наземной аппаратуре, состоящей из передающей направленной антенны (13) и направленной в сторону ЛА приемной антенны (14), блоков управления (15) и пеленгации (16), выходы всех антенн, включая слабонаправленную приемно-передающую (17), подключены через антенный коммутатор (18) к блоку цифрового модема (19), связанному двухсторонними связями с компьютером рабочего места оператора (20), с блоком записи и хранения (21) и монитором (22). При передаче информации от одного ЛА к другому в приемной части используется аппаратура ЛА, рассмотренная выше.

Радиосистема работает в одном из двух режимов. Один режим - пассивный мониторинг. В этом случае первоначально сигнал с выхода источника информации мониторинга (1) через интерфейс блока цифрового модема (4) поступает в блок записи и хранения (5) и одновременно просматривается оператором на мониторе (6). В случае обнаружения важной для получателя информации радиолиния переключается в режим организации связи.

В другом режиме ЛА - инициатор связи в закрепленном за ним радиоканале передает со скоростью до 16 Кбит/с цифровой сигнал вызова, включающий адрес вызываемого абонента и сигнал собственных координат, формируемый в приемнике сигналов GPS-Глонасс (2) и подаваемый через коммутатор (3) в блок цифрового модема (4), программное обеспечение которого реализует необходимые алгоритмы кодирования, формирование псевдошумового сигнала (ПШС) с большой базой для обеспечения помехозащиты и скрытности работы радиолиний, формирование синхросигналов, фазовую модуляцию колебания промежуточной частоты. Антенный коммутатор (8) подключает слабонаправленную передающую антенну, включающую преобразователь частоты сигнала в сантиметровый диапазон волн и излучатель, обеспечивающий всенаправленное излучение в азимутальной плоскости и направленное излучение в угломестной плоскости с учетом угловых эволюций ЛА. Аналогичная аппаратура используется на всех ЛА.

Режим организации связи является низкоскоростным режимом управления сетью связи и обмена координатной информацией ЛА, при котором слабонаправленные приемные антенны всех ЛА (9) и НКП (17) подключены посредством соответствующих бортовых и наземных антенных коммутаторов к цифровым модемам. При организации связи с НКП сигнал с выхода антенны (17) на промежуточной частоте поступает в блок цифрового модема (19), осуществляющего демодуляцию и декодирование принятого сигнала. После выделения сигнала адреса в блоке (19) формируется сигнал квитанции, подтверждающий (или запрещающий) вызов и содержащий адрес ЛА - инициатора связи.

При организации связи в радиолинии "ЛА-ЛА" сигнал обрабатывается аналогичным образом. После выделения адреса в блоке цифрового модема (4) вызываемого ЛА формируется сигнал квитанции, содержащий, помимо адреса ЛА - инициатора связи, координаты вызываемого ЛА.

Координаты неподвижного НКП известны всем ЛА заранее и не передаются. Одновременно на основании сигналов координат ЛА - инициатора связи, выделенных при демодуляции сигнала вызова, блок управления диаграммой направленности антенной наводит направленную приемную антенну (14) НКП или (11) ЛА в направлении на ЛА - инициатор связи.

Сформированный сигнал квитанции с координатами ЛА передается в закрепленном радиоканале и выделяется получающим его ЛА - инициатором связи в соответствии с сигналом адреса.

В радиолинии используется поочередная во времени передача и прием сообщений слабонаправленными антеннами ЛА. Сигнал квитанции с выхода слабонаправленной приемной антенны ЛА - инициатора связи через антенный коммутатор поступает со скоростью до 16 Кбит/с в блок цифрового модема. На основании выделенного в блоке (4) сигнала координат ЛА блок цифрового управления (12) направляет направленную передающую антенну (10) в направлении на ЛА или НКП, приемные антенны которых наведены на ЛА - инициатор связи. После организации радиолинии по команде из процессора блока (4) осуществляется включение второго режима.

В режиме передачи высокоскоростной информации мониторинга сигнал соответствующего источника (1) в цифровой форме через коммутатор (3) поступает в блок (4) или может подаваться из блока записи и хранения (5).

В блоке модема (4) высокоскоростной сигнал кодируется каскадным кодом, объединяется со специальными синхросигналами и модулирует по фазе (ОФМ-2 или ОФМ-4) колебание промежуточной частоты. В бортовой (или наземной) приемной аппаратуре сигнал с выхода направленной приемной антенны через антенный коммутатор поступает в блок цифрового модема, осуществляющего демодуляцию и декодирование принятого сигнала, который отображается в дальнейшем на экране монитора рабочего места оператора РМО (22) и записывается в блоке записи (21) наземной аппаратуры или в блоке записи бортовой аппаратуры (5).

При передаче сигналов направленной передающей бортовой антенной приемная направленная антенна ЛА (11) работает одновременно в режиме пеленгации низкоскоростного сигнала. Последовательное переключение блоком управления (12) диаграммы направленности приемной антенны ЛА в каждое из 4-х направлений по азимуту и углу места позволяет определить в блоке пеленгации (7) взаимное смещение ЛА и блок управления (12) наводит передающую антенну на сместившийся ЛА-получатель. Аналогичные задачи решают блок пеленгации низкоскоростного сигнала и блок управления в приемной части ЛА - получателя информации мониторинга в результате обработки информационного сигнала, наводя приемную направленную антенну на ЛА-излучатель.

В радиолинии "ЛА-НКП" пеленгатор, используемый в НКП, измеряет смещение ЛА в результате обработки информационного сигнала мониторинга, передаваемого ЛА, и блок управления на основании результатов измерений наводит направленную приемную антенну НП на ЛА-излучатель.

Направленные приемопередающие антенны ЛА и НКП обеспечивают передачу высокоскоростной информации мониторинга со скоростями до n×16 Мбит/с на расстоянии прямой геометрической видимости 250-300 км в радиолинии ЛА-НКП и на расстоянии 50-100 км между ЛА.

Применение широкополосных ПШС с большой базой позволяет обеспечить скрытность работы радиолиний и помехозащиту при передаче слабонаправленными антеннами низкоскоростных сигналов вызова. При передаче высокоскоростных сообщений помехозащита и скрытность работы радиолиний обеспечивается за счет пространственной селекции, реализуемой высоконаправленными антеннами, и адаптивного уменьшения скорости передачи информации при увеличении мощности помех.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
04.04.2019
№219.016.fc26

Двухчастотная двухполяризационная вибраторно-вибраторная антенная решетка (ар) широкоугольного сканирования с повышенной помехоустойчивостью антенны метрового диапазона

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано при создании двухчастотных, двухполяризационных фазированных антенных решеток широкоугольного сканирования для приема/передачи сигналов в метровом и дециметровом диапазоне частот различной поляризации в широком секторе углов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002395879
Дата охранного документа: 27.07.2010
18.05.2019
№219.017.571c

Широкополосное волноводное щелевое двухканальное излучающее устройство круговой поляризации

Изобретение относится к области электротехники, а именно к антенной технике. Техническим результатом является увеличение широкополосности одновременно по двум его основным техническим параметрам (по излучаемой мощности Ризл. и коэффициенту эллиптичности Кэл). Данный технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002386199
Дата охранного документа: 10.04.2010
18.05.2019
№219.017.5a28

Антенно-электронный блок с управляемой конфигурацией диаграммы направленности

Изобретение относится к области антенной техники, применяемой для радиосвязи между летательными аппаратами (ЛА) и между ЛА и наземным командным пунктом, входящими в единую сеть обмена информацией. Антенно-электронный блок (АЭБ) предназначен для формирования излучения остронаправленных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002408140
Дата охранного документа: 27.12.2010
Показаны записи 1-10 из 26.
20.06.2014
№216.012.d230

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519579
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.06.2014
№216.012.d489

Система электропитания транспортного средства

Изобретение относится к системам пуска двигателей автомобилей, железнодорожного транспорта, электротранспорта. Система содержит аккумуляторную батарею и накопитель энергии, модуль управления и контроля системы (МУК) электропитания, модуль преобразования напряжения (МПН), модуль силовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520180
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.07.2014
№216.012.e251

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастным несущим, рулевым или тяговым винтам винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата, смонтированный на вале винта, включает лопасти, втулку с рукавами, радиальные подшипники качения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523723
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.06.2015
№216.013.5351

Устройство и способ компенсации узкополосных помех в цифровых радиосистемах передачи информации

Изобретение относится к технике радиосвязи и может быть для использовано для компенсации узкополосных помех. Технический результат - повышение помехоустойчивости приема двоичных цифровых сигналов в результате компенсации ансамбля узкополосных помех, полоса Δf каждой из которых и полоса Δf...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552850
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.07.2015
№216.013.6086

Способ электролитно-плазменного удаления полимерных покрытий с поверхности пластинчатого торсина несущего винта вертолета

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для удаления полимерных покрытий с поверхности деталей из легированных сталей, в частности из нержавеющих трип-сталей высокой прочности и пластичности, а также при восстановлении особо ответственных деталей летательных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556251
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.10.2015
№216.013.86e8

Способ электролитно-плазменного удаления полимерных покрытий с поверхности детали из легированных сталей

Изобретение относится к технологии электролитно-плазменного удаления защитных покрытий из полимерных материалов с поверхности деталей из легированных сталей, в частности из нержавеющих трип-сталей высокой прочности и пластичности, и может быть использовано при восстановлении особо ответственных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566139
Дата охранного документа: 20.10.2015
13.02.2018
№218.016.206e

Способ контактной стыковой сварки рельсов

Изобретение может быть использовано при изготовлении длинномерных рельсов и бесстыковых плетей для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта. После предварительной механической обработки осуществляют разогрев свариваемых концов рельсов и осадку. После осадки производят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641586
Дата охранного документа: 18.01.2018
10.05.2018
№218.016.3ae9

Система индикации взлета и посадки летательных аппаратов

Система индикации взлета и посадки содержит командно-пилотажный индикатор, информационно-измерительную систему (ИИС), бортовую цифровую вычислительную систему, систему автоматического управления, систему единой индикации с отображением на экране набора определенных индикационных маркеров. ИИС...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647344
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.4cbb

Комплекс бортового оборудования вертолета

Многофункциональный комплекс бортового оборудования вертолета содержит пульт-вычислитель навигационный с приемником спутниковой связи (1), систему автоматического управления (2), систему электронной индикации (3), навигационную систему (4), включающую в себя устройство определения крена,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652344
Дата охранного документа: 25.04.2018
01.03.2019
№219.016.cdbc

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастному несущему винту винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт с системой складывания лопастей включает лопасти, втулку с проушинами и соединение лопастей со втулкой. Соединение содержит горизонтальный шарнир, осевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002410287
Дата охранного документа: 27.01.2011
+ добавить свой РИД