×
29.03.2019
219.016.f141

Результат интеллектуальной деятельности: СЪЕМНИК ПЯТНИКА ВАГОНА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002397891
Дата охранного документа
27.08.2010
Аннотация: Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при смене пятников грузовых вагонов в условиях деповского ремонта. Съемник пятника вагона с источником давления рабочего тела выполнен в виде пневмогидроусилителя с управляемым клапаном зарядки и гидроаккумулятора, соединенного с централизованной пневмосетью, с которой подобным образом через пневмораспределитель сообщена штоковая пневмополость пневмогидроусилителя. Управляемый клапан зарядки включен между выходом гидроаккумулятора и гидравлической полостью пневмогидроусилителя, штоковая пневмополость последнего объединена с поршневой полостью гидроцилиндра отрыва, штоковая полость которого соединена трубопроводом высокого давления с гидравлической полостью пневмогидроусилителя. Достигается повышение эффективности демонтажа пятников вагонов. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ремонте вагонов.

В ремонтном производстве грузовых вагонов, особенно полувагонов, одними из основных операций являются демонтаж изношенного пятника и монтаж пригодного (нового или восстановленного).

Известно устройство для отрыва пятников, типичное для нестандартной оснастки, изготавливаемой силами вагонных депо. Оно представляет собой рельсовую тележку, оборудованную вертикально ориентированным силовым штоком, нижний конец которого прикреплен к поршню пневмоцилиндра отрыва, а верхний - снабжен резьбой, на которую наворачивают ограничительную гайку. Рабочим телом является сжатый воздух под давлением 5…6 кг/см. В качестве пневмоцилиндра используют вагонный тормозной цилиндр. Работа устройства основана на преобразовании энергии сжатого воздуха в механическую. Источником сжатого воздуха служит централизованная деповская пневмосеть. Поступающий в поршневую полость пневмоцилиндра сжатый воздух развивает на поршне усилие, прикладываемое через шток и гайку на внутренний торец шкворневого отверстия демонтируемого пятника, и осуществляет отрыв последнего.

Основным недостатком данного устройства является следующее.

Усилие отрыва ограничено: при любом более высоком, чем в деповской пневмосети давлении или как угодно увеличенном диаметре поршня пневмоцилиндра, оно не может превысить силы веса всего устройства. Поэтому не все пятники, подготовленные к отрыву, будут демонтированы, и эффективность устройства не может быть высокой.

Кроме того, применение сжатого воздуха в качестве рабочего тела в цилиндрах, реализующих большие усилия, из-за его «взрывчатого характера» небезопасно.

Известна установка для отрыва пятника на вагоне, выпускаемая ООО «ИРТРАНС» (см. приложение), содержащая тележку, на платформе которой смонтированы источник давления рабочего тела и подъемник, несущий гидроцилиндр отрыва, который своим поршнем связан с силовым штоком, а корпусом - через упорную раму с хребтовой балкой вагона. В качестве источника давления рабочего тела применена электроприводная гидростанция. Принцип работы установки основан на преобразовании электричеслой энергии в гидравлическую и затем в механическую. Рабочее тело - масло под давлением 250 кг/см, которое обеспечивает потребное усилие отрыва пятника порядка 40…50 тс.

Однако гидростанция - сложный гидроэлектромеханический агрегат, требующий текущего технического обслуживания. Ввод ее в состав установки избыточен, так как удорожает эксплуатацию, снижает надежность и уровень безопасности за счет подключения ее привода к электрической сети высокого напряжения.

Использование положительных свойств обоих вышеприведенных рабочих тел (воздуха - в аналоге и жидкости - в прототипе) в циклах отрыва пятников является продуктивным при выполнении источника давления с приемом сжатого воздуха от пневмосети низкого давления с дальнейшим преобразованием его энергии в гидравлическую на высоком давлении. Такой путь является эффективным, так как позволяет вывести из состава съемника сложный и небезопасный в эксплуатации агрегат - гидростанцию, использовать доступную в депо пневмосеть и достигнуть высокого уровня давления гидрожидкости и, следовательно, усилия отрыва.

Целью изобретения является повышение эффективности демонтажа пятников вагонов.

Поставленная цель достигается тем, что в съемнике пятника вагона, содержащем смонтированные на тележке подъемник, несущий взаимодействующий с хребтовой балкой вагона через упор гидроцилиндр отрыва с силовым штоком, оборудованным захватом пятника, а также источник давления рабочего тела, связанный с питающей сетью, и трубопроводы, согласно изобретению, упомянутый источник выполнен в виде пневмогидроусилителя с управляемым клапаном зарядки и гидроаккумулятора с фитингом подвода сжатого воздуха, соединенным с централизованной пневмосетью, с которой подобным образом через пневмораспределитель сообщена штоковая пневмополость пневмогидроусилителя, при этом управляемый клапан зарядки включен между выходом гидроаккумулятора и гидравлической полостью пневмогидроусилителя, штоковая пневмополость последнего объединена посредством гибкого трубопровода с поршневой полостью гидроцилиндра отрыва, штоковая полость которого соединена трубопроводом высокого давления с гидравлической полостью пневмогидроусилителя.

Также в съемнике пятника вагона пневмораспределитель выполнен 4-канальным двухпозиционным с управлением от рукоятки, снабженной фиксатором положений «Выкл.» и «Вкл.», причем в первом положении штоковая пневмополость пневмогидроусилителя и поршневая гидроцилиндра отрыва сообщены с централизованной пневмосетью, и поршневая пневмополость пневмогидроусилителя - с атмосферой, а во втором положении - наоборот.

На фиг.1 изображен общий вид предлагаемого съемника, на фиг.2 - схема источника давления рабочего тела.

Съемник пятника вагона содержит (фиг.1) тележку 1 и размещенные на ее платформе источник давления рабочего тела 2 (фиг.2) и подъемник 3, несущий гидроцилиндр отрыва 4, у которого поршень 5 жестко связан с силовым штоком 6, а корпус через упорную раму 7 и консольные стойки 8 взаимодействует с хребтовой балкой вагона. Силовой шток 6 снабжен захватом пятника, выполненным в виде двух ограничительных гаек - нижней 9 (фиг.1, 2) и верхней 10 (фиг.2), посредством которых зажимают демонтируемый пятник 11 перед его отрывом. Источник давления рабочего тела 2 (в данном случае рабочее тело - жидкость в виде индустриального масла) содержит (фиг.2) пневмогидроусилитель 12 с управляемым клапаном зарядки 13 и гидроаккумулятор 14 с фитингом подвода сжатого воздуха 15, сообщенным посредством линии подвода давления 16 и пневморукава 17 со стандартной головкой с централизованной деповской пневмосетью, с которой подобным образом связан пневмораспределитель 18.

Пневмогидроусилитель 12 выполнен в виде соосно связанных единым корпусом пневмо- и гидроцилиндров. Содержит две цилиндрические разного диаметра полости: входную пневматическую низкого давления и выходную гидравлическую 19 высокого давления с меньшим диаметром. Первая разделена поршнем 20 на две полости: поршневую (бесштоковую) 21 и штоковую 22. Шток поршня 20 служит поршнем гидрополости 19. Пневмогидроусилитель 12 предназначен для преобразования энергии сжатого воздуха в энергию гидравлической жидкости с более высоким давлением.

Гидроаккумулятор 14 выполнен в виде герметичной емкости, оборудованной фитингами подвода сжатого воздуха 15 и отвода масла 23, сливной и воздушной пробками, горловиной со встроенным сетчатым фильтром для заливки масла (последние на фиг.2 не показаны). Гидроаккумулятор 14 служит для создания давления в гидросистеме съемника, равного давлению в питающей пневмосети 17, и подачи масла под этим давлением через клапан зарядки 13 в гидрополость 19 пневмогидроусилителя 12.

Гидроцилиндр отрыва 4 состоит из рабочей (штоковой) полости 24, заполняемой маслом под высоким давлением из гидравлической полости 19 пневмогидроусилителя 12 через трубопровод высокого давления 25, и поршневой полости 26, заполняемой сжатым воздухом из пневмосети 17 через открытый пневмораспределитель 18 и гибкий трубопровод низкого давления 27. Обе полости разделены поршнем 5, который подпружинен возвратной пружиной 28.

Съемник пятника вагона работает следующим образом.

В исходном положении рукоятка пневмораспределителя 18 и клапан зарядки 13 зафиксированы в положение «Выкл.», поршни 20 и 5 занимают соответственно крайние левое (условно по фиг.2) и верхнее положения. Консольные стойки 8, представляющие собой винтовые упоры, и ограничительная гайка 9, навернутая на силовой шток 6, установлены в нижнем своем положении, верхняя ограничительная гайка 10 предварительна снята.

Съемник подают на рабочую позицию с подготовленным к демонтажу пятником (верхние головки заклепок срезаны) и подключают к деповской пневмосети с помощью пневморукава 17 и головки. При этом поршневую полость 26 гидроцилиндра отрыва 4 и штоковую пневмополость 22 пневмогидроусилителя 12 заполняют сжатым воздухом из пневмосети через пневмораспределитель 18 и линию подвода давления 16, а поршневую полость 21 пневмогидроусилителя сообщают с атмосферой через линию сброса давления 29. Полость гидроаккумулятора 14 также заполняют сжатым воздухом, создавая в нем гидродавление масла, равное давлению в пневмосети. Силовой шток 6 выставляют соосно со шкворневым отверстием пятника 11, а упорную раму 7 - параллельно оси хребтовой балки вагона.

Осуществляют подъем упорной рамы 7 с помощью подъемника 3 до уровня, при котором зазор от торца штока 6 до нижней поверхности пятника 11 остается 5…10 мм. Подъем прекращают и производят более точную центровку силового штока 6 относительно шкворневого отверстия в пятнике 11. Включая подъемник 3, пропускают силовой шток 6 в шкворневое отверстие пятника 11 до упора верхним торцом гайки 9 в нижнюю поверхность пятника 11. Затем верхнюю гайку 10 вводят через технологическое окно в «тумбочке» хребтовой балки и накручивают на силовой шток 6 до упора в верхний (внутренний) торец шкворневого отверстия пятника 11. Вращая консольные стойки 8, подводят их торцевые пяты до контакта с нижней поверхностью хребтовой балки, тем самым фиксируя вдоль ее оси раму 7. Переводом рукоятки пневмораспределителя 18 в положение «Вкл.» соединяют поршневую полость 21 с линией подвода давления 16, а штоковую пневмополость 22 и поршневую 25 - с линией сброса давления 29. Поступающий в полость 21 сжатый воздух развивает усилие на поршне 20, перемещает его слева - направо и, вытесняя воздух из полости 22 в атмосферу, создает, сжимая масло, усиленное в десятки раз гидродавление в полости 19. В результате масло под давлением через трубопровод высокого давления 25 поступает в штоковую полость 24 гидроцилиндра 4, формируя на его поршне 5 усилие отрыва, которое, действуя сверху - вниз через силовой шток 6 и гайку 10 на внутренний торец шкворневого отверстия демонтируемого пятника 11 и преодолевая усилия сопротивления оставшихся заклепок, отрывает его. Силовой шток 6 с оторванным пятником 11, «захваченным»гайками 9 и 10 (фиг.2 - показано пунктиром), продолжает движение вниз, сжимая пружину 28 и вытесняя воздух из полости 26 в атмосферу. При достижении поршня 5 крайне нижнего положения выключают пневмораспределитель 18. При этом линия подвода давления 16 подключает пневмосеть к полостям 22 и 26, а поршневую полость21, находящуюся под давлением сжатого воздуха, линия сброса давления 29 соединяет с атмосферой. Поршень 20 пневмогидроусилителя 12 делает обратный в сторону исходного положения ход, разряжая гидрополость 19 от высокого давления, что позволяет поршню 5 под действием сжатой пружины 28 и поступающего в полость 26 сжатого воздуха двигаться в верхнее исходное положение, а гидрожидкости возвращаться из полости 24 гидроцилиндра 4 в гидрополость 19 пневмогидроцилиндра 12. Силовой шток 6 с пятником 11 и рамой 7 с помощью подъемника 3 опускают, тележку 1 выкатывают с рабочей позиции, отпускают верхнюю гайку 10 и освобождают нижнюю 9. Пятник 11 снимают со штока 6. Съемник готов для подачи на следующую рабочую позицию.

В процессе эксплуатации съемника неизбежны потери масла из-за неидеальности уплотнений в гидрополостях исполнительных элементов. Управляемый клапан зарядки 13 служит для периодического пополнения масла в гидравлической полости 19 пневмогидроусилителя 12. Нормальное положение клапана зарядки 13 - закрытое (положение «Выкл.»). Процедуру зарядки осуществляют в исходном положении источника давления рабочего тела 2 (положение «Выкл.» рукоятки пневмораспределителя 18) и в следующей последовательности:

- открывают клапан зарядки 13 (положение «Вкл.);

- включая и выключая пневмораспределитель 18, выполняют 4…5 полных ходов поршня 20 пневмогидроусилителя 12 с паузами между ними 2…3 мин. После последнего выключения пневмораспределителя 18 и возвращения поршня 20 в исходное положение выдерживают 5…7 мин и закрывают клапан зарядки 13;

- включают пневмораспределитель 18 и проверяют ход рабочих элементов силовых узлов. Например, при полностью заряженной гидрополости 19 и отсутствии воздуха в ней и других элементах гидросистемы съемника перемещение силового штока 6 при полном ходе поршня 20 должно составлять 30…32 мм.

Если зарядка оказалась недостаточной, то проводят работу по удалению воздуха в гидросистеме. Для этого пневмогидроусилитель 12 снабжен пробкой 30. Открыв клапан зарядки 13, производят стравливание воздуха до появления масла через открытую пробку 30, которую затем закрывают. Выключают пневмораспределитель 18, заполняя маслом гидравлическую полость 19, и повторяют последнюю операцию вышеприведенной процедуры зарядки с оценкой хода силового штока 6.

Предлагаемый съемник пятника вагона выгодно отличается от прототипа, так как сжатый воздух не используется в качестве рабочего тела в силовом элементе (4) отрыва пятника. Тем самым повышена безопасность труда под вагоном в условиях стесненного рабочего пространства; уменьшены габариты силового элемента за счет использования в нем жидкости под давлением. Последняя получена путем усиления давления сжатого воздуха в простейшем по конструкции, а потому надежном устройстве - пневмогидроусилителе 12, не требующим технического обслуживания. Затраты энергии на отрыв пятника с помощью предлагаемого съемника не сопоставимы с прототипом, так как ее потребление происходит в «короткое» время, в импульсе отрыва, в случае же устройства прототипа потребление электрической энергии выше по уровню и длительности (как правило, электродвигатель с насосом в гидростанции работают непрерывно). Кроме того, в предлагаемом съемнике исключено использование электрической энергии, что также способствует повышению безопасности работ по смене пятников.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-7 из 7.
20.08.2013
№216.012.5fc9

Способ дистанционного обнаружения изменения состояния рельсового пути перед движущимся поездом

Изобретение относится к контролю безопасности рельсового пути и предназначено для дистанционного обнаружения отклонений его параметров от нормальных, вызванных нарушением структуры рельсов и появлением опасных объектов в полотне. В способе осуществляют регистрацию виброакустических импульсов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490153
Дата охранного документа: 20.08.2013
29.03.2019
№219.016.f13a

Устройство для смены поглощающего аппарата

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности для ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Устройство для смены поглощающего аппарата содержит смонтированный на тележке подъемник, несущий механизм сжатия упомянутого аппарата, включающий в себя силовую платформу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392138
Дата охранного документа: 20.06.2010
29.03.2019
№219.016.f209

Устройство для смены поглощающего аппарата

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство для смены поглощающего аппарата, дополненное в механизме сжатия узлом разгрузки, содержит силовой цилиндр, снабженный продольной прорезью, соизмеримой по длине с ходом плунжера, к которому закреплен кронштейн, снабженный парой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002381926
Дата охранного документа: 20.02.2010
29.03.2019
№219.016.f225

Устройство для подъема надрессорной балки тележки вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов. Устройство для подъема надрессорной балки тележки вагона содержит домкрат, шарнирно соединенный своим штоком с захватным органом, снабженным крюком, имеющими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002383454
Дата охранного документа: 10.03.2010
29.03.2019
№219.016.f29b

Устройство для смены поглощающего аппарата

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройству для ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Устройство для смены поглощающего аппарата содержит гидровыжимной цилиндр, взаимодействующий своим плунжером с поглощающим аппаратом через его упорную плиту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002376169
Дата охранного документа: 20.12.2009
29.03.2019
№219.016.f69e

Съемник пятника вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности для ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Съемник пятника вагона содержит смонтированные на тележке источник давления рабочего тела и подъемник, несущий укрепленный вертикально на упоре и взаимодействующий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002405691
Дата охранного документа: 10.12.2010
29.03.2019
№219.016.f7d3

Способ демонтажа пятника вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ремонте вагонов. Способ демонтажа пятника с хребтовой балки вагона заключается в приложении усилий между ними средством их создания с предварительным удалением головок, соединяющих их заклепок. Перед приложением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002462377
Дата охранного документа: 27.09.2012
Показаны записи 1-10 из 27.
20.08.2013
№216.012.5fc9

Способ дистанционного обнаружения изменения состояния рельсового пути перед движущимся поездом

Изобретение относится к контролю безопасности рельсового пути и предназначено для дистанционного обнаружения отклонений его параметров от нормальных, вызванных нарушением структуры рельсов и появлением опасных объектов в полотне. В способе осуществляют регистрацию виброакустических импульсов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490153
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.05.2015
№216.013.4f0a

Устройство для восстановления центровых отверстий осей

Устройство для восстановления центровых отверстий осей предназначено для колесных пар подвижного состава. На корпусе устройства смонтированы приводы вращения, подачи и кулачковый патрон, в котором подвижно установлен шпиндель с закрепленным на нем режущим инструментом. Кулачковый патрон...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551752
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.01.2016
№216.013.9f65

Боковая рама тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к элементам двухосных трехэлементных тележек подвижного состава. Боковая рама тележки грузового вагона содержит в проемах буксовые узлы и имеет подбуксовые предохранители. Предохранители выполнены в виде подбуксовых скоб. Рама дополнена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572442
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.03.2016
№216.014.cae8

Конструкция соединения буксового узла с рамой тележки грузового вагона

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается двухосных трехэлементных тележек подвижного состава. Конструкция соединения буксового узла с рамой тележки грузового вагона содержит в буксовых проемах буксовые узлы и подбуксовые предохранители, установленные между концевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577815
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.7e61

Стенд магнитопорошкового контроля зубчатых колес

Стенд содержит индуктор, смонтированный на портале, привод ротации колесной пары, снабженный взаимодействующим с гребнями колес катковым механизмом, устройство нанесения магнитного индикатора, регистратор зубьев, блок управления и узел подвода индуктора. Устройство нанесения магнитного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601295
Дата охранного документа: 27.10.2016
26.08.2017
№217.015.dec4

Способ контроля накипеобразования на стенках теплоагрегатов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерениям в области теплотехники. Сущность: способ основан на измерении толщины отложений накипи на стенках теплоагрегата путем сравнения электрических сопротивлений слоев воды с отложениями накипи и просто воды в емкости теплоагрегата. Текущие значения измеренных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624982
Дата охранного документа: 11.07.2017
29.12.2017
№217.015.f92c

Подъемно-катковый механизм

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к подъемно-катковым механизмам. Подъемно-катковый механизм содержит катковый механизм с приводом вращения роликовых опор, закрепленных на оконечностях двух валов, осуществляющий взаимодействие колесной пары с рельсами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639835
Дата охранного документа: 22.12.2017
19.01.2018
№218.016.0b10

Разъемный соленоид

Изобретение относится к испытанию колесных пар железнодорожного транспорта. Разъемный соленоид выполнен в виде витков из широкополосной шины, разделенных по диаметру на подвижную и неподвижную секции. Смежные концы полувитков сочленены с одной стороны шарнирно, а с другой разъемно. Разъемный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632369
Дата охранного документа: 04.10.2017
19.01.2018
№218.016.0b47

Гомогенизатор

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при монтаже буксовых узлов колесных пар подвижного состава. Предложен гомогенизатор, в котором поставляемая в депо бочка со смазкой целиком вовлечена в технологический процесс в качестве основного функционального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632392
Дата охранного документа: 04.10.2017
13.02.2018
№218.016.2031

Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к оснастке для ремонта вагонов. Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона содержит П-образный балочный каркас (1), выполненный с возможностью подвешивания к цеховому мостовому крану и размещения передней и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641383
Дата охранного документа: 17.01.2018
+ добавить свой РИД