×
10.10.2013
216.012.72f2

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники, включающего ректификацию предварительно стабилизированного газового конденсата Валанжинской залежи с выделением низкокипящей фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-250°С, и ректификацию предварительно стабилизированного газового конденсата Сеноманской залежи Заполярного месторождения с выделением высококипящей фракции, выкипающей внутри интервала температур 170-250°С, и последующее смешение полученных дистиллятов в соотношении от 70%-30% до 30%-70% масс. Технический результат - получение углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники типа Т-1п/п. 3 пр.
Основные результаты: Способ получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники путем ректификации предварительно стабилизированного газового конденсата Валанжинской залежи с выделением низкокипящей фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-250°С, и ректификации предварительно стабилизированного газового конденсата Сеноманской залежи Заполярного месторождения, с выделением высококипящей фракции, выкипающей внутри интервала температур 170-250°С, и последующего смешения полученных дистиллятов в соотношении от 70%-30% до 30%-70% масс.

Изобретение относится к способам получения углеводородного топлива для ракетной техники и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения реактивного топлива, который включает гидрогенизационную обработку нефтяных дистиллятов и каталитическую депарафинизацию при повышенных температуре и давлении в присутствии катализаторов. Изобретение касается способа, где в качестве сырья используют прямогонные керосиногазойлевые дистилляты, которые последовательно подвергают сначала каталитической депарафинизации в присутствии молибденового или никель-молибденового катализатора на цеолитсодержащем носителе, затем гидроочистке в присутствии алюмоникель- или алюмокобальт-молибденового катализатора, причем соотношение объемов катализаторов стадий каталитической депарафинизации и гидроочистки составляет соответственно от 25-60 об.% до 75-40 об.%.

(Патент РФ № 2352613, 20.04.2009 г.)

Способ позволяет получить малосернистое реактивное топливо типа РТ.

Недостатком способа является невозможность получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники типа Т-1п/п. Другим недостатком способа является сложная двухстадийная схема гидрирования исходного сырья.

Известен также способ, заключающийся в гидрогенизационном облагораживании легкого газойля каталитического крекинга, при котором происходит глубокое гидрирование соединений серы и непредельных углеводородов при давлении 30 МПа. Затем осуществляют дополнительную стадию гидродепарафинизации на палладиевом или никель-молибденовом катализаторе, что позволяет существенно снизить содержание ароматических углеводородов, в том числе, нафталиновых.

(Е.Д.Радченко, В.А.Хавкин и др. Гидрогенизационные процессы производства реактивных топлив «Химия и технология топлив и масел» № 9, 1993г., с. 32).

Способ позволяет получать различные топлива с пониженным содержанием ароматических углеводородов и высоким содержанием нафтеновых углеводородов.

К недостаткам способа относятся применение сложной двухстадийной технологиии гидрогенизационной обработки сырья, применение высокого давления водорода (30 МПа), невозможность регулирования необходимых констант качества получаемого продукта: температуры начала кристаллизации, плотности и др., а также невозможность получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники типа Т-1п/п.

Следует отметить, что топливо Т-1 повышенной плотности, выпускаемое ранее - это продукт прямой перегонки Троицко-Анастасиевской (IV горизонт) малосернистой нефти нафтенового основания с пределами выкипания 130-280°С. В связи с истощением запасов этой нефти остро встал вопрос о необходимости разработки альтернативных способов получения этого вида топлива, в частности для ракетной техники (типа Т-1п/п).

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники типа Т-1п/п, соответствующего ГОСТ 1022786, характеризующегося плотностью при 20°С - более 820 кг/м3 , содержанием ароматических соединений не более 20% масс, и температурой начала кристаллизации не более минус 60°С.

Поставленная задача решается способом получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники путем ректификации предварительно стабилизированного газового конденсата парафинового основания Валанжинской залежи с выделением низкокипящей фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-250°С, и ректификации предварительно стабилизированного газового конденсата нафтенового основания Сеноманской залежи Заполярного месторождения, с выделением высококипящей фракции, выкипающей внутри интервала температур 170-250°С, и последующего смешения полученных дистиллятов в соотношении от 70%-30% до 30%-70% масс.

Преимуществом данного способа является возможность путем подбора композиций в рамках указанных соотношений компонентов достигнуть получения углеводородного топлива с необходимыми параметрами - температурой начала кристаллизации и плотностью. Также при использовании предложенного способа обеспечивается требуемый фракционный состав, содержание ароматических углеводородов и др., что соответсвует ГОСТ 1022786 на углеводородное топливо повышенной плотности для ракетной техники Т-1п/п.

Предлагаемое техническое решение подтверждено следующими примерами.

Пример 1.

Ректификации подвергают предварительно стабилизированный газовый конденсат Валанжинской залежи с выделением фракции, выкипающей в пределах 130-250°С (низкокипящая фракция). Данная фракция характеризуется плотностью при 20°С - 820 кг/м3, температурой начала кристаллизации - ниже минус 60, вязкостью при 20°С - 1,55 ест, содержанием серы - 0,08% масс, содержанием ароматических углеводородов - 12,0% масс.

Также ректификации подвергают предварительно стабилизированный газовый конденсат Сеноманской залежи Заполярного месторождения с выделением высококипящей фракции, выкипающей в пределах 170-250°С. Данная фракция характеризуется плотностью при 20°С - 872 кг/м3, температурой начала кристаллизации - минус 80°, вязкостью при 20°С - 3,8 сСт, содержанием серы - 0,01% масс, содержанием ароматических углеводородов - 4,5% масс.

Выделенные фракции смешивают в соотношении: 70% масс - низкокипящая фракция и 30% масс - высококипящая фракция.

Полученная смесь характеризуется плотностью при 20°С - 835 кг/м3, температурой начала кристаллизации - минус 67°С, вязкостью при 20°С - 2,3 сСт, содержанием серы - 0,08% масс, содержанием ароматических углеводородов - 10,0% масс, что соответствует ГОСТ 1022786 на углеводородное топливо повышенной плотности для ракетной техники Т-1п/п.

Пример 2.

Ректификации подвергают предварительно стабилизированный газовый конденсат Валанжинской залежи с выделением низкокипящей фракции, выкипающей в пределах 135-240°С, Данная фракция характеризуется плотностью при 20°С - 815 кг/м3, температурой начала кристаллизации - ниже минус 60°, вязкостью при 20°С - 1,45 сСт, содержанием серы - 0,07% масс, содержанием ароматических углеводородов - 11,0% масс.

Также ректификации подвергают предварительно стабилизированный газовый конденсат Сеноманской залежи Заполярного месторождения с выделением высококипящей фракции, выкипающей в пределах 170-230°С. Данная фракция характеризуется плотностью при 20°С - 860 кг/м3, температурой начала кристаллизации - минус 82°, вязкостью при 20°С - 3,6 сСт, содержанием серы - 0,008% масс, содержанием ароматических углеводородов - 4,1% масс.

Выделенные фракции смешивают в соотношении: 50% низкокипящая фракция и 50% - высококипящая фракция.

Полученная смесь характеризуется плотностью при 20°С - 837 кг/м3, температурой начала кристаллизации - минус 65°С, вязкостью при 20°С - 2,6 ест, содержанием серы - 0,039% масс, содержанием ароматических углеводородов - 7,5% масс, что соответствует ГОСТ 1022786 на углеводородное топливо повышенной плотности для ракетной техники Т-1п/п.

Пример 3.

Ректификации подвергают предварительно стабилизированный газовый конденсат Валанжинской залежи с выделением низкокипящей фракции, выкипающей в пределах 140-220°С. Данная фракция характеризуется плотностью при 20°С - 802 кг/м3, температурой начала кристаллизации - ниже минус 60°, вязкостью при 20°С - 1,38 сСт, содержанием серы - 0,065% масс, содержанием ароматических углеводородов - 10,5% масс.

Также ректификации подвергают газовый конденсат Сеноманской залежи Заполярного месторождения с выделением высококипящей фракции, выкипающей в пределах 180-215°С. Данная фракция характеризуется плотностью при 20°С - 838 кг/м3, температурой начала кристаллизации - минус 87°, вязкостью при 20°С - 3,4 сСт, содержанием серы - 0,008% масс, содержанием ароматических углеводородов - 3,8% масс.

Выделенные фракции смешивают в соотношении: 30% низкокипящая фракция и 70% - высококипящая фракция.

Полученная смесь характеризуется плотностью при 20°С - 827 кг/м3, температурой начала кристаллизации - минус 71°С, вязкостью при 20°С - 3,0 сСт, содержанием серы - 0,039% масс, содержанием ароматических углеводородов - 7,0% масс, что соответствует ГОСТ 1022786 на реактивное топливо повышенной плотности Т-1п/п.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет получить дефицитное высокоплотное углеводородное топливо для ракетной техники, потребности современного рынка в котором не удовлетворены в связи с истощением запасов месторождений, подходящих для его получения.

Способ получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники путем ректификации предварительно стабилизированного газового конденсата Валанжинской залежи с выделением низкокипящей фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-250°С, и ректификации предварительно стабилизированного газового конденсата Сеноманской залежи Заполярного месторождения, с выделением высококипящей фракции, выкипающей внутри интервала температур 170-250°С, и последующего смешения полученных дистиллятов в соотношении от 70%-30% до 30%-70% масс.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
27.09.2013
№216.012.7048

Способ определения моющих свойств у присадок к автомобильным бензинам

Изобретение относится к лабораторным методам исследования присадок к автомобильным бензинам. Способ заключается в определении смол, промытых н-гептаном в бензине до и после введения исследуемой присадки по ГОСТ 1567, при этом используют бензин с содержанием промытых смол не менее 5 мг на 100 мл...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494395
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7ad9

Способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах

Изобретение относится к лабораторным методам исследования автомобильных бензинов. Способ заключается в том, что определяют количество смол до и после промывки н-гептаном (промытых смол) по ГОСТ 1567 и по разнице в количестве смол до и после промывки н-гептаном судят о наличии моющей присадки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497111
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.12.2013
№216.012.87e9

Способ активации катализаторов гидроочистки дизельного топлива

Настоящее изобретение относится к способу активации катализаторов гидроочистки дизельного топлива и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической областях промышленности. Описан способ активации алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500475
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.03.2014
№216.012.ae9c

Многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая

Изобретение относится к многофункциональной добавке к автомобильному бензину, характеризующейся тем, что включает многофункциональную присадку с моющими и антикоррозионными свойствами - 1,0-10,0% масс., стабилизатор цвета пиперазинэтанамин - 0,005-0,3% масс., углеводородную фракцию с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510415
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.09.2014
№216.012.f12e

Способ получения низкозастывающего дизельного топлива

Изобретение относится к способу получения низкозастывающего дизельного топлива путем гидрогенизационной переработки нефтяного сырья в присутствии катализаторов, при повышенных температуре и давлении, и последующей ректификации гидрогенизата с выделением легкой и тяжелой дизельных фракций,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527564
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.12.2014
№216.013.0ed4

Катализатор и способ гидроизомеризации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к катализаторам для гидроизомеризации нефтяного сырья. Предлагаемый катализатор включает гидрирующий металлический компонент на носителе, содержащем цеолит и оксид алюминия. При этом в качестве гидрирующего металлического компонента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535213
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.12.2014
№216.013.1300

Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив

Изобретение относится к лабораторным методам оценки коррозионной активности реактивных топлив. Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив заключается в определении убыли веса медьсодержащего материала, помещенного в топливо, до и после испытания, при повышенной температуре. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536287
Дата охранного документа: 20.12.2014
10.02.2015
№216.013.26f7

Способ стабилизации цвета n-метиланилина

Изобретение относится к способу стабилизации цвета N-метиланилина (N-MA). N-MA находит широкое применение в качестве высокооктановых добавок к моторным топливам для двигателей внутреннего сгорания и компонентов, предназначенных для использования в производстве современных автомобильных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541428
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.04.2015
№216.013.46c1

Катализатор и способ изодепарафинизации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно разработке катализатора и способа изодепарафинизации дизельных дистиллятов с целью получения дизельных топлив зимних и арктического сортов. Катализатор включает смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы: никель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549617
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.05.2015
№216.013.47d1

Способ получения углеводородного топлива для ракетной техники

Изобретение относится к способам получения углеводородного топлива для ракетной техники и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники из нефтей Ванкорского месторождения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549892
Дата охранного документа: 10.05.2015
Показаны записи 1-10 из 29.
27.09.2013
№216.012.7048

Способ определения моющих свойств у присадок к автомобильным бензинам

Изобретение относится к лабораторным методам исследования присадок к автомобильным бензинам. Способ заключается в определении смол, промытых н-гептаном в бензине до и после введения исследуемой присадки по ГОСТ 1567, при этом используют бензин с содержанием промытых смол не менее 5 мг на 100 мл...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494395
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7ad9

Способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах

Изобретение относится к лабораторным методам исследования автомобильных бензинов. Способ заключается в том, что определяют количество смол до и после промывки н-гептаном (промытых смол) по ГОСТ 1567 и по разнице в количестве смол до и после промывки н-гептаном судят о наличии моющей присадки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497111
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.12.2013
№216.012.87e9

Способ активации катализаторов гидроочистки дизельного топлива

Настоящее изобретение относится к способу активации катализаторов гидроочистки дизельного топлива и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической областях промышленности. Описан способ активации алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500475
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.03.2014
№216.012.ae9c

Многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая

Изобретение относится к многофункциональной добавке к автомобильному бензину, характеризующейся тем, что включает многофункциональную присадку с моющими и антикоррозионными свойствами - 1,0-10,0% масс., стабилизатор цвета пиперазинэтанамин - 0,005-0,3% масс., углеводородную фракцию с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510415
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.09.2014
№216.012.f12e

Способ получения низкозастывающего дизельного топлива

Изобретение относится к способу получения низкозастывающего дизельного топлива путем гидрогенизационной переработки нефтяного сырья в присутствии катализаторов, при повышенных температуре и давлении, и последующей ректификации гидрогенизата с выделением легкой и тяжелой дизельных фракций,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527564
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.12.2014
№216.013.0ed4

Катализатор и способ гидроизомеризации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к катализаторам для гидроизомеризации нефтяного сырья. Предлагаемый катализатор включает гидрирующий металлический компонент на носителе, содержащем цеолит и оксид алюминия. При этом в качестве гидрирующего металлического компонента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535213
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.12.2014
№216.013.1300

Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив

Изобретение относится к лабораторным методам оценки коррозионной активности реактивных топлив. Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив заключается в определении убыли веса медьсодержащего материала, помещенного в топливо, до и после испытания, при повышенной температуре. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536287
Дата охранного документа: 20.12.2014
10.02.2015
№216.013.26f7

Способ стабилизации цвета n-метиланилина

Изобретение относится к способу стабилизации цвета N-метиланилина (N-MA). N-MA находит широкое применение в качестве высокооктановых добавок к моторным топливам для двигателей внутреннего сгорания и компонентов, предназначенных для использования в производстве современных автомобильных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541428
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.04.2015
№216.013.46c1

Катализатор и способ изодепарафинизации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно разработке катализатора и способа изодепарафинизации дизельных дистиллятов с целью получения дизельных топлив зимних и арктического сортов. Катализатор включает смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы: никель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549617
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.05.2015
№216.013.47d1

Способ получения углеводородного топлива для ракетной техники

Изобретение относится к способам получения углеводородного топлива для ракетной техники и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники из нефтей Ванкорского месторождения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549892
Дата охранного документа: 10.05.2015
+ добавить свой РИД