×
10.04.2019
219.017.01c1

УСТРОЙСТВО СТОПОРЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02225951
Дата охранного документа
20.03.2004
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, к деталям машин, к устройствам стопорения резьбового соединения. Устройство стопорения резьбового соединения включает болт с резьбовым стержнем, гайку и стопорный элемент. В резьбовом стержне выполнен глухой осевой канал с резьбой, в котором установлен дополнительный болт со шлицевой головкой, диаметр которой меньше диаметра отверстия в гайке. Стопорный элемент выполнен в виде выпуклой тарельчатой шайбы, размещенной внутри гайки на дополнительном болте с упором меньшим торцом в его шлицевую головку, а большим торцом - в гайку. В результате обеспечивается высокая надежность стопорения при различных силовых воздействиях на резьбовое соединение в процессе эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения, к деталям машин, конкретно к устройствам стопорения резьбового соединения.

Известны устройства стопорения (см. кн. Иосилевич Г.Б., Строганов Г.Б., Шарловский Ю.В. Затяжка и стопорение резьбовых соединений. Справочник. - М.: Машиностроение, 1985, с.146, рис.14 “л”), основанные на увеличении механического взаимодействия гайки и резьбового стержня болта, снабженные стопорным элементом в виде сухарика из пластичного материала, воздействующего на резьбу соединения и вводимого посредством узла крепления в виде резьбового стержня в радиальный резьбовой канал в теле гайки и прижимающего сухарик к резьбовому стержню.

Недостатком указанной конструкции является низкий эффект стопорения, что обусловлено малой величиной поверхности контакта сухарика с резьбовым стержнем, т.к. участвует в стопорении лишь одна небольшая зона внедрения сухарика в резьбовую канавку.

Известно устройство стопорения (см. авт. св. СССР №1698568, кл. F 16 В 39/34, опубл. 15.12.91), содержащее стержень, гайку, стопорный элемент и узел крепления стопорного элемента.

Особенность устройства заключается в том, что на торце резьбового стержня выполнен поперечный паз прямоугольного сечения, стопорный элемент в виде упругой проволочки в форме дуги вложен в этот паз с упором в резьбу гайки. Стопорный элемент в виде винтовой вставки сопряжен с резьбой гайки, при его вворачивании упирается в проволоку и, распрямляя ее, обеспечивает контактное взаимодействие проволоки с резьбой гайки.

Недостатком устройства является взаимодействие стопорного элемента с резьбой только в двух участках в соответствии с расположением поперечного паза в резьбовом стержне. Кроме того, при отворачивании гайки дугообразный проволочный стопорный элемент, вследствие упругости, может восстановить первоначальную форму и выйти из зацепления с резьбовой канавкой. В итоге надёжность стопорения оказывается недостаточной.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое устройство, является разработка конструкции, позволяющей устранить указанные выше недостатки.

Технический результат от использования предлагаемого устройства заключается в увеличении зоны контакта стопорного элемента с резьбой гайки. В предложенной конструкции стопорный элемент взаимодействует с резьбой гайки по всей окружности в плоскости торца резьбового стержня, что обеспечивает надёжное стопорение при различных силовых воздействиях на резьбовое соединение в процессе эксплуатации.

Средство достижения указанного технического результата состоит в том, что в известном устройстве, включающем болт с резьбовым стержнем, гайку, стопорный элемент, в резьбовом стержне выполнен глухой осевой канал с резьбой, в котором установлен дополнительный болт со шлицевой головкой, диаметр которой меньше диаметра отверстия в гайке, а стопорный элемент выполнен в виде выпуклой тарельчатой шайбы, размещенной внутри гайки на дополнительном болте с упором меньшим торцом в его шлицевую головку, а большим торцом - в гайку, при этом шайба имеет форму усечённого конуса.

Устройство изображено на фиг.1 (продольный разрез, причем фиг.1а - положение до сборки, а фиг.1б - положение после сборки).

Резьбовой стержень 1, принадлежащий болту (не показан), взаимодействует с гайкой 2 посредством резьбы 3, причем гайка 2 выполнена удлинённой, ее свободный торец 4 выше торца 5 стержня 1. В стержне 1 выполнен вдоль оси глухой 6 канал с резьбой 7, в котором установлен дополнительный болт 8, ввернутый в канал 6. Болт 8 имеет шлицевую головку 9, которая свободно входит в гайку 2.

Стопорный элемент представляет собой тарельчатую шайбу 10, которая размещена на болте 8 таким образом, что ее меньший торец 11 упирается в головку 9, а больший торец 12 - в гайку 2.

Шайба 10 может иметь форму усечённого конуса или представлять собой кольцевой участок сферической, торовой или иной, выпуклой относительно стержня 1, поверхности с геометрической осью на оси стержня 1. Шайба 10 может быть упругой, стальной или выполнена из легко деформируемого материала, типа меди, причем толщина шайбы 10, ее размеры и материал подбираются предварительно опытным путем. Гайка 2 при сборке может упираться в деталь 13 или в промежуточную шайбу (не показана).

Устройство работает следующим образом.

На фиг.1а изображено положение до сборки. Гайка 2 навёрнута на стержень 1 с упором в деталь 13. В канал 6 ввёрнут дополнительный болт 8, на который предварительно установлена тарельчатая шайба 10, входящая в гайку 2 таким образом, что ее меньший торец контактирует с болтом 8 и его шляпкой 9, а больший торец 12 с гайкой 2.

В процессе затяжки болта 8 шайба 10 деформируется, может потерять устойчивость и врезается своим торцом 12 в резьбовую канавку гайки 2 по всей окружности, обеспечивая надежное стопорение гайки 2 относительно стержня 1, так как отворачивание гайки 2 со стержня 1 после сборки (см. фиг.1б) возможно только при разрушении шайбы 10 по торцу 12 или повреждении самой гайки 2.

Предлагаемое устройство не представляет технических и технологических трудностей в изготовлении общеизвестными приёмами металлообработки.

1.Устройствостопорениярезьбовогосоединения,включающееболтсрезьбовымстержнем,гайку,стопорныйэлемент,отличающеесятем,чтоврезьбовомстержневыполненглухойосевойканалсрезьбой,вкоторомустановлендополнительныйболтсошлицевойголовкой,диаметркоторойменьшедиаметраотверстиявгайке,астопорныйэлементвыполненввидевыпуклойтарельчатойшайбы,размещеннойвнутригайкинадополнительномболтесупоромменьшимторцомвегошлицевуюголовку,абольшимторцом-вгайку.12.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтошайбаимеетформуусеченногоконуса.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
01.03.2019
№219.016.cafc

Вентиль

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к запорным органам, предназначенным для использования в пневмогидравлических системах. Вентиль включает полый корпус с герметичными крышками, входным и выходным патрубками. Регулируемый уплотнительный узел разделяет корпус на входную и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02210695
Дата охранного документа: 20.08.2003
10.04.2019
№219.017.0201

Способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине

Изобретение относится к технике, а именно к узлам машин и агрегатов, работающим в среде керосина, в частности к подшипникам скольжения и качения. Способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине заключается в предварительной энергетической обработке жидкости пропусканием ее через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02212579
Дата охранного документа: 20.09.2003
Показаны записи 1-5 из 5.
01.03.2019
№219.016.cafc

Вентиль

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к запорным органам, предназначенным для использования в пневмогидравлических системах. Вентиль включает полый корпус с герметичными крышками, входным и выходным патрубками. Регулируемый уплотнительный узел разделяет корпус на входную и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02210695
Дата охранного документа: 20.08.2003
10.04.2019
№219.017.0201

Способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине

Изобретение относится к технике, а именно к узлам машин и агрегатов, работающим в среде керосина, в частности к подшипникам скольжения и качения. Способ уменьшения трения пары "латунь-сталь" в керосине заключается в предварительной энергетической обработке жидкости пропусканием ее через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02212579
Дата охранного документа: 20.09.2003
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000079291
Дата охранного документа: 28.02.1950
19.04.2019
№219.017.2d73

Стояночное уплотнение вала

Изобретение относится к области техники, а именно к стояночным уплотнениям гидромашин. Стояночное уплотнение вала включает контактную уплотняющую пару, механизм размыкания контактной уплотняющей пары, образованный двумя фланцами. Один из фланцев неподвижен относительно вала, а другой установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02222741
Дата охранного документа: 27.01.2004
19.04.2019
№219.017.2d7f

Способ изготовления плоской шайбы для резьбового соединения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к резьбовым соединениям деталей машин, конкретно к шайбам. Рабочую поверхность шайбы, контактирующую с болтом или гайкой, формируют в виде участка симметричной криволинейной выпуклой поверхности с вершиной на оси шайбы, например, в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223837
Дата охранного документа: 20.02.2004
+ добавить свой РИД