Вид РИД
Изобретение
Предлагаемое изобретение относится к пломбировочным устройствам и может быть использовано, в частности, для запирания и одновременного опломбирования железнодорожных вагонов, контейнеров, автофургонов, складов, магазинов и т.д.
Известна моноблочная пломба, содержащая плоский корпус с выполненной в его полости сквозной продольной выборкой, канат, одним из концов зафиксированный в сквозном отверстии корпуса, неразъемно установленную в выборке корпуса с образованием сквозного канала для пропуска свободного конца каната при сборке устройства вставку, в которой выполнен клиновой вырез, сообщенный с каналом для пропуска свободного конца каната и имеющий посадочные места для стопорного элемента каната в виде тела вращения и пружинного элемента, взаимодействующего со стопорным элементом (US 5611583 А, 18.03.1997).
Недостатком данной конструкции моноблочной пломбы является его недостаточная защищенность от подделки и нестабильность усилия замыкания.
Техническим результатом предложенного изобретения является повышение защищенности от подделки и уменьшение усилия замыкания.
Указанный технический результат достигается тем, что моноблочная пломба содержит плоский корпус с выполненной в его полости сквозной продольной выборкой, канат, одним из концов зафиксированный в сквозном отверстии корпуса, неразъемно установленную в выборке корпуса с образованием сквозного канала для пропуска свободного конца каната при сборке устройства вставку, в которой выполнен клиновой вырез, сообщенный с каналом для пропуска свободного конца каната и имеющий посадочные места для стопорного элемента каната в виде тела вращения и пружинного элемента, взаимодействующего со стопорным элементом, при этом проекция клинового выреза вставки на плоскость состоит из четырех последовательно сопряженных друг с другом в направлении от входа сквозного канала линий - дуги окружности, первой прямой линии, расположенной под углом к оси сквозного канала и второй прямой линии, параллельной оси сквозного канала и линии дна выреза, причем расстояние от второй прямой линии до ближайшего к ней края сквозного канала больше или равно диаметру стопорного элемента, при этом посадочное место пружинного элемента выполнено в дне выреза, а по меньшей мере, с одной из сторон вставки выполнена, по меньшей мере, одна выемка, и на корпусе, по меньшей мере, с одной из его сторон выполнено, по меньшей мере, одно контрольное углубление, сопряженное с выемкой.
Сквозной канал для пропуска свободного конца каната частично или полностью выполнен на боковой грани вставки.
Пружинный элемент выполнен в виде плоской пружины или пружины сжатия.
Стопорный элемент выполнен в виде шарика или ролика.
Боковая поверхность ролика выполнена с рифлением и его твердость выше твердости каната.
На боковой поверхности ролика имеется канавка, ширина и глубина которой больше диаметра пряди каната, но меньше диаметра самого каната, причем края канавки в местах соприкосновения с канатом имеют острые кромки.
Посадочное место для пружины сжатия выполнено в виде дополнительной выборки в донной части выреза вставки, причем ось симметрии этой выборки имеет угол наклона к оси сквозного канала, равный углу наклона первой прямой линии проекции выреза вставки, а край этой выборки смещен от второй прямой линии проекции выреза вставки в сторону оси сквозного отверстия с образованием уступа.
Между роликом, боковая поверхность которого выполнена с рифлением и пружиной сжатия установлен толкатель, цилиндрическая часть которого расположена в межвитковом пространстве пружины.
Пассивный конец каната зафиксирован в сквозном отверстии путем пластической деформации участков корпуса, например, в виде не менее чем двух обжимок, причем профиль обжимки имеет возвышение в центральной части.
Угол заклинивания, образованный первой прямой линией выреза вставки и осью сквозного канала меньше или равен 15°.
Корпус выполнен в виде цельнотянутого алюминиевого профиля с последующей нарезкой в размер.
Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображено на:
фиг.1 - общий вид устройства в разрезе;
фиг.2 - разрез А-А фиг.1;
фиг.3 - разрез Б-Б фиг.1;
фиг.4 - ролик, в аксонометрии;
фиг.5 - вставка, в аксонометрии.
Запорно-пломбировочное устройство содержит корпус 1, канат 2, один из концов которого установлен в сквозное отверстие 3 и неразъемно зафиксирован в корпусе 1.
В полости корпуса 1 выполнена продольная выборка 4, в которой установлена вставка 5. Вставка 5 установлена с образованием сквозного канала 6 для пропуска свободного конца каната 2 при сборке устройства. Сквозной канал 6 может быть выполнен или в стенке корпуса 1, или на боковой грани вставки 5 или частично в стенке корпуса 1 и частично на боковой грани вставки 5 (фиг.2).
Во вставке 5 со стороны сквозного канала 6 для пропуска свободного конца каната 2 выполнен сообщенный с ним клиновой вырез 7 с образованием посадочного места для установки на него пружинного элемента 9, взаимодействующей со стопорным элементом 10.
Пружинный элемент 9 может быть выполнен в виде плоской пружины (на чертежах не показано) или пружины сжатия (фиг.1).
Стопорный элемент 10 может быть выполнен в виде тела вращения - шарика (на чертежах не показано) или ролика 10, на боковой поверхности которого выполнено рифление 14 (фиг.4), а его твердость выше твердости каната 2.
Проекция выреза 7 вставки 5 на плоскость состоит из четырех сопряженных друг с другом линий, дуги окружности 11 и двух прямых линий 12 и 13. Первая прямая линия 12 расположена под углом α к оси сквозного канала 6, причем угол α меньше или равен 15°. Вторая прямая линия 13 параллельна оси сквозного отверстия, а ее расстояние от ближайшего края сквозного отверстия 6 больше или равно диаметру стопорного элемента 10. Четвертая линия - линия 19 дна выреза.
Для исключения закусывания витков пружины сжатия 9 на рифленой боковой поверхности ролика 10 при замыкании пломбировочного устройства, между пружиной 9 и роликом 10 может быть установлен толкатель в виде грибка (на чертежах не показан), цилиндрическая часть которого расположена в межвитковом пространстве пружины 9.
В широкой донной части выреза 7 вставки 5 выполнено посадочное место для пружины сжатия 9 в виде дополнительной выборки 8, причем ось симметрии этой дополнительной выборки имеет угол наклона к оси сквозного канала 6, равный углу наклона первой прямой линии 12 проекции выреза 7 вставки 5, а край дополнительной выборки 8 смещен от второй прямой линии 13 проекции выреза вставки в сторону оси сквозного отверстия с образованием уступа 15.
По меньшей мере, с одной из сторон вставки 5 выполнена, по меньшей мере, одна выемка 16. На корпусе 1, по меньшей мере, с одной из его сторон выполнено, по меньшей мере, одно контрольное углубление 17, сопряженное с выемкой 16 вставки 5.
Канат 2 зафиксирован в сквозном отверстии корпуса 1, путем пластической деформации участков корпуса, например, в виде не менее двух обжимок 18.
Корпус 1 изготавливается из цельнотянутого алюминиевого профиля с последующей нарезкой в размер. В процессе изготовления профиля в нем выполняется продольная выборка 4, сквозное отверстие 3, а также частично или полностью сквозной канал 6.
Устройство работает следующим образом.
Свободный конец каната 2 пропускают в проушины узла запирания и вводят его во входное отверстие корпуса 1. Под действием торца свободного конца каната 2 пружина 9 сжимается, ролик 10 опускается в крайнее нижнее положение до донной части выреза, полностью освобождая сквозной канал 6, и канат 2 свободно без затруднения выходит наружу корпуса 1. После этого, удерживая корпус 1 пломбировочного устройства, затягивают свободный конец каната 2 до образования петли минимального размера. Пружина 9 поджимает ролик 10 до взаимодействия с канатом 2 и при попытке его силового извлечения происходит заклинивание каната 2 роликом 10, причем, чем сильнее прикладываемое извлекающее усилие, тем больше ролик 10 перемещается в сторону сужения выреза 7 и тем сильнее происходит заклинивание. Объект опломбирован.
Для исключения возможности выкручивания каната 2 из корпуса 1 боковая поверхность ролика 10 может быть выполнена с рифлением 14. Также для этой цели на боковой поверхности ролика 10 может быть выполнена канавка (на чертежах не показана), ширина и глубина которой больше диаметра пряди каната, но меньше диаметра самого каната, причем края канавки в местах соприкосновения с канатом имеют острые кромки.
Выполнение в моноблочной пломбе выреза 7, в котором имеется участок, боковая стенка которого параллельна оси сквозного канала 6, а расстояние от этой стенки до ближайшего края сквозного канала 6 равно или больше диаметра ролика, вызвано необходимостью полного освобождения сквозного канала от стопорного элемента для прохождения каната при замыкании устройства. Пружина 9 при этом полностью сжимается до соприкосновения витков, ролик 10 опускается в крайнее нижнее положение до взаимодействия с боковой стенкой выреза 7 вставки 5, параллельной оси сквозного канала, и уступом 15 этого выреза.
Для исключения закусывания витков пружины 9 выступами рифления 14, нанесенными на боковой поверхности ролика 10, между ним и пружиной может быть установлен толкатель (на чертежах не показан), выполненный в виде грибка, цилиндрическая часть которого расположена в межвитковом пространстве.
Выполнение выреза 7 вставки 5 описанной выше формы и введение в конструкцию толкателя позволяет значительно уменьшить усилие замыкания пломбы.
Контрольное углубление 17 на корпусе 1, размещенное в выемке 16 вставки 5, с одной стороны, препятствует извлечению вставки 5 из корпуса 1, а в случае нарушения целостности запорно-пломбировочного устройства срезанный материал корпуса 1, в месте выемки 16 будет свидетельствовать о факте несанкционированного вскрытия устройства.