×
20.03.2019
219.016.e439

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХКОНТУРНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002294445
Дата охранного документа
27.02.2007
Аннотация: Двухконтурный газотурбинный двигатель состоит из первичного контура, включающего компрессор, камеру сгорания, турбину, и вторичного контура, содержащего вентилятор, смеситель с реактивным соплом, систему регулирования. Вентилятор соединен с электродвигателем и валом двигателя через обгонную муфту, настрой которой определяет нижний предел регулирования оборотов вентилятора. Система регулирования выполнена с возможностью независимого регулирования обоих контуров на режимах прямой и обратной тяги. Режим обратной тяги может быть осуществлен путем изменения направления вращения вентилятора. Изобретение направлено на повышение надежности двигателя, исключает сложную систему реверса в виде створок или ковшей и попадание посторонних частиц за счет изменения направления струи. 1 ил.

Изобретение может быть использовано в авиационной технике и энергетических установках любого типа.

Двухконтурные реактивные двигатели широко распространены в авиации и имеют разные конструктивные решения (см. энциклопедию "Авиация" под ред. Г.П.Свищева, М., 2001 г.). Они применяются на современных пассажирских и транспортных самолетах и имеют хорошие эксплуатационные характеристики. Одним из лучших отечественных двигателей является двухконтурный реактивный двигатель ПС-90А, который применяется на самолетах Ту-204 и Ил-96.

Однако на двухконтурных двигателях сложно решить проблемы совместного регулирования контуров и обеспечить режимы обратной тяги, которые необходимы для сокращения посадочной дистанции самолета.

Целью предлагаемого изобретения является схемное разделение двух контуров, обеспечение независимого регулирования при выполнении режимов прямой и обратной тяги.

Для этого вентилятор вторичного контура соединен с электродвигателем, который электрически соединен с электрогенератором, механически соединенным с коробкой агрегатов первичного контура, при этом управление оборотами роторов первичного и вторичного контуров осуществляется путем подачи топлива в камеру сгорания, тяга образуется за счет истечения струи смеси газов из обоих контуров, а реверс осуществляется путем изменения направления вращения вентилятора.

Предложение поясняется чертежом.

Двигатель состоит из воздухозаборника 1, поддерживающих лопаток 2, вентилятора вторичного контура 3, компрессора первичного контура 4, направляющих лопаток 5, камеры сгорания 6, турбины 7, внутренней обечайки 8, внешней обечайки 9, смесителя 10, вала ротора двигателя 11, створок перепуска с приводом 12, обгонной муфты 13, коробки самолетных агрегатов 14, стартера 15, электрогенератора 16, вала вентилятора 17, электродвигателя 18. Аппаратура топливо- и энергопитания, системы защиты и управления условно не показаны.

Двигатель работает следующим образом.

На земле на режиме запуска к стартеру 15 подается сжатый воздух от внешнего источника и производится раскрутка ротора двигателя 11 и основных агрегатов, связанных с этим ротором (вентилятора 3, ротора компрессора 4, турбины 7). После выхода первичного контура на обороты запуска подается топливо в камеру сгорания 6 и двигатель выводится на обороты малого газа.

После этого включается электропитание двигателя 18 и вентилятор 3 получает возможность независимого регулирования по оборотам: от двигателя 18 через вал 17 и от основного вала 11 через муфту обгона 13. Далее на всех режимах обороты вентилятора 3 регулируются независимо, при этом нижний предел регулирования определяется настройкой муфты обгона 12. Расчетным для согласования режимов работы обоих контуров является крейсерский режим.

Предложение позволяет:

- обеспечить режим реверса путем изменения направления вращения вентилятора 3 путем управления двигателем 18; при этом реверс не связан с изменением направления струи двигателей, а реализуется на лопатках вентилятора;

- исключить сложную систему реверса в виде створок или ковшей и исключить попадание посторонних частиц за счет изменения направления струи;

- повысить надежность двигателя путем дублирования привода вентилятора 3;

- обеспечить на крейсерских режимах тонкое регулирование цикла двигателя за счет независимого регулирования цикла первичного контура и вентилятора.

Некоторое усложнение схемы регулирования и установка электродвигателя 18 полностью компенсируются отмеченными преимуществами.

На предприятии выполнены расчеты, подтверждающие возможность реализации предлагаемой схемы.

Двухконтурныйгазотурбинныйдвигатель,состоящийизпервичногоконтура,включающегокомпрессор,камерусгорания,турбину,ивторичногоконтура,содержащеговентилятор,смесительсреактивнымсоплом,системурегулирования,отличающийсятем,чтовентиляторсоединенсэлектродвигателемиваломдвигателячерезобгоннуюмуфту,настройкоторойопределяетнижнийпределрегулированияоборотоввентилятора,системарегулированиявыполненасвозможностьюнезависимогорегулированияобоихконтуровнарежимахпрямойиобратнойтяги,приэтомрежимобратнойтягиможетбытьосуществленпутемизменениянаправлениявращениявентилятора.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
11.03.2019
№219.016.d634

Магистральный самолет переменной пассажировместимости

Изобретение относится к авиационной технике. Магистральный самолет состоит из составного фюзеляжа, стреловидного крыла 10, вертикального 6 и горизонтального 7 оперения, рулей направления 8 и высоты 9, органов управления, самолетных систем и оборудования. Крыло образовано центропланом 11 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277058
Дата охранного документа: 27.05.2006
19.04.2019
№219.017.2cb8

Магистральный самолет

Изобретение относится к авиационной технике. Магистральный самолет содержит фюзеляж, центральная часть которого включена в единую конструкцию с крылом и образована шпангоутами эллиптической или овальной формы, которые соединены между собой сверху и снизу продольными балками. Силовые рамные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002299154
Дата охранного документа: 20.05.2007
29.05.2019
№219.017.65d5

Прямое скоростное крыло

Изобретение относиться к авиационной технике. Скоростное крыло самолета выполнено с удлинением λ=9-11 и сужением η=3,5-4,2. Крыло сформировано как единая пространственная система на базе прямого крыла, имеющего нулевую стреловидность по заднему лонжерону, и переднего наплыва с единым базовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002314971
Дата охранного документа: 20.01.2008
29.05.2019
№219.017.6656

Самолет интергральной схемы

Изобретение относится к авиационной технике. Самолет состоит из оперения, рулей, силовой установки, самолетных систем, оборудования, фюзеляжа, крыла со стреловидностью по передней кромке 30-35° и наплывом со стреловидностью 60-70°. Переходное сечение от крыла к фюзеляжу образовано симметричным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002351503
Дата охранного документа: 10.04.2009
19.06.2019
№219.017.85c5

Горизонтальное оперение самолета интегральной схемы

Изобретение относится к авиационной технике. Горизонтальное оперение самолета суммарной площадью не менее 25% площади основного крыла составлено из базовой и концевой трапеций и законцовок. Базовая трапеция оперения не имеет сужения и занимает по размаху не менее 50% длины. Концевая трапеция...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002349499
Дата охранного документа: 20.03.2009
10.07.2019
№219.017.acaf

Региональный самолет

Изобретение относится к авиационной технике. Самолет содержит фюзеляж, прямое крыло и стреловидное горизонтальное оперение с углами стреловидности χ˜18-24° со сверхкритическими профилями, которые сформированы по средним линиям, имеющим на участке от 10 до 40% местных хорд "полочный" характер с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312792
Дата охранного документа: 20.12.2007
+ добавить свой РИД