×
10.04.2019
219.017.0084

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА ДВИГАТЕЛЕЙ ВЕРТОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002299157
Дата охранного документа
20.05.2007
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиастроения, а именно к системе охлаждения масла двигателей многодвигательного вертолета. Система охлаждения масла включает в себя вентилятор обдува, сигнализацию отказа вентилятора, масляные радиаторы, масляные баки, масляные фильтры, сигнализаторы превышения максимально допустимой температуры масла каждого двигателя, маслопроводы. Кроме того, в системе охлаждения имеются дополнительные маслопроводы, дополнительные масляные радиаторы, раздельные для каждого двигателя, которые последовательно соединены с масляными радиаторами и масляными баками через дополнительные маслопроводы и имеют в своем составе термоклапан. Воздушные каналы связаны с забортным воздухом и внутри них размещены указанные дополнительные масляные радиаторы. Обводные магистрали с регулирующим элементом соединены по входу с маслопроводами и по выходу - с дополнительными маслопроводами. Изобретение обеспечивает охлаждение масла в условиях как работоспособного, так и отказного состояний вентилятора. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к системе охлаждения масла двигателей многодвигательного вертолета, и может найти применение в системах охлаждения двигателей, редукторов и в целом силовых установок любых воздушных судов.

Известна система охлаждения масла двигателей двухдвигательного вертолета ВО 105 (см. EUROCOPTER DEUTCHLAND GmbH, Учебный центр, Вертолет ВО 105, Учебное пособие, глава 6, стр.6-45 - 6-54, №5 1992 г.).

Система включает в себя вентилятор обдува, нагнетающий воздух для продувки масляных радиаторов, воздушный канал (щиток входного отражателя, система трубопроводов), подводящий наружный воздух на вход в вентилятор обдува, сигнализатор воздушного давления (сигнализатор отказа вентилятора), масляные радиаторы, по одному на каждый двигатель, масляные баки, масляные фильтры, сигнализаторы превышения максимально допустимой температуры масла каждого двигателя (датчик температуры, тройной индикатор температуры масла), соединительные маслопроводы.

При работе системы охлаждения масла двигателей двухдвигательного вертолета ВО 105 горячее масло откачивается, проходит через фильтр и поступает в масляный радиатор. В масляном радиаторе масло охлаждается посредством продувки через него охлаждающего воздуха, нагнетаемого вентилятором обдува. После масляного радиатора охлажденное масло поступает в масляный бак.

В случае отказа вентилятора имеется возможность охлаждения масла в масляных радиаторах посредством продувки набегающим потоком забортного воздуха. Для этого случая имеется сигнализатор воздушного давления (сигнализатор отказа вентилятора), при срабатывании которого пилот вертолета получает информацию о необходимости создания набегающего на масляные радиаторы потока воздуха. После получения таковой информации пилот переводит вертолет в режим полета вперед со скоростью, которая, как определено в результате летных испытаний, обеспечивает достаточную интенсивность продувки масляных радиаторов. Забортный воздух поступает по воздушному каналу на вход в вентилятор обдува и, пройдя бездействующий вентилятор, продувает масляные радиаторы.

Недостаток системы заключается в следующем. Наличие воздушного канала сложной формы, вследствие габаритных ограничений конструкции вертолета, а также наличие отказавшего вентилятора в воздушном потоке обуславливают потери скоростного напора воздуха, которые могут быть парированы только увеличением скорости полета вертолета, что ограничивает диапазон допустимых скоростей полета в случае отказа вентилятора. Воздушный канал подвода забортного воздуха, замыкающий вход вентилятора ограничивает использование вентилятора только функцией продувки радиаторов и исключает возможность использования этого вентилятора для других целей.

Технической задачей изобретения является обеспечение охлаждения масла в условиях как работоспособного, так и отказного состояния вентилятора, при условии использования вентилятора также и для иных целей помимо охлаждения масла при работоспособном состоянии.

Технический результат достигается тем, что в систему охлаждения масла, включающую в себя вентилятор обдува, сигнализацию отказа вентилятора, масляные радиаторы, масляные баки, масляные фильтры, сигнализаторы превышения максимально допустимой температуры масла каждого двигателя, маслопроводы, включены дополнительные маслопроводы, дополнительные масляные радиаторы, раздельные для каждого двигателя, которые последовательно соединены с масляными радиаторами и масляными баками через дополнительные маслопроводы и имеют в своем составе термоклапан, воздушные каналы, которые связаны с забортным воздухом, внутри которых размещены дополнительные масляные радиаторы, обводные магистрали с регулирующим элементом, которые соединены по входу с маслопроводами и по выходу с дополнительными маслопроводами.

Отличительными признаками предлагаемой системы от указанной выше известной, наиболее близкой к ней, является наличие дополнительных масляных радиаторов, размещенных внутри отдельных воздушных каналов, не связанных с вентилятором обдува и оптимизированных для условий продувки, а также отсутствие воздушного канала подвода забортного воздуха на вход вентилятора.

Благодаря наличию этих признаков, воздушные каналы имеют минимальное сопротивление, что обеспечивает эффективность работы дополнительных масляных радиаторов на малых скоростях полета, тем самым существенно расширяется диапазон допустимых скоростей полета в случае отказа вентилятора. Кроме того, отсутствие воздушного канала подвода забортного воздуха на вход вентилятора позволяет вентилятору обдува, помимо функции продувки масляных радиаторов, выполнять дополнительную функцию - вентиляцию подкапотного пространства.

Предлагаемая система охлаждения масла двигателей вертолета иллюстрируется схемой, представленной на чертеже.

Система охлаждения масла двигателей вертолета включает в себя вентилятор обдува (1), нагнетающий воздух из подкапотного пространства, сигнализатор отказа вентилятора (2), масляные радиаторы (3), раздельные для каждого двигателя, дополнительные масляные радиаторы (4), раздельные для каждого двигателя, в составе которых имеется термоклапан (5), который во избежание переохлаждения перепускает масло мимо охлаждающих элементов дополнительных масляных радиаторов (4), воздушные каналы (6), в которых размещены дополнительные масляные радиаторы (4), масляные баки (7), масляные фильтры (8), сигнализаторы превышения максимально допустимой температуры масла каждого двигателя (9), обводные магистрали (10), обеспечивающие перепуск части масла мимо радиаторов в случае превышения величины допустимого давления масла, с регулирующим элементом (11) (жиклером или клапаном перепуска), соединительные маслопроводы (12), а также дополнительные маслопроводы (13), последовательно соединяющие дополнительные масляные радиаторы (4) с масляными радиаторами и масляными баками.

Работа системы охлаждения масла двигателей вертолета осуществляется следующим образом. Горячее масло откачивается, проходит через масляный фильтр (8) и поступает в масляный радиатор (3). В масляном радиаторе (3) масло охлаждается посредством продувки через него охлаждающего воздуха, нагнетаемого вентилятором обдува (1).

После масляного радиатора (3) масло по дополнительному маслопроводу (13) поступает в дополнительный масляный радиатор (4). В дополнительном масляном радиаторе (4) масло охлаждается посредством продувки через него охлаждающего набегающего потока забортного воздуха в условиях полета вертолета вперед.

После дополнительного масляного радиатора (4) охлажденное масло поступает в масляный бак (7).

В случае, когда давление масла в системе превышает максимально допустимую величину, часть масла перепускается мимо масляных радиаторов (3) и дополнительных масляных радиаторов (4) по обводной магистрали (10), что приводит к снижению давления в системе до необходимой величины.

В режиме штатной работы, когда все элементы системы исправны, масло охлаждается в масляном радиаторе (3), после чего не нуждается в дополнительном охлаждении. После масляного радиатора (3) масло поступает в дополнительный масляный радиатор (4), в составе которого имеется термоклапан (5), который во избежание переохлаждения перепускает масло мимо охлаждающих элементов дополнительного масляного радиатора (4).

В режиме нештатной работы в случае отказа вентилятора обдува (1) масло не получает охлаждения в масляном радиаторе (3) и поступает горячим в дополнительный масляный радиатор (4), где и охлаждается посредством продувки набегающим потоком забортного воздуха. Для этого случая имеется сигнализатор отказа вентилятора (2), при срабатывании которого пилот получает информацию о необходимости создания набегающего на дополнительные масляные радиаторы (4) потока воздуха. По получении таковой информации пилот переводит вертолет в режим полета вперед со скоростью, которая, как определено в результате летных испытаний, обеспечивает достаточную интенсивность продувки радиаторов. Забортный воздух подступает по воздушному каналу на вход в дополнительные масляные радиаторы (4) и продувает его.

Системаохлаждениямасладвигателейвертолета,включающаявсебявентиляторобдува,сигнализациюотказавентилятора,масляныерадиаторы,масляныебаки,масляныефильтры,маслопроводы,сигнализаторыпревышениямаксимальнодопустимойтемпературымаслакаждогодвигателя,отличающаясятем,чтосистемаснабженадополнительнымимаслопроводами,дополнительнымимаслянымирадиаторами,раздельнымидлякаждогодвигателя,которыепоследовательносоединенысмаслянымирадиаторамиимаслянымибакамичерездополнительныемаслопроводыиимеютвсвоемсоставетермоклапан,воздушнымиканалами,которыесвязанысзабортнымвоздухом,внутрикоторыхразмещеныдополнительныемасляныерадиаторы,обводнымимагистралямисрегулирующимэлементом,которыесоединеныповходусмаслопроводамииповыходу-сдополнительнымимаслопроводами.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 39.
10.02.2013
№216.012.2490

Командно-пилотажный индикатор

Изобретение относится к устройствам отображения информации, используемой пилотом и членами экипажа при пилотировании летательными аппаратами (ЛА), а именно к командно-пилотажным индикаторам (КПИ) с визуализацией индексов "Лидер" и "Самолет". Техническим результатом является исключение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474862
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.06.2014
№216.012.d230

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519579
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1b9d

Рулевой винт вертолета, установленный в туннеле

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкциям рулевых винтов, служащих для компенсации реактивного момента несущего винта и путевого управления вертолетом. Рулевой винт вертолета, установленный в туннеле, имеющем профилированную входную, цилиндрическую и выходную части,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538497
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.2044

Командно-пилотажный индикатор вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам отображения информации. Командно-пилотажный индикатор вертолета содержит экран, на котором индицируются неподвижный относительно центра отсчетный индекс «Самолет», обозначающий текущее положение вертолета в пространстве, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539708
Дата охранного документа: 27.01.2015
01.03.2019
№219.016.ca6a

Способ поддержания числа оборотов несущего винта вертолета в допустимых пределах и устройство для его реализации

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления, и может быть использовано в системах управления вертолетами. Способ поддержания постоянного числа оборотов несущего винта (НВ) в допустимых пределах включает в себя автоматическое изменение располагаемой мощности за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231479
Дата охранного документа: 27.06.2004
01.03.2019
№219.016.cdbc

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастному несущему винту винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт с системой складывания лопастей включает лопасти, втулку с проушинами и соединение лопастей со втулкой. Соединение содержит горизонтальный шарнир, осевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002410287
Дата охранного документа: 27.01.2011
11.03.2019
№219.016.d6ba

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета

Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: измеряют амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета ϕ относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса ΔS в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247344
Дата охранного документа: 27.02.2005
20.03.2019
№219.016.e960

Быстросъемный болт

Изобретение относится к машиностроению, а именно к быстросъемному болту, и направлено на возможность увеличения несущей осевой нагрузки и увеличение надежности соединения при упрощении конструкции. Быстросъемный болт включает стержень, выполненный с одной стороны с головкой, в которой имеется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002442911
Дата охранного документа: 20.02.2012
19.04.2019
№219.017.3062

Способ тушения пожаров в труднодоступных горящих объектах при помощи вертолетов, снабженных системой стабилизации

Изобретение относится к способам пожаротушения с использованием авиации, а именно вертолетов, применяемых для тушения пожаров в труднодоступных для наземной техники горящих объектах. Способ тушения пожаров в труднодоступных горящих объектах при помощи вертолетов, снабженных системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369527
Дата охранного документа: 10.10.2009
19.04.2019
№219.017.34f9

Вертолет боевого применения

Изобретение относится к области авиастроения, а точнее к вертолетостроению, и может быть использовано на вертолете. Вертолет боевого применения содержит фюзеляж с проемом, поворотную платформу, турель с подвесным ракетно-пушечным вооружением, механизм уборки и выпуска в виде рычага и привод....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02155704
Дата охранного документа: 10.09.2000
Показаны записи 1-10 из 16.
20.06.2014
№216.012.d230

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519579
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.06.2014
№216.012.d489

Система электропитания транспортного средства

Изобретение относится к системам пуска двигателей автомобилей, железнодорожного транспорта, электротранспорта. Система содержит аккумуляторную батарею и накопитель энергии, модуль управления и контроля системы (МУК) электропитания, модуль преобразования напряжения (МПН), модуль силовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520180
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.07.2014
№216.012.e251

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастным несущим, рулевым или тяговым винтам винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата, смонтированный на вале винта, включает лопасти, втулку с рукавами, радиальные подшипники качения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523723
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.07.2015
№216.013.6086

Способ электролитно-плазменного удаления полимерных покрытий с поверхности пластинчатого торсина несущего винта вертолета

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для удаления полимерных покрытий с поверхности деталей из легированных сталей, в частности из нержавеющих трип-сталей высокой прочности и пластичности, а также при восстановлении особо ответственных деталей летательных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556251
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.10.2015
№216.013.86e8

Способ электролитно-плазменного удаления полимерных покрытий с поверхности детали из легированных сталей

Изобретение относится к технологии электролитно-плазменного удаления защитных покрытий из полимерных материалов с поверхности деталей из легированных сталей, в частности из нержавеющих трип-сталей высокой прочности и пластичности, и может быть использовано при восстановлении особо ответственных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566139
Дата охранного документа: 20.10.2015
10.05.2018
№218.016.4cbb

Комплекс бортового оборудования вертолета

Многофункциональный комплекс бортового оборудования вертолета содержит пульт-вычислитель навигационный с приемником спутниковой связи (1), систему автоматического управления (2), систему электронной индикации (3), навигационную систему (4), включающую в себя устройство определения крена,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652344
Дата охранного документа: 25.04.2018
01.03.2019
№219.016.cdbc

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастному несущему винту винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт с системой складывания лопастей включает лопасти, втулку с проушинами и соединение лопастей со втулкой. Соединение содержит горизонтальный шарнир, осевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002410287
Дата охранного документа: 27.01.2011
19.04.2019
№219.017.2edc

Способ аварийного спасения летчика

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам спасения летчиков самолетов и вертолетов в аварийных ситуациях. Способ аварийного спасения летчика заключается в том, что для спасения в полете применяют катапультную систему, а при отказе катапультной системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002382722
Дата охранного документа: 27.02.2010
29.04.2019
№219.017.3e57

Энергопоглощающее кресло летательного аппарата

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к компоновке кабины летательного аппарата и к конструкциям агрегатов, комплектующих кабину, в частности кресла. Энергопоглощающее кресло вертолета содержит каркас, включающий в себя сиденье и спинку, вертикальные стойки, нижние концы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002270138
Дата охранного документа: 20.02.2006
29.04.2019
№219.017.3e75

Фюзеляж вертолета

Изобретение относится к авиации. Вертолет содержит соединенные между собой носовую часть, включающую каркас кабины экипажа, центральную и хвостовую части, состоящие из набора шпангоутов, продольных и поперечных, преимущественно плоских, панелей и обшивки, образующих силовой остов фюзеляжа, где...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002278059
Дата охранного документа: 20.06.2006
+ добавить свой РИД