×
29.04.2019
219.017.3ff8

ДВУХКАНАЛЬНЫЙ ВОЗДУШНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ БЛОК РУЛЕВОГО ПРИВОДА УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02224214
Дата охранного документа
20.02.2004
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к силовым системам управления летательных аппаратов и может быть использовано в рулевых приводах и автопилотах малогабаритных управляемых снарядов и ракет. Блок рулевого привода (БРП) содержит рули, объединенные осями, снабженными рычагами, и пневматические поршневые двигатели объемного типа с раздельными цилиндрами. Цилиндры выполнены диаметром, определяемым из соотношения d=0,4D, где D - диаметр внутренней поверхности БРП. Цилиндры расположены на стороне, противоположной от складывания рулей относительно поперечной плоскости под углом ϕ относительно продольной плоскости, проходящих через оси вращения рулей, и на окружности с диаметром d относительно продольной оси БРП, определяемыми из соотношений d=0,6 D; ϕ = arcsinK(d+h)/0,6D, где d - диаметр оси руля; h - ширина рычага оси руля в месте соединения с цилиндром; К - коэффициент, учитывающий зазор между осью руля одного канала и рычагом оси руля другого канала. Такое выполнение БРП позволяет повысить его мощность. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к силовым системам управления летательных аппаратов и наиболее целесообразно может быть использовано в рулевых приводах и автопилотах малогабаритных управляемых снарядов и ракет.

В системах управления современных летательных аппаратов широко применяются пневматические силовые следящие приводы, задачей которых является перемещение органов управления летательного аппарата по заданному закону с заданной точностью [1, стр.3-14, 33-36]. В качестве рабочего тела используется сжатый газ, потенциальная и кинетическая энергия которого преобразуется в механическую работу пневматическими двигателями, имеющими различное принципиальное и конструктивное устройство, В рулевых приводах летательных аппаратов в настоящее время наибольшее распространение имеют двигатели объемного типа с раздельными цилиндрами, принцип действия которых основан на попеременном наполнении и опорожнении рабочих полостей сжатым газом. Примером такого двигателя является широкораспространенный силовой цилиндр.

Известны различные схемы пневматических двигателей объемного типа, например, схема пневматического поршневого двигателя со встроенным потенциометром обратной связи с подвижным [1, рис.1,5а] и неподвижным [1. рис.1.5б] креплением силового цилиндра, отличающиеся соединением двигателя с нагрузкой. В первом случае шток поршня непосредственно соединен с рычагом рулей летательного аппарата, при этом пневматический двигатель будет качаться относительно хвостовой точки крепления при отклонении выходного вала, что приведет к увеличению приведенного к оси вращения рулей момента инерции подвижных частей и существенному усложнению исполнения узла соединения пневматического двигателя и пневматического распределительного устройства. Необходимо выполнять подводные каналы к пневматическому двигателю или к пневматическому распределительному устройству (при креплении устройства на корпусе двигателя) гибкими, что достаточно сложно при работе с горячими газами. Во втором случае схема не имеет этого недостатка, но в ней между рычагом нагрузки и штоком двигателя имеется еще одно шарнирное соединение, которое необходимо выполнять с минимальным люфтом.

Известна схема пневматического двигателя [1, рис.1.6], принятая за аналог. Пневматический двигатель состоит из двух отдельных цилиндров, возвратное движение которых осуществляется через нагрузку привода (через объект управления). С точки зрения компоновки привода в отсеке летательного аппарата эта схема [1, рис.1.6] оказывается предпочтительней схем [1, рис.1.5а, б] , так как она позволяет в два раза уменьшить длину отсека (до 3 Уmax, где Уmax - максимальный ход поршня) при соответствующем увеличении поперечного размера отсека [1, отр.34, 1-й абзац снизу, стр.35, 1-й абзац сверху].

Перед разработчиком малогабаритных управляемых снарядов и ракет стоит задача создания простых и удобных в эксплуатации снарядов и ракет с учетом ограничения массы, габаритов, трудоемкости и стоимости изготовления.

Для решения поставленной задачи в управляемых снарядах и ракетах широко используются воздушно-динамические рулевые приводы, использующие в качестве рабочего тела сжатый воздух от набегающего потока воздуха при полете снаряда, ракеты, так как они отличаются высокой надежностью при малом энергопотреблении, отсутствием специального источника рабочего тела и обеспечением стабильности динамических характеристик рулевого привода на частотах вращения снаряда, ракеты.

Известен (прототип) воздушно-динамический блок рулевого привода управляемого снаряда 9MII7, предназначенный для преобразования управляющих электрических сигналов в механические перемещения рулей. В качестве рабочего тела для работы привода используется сжатый воздух от набегающего воздушного потока при полете снаряда (М=0,6-1,2) с помощью воздухозаборного отверстия, расположенного в носовой части снаряда.

Рулевой привод двухканальный, содержит рули, складываемые во внутрь в сторону носовой части снаряда, и рулевые машины, каждая из которых состоит из управляющего электромагнита, распределительного устройства и силового цилиндра [2, рис.13].

Цилиндры размещены в носовой части снаряда относительно поперечной плоскости, проходящей через оси вращения рулей (как и сложенные рули), под углом 45o относительно продольной плоскости, проходящей через оси вращения рулей, что не позволяет реализовать как максимальный диаметр цилиндра, так и максимальное плечо передачи усилия.

Недостатком известного воздушно-динамического блока рулевого привода с раздельными цилиндрами является малая величина максимального развиваемого момента привода и, как следствие этого, низкое быстродействие и точность при отработке приводом заданных сигналов управления.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение развиваемой мощности двухканального воздушно-динамического блока рулевого привода управляемого снаряда за счет увеличения максимального развиваемого момента привода, повышение быстродействия и точности работы привода при отработке заданных сигналов управления.

Поставленная задача решается за счет того, что в двухканальном воздушно-динамическом блоке рулевого привода управляемого снаряда (БРП), содержащем cкладываемые во внутрь рули, объединенные осями, снабженными рычагами, и пневматические поршневые двигатели объемного типа с раздельными цилиндрами, цилиндры выполнены с диаметром, определяемым из соотношения dц=0,4D, где D - диаметр внутренней поверхности БРП, расположены на стороне, противоположной от складывания рулей относительно поперечной плоскости под углом ϕ относительно продольной плоскости, проходящих через оси вращения рулей, и на окружности с диаметром d относительно продольной оси БРП, определяемыми из соотношений
d=0,6D,

где d0 - диаметр оси руля;
h - ширина рычага оси руля в месте соединения с цилиндром;
K - коэффициент, учитывающий зазор между осью руля одного канала и ручагом оси руля другого канала.

На фиг.1 приведена принципиальная схема предлагаемого двухканального воздушно-динамического блока рулевого привода управляемого снаряда, на фиг.2 - принципиальная схема размещения его цилиндров.

Каждый канал рулевого привода состоит из пары рулей 1, объединенных между собой осью 2, и пневматического поршневого двигателя объемного типа, включающего в себя раздельные цилиндры 3 и пневматическое распределительное устройство (ПРУ) струйного типа с регулированием на входе и выходе, включающее в себя электромагнит 4 и струйник 5, соединенные между собой осью 6, а также приемник 7 с двумя отверстиями 8, перегороженных перемычкой 9.

Из фиг. 2 видно, что максимальный диаметр dц и диаметр d положения продольных осей цилиндров относительно продольной оси блока рулевого привода связаны с диаметром D внутренней поверхности блока рулевого привода соотношениями
dц=D-d; (1)

или dц = d sin45°;
откуда
Подставляя выражение (2) в выражение (1), получаем

Учитывая зазоры между цилиндрами, принимаем dц=0,4 D, тогда d=D-dц=0,6 D.

Так как цилиндры в предложенной конструкции блока рулевого привода размещены на противоположной стороне от складывания рулей относительно поперечной плоскости, проходящей через оси вращения рулей, плечо передачи усилия l можно увеличить за счет размещения цилиндров под углом ϕ относительно продольной плоскости, проходящей через оси вращения рулей на окружности с диаметром d относительно продольной оси БРП, которые определяются в соответствии с зависимостями:


где d0 - диаметр оси руля одного канала в зоне движения рычага оси другого канала;
h - ширина рычага оси руля в месте соединения с цилиндром.

Учитывая зазор А между осью руля одного канала и рычагом оси другого канала в зоне движения, можно записать

где К - коэффициент, учитывающий зазор между осью руля одного канала и рычагом оси другого канала в зоне движения, который из конструктивных и технологических соображений принимаем равным от 1,1 до 1,2.

Блок рулевого привода работает следующим образом. Сжатый воздух от набегающего потока при полете ракеты из области высокого давления поступает в силовые цилиндры 3 через струйник 5 и отверстия 8 приемника 7 и 10 цилиндров 3. При отсутствии управляющего сигнала (Uу=0) струйник находится в среднем положении. Разница давлений в полостях 11 цилиндров 3 равна 0 и рули 1 находятся в нулевом положении. При подаче управляющего сигнала Uу в одну из обмоток управления электромагнита 4 струйник 5 через ось 6 перемещается в одно из крайних положений. Сжатый воздух из струйника поступает в полость 11 одного из цилиндров через отверстия 8 приемника 7 и 10 силового цилиндра. Из полости 11 другого силового цилиндра, при этом, воздух сбрасывается в полость низкого давления и за счет разницы давлений в полостях 11 силовых цилиндров происходит перемещение поршня 12 на ход Хп и через штоки 13 и ось 2 поворот руля 1 на угол δp.

Предлагаемый двухканальный воздушно-динамический блок рулевого привода управляемого снаряда позволяет значительно увеличить максимальный развиваемый момент в заданном калибре за счет выполнения цилиндров максимального диаметра с максимальным плечом передачи усилия, повысить быстродействие и точность работы привода при отработке заданных сигналов управления.

Проведенные проверки опытных образцов предлагаемого двухканального воздушно-динамического блока рулевого привода малогабаритного управляемого снаряда подтвердили с положительными результатами эффективность заложенных технических решений во всех условиях при воздействии механических и климатических факторов применительно к условиям эксплуатации управляемых снарядов со скоростями полета в диапазоне М=0,52-2,3.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет повысить мощность воздушно-динамического блока рулевого привода и может быть использовано как для модернизации существующих, так и для разработки вновь создаваемых малогабаритных управляемых снарядов комплексов высокоточного управляемого вооружения.

Источники информации
1. Пневмопривод систем управления летательных аппаратов. Под общей редакцией В.А. Чащина. М.: Машиностроение, 1987.

2. Блок рулевого привода. Выстрел ЗУБК10-1 с управляемым снарядом 9M117. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ЗУБК10-1.00.00.000 ТО. М., Военное издательство, 1987, рис.6, 7, 11, 13, 16, стр.18, стр.20-28.

Двухканальныйвоздушно-динамическийблокрулевогопривода(БРП)управляемогоснаряда,содержащийскладываемыевовнутрьрули,объединенныеосями,снабженнымирычагами,ипневматическиепоршневыедвигателиобъемноготипасраздельнымицилиндрами,отличающийсятем,чтоцилиндрывыполненыдиаметром,определяемымизсоотношенияd=0,4D,гдеD-диаметрвнутреннейповерхностиБРП,расположенынастороне,противоположнойотскладываниярулейотносительнопоперечнойплоскостиподугломϕотносительнопродольнойплоскости,проходящихчерезосивращениярулей,инаокружностисдиаметромdотносительнопродольнойосиБРП,определяемымиизсоотношений173700000010-DOC.tiftifdrawing30гдеd-диаметросируля;h-ширинарычагаосирулявместесоединениясцилиндром;К-коэффициент,учитывающийзазормеждуосьюруляодногоканалаирычагомосирулядругогоканала.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 438.
10.01.2013
№216.012.19c9

Ударно-спусковой механизм автоматического стрелкового оружия

Изобретение относится к области оружейной техники. Ударно-спусковой механизм содержит курок с боевым взводом и взводом автоспуска, боевую пружину, подпружиненное шептало, кинематически связанное со спусковым крючком, шептало одиночной стрельбы и подпружиненный автоспуск с шепталом автоспуска....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472093
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19cd

Действующая модель миниатюрного полуавтоматического пистолета

Изобретение относится к области действующих моделей миниатюрного оружия, преимущественно образцов оружия, действие автоматики которого основано на отдаче ствола с коротким ходом. Действующая модель миниатюрного полуавтоматического пистолета содержит корпус, в котором размещены ствол, затвор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472097
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.03.2013
№216.012.315f

Автоматическое стрелковое оружие

Изобретение относится к оружейной технике и может быть использовано при разработке автоматического стрелкового оружия многофункционального назначения. Автоматическое стрелковое оружие содержит ствольную коробку с закрепленным в ней стволом, затворную раму с затвором и возвратной пружиной,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478177
Дата охранного документа: 27.03.2013
20.10.2013
№216.012.76d4

Прицельное приспособление гранатомета

Изобретение относится к оружейной технике, а именно к прицельному приспособлению гранатомета, используемому, в основном, в качестве дополнительных к основному оптическому прицелу. Прицельное устройство гранатомета содержит целик с прорезью или диоптром и мушку, установленную в основании мушки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496080
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.02.2019
№219.016.c4a3

Способ юстировки излучателя лазерной системы прицел-прибора наведения

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к управляемым ракетным комплексам. Техническим результатом изобретения является повышение выходной мощности лазерного луча прицел-прибора наведения, уменьшение его веса и габаритов, снижение трудоемкости при сборке и юстировке,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148234
Дата охранного документа: 27.04.2000
20.02.2019
№219.016.c4ba

Способ проверки качества функционирования рулевых приводов и автопилотов управляемых снарядов и стенд для его осуществления

Изобретение относится к испытаниям деталей машин. Стенд содержит генератор импульсных сигналов, пульт управления и контроля, регистрирующий блок, источники электро- и пневмопитания, основание для закрепления проверяемого блока воздушно-динамического рулевого привода (автопилота) с раскрытыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02182702
Дата охранного документа: 20.05.2002
01.03.2019
№219.016.caee

Способ наведения оптического прицела на цель

Изобретение относится к вооружению и может быть использовано в войсках противовоздушной обороны. Технический результат - повышение точности наведения оптического прицела (ОП) на цель и уменьшение зависимости эффективности боевой машины от уровня профессиональной подготовленности наводчика....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02217681
Дата охранного документа: 27.11.2003
08.03.2019
№219.016.d5c1

Орудийная установка

Изобретение относится к технике вооружения, в частности к башенным орудийным установкам. Оно позволяет повысить точность стрельбы за счет уменьшения влияния вибраций ствола на баллистику снаряда в момент его вылета из канала ствола. Орудийная установка содержит автоматическую пушку, размещенную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02165575
Дата охранного документа: 20.04.2001
11.03.2019
№219.016.d69b

Боевая машина

Изобретение относится к бронетанковой технике, а именно к конструкциям боевых машин пехоты и десанта. Сущность изобретения заключается в том, что боевая машина содержит гусеничный носитель и боевое отделение, установленное на переходном кольце, которое закреплено на подбашенном листе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288427
Дата охранного документа: 27.11.2006
11.03.2019
№219.016.d69d

Складывающееся крыло ракеты

Изобретение относится к области вооружения. Складывающееся крыло ракеты содержит лопасть, корневая часть которой совместно с шарнирно соединенными с ней вкладышами размещена в выемке жестко закрепленного на корпусе ракеты основания, устройство раскрытия в виде взаимодействующей с вкладышами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288434
Дата охранного документа: 27.11.2006
Показаны записи 1-10 из 42.
20.02.2019
№219.016.c4ba

Способ проверки качества функционирования рулевых приводов и автопилотов управляемых снарядов и стенд для его осуществления

Изобретение относится к испытаниям деталей машин. Стенд содержит генератор импульсных сигналов, пульт управления и контроля, регистрирующий блок, источники электро- и пневмопитания, основание для закрепления проверяемого блока воздушно-динамического рулевого привода (автопилота) с раскрытыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02182702
Дата охранного документа: 20.05.2002
29.03.2019
№219.016.f005

Способ управления рулевым пневмоприводом управляемой ракеты и рулевой пневмопривод для его осуществления

Изобретение относится к области автоматики, в частности к силовым системам управления, работающим на газообразном рабочем теле, и может быть использовано при разработке рулевых приводов летательных аппаратов. Способ осуществляют следующим образом. В соответствии с сигналом управления рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254501
Дата охранного документа: 20.06.2005
29.03.2019
№219.016.f024

Блок рулевого привода управляемого снаряда

Изобретение относится к области вооружения. Блок рулевого привода управляемого снаряда содержит шпангоут, рули, рулевую машину со штоком. Рулевая машина жестко закреплена со шпангоутом, на конце штока укреплено водило с отверстием, перпендикулярным оси поршня, с размещенным в нем вкладышем. Во...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002258895
Дата охранного документа: 20.08.2005
29.03.2019
№219.016.f832

Способ получения эмульгатора диспропорционированием ненасыщенных кислот

Изобретение относится к диспропорционированию ненасыщенных кислот в канифоли, талловом масле или их смеси и может быть использовано в производстве синтетических каучуков эмульсионной полимеризации для получения эмульгаторов. Способ получения эмульгатора диспропорционированием нанесыщеных кислот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002174994
Дата охранного документа: 20.10.2001
10.04.2019
№219.017.001b

Способ получения каталитического компонента, каталитический компонент, способ получения каталитического комплекса, каталитический комплекс, способ получения (со)полимеров бутадиена, (со)полимер бутадиена

Изобретение относится к технологии синтеза катализаторов для получения 1,4-цис-полибутадиена, 1,4-цис-сополимера бутадиена с изопреном и может быть использовано в промышленности синтетического каучука. Техническая задача - новый способ синтеза высокоактивного каталитического компонента -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248845
Дата охранного документа: 27.03.2005
10.04.2019
№219.017.0024

Способ получения неодимкарбоксилатного компонента катализатора полимеризации диеновых углеводородов

Изобретение относится к технологии получения компонентов катализатора полимеризации диеновых углеводородов при получении синтетических каучуков и может быть использовано в нефтехимической промышленности. В предлагаемом способе получения неодимкарбоксилатного компонента катализатора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247128
Дата охранного документа: 27.02.2005
19.04.2019
№219.017.34cb

Способ определения усредненного значения квадратичных значений турбулентных пульсаций скорости в морской среде в условиях аддитивных вибрационных помех и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области исследования гидрофизических полей и может быть использовано при проведении экологических исследований, в океанологии и других областях техники. Технический результат - обеспечение возможности определения усредненного значения квадратичных значений турбулентных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02180758
Дата охранного документа: 20.03.2002
29.04.2019
№219.017.4014

Импульсный магнитоэлектрический генератор, способ и приспособление для его сборки

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для приведения в действие бортовых систем управляемого снаряда, выстреливаемого из артиллерийского орудия. Импульсный магнитоэлектрический генератор (ИМЭГ) содержит смонтированную на ярме магнитоэлектрическую систему с плоским...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02226029
Дата охранного документа: 20.03.2004
29.04.2019
№219.017.46f5

Воздушно-динамический рулевой привод

Изобретение относится к реактивным управляемым снарядам. Воздушно-динамический рулевой привод содержит корпус исполнительного двигателя с рабочими камерами, разделенными поворотной лопастью, связанной с осью рулей, и поворотный электромагнит с дисковым распределительным устройством, снабженным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167386
Дата охранного документа: 20.05.2001
29.04.2019
№219.017.4728

Способ проверки качества функционирования рулевых приводов и автопилотов управляемых снарядов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к испытаниям силовых систем летательных аппаратов, преимущественно малогабаритных управляемых снарядов. Предлагаемый способ основан на замере времени запаздывания рулевого привода или автопилота при подаче на входы их каналов управления сигналов прямоугольной формы. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02181681
Дата охранного документа: 27.04.2002
+ добавить свой РИД