×
29.04.2019
219.017.42ab

СООСНАЯ НЕСУЩАЯ СИСТЕМА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в вертолетостроении. Соосная несущая система содержит редуктор с двумя валами противоположного вращения, на которых смонтированы втулки несущих винтов. Два соединенных между собой и подвижных в осевом направлении автомата перекоса кинематически связаны с поводками лопастей и суммирующей рычажной системой общего и дифференциального шага. Втулки несущих винтов выполнены двухлопастными с общими горизонтальными шарнирами, поводки лопастей втулки нижнего винта связаны с нижним автоматом перекоса через качалки, смонтированные на расположенной под втулкой нижнего винта ползушке. Поводки лопастей втулки верхнего винта соединены тягами непосредственно с верхним автоматом перекоса. Радиусы поводков на втулке верхнего винта выполнены большими, чем на втулке нижнего винта. Нижний автомат перекоса и ползушка кинематически связаны с системой управления общим и дифференциальным шагом через суммирующую рычажную систему, в которой один рычаг связан одним плечом с управлением дифференциальным шагом, а вторым с ползушкой. Второй рычаг, шарнирно закрепленный на первом, соединен своими плечами с управлением общим шагом и с ползуном нижнего автомата перекоса. Достигается повышение надежности соосной несущей системы. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в вертолетостроении.

Известна соосная несущая система, содержащая редуктор, на валах и картере которого смонтированы втулки несущих винтов, два неподвижных в осевом направлении автомата перекоса, кинематически связанных с поводками лопастей через установленные на ползушках качалки и устройство для изменения общего и дифференциального шага лопастей с помощью подвижных в осевом направлении тяг управления, расположенных внутри полого вала и связанных с ползушками с помощью пальцев, проходящих через сквозные прорези в вале верхнего винта. Наличие сквозных прорезей в вале верхнего винта, необходимых для перемещения ползушек, существенно снижает динамическую прочность вала верхнего винта (см. Вертолет, КА-26, стр.107-110, Москва, издательство "Транспорт", 1982 г.).

Известна другая соосная несущая система, в которой отсутствует указанный недостаток, так как управление несущими винтами осуществляется без применения тяг, проходящих внутри вала верхнего винта и соответственно в валу верхнего винта отсутствуют снижающие прочность прорези (см. заявку на изобретение ОАО "Камов" №2004109704/11 (010601) от 01.04.04 г. Решение о выдаче патента от 2.06.05 г.). Указанная соосная несущая система является наиболее близким прототипом к предложенному техническому решению.

Эта соосная несущая система, содержащая редуктор с двумя валами противоположного вращения, на которых смонтированы втулки несущих винтов, два соединенных между собой и подвижных в осевом направлении автомата перекоса, кинематически связанных с поводками лопастей с помощью рычажных качалок, а с управлением общим и дифференциальным шагом через суммирующий рычажный механизм.

Недостатком указанной несущей системы является сложность управления, связанная с наличием в проводке к каждой лопасти работающих на изгиб качалок, а также наличием на качалках требующих технического обслуживания шарниров. Более отрицательно это сказывается на работе верхнего несущего винта, так как цепь управления к нему более длинная и количество шарниров больше.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение надежности соосной несущей системы за счет упрощения конструкции, повышения жесткости проводки управления к верхнему винту, снижения трудоемкости обслуживания за счет уменьшения количества кинематических элементов между верхним автоматом перекоса и верхним несущим винтом.

Эта цель достигается тем, что в соосной несущей системе, содержащей редуктор с двумя валами противоположного вращения, на которых смонтированы втулки несущих винтов, два соединенных между собой и подвижных в осевом направлении автомата перекоса, кинематически связанных с поводками лопастей и суммирующей рычажной системой общего и дифференциального шага, втулки несущих винтов выполнены двухлопастными с общим горизонтальным шарниром, поводки лопастей втулки нижнего винта связаны с нижним автоматом перекоса через качалки, смонтированные на расположенной под втулкой нижнего винта ползушке, а поводки лопастей втулки верхнего винта соединены тягами непосредственно с верхним автоматом перекоса, при этом радиусы поводков на втулке верхнего винта выполнены большими, чем на втулке нижнего винта, а нижний автомат перекоса и ползушка кинематически связаны с системой управления общим и дифференциальным шагом через суммирующую рычажную систему, в которой один рычаг связан одним плечом с управлением дифференциальным шагом, а вторым - с ползушкой, а второй рычаг, шарнирно закрепленный на первом, соединен своими плечами с управлением общим шагом и нижним автоматом перекоса.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 схематически изображена предлагаемая соосная несущая система, а на фиг.2 - вид А.

Соосная несущая система состоит из редуктора 1 с двумя валами 2 и 3 противоположного вращения, на которых смонтированы втулки несущих винтов 4 и 5, на которые устанавливаются лопасти.

Втулки несущих винтов 4 и 5 выполнены двухлопастными с общими горизонтальными шарнирами 6 и 7, которые не нагружены центробежной силой.

Такие винты выполняются также без вертикальных шарниров, что значительно упрощает конструкцию втулок несущих винтов.

Система управления несущими винтами содержит два соединенных между собой тягами 8 и подвижных в осевом направлении автоматов перекоса 9 и 10.

Поводки лопастей 11 втулки нижнего винта 5 связаны с нижним автоматом перекоса 9 тягами 12, 13 через качалки 14, смонтированные на ползушке 15, установленной на стакане 16 редуктора 1.

Поводки лопастей 17 втулки верхнего винта 4 соединены тягами 18 непосредственно с верхним автоматом перекоса.

Одинаковые величины передаточных отношений между осевыми шарнирами 19 и 20 втулок несущих винтов 4 и 5 и автоматами перекоса 9 и 10 обеспечиваются выполнением радиусов поводков 17 на втулке верхнего винта большими, чем на поводках 11 на втулке нижнего винта. Это значит, что кинематика системы управления подбирается таким образом, чтобы при даче общего, дифференциального или циклического шага изменение углов установки на верхнем и на нижнем винте происходило на одинаковые величины.

Нижний автомат перекоса 9 и ползушка 15 связаны с системой управления общим и дифференциальным шагом через суммирующую рычажную систему 21, она содержит рычаг 22, шарнирно установленный на носке редуктора 1 и с одной стороны связанный с ползуном 23 ползушки 15, а с другой стороны - с тягой 24, идущей к управлению дифференциальным шагом.

На рычаге 22 шарнирно установлен рычаг 25. Одним своим плечом он соединен с ползуном 26 нижнего автомата перекоса, а вторым - с тягой 27, идущей к управлению общим шагом.

Наружные кольца автоматов перекоса 28 и 29 соединены шлиц-шарнирами 30 и 31 с корпусом втулки нижнего винта.

Тяга 12 снабжена на концах шарнирными (сферическими) подшипниками, в то время как вторая тяга, соединяющая вторую качалку 14 с наружным кольцом 28 автомата перекоса 9, выполнена в виде поводка 32, способного передавать усилие в плоскости вращения от наружного кольца нижнего автомата перекоса на качалку 14 (см. Вид А).

Внутреннее кольцо 33 автомата перекоса 10 связано с шлиц-шарниром 34 с валом 3.

С системой управления циклическим шагом автомат перекоса 9 соединен тягой 35.

При работе валы 2 и 3 редуктора 1 с установленными на них несущими винтами вращаются в разные стороны, при этом наружные кольца 28 и 29 автоматов перекоса через шлиц-шарниры 30, 31, а качалки 14 ползушки 15 через поводок 32 связаны с нижним несущим винтом и вращаются с ним в одну сторону, например против часовой стрелки, а внутреннее кольцо 33 автомата перекоса 10, будучи связано шлиц-шарниром 34 с валом 3, вращается с этим валом и верхним несущим винтом в противоположную сторону, т.е. по часовой стрелке.

Управление циклическим шагом осуществляется путем наклона автоматов перекоса тягой 35 от системы управления циклическим шагом, при этом циклическое изменение углов установки лопастей нижнего винта 5 производится тягами 12, 13 и поводком 32 через качалки 14 от автомата перекоса 9, а изменение углов установки на верхнем винте 4 от автомата перекоса 10 непосредственно тягами 18, а так как величины передаточных отношений между осевыми шарнирами и автоматами перекоса выбраны одинаковыми, то циклические изменения углов установки на одинаковых азимутах обеих винтов будут одинаковыми.

Управление общим шагом осуществляется от тяги 27, которая поворачивает рычаг 25 суммирующей рычажной системы 21, при этом движение передается на ползун 26 автомата перекоса 9, и оба автомата перекоса, связанные друг с другом соединительными тягами 8, одновременно перемещаются на одну и ту же величину. Так как передаточные отношения между автоматами перекоса и осевыми шарнирами подобраны одинаковыми, то при осевом перемещении автоматов перекоса происходит одновременное увеличение или уменьшение углов установки на лопастях верхнего и нижнего винтов на одинаковую величину.

Управление дифференциальным шагом, т.е. увеличение углов установки (шага) лопастей одного из несущих винтов при одновременном уменьшении на ту же величину шага другого несущего винта, осуществляется следующим образом.

Перемещением тяги 24 от системы управления дифференциальным шагом поворачивается рычаг 22 суммирующей рычажной системы 21, при этом происходит также поворот рычага 25 вокруг шарнира 36, что приводит к одновременному перемещению автоматов перекоса 9 и 10 и ползушки 15 в разные стороны, при этом необходимое изменение углов установки на верхнем винте достигается за счет осевого перемещения автоматов перекоса, в то же время как на нижнем винте изменение угла установки в противоположную сторону и на тот же угол достигается за счет большей скорости перемещения ползушки относительно автоматов перекоса.

Эта разница в скоростях обеспечивается за счет подбора плеч рычагов 22, 25.

Предложенная соосная несущая система позволяет выполнить втулки несущих винтов и систему управления более простой и надежной, а уменьшение количества конструктивных элементов повышает жесткость проводки управления и снижает трудозатраты на обслуживание.

Сооснаянесущаясистема,содержащаяредукторсдвумяваламипротивоположноговращения,накоторыхсмонтированывтулкинесущихвинтов,двасоединенныхмеждусобойиподвижныхвосевомнаправленииавтоматаперекоса,кинематическисвязанныхсповодкамилопастейисуммирующейрычажнойсистемойобщегоидифференциальногошага,отличающаясятем,чтовтулкинесущихвинтоввыполненыдвухлопастнымисобщимигоризонтальнымишарнирами,поводкилопастейвтулкинижнеговинтасвязаныснижнимавтоматомперекосачерезкачалки,смонтированныенарасположеннойподвтулкойнижнеговинтаползушке,аповодкилопастейвтулкиверхнеговинтасоединенытягаминепосредственносверхнимавтоматомперекоса,приэтомрадиусыповодковнавтулкеверхнеговинтавыполненыбольшими,чемнавтулкенижнеговинта,анижнийавтоматперекосаиползушкакинематическисвязаныссистемойуправленияобщимидифференциальнымшагомчерезсуммирующуюрычажнуюсистему,вкоторойодинрычагсвязаноднимплечомсуправлениемдифференциальнымшагом,авторым-сползушкой,авторойрычаг,шарнирнозакрепленныйнапервом,соединенсвоимиплечамисуправлениемобщимшагомисползуномнижнегоавтоматаперекоса.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 39.
10.02.2013
№216.012.2490

Командно-пилотажный индикатор

Изобретение относится к устройствам отображения информации, используемой пилотом и членами экипажа при пилотировании летательными аппаратами (ЛА), а именно к командно-пилотажным индикаторам (КПИ) с визуализацией индексов "Лидер" и "Самолет". Техническим результатом является исключение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474862
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.06.2014
№216.012.d230

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519579
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1b9d

Рулевой винт вертолета, установленный в туннеле

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкциям рулевых винтов, служащих для компенсации реактивного момента несущего винта и путевого управления вертолетом. Рулевой винт вертолета, установленный в туннеле, имеющем профилированную входную, цилиндрическую и выходную части,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538497
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.2044

Командно-пилотажный индикатор вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам отображения информации. Командно-пилотажный индикатор вертолета содержит экран, на котором индицируются неподвижный относительно центра отсчетный индекс «Самолет», обозначающий текущее положение вертолета в пространстве, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539708
Дата охранного документа: 27.01.2015
01.03.2019
№219.016.ca6a

Способ поддержания числа оборотов несущего винта вертолета в допустимых пределах и устройство для его реализации

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления, и может быть использовано в системах управления вертолетами. Способ поддержания постоянного числа оборотов несущего винта (НВ) в допустимых пределах включает в себя автоматическое изменение располагаемой мощности за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231479
Дата охранного документа: 27.06.2004
01.03.2019
№219.016.cdbc

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастному несущему винту винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт с системой складывания лопастей включает лопасти, втулку с проушинами и соединение лопастей со втулкой. Соединение содержит горизонтальный шарнир, осевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002410287
Дата охранного документа: 27.01.2011
11.03.2019
№219.016.d6ba

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета

Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: измеряют амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета ϕ относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса ΔS в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247344
Дата охранного документа: 27.02.2005
20.03.2019
№219.016.e960

Быстросъемный болт

Изобретение относится к машиностроению, а именно к быстросъемному болту, и направлено на возможность увеличения несущей осевой нагрузки и увеличение надежности соединения при упрощении конструкции. Быстросъемный болт включает стержень, выполненный с одной стороны с головкой, в которой имеется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002442911
Дата охранного документа: 20.02.2012
10.04.2019
№219.017.0084

Система охлаждения масла двигателей вертолета

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к системе охлаждения масла двигателей многодвигательного вертолета. Система охлаждения масла включает в себя вентилятор обдува, сигнализацию отказа вентилятора, масляные радиаторы, масляные баки, масляные фильтры, сигнализаторы превышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002299157
Дата охранного документа: 20.05.2007
19.04.2019
№219.017.3062

Способ тушения пожаров в труднодоступных горящих объектах при помощи вертолетов, снабженных системой стабилизации

Изобретение относится к способам пожаротушения с использованием авиации, а именно вертолетов, применяемых для тушения пожаров в труднодоступных для наземной техники горящих объектах. Способ тушения пожаров в труднодоступных горящих объектах при помощи вертолетов, снабженных системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369527
Дата охранного документа: 10.10.2009
Показаны записи 1-10 из 28.
27.01.2013
№216.012.1f0e

Способ экстренного всплытия во льдах подводного промышленного объекта и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области подводного судостроения. Способ экстренного всплытия во льдах подводного промышленного объекта заключается в том, что с подводного промышленного объекта на опережение выпускают на гибких связях цистерны плавучести, благодаря чему процесс всплытия объекта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473451
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.06.2014
№216.012.d230

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519579
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.06.2014
№216.012.d489

Система электропитания транспортного средства

Изобретение относится к системам пуска двигателей автомобилей, железнодорожного транспорта, электротранспорта. Система содержит аккумуляторную батарею и накопитель энергии, модуль управления и контроля системы (МУК) электропитания, модуль преобразования напряжения (МПН), модуль силовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520180
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.07.2014
№216.012.deb9

Универсальная съемная транспортно-спасательная наделка

Изобретение относится к области судостроения, а именно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательная наделка для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522803
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.dfb5

Съемная транспортно-спасательная водолазная наделка

Изобретение относится к области спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательно- водолазная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены шахта для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523055
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e251

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастным несущим, рулевым или тяговым винтам винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата, смонтированный на вале винта, включает лопасти, втулку с рукавами, радиальные подшипники качения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523723
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e803

Съемная транспортно-спасательная наделка

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525188
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.10.2014
№216.013.011f

Съемная транспортно-спасательная наделка, сопрягаемая с ограждением выдвижных устройств подводного носителя

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательная наделка для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531685
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.01.2015
№216.013.1e9d

Лопасть несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям и аэродинамике лопастей несущего винта винтокрылого аппарата. Лопасть включает комлевую часть, аэродинамически профилированные части и законцовку. В диапазоне относительных радиусов от 0,5R до (0,95-0,98)R аэродинамические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539278
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.07.2015
№216.013.6086

Способ электролитно-плазменного удаления полимерных покрытий с поверхности пластинчатого торсина несущего винта вертолета

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для удаления полимерных покрытий с поверхности деталей из легированных сталей, в частности из нержавеющих трип-сталей высокой прочности и пластичности, а также при восстановлении особо ответственных деталей летательных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556251
Дата охранного документа: 10.07.2015
+ добавить свой РИД