×
19.04.2019
219.017.31f3

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002458233
Дата охранного документа
10.08.2012
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям, предназначенным для эксплуатации на сверхзвуковых самолетах. Газотурбинный двигатель содержит корпус, турбокомпрессорную группу, включающую установленный в опорных и опорно-упорных подшипниках ротор не менее чем с одной турбиной, компрессором, по меньшей мере, одну камеру сгорания, реактивное сопло, систему автоматического управления и снабженные насосными группами топливную и масляную гидравлические системы. Насосная группа масляной системы включает, по меньшей мере, один нагнетающий насос и блок откачивающих насосов, соединенных с упомянутыми агрегатами двигателя и между собой магистралями всасывания и нагнетания масла. Масляная система содержит перепускной клапан, подключенный параллельно нагнетающему насосу, и топливомасляный теплообменник, установленный в магистрали нагнетания. Подшипники и упомянутый блок приводных агрегатов снабжены масляными полостями, сообщенными с магистралью нагнетания масла, предпочтительно, через форсунки, а масляная система снабжена также масляным баком, сообщенным с магистралью всасывания посредством маслозаборника, и, предпочтительно, снабжена воздухоотделителительными устройствами. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении надежности и стабильности работы двигателя за счет более стабильной работы масляной системы во всем диапазоне допустимых температур, что достигается понижением рабочей температуры масла в топливомасляном теплообменнике при одновременном подогреве топлива, что повышает КПД двигателя. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям, предназначенным для эксплуатации на сверхзвуковых самолетах, летающих при высоких скоростях (M>2,3).

Известен авиационный газотурбинный двигатель, включающий маслосистему, содержащую нагнетающий насос с магистралями всасывания и нагнетания масла, перепускной клапан, подключенный к системе параллельно насосу, и топливомасляный теплообменник, установленный в магистрали нагнетания (патент RU №2328609, F02C 7/06, 2008 г.).

Недостатком известного двигателя является нестабильность его работы и возможность перегрева масла в экстремальных условиях работы двигателя с разложением части масла и возможность образования хлопьев от пригара при перегреве выше критической температуры (≈200°C), что может привести к выходу из строя маслосистемы и двигателя в целом и ограничивает надежность и сроки его работы без профилактики и ремонта.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности газотурбинного двигателя в сложных условиях эксплуатации на летательном аппарате и в стационарных условиях в качестве силового привода газоперекачивающих установок.

Поставленная задача решается за счет того, что газотурбинный двигатель, согласно изобретению содержит корпус, турбокомпрессорную группу, включающую установленный в опорных и опорно-упорных подшипниках ротор не менее чем с одной турбиной, соосно соединенной с компрессором с возможностью передачи крутящего момента, по меньшей мере, одну камеру сгорания, реактивное сопло, систему автоматического управления, по меньшей мере, с одним командным блоком и исполнительными механизмами агрегатов двигателя, а также, подчиненные ей системы подачи воздуха и охлаждения двигателя, и снабженные насосными группами топливную, и масляную гидравлические системы, при этом насосная группа масляной системы включает, по меньшей мере, один нагнетающий насос и блок откачивающих насосов, соединенных с упомянутыми агрегатами двигателя и между собой магистралями всасывания и нагнетания масла, кроме того, масляная система содержит перепускной клапан, подключенный параллельно нагнетающему насосу, и топливомасляный теплообменник, установленный в магистрали нагнетания так, что выход из топливомасляного теплообменника параллельно подсоединен к входу в перепускной клапан, выход из которого подключен к полости всасывания нагнетающего насоса параллельно магистрали всасывания масла, при этом подшипники и упомянутый блок приводных агрегатов снабжены масляными полостями, сообщенными с магистралью нагнетания масла, предпочтительно, через форсунки, а масляная система снабжена также масляным баком, сообщенным с магистралью всасывания посредством маслозаборника, и, предпочтительно, снабжена воздухоотделителительными устройствами.

При этом система автоматического управления двигателя может быть снабжена датчиками контроля рабочих параметров агрегатов и рабочих тел гидравлических и аэродинамических систем, включая датчики контроля, температуры, давления, частоты вращения, вибрации и смещения элементов агрегатов.

По меньшей мере, один из насосов насосной группы, предпочтительно, нагнетающий насос масляной гидравлической системы может быть выполнен героторным.

Масляная система может быть снабжена стояночным клапаном, установленным на магистрали нагнетания после нагнетающего насоса по ходу движения масляного потока.

Масляная система может быть снабжена, по меньшей мере, одним масляным фильтром, установленным на магистрали нагнетания перед топливомасляным теплообменником.

Воздухоотделительные устройства могут включать разделитель воздуха, установленный в верхней части маслобака.

Воздухоотделительные устройства масляной системы могут включать суфлер для отвода воздуха, установленный на всасывающей магистрали и сообщенный с масляной полостью блока приводных агрегатов.

Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью признаков, состоит в повышении надежности и стабильности работы двигателя за счет более стабильной работы масляной системы во всем диапазоне допустимых температур, что достигается понижением рабочей температуры масла в топливомасляном теплообменнике при одновременном подогреве топлива, что повышает КПД двигателя.

Сущность изобретения поясняется фиг.1, где изображена принципиальная схема газотурбинного двигателя с масляной системой.

Газотурбинный двигатель 1 содержит корпус, турбокомпрессорную группу, включающую установленный в опорных и опорно-упорных подшипниках 2 ротор не менее чем с одной турбиной 3, соосно соединенной с компрессором 4 (условно показана одна пара турбина-компрессор) с возможностью передачи крутящего момента, по меньшей мере, одну камеру сгорания 5, реактивное сопло 6, систему автоматического управления, по меньшей мере, с одним командным блоком и исполнительными механизмами агрегатов двигателя, а также, подчиненные ей системы подачи воздуха и охлаждения двигателя.

Газотурбинный двигатель 1 также содержит снабженные насосными группами топливную и масляную гидравлические системы. Насосная группа масляной системы включает, по меньшей мере, один нагнетающий насос 7 и блок 8 откачивающих насосов, соединенных с упомянутыми агрегатами двигателя и между собой магистралями 9 и 10 соответственно всасывания и нагнетания масла. Масляная система содержит перепускной клапан 11, подключенный параллельно нагнетающему насосу 7, и топливомасляный теплообменник 12, установленный в магистрали 10 нагнетания так, что выход из топливомасляного теплообменника 12 параллельно подсоединен к входу в перепускной клапан 11. Выход из перепускного клапана 11 подключен к полости 13 всасывания нагнетающего насоса 7 параллельно магистрали 9 всасывания масла. Подшипники 2 и упомянутый блок приводных агрегатов снабжены масляными полостями 14, 15, 16 и 17 соответственно, сообщенными с магистралью 10 нагнетания масла, предпочтительно, через форсунки. Масляная система снабжена также масляным баком 18, сообщенным с магистралью 9 всасывания посредством маслозаборника 19, и, предпочтительно, снабжена воздухоотделительными устройствами.

Система автоматического управления двигателя снабжена датчиками контроля рабочих параметров агрегатов и рабочих тел гидравлических и аэродинамических систем, включая датчики контроля, температуры, давления, частоты вращения, вибрации и смещения элементов агрегатов.

По меньшей мере, один из насосов насосной группы, предпочтительно, нагнетающий насос 7 масляной гидравлической системы выполнен героторным.

Масляная система снабжена стояночным клапаном 20, установленным на магистрали 10 нагнетания после нагнетающего насоса 7 по ходу движения масляного потока.

Масляная система снабжена, по меньшей мере, одним масляным фильтром 21, установленным на магистрали 10 нагнетания перед топливомасляным теплообменником 12.

Воздухоотделительные устройства включают разделитель 22 воздуха, установленный в верхней части маслобака.

Воздухоотделительные устройства масляной системы включают суфлер 23 для отвода воздуха, установленный на магистрали 9 всасывания и сообщенный с масляной полостью 17 блока приводных агрегатов.

Работа двигателя осуществляется следующим образом.

При работе двигателя масло из масляного бака 18 через маслозаборник 19 поступает на вход нагнетающего насоса 7 по магистрали 9 всасывания и подается им в магистраль 10 нагнетания. Под действием давления масла, создаваемого нагнетающим насосом 7, открывается стояночный клапан 20, и масло через фильтр 21 проходит на вход топливомасляного теплообменника 12. На выходе из теплообменника 12 поток масла раздваивается и до 85% масла по магистрали 10 нагнетания подается к форсункам в масляные полости 14, 15, 16 и 17, а ≈15÷25% охлажденного масла через магистраль 24 подводится к входу перепускного клапана 11.

Из перепускного клапана 11 масло по магистрали 25, минуя магистраль 9 всасывания, сразу же попадает во всасывающую полость 13 нагнетающего насоса 7, поскольку давление масла на выходе из клапана значительно выше давления масла в магистрали 9 всасывания (оно может быть ниже атмосферного). Горячий воздух, попадающий в масляный бак 18 через разделитель 22 воздуха, и воздух, проникающий через уплотнения в проточной части двигателя в масляные полости 14, 15, 16 и 17, будет удален в атмосферу через суфлер 23.

Таким образом, за счет более стабильной работы масляной системы во всем диапазоне допустимых температур, достигаемой понижением рабочей температуры масла в топливомасляном теплообменнике при одновременном подогреве топлива, повышается КПД двигателя и надежность его работы.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 74.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2014
№216.012.de5f

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационных газотурбинных двигателей. При экстремальных условиях работы двигателя (например, при фигурных полетах самолета) вследствие роста гидравлического сопротивления в магистралях откачки, увеличения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522713
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de82

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Особенностью предложенной конструкции является использование для привода во вращение откачивающего насоса размещенного внутри масляной полости опорного подшипника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522748
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e77d

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Насос содержит размещенные в расточках корпуса 1 и установленные на валах 3, расположенных в подшипниках 4, находящиеся в зацеплении шестерни 2. С торца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525054
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d3

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя с форсажной камерой

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства маслосистемы авиационного теплонапряженного газотурбинного двигателя с форсажной камерой, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты. В маслосистеме для повышения эффективности охлаждения масла в топливомасляном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529280
Дата охранного документа: 27.09.2014
+ добавить свой РИД