Вид РИД
Изобретение
Антифрикционные сплавы на алюминиевой основе с никелем, железом и кремнием известны.
Предлагаемый сплав относится к сплавам подобного рода, но отличается от них тем, что содержит никеля от 2 до 3%, железа до 1% и кремния до 1%.
Этот сплав имеет в литом состоянии твердость от 32 до 37 по Бринеллю; по микроструктуре он оказывается сложенным из основных кристаллов α-твердого раствора никеля в алюминии и распределенной по границам этих кристаллов эвтектики α=Al3Ni. Таким образом сплав является гетерогенным по строению и, следовательно, удовлетворяет металлографическим требованиям к антифрикционному сплаву. Испытания, произведенные автором на трение и износ, показали, что предлагаемый сплав по износоустойчивости значительно превосходит высокооловянистый баббит Б-83, а по антифрикционным качествам очень немного уступает последнему, отличаясь одновременно чрезвычайной устойчивостью работы трения: отсутствуют характерные для большинства других сплавов скачки температуры; температура меняется весьма плавно и в незначительных пределах.
Обработка резанием предлагаемого сплава может быть облегчена небольшими добавками Mg, Cu и Zn.
Выбор сплава был подвергнут практической проверке путем длительных эксплоатационных испытаний его в подшипниках разных двигателей. Вкладыши из предлагаемого сплава дали весьма незначительный износ, а шейки вала износились в 1,5 раза меньше, нежели при аналогичных испытаниях на баббитовой заливке.
Сплав нашел широкое применение на различных предприятиях.