×
19.04.2019
219.017.3273

Результат интеллектуальной деятельности: ГЕРОТОРНЫЙ НАСОС

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002402691
Дата охранного документа
27.10.2010
Аннотация: Героторный насос относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос содержит приводной вал 6, установленную на нем по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен 2 и 3 и элементы осевой фиксации вала 6. Элементы осевой фиксации вала 6 выполнены в виде цилиндрического штифта 7, установленного в соосных радиальных отверстиях, выполненных в валу 6 и во внутренней шестерне 2 напротив межзубовых впадин, и резьбового стопора 11, размещенного внутри вала 6 соосно ему и одним концом контактирующего с боковой поверхностью штифта 7. Контактирующие поверхности выполнены коническими. Изобретение позволит упростить конструкцию элементов осевой фиксации приводного вала, сократить амплитуду его перемещений до минимума, определяемого только величиной торцевого зазора в шестерне, и повысить надежность устройства за счет устранения в нем трущихся пар. 2 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя (ГТД).

Известен героторный насос, содержащий приводной вал, установленную на нем по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен и элементы осевой фиксации вала (Т.М.Башта «Объемные насосы и гидравлические двигатели гидросистем». - М.: Машиностроение, 1974 г., стр.352, рис.135).

К недостатку известного насоса следует отнести низкую надежность работы элементов осевой фиксации приводного вала при высоких радиальных нагрузках на подшипники и при наличии высоких вибраций, что характерно для маслонасосов системы смазки ГТД. При работе насоса в этих условиях происходит интенсивный износ беговых дорожек и тел качения подшипников, которые воспринимают действующую на приводной вал осевую нагрузку в обе стороны и являются элементами, обеспечивающими его осевую фиксацию, что приводит к увеличению осевого смещения вала относительно корпуса и нарушению его фиксации.

Задачей изобретения является повышение надежности осевой фиксации приводного вала героторного насоса.

Указанная задача решается тем, что в известном героторном насосе, содержащем приводной вал, установленную на нем по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен и элементы осевой фиксации вала, согласно изобретению элементы осевой фиксации вала выполнены в виде цилиндрического штифта, установленного в соосных радиальных отверстиях, выполненных в валу и во внутренней шестерне напротив межзубовых впадин, и резьбового стопора, размещенного внутри вала соосно ему и одним концом контактирующего с боковой поверхностью штифта, причем контактирующие поверхности выполнены коническими.

Такое выполнение устройства значительно повысит надежность осевой фиксации приводного вала, так как осевое перемещение вала при работе насоса будет ограничено благодаря упору торцов внутренней шестерни в стенки колодцев корпуса. Через торцовые зазоры, образованные стенками колодцев в корпусе и торцами внутренней шестерни, при работе насоса будет постоянно циркулировать свежая смазка, что позволит не только смазывать трущиеся поверхности, но и охлаждать их.

При реализации изобретения амплитуда перемещений приводного вала будет определяться только величиной торцового зазора в шестерне героторного насоса, который всегда выбирается минимальным (≈0,02…0,05 мм) для обеспечения высокого объемного коэффициента полезного действия, что приведет к снижению износа в элементах осевой фиксации вала даже в условиях воздействия вибраций, возникающих в насосе при работе авиационного ГТД.

На фиг.1 показан продольный разрез героторного насоса; на фиг.2 - поперечный разрез Б-Б фиг.1.

Героторный насос содержит корпус 1 и две пары находящихся в зацеплении шестерен 2, 3 и 4, 5. Внутренние шестерни 2 и 4 являются ведущими. Передняя внутренняя шестерня 2 соединена с приводным валом 6 посредством цилиндрического штифта 7. Последний установлен в соосных радиальных отверстиях, выполненных в валу 6 и во внутренней шестерне 2 напротив межзубовых впадин.

Задняя внутренняя шестерня 4 соединена с валом 6 цилиндрической шпонкой 8. Внешние шестерни 3 и 5 установлены внутри эксцентриковых колец 9.

Шестерни 2, 3 и 4, 5 ограничены с торцов дисками 10. Внутри приводного вала 6 со стороны торца установлен резьбовой стопор 11, конец которого выполнен в форме конического выступа, поверхность которого для придания высокой твердости заазотирована (≥89HRN15).

Конический выступ на резьбовом стопоре 11 упирается в боковую поверхность цилиндрического штифта 7; при довертывании резьбового стопора на 90°±10° на боковой поверхности более мягкого по твердости штифта (30…35 HRC) образуется небольшая коническая лунка глубиной не более 0,5 мм, что обеспечивает надежную фиксацию цилиндрического штифта от радиального смещения от действия на него центробежных сил при вращении вала.

При вращении приводной рессоры начинает вращаться связанный с ним шлицевым соединением приводной вал 6. Крутящий момент от вала 6 передается через цилиндрический штифт 7 и цилиндрическую шпонку 8 внутренним шестерням соответственно 2, 4. Последние приводят во вращение внешние шестерни 3, 5, которые проворачиваются внутри эксцентриковых колец 9, ось которых смещена по отношению к оси приводного вала 6 на величину эксцентриситета, равного 2,75 мм, при этом происходит перемещение объемов из полости всасывания в полость нагнетания в корпусе 1 (направление движения смазки показано стрелками на фиг.1).

При работе героторного насоса часть масла по зазорам между торцами дисков 10 и шестерен 2, 3 и 4, 5 будет перетекать из полости нагнетания в полость всасывания, что обеспечит надежную смазку трущихся поверхностей в элементах фиксации осевого перемещения приводного вала 6, а также демпфирование колебаний в нем при воздействии на вал вибрационных нагрузок.

В кольцевое пространство, образованное в приводном валу 6 снаружи кольцевого стопора 11, будет проходить масло для смазки и охлаждения переднего подшипника скольжения насоса.

Изобретение позволит упростить конструкцию элементов осевой фиксации приводного вала, сократить амплитуду его перемещений до минимума, определяемого только величиной торцевого зазора в шестерне, и повысить надежность устройства за счет устранения в нем трущихся пар.

Благодаря размещению резьбового стопора соосно валу внутри него отпадает необходимость в фиксации цилиндрического штифта с внешней стороны, т.е. со стороны межзубовой впадины внутренней шестерни, что обеспечит технологичность конструкции элементов осевой фиксации приводного вала.

Цилиндрический штифт помимо выполнения своей основной функции (крепежной) по совместительству будет выполнять функцию элемента, передающего крутящий момент от вала к внутренней (ведущей) шестерне, что позволит отказаться от использования в насосе специальной шпонки.

Осуществление изобретения значительно повысит надежность работы героторного насоса, упростит его конструкцию и технологию изготовления.

Героторный насос, содержащий приводной вал, установленную на нем по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен и элементы осевой фиксации вала, отличающийся тем, что элементы осевой фиксации вала выполнены в виде цилиндрического штифта, установленного в соосных радиальных отверстиях, выполненных в валу и во внутренней шестерне напротив межзубовых впадин, и резьбового стопора, размещенного внутри вала соосно ему и одним концом контактирующего с боковой поверхностью штифта, причем контактирующие поверхности выполнены коническими.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 74.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2014
№216.012.de5f

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационных газотурбинных двигателей. При экстремальных условиях работы двигателя (например, при фигурных полетах самолета) вследствие роста гидравлического сопротивления в магистралях откачки, увеличения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522713
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de82

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Особенностью предложенной конструкции является использование для привода во вращение откачивающего насоса размещенного внутри масляной полости опорного подшипника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522748
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e77d

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Насос содержит размещенные в расточках корпуса 1 и установленные на валах 3, расположенных в подшипниках 4, находящиеся в зацеплении шестерни 2. С торца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525054
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d3

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя с форсажной камерой

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства маслосистемы авиационного теплонапряженного газотурбинного двигателя с форсажной камерой, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты. В маслосистеме для повышения эффективности охлаждения масла в топливомасляном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529280
Дата охранного документа: 27.09.2014
+ добавить свой РИД