×
10.04.2019
219.017.09a5

СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к вентиляции транспортных тоннелей. Способ включает перемещение воздуха движущимися поездами через циркуляционную вентиляционную сбойку, соединяющую тоннели вблизи станции метрополитена, и через станцию. Для создания требуемого расхода воздуха через станцию метрополитена от движущихся в тоннеле поездов и его регулирования в зависимости от частоты движения поездов меняют аэродинамическое сопротивление циркуляционной вентиляционной сбойки. Технический результат заключается в снижении экономических затрат на вентиляцию тоннелей и станций метрополитена. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Техническое решение относится к вентиляции транспортных тоннелей.

Известен способ тоннельной вентиляции по пат. РФ №2312222, кл. E21F 1/00, F24F 7/00, опубл. в БИ №34 за 2007 г., включающий подачу свежего и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой, при этом меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде.

Недостатком данного технического решения является то, что большая часть инициируемого поездом потока воздуха остается в циркуляционном кольце в пределах перегона и не используется для проветривания платформы станции, причем эта неиспользуемая часть увеличивается с повышением частоты движения поездов, что приводит к неполному использованию циркуляционных потоков воздуха от движущихся поездов.

Известен способ тоннельной вентиляции по авт. св. СССР №1588874, кл. Е21F 1/00, опубл. в БИ №32 за 1990 г., включающий подачу свежего и отвод отработанного воздуха и перекрывание проходного сечения тоннеля перед или после входа поезда во входной портал тоннеля, при этом проходят вентиляционную шахту, соединяют ее с тоннелем и перед или после входа поезда во входной портал перекрывают проходное сечение тоннеля на участке между выходным порталом и вентиляционной шахтой. Отработанный воздух отводят по вентиляционной шахте, а при подходе поезда к ней открывают проходное сечение тоннеля на этом участке и перекрывают его на участке между вентиляционной шахтой и входным порталом. По вентиляционной шахте подают свежий воздух, после чего вновь открывают проходное сечение тоннеля на этом участке.

Недостатком данного технического решения является невозможность регулирования расхода воздуха в тоннеле, создаваемого поршневым действием поезда, в сторону его увеличения, что снижает эффективность использования воздушных потоков от поршневого действия поездов. Также в случае отказа привода шибера, перекрывающего тоннель, для предупреждения столкновения поезда с шибером необходимо останавливать поезда в тоннеле, что приводит к нарушению графика движения поездов.

Наиболее близким решением по технической сущности и совокупности существенных признаков является способ тоннельной вентиляции (см. Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Недра», 1975, с.304), включающий перемещение воздуха движущимися поездами через циркуляционную вентиляционную сбойку, соединяющую тоннели вблизи станции метрополитена, и через станцию.

Недостатком данного технического решения является то, что оно не учитывает изменение удельного расхода воздуха через платформенный зал станции от поршневого действия поездов с изменением частоты движения поездов. При повышении частоты движения удельный расход воздуха от одной пары поездов снижается. Это приводит к снижению экономичности данного способа тоннельной вентиляции станций, потому что указанное снижение расхода необходимо компенсировать увеличением производительности тоннельных вентиляторов и соответствующими затратами электроэнергии.

Технической задачей является повышение экономичности способа тоннельной вентиляции в штатных режимах за счет возможности регулирования величины воздушного потока и воздухораспределения в тоннелях и на станции метрополитена путем управления аэродинамическим сопротивлением циркуляционной вентиляционной сбойки.

Она достигается тем, что в способе тоннельной вентиляции, включающем перемещение воздуха движущимися поездами через циркуляционную вентиляционную сбойку, соединяющую тоннели вблизи станции метрополитена, и через станцию, согласно техническому решению для создания требуемого расхода воздуха через станцию метрополитена от движущихся в тоннеле поездов и его регулирования в зависимости от частоты движения поездов меняют аэродинамическое сопротивление циркуляционной вентиляционной сбойки.

Управление аэродинамическим сопротивлением циркуляционной вентиляционной сбойки позволяет изменять количество воздуха, подаваемого в платформенный зал станции, и тем самым более полно использовать воздушные потоки от поршневого действия движущихся в тоннеле поездов, снижая требуемую производительность тоннельных вентиляторов и, как следствие, их энергопотребление.

Сущность технического решения поясняется примером реализации способа и чертежами (фиг.1 и 2).

На фиг.1 показана схема реализации способа при неизменном аэродинамическом сопротивлении циркуляционной вентиляционной сбойки (далее - вентсбойки), на фиг.2 - то же, при увеличении аэродинамического сопротивления вентсбойки. Сплошными стрелками на фиг.1 и 2 показано направление движения поезда, пунктирными стрелками - направление движения воздуха.

Платформенный зал 1 подземной станции метрополитена (фиг.1) имеет пассажирские выходы 2 на поверхность. Вентсбойка 3, соединяющая тоннели 4, устроена в торце станции. Поезд 5 движется по тоннелю 4 и инициирует поток 6 воздуха через вентсбойку 3 в обход платформенного зала 1 станции. Для изменения аэродинамического сопротивления вентсбойки 3 служит элемент 7.

Способ реализуют следующим образом.

От поршневого действия поезда 5 при движении по тоннелю 4 образуется поток воздуха. Часть потока 6 воздуха проходит через вентсбойку 3 в обход платформенного зала 1 станции (фиг.1). Эта часть потока 6 входит в циркуляционное кольцо потока воздуха, образующееся внутри перегона между соседними станциям при открытой венсбойке 3, и увеличивается с повышением частоты движения поездов. При высокой частоте движения поездов часть потока 6 воздуха составляет основную часть циркуляционного кольца потока воздуха от движущихся поездов. Чтобы полностью или частично направить часть потока 6 воздуха через платформенный зал 1 станции и увеличить на нем воздухообмен, меняют аэродинамическое сопротивление вентсбойки 3, используя элемент 7 (фиг.2). Таким образом, использование поршневого действия поездов с регулированием части потока 6 воздуха через вентсбойку 3 позволяет снизить требуемую для проветривания станции производительность тоннельных вентиляторов и, соответственно, энергозатраты на них и тем самым повысить экономичность способа тоннельной вентиляции.

Способ тоннельной вентиляции, включающий перемещение воздуха движущимися поездами через циркуляционную вентиляционную сбойку, соединяющую тоннели вблизи станции метрополитена, и через станцию, отличающийся тем, что для создания требуемого расхода воздуха через станцию метрополитена от движущихся в тоннеле поездов и его регулирования в зависимости от частоты движения поездов меняют аэродинамическое сопротивление циркуляционной вентиляционной сбойки.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
10.01.2013
№216.012.1962

Способ разработки пологих и наклонных угольных пластов средней мощности

Изобретение относится к горному делу, используется при разработке указанных угольных пластов. Способ включает подготовку выемочного поля проведением транспортной и вентиляционной выработок, поочередное проведение выемочных камер от транспортной до вентиляционной выработки с анкерным креплением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471990
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d17

Способ гидроразрыва угольных пластов

Изобретение относится к горному делу и может быть применено для дегазации угольных пластов. Способ включает бурение сквозных скважин в угольном массиве из оконтуривающих выработок параллельно очистному забою, нарезание на стенках указанных скважин инициирующих щелей, их герметизацию и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472941
Дата охранного документа: 20.01.2013
11.03.2019
№219.016.db74

Способ прогноза нарушения сплошности участка массива горных пород

Изобретение относится к горному делу, используется для прогноза разрушения массивов горных пород при динамических проявлениях в них при изменении его напряженно-деформированного состояния. Способ основан на регистрации импульсов ЭМИ по длине выработки, измерении их длительностей τ, выделении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002426880
Дата охранного документа: 20.08.2011
Показаны записи 1-4 из 4.
10.06.2013
№216.012.492a

Рабочее колесо осевого вентилятора

Изобретение относится к вентиляторостроению, а именно к осевым турбомашинам, и может быть использовано в осевых вентиляторах для проветривания шахт, рудников и метрополитенов. Рабочее колесо осевого вентилятора содержит ступицу, втулку, диски, которыми втулка соединена со ступицей, лопатки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484310
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2015
№216.013.61b8

Способ вентиляции метрополитена

Изобретение относится к вентиляции метрополитенов и может быть использовано в системе тоннельной вентиляции метрополитенов. Способ включает подачу наружного воздуха на станцию через вентиляционную камеру и удаление отработанного воздуха через тоннели, сбойки и другую вентиляционную камеру. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556558
Дата охранного документа: 10.07.2015
05.10.2019
№219.017.d2c0

Способ вентиляции угольной лавы

Изобретение относится к горной промышленности, применяется для проветривания угольной лавы, в том числе газообильной, при отработке выемочных столбов. Способ вентиляции угольной лавы, включающий подачу свежего воздуха в стесненную выработку и разбавление газовой смеси в ней с помощью осевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701900
Дата охранного документа: 03.10.2019
12.07.2020
№220.018.3217

Способ реверсирования осевого вентилятора с двумя рабочими колесами

Изобретение относится к области вентиляторостроения и может быть использовано при создании реверсивных вентиляторов главного проветривания для горнодобывающей промышленности и для систем тоннельной вентиляции. Технический результат – возможность создавать осевые вентиляторы с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726239
Дата охранного документа: 10.07.2020
+ добавить свой РИД