×
17.03.2019
219.016.e24b

Результат интеллектуальной деятельности: Узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к конструированию узлов крепежной арматуры трубопроводов в машиностроении, преимущественно в турбомашиностроении. Узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины содержит хомут, охватывающий участок трубопровода и закрепленный при помощи средства фиксации на корпусе турбомашины, при этом хомут снабжен по меньшей мере двумя фланцами со сквозными отверстиями под средство фиксации, прокладку, установленную между хомутом и охватываемым участком трубопровода. Кроме того, узел крепления трубопровода снабжен четным количеством плоских ребер жесткости, попарно соединяющих хомут с фланцами. При этом ось сквозных отверстий расположена между соответствующей парой ребер жесткости, а хомут, фланцы и ребра жесткости выполнены из композитного материала, армированного полиимидными или арамидными волокнами. Изобретение обеспечивает снижение массы при сохранении требуемой жесткости и прочности и, как следствие, обеспечение ресурса и надежности узла крепления трубопровода на корпусе турбомашины в целом, в том числе и в условии работы при высоких температурах, то есть при температурах, близких к верхним границам температур допустимой работоспособности применяемых материалов. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструированию узлов крепежной арматуры трубопроводов в машиностроении, преимущественно в турбомашиностроении.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины, содержащий хомут, охватывающий участок трубопровода и закрепленный при помощи средства фиксации на корпусе турбомашины, при этом хомут снабжен, по меньшей мере, двумя фланцами со сквозными отверстиями под средство фиксации, прокладку, установленную между хомутом и охватываемым участком трубопровода (А.А. Иноземцев, М.А. Нихамкин, В.Л. Сандрацкий, «Газотурбинные двигатели», ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь, 2007 г., стр. 888-889, рис. 13.2.1.6_1 а, б, г, д, е).

Основными недостатками такого технического решения является значительная масса.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение массы устройства с сохранение высокой надежности по аналогии с прототипом в условиях работы при высоких температурах.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного устройства, является снижение массы при сохранении требуемой жесткости и прочности и, как следствие, обеспечение ресурса и надежности узла крепления трубопровода на корпусе турбомашины в целом, в том числе и в условии работы при высоких температурах, то есть при температурах, близких к верхним границам температур допустимой работоспособности применяемых материалов.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины содержит хомут, охватывающий участок трубопровода и закрепленный при помощи средства фиксации на корпусе турбомашины, при этом хомут снабжен, по меньшей мере, двумя фланцами со сквозными отверстиями под средство фиксации, прокладку, установленную между хомутом и охватываемым участком трубопровода, при этом он снабжен четным количеством плоских ребер жесткости, попарно соединяющих хомут с фланцами, при этом ось сквозных отверстий расположена между соответствующей парой ребер жесткости, а хомут, фланцы и ребра жесткости выполнены из композитного материала, армированного полиимидными или арамидными волокнами.

Кроме того, узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины снабжен шарниром с полой осью охватывающим участок трубопровода, при этом шарнир установлен внутри хомута, а прокладка установлена соответственно между хомутом и шарниром или между шарниром и трубопроводом.

При этом, в узле крепления трубопровода на корпусе турбомашины шарнир с полой осью выполнен из антифрикционного материала.

При этом, в узле крепления трубопровода на корпусе турбомашины шарнир с полой осью выполнен из фторопласта.

При этом, в узле крепления трубопровода на корпусе турбомашины узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины снабжен по меньшей мере одним крепежным элементом для средства фиксации соосным соответствующему сквозному отверстию.

Кроме того, в узле крепления трубопровода на корпусе турбомашины крепежный элемент выполнен зацело с фланцем.

Кроме того, в узле крепления трубопровода на корпусе турбомашины хомут выполнен в виде цельной детали.

Кроме того, в узле крепления трубопровода на корпусе турбомашины хомут выполнен из двух разъемных частей.

Кроме того, в узле крепления трубопровода на корпусе турбомашины разъемные части хомута выполнены симметричными относительно плоскости их разъема.

Кроме того, в узле крепления трубопровода на корпусе турбомашины между противоположными фланцами разных разъемных частей хомута реализован зазор.

Снабжение четным количеством плоских ребер жесткости, попарно соединяющих хомут с фланцами, обеспечивает требуемую жесткость и прочность узла крепления, который воспринимают нагрузки с трубопровода в работе, что обеспечивает ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом.

Расположение оси сквозных отверстий между соответствующей парой ребер жесткости, обеспечивает требуемую жесткость и прочность узла крепления, который воспринимают нагрузки с трубопровода в работе, что обеспечивает ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом.

Выполнение хомута, фланцев и ребер жесткости из композитного материала, армированного полиимидными или арамидными волокнами, обеспечивает требуемую жесткость и прочность при снижении массы, что обеспечивает ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом, в том числе в условиях работы при высоких температурах.

Снабжение хомута шарниром с полой осью, охватывающим трубопровод, при этом шарнир установлен внутри хомута, а прокладка установлена соответственно между хомутом и шарниром или между шарниром и трубопроводом, снижает нагрузку на хомут с трубопровода, а именно, исключает ее моментную составляющую, что обеспечивает ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом.

Выполнение шарнира с полой осью из антифрикционного материала снижает износ шарнира, что обеспечивает ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом.

Выполнение шарнира с полой осью из фторопласта снижает массу узла крепления трубопровода в целом.

Снабжение, по меньшей мере, одним крепежным элементом (ответная часть может быть частью корпуса турбомашины) для средства фиксации, соосным соответствующим сквозным отверстиям, обеспечивает требуемую жесткость, ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом.

Выполнение крепежного элемента зацело с фланцем замещает объем материала фланца материалом крепежного элемента, что снижает массу узла крепления трубопровода в целом.

Выполнение хомута в виде цельной детали увеличивает жесткость, что обеспечивает ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом. Требуется в случае необходимости крепить хомут на корпусе турбомашины в одной точке.

Выполнение хомута из двух разъемных частей повышает прочность фланцев узла крепления трубопровода, с которого приходит усилие и передается через фланцы на две точки крепления, что обеспечивает ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом.

Выполнение разъемных частей хомута симметричными относительно плоскости их разъема позволяет равномерно (пополам) распределить нагрузку с трубопровода между ними. Свойство равнопрочности разъемных частей хомута обеспечивает требуемые ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом.

Реализация зазора между противоположными фланцами разных разъемных частей хомута обеспечивает гарантированное стягивание разъемных частей хомута крепежным элементом или крепежными элементами, в случае неточности их изготовления, то есть исключает возможность упереться одной разъемной части хомута в другую до обеспечения требуемого усилия обжатия участка трубопровода с прокладкой, что обеспечивает требуемую жесткость, ресурс и надежность узла крепления трубопровода в целом.

Сущность настоящего изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 - представлен частный случай реализации узла крепления трубопровода из композитного материала на корпусе турбомашины;

На фиг. 2 - представлен вид А - вид сверху на узел крепления трубопровода из композитного материала на корпусе турбомашины.

В частном случае реализации узел крепления трубопровода 1 на корпус 2 турбомашины содержит хомут 3 (фиг. 1), состоящий из двух разъемных частей 4, 5, выполненных из композитного материала, армированного полиимидными или арамидными волокнами, что позволяет сохранять работоспособность при высоких температурах, средства фиксации 6 и прокладку 7, выполняющую функцию демпфера. Хомут 3 снабжен двумя парами плоских ребер 8, выполненных на разъемной части 4 и соединяющих хомут 3 с фланцами 9 разъемной части 4. Разъемная часть 5 также снабжена фланцами 10. Плоские ребра 8 и фланцы 9, 10 также выполнены из композитного материала, армированного полиимидными или арамидными волокнами, зацело с хомутом 3 (фиг. 2).

Сборка узла осуществляется следующим образом: на закрепляемый участок трубопровода 1 устанавливают прокладку 7. Охватывают ее с двух сторон разъемными частями 4, 5. После чего крепят последние средствами фиксации 6 на корпусе 2 турбомашины, в представленном случае исполнения конструкции узла - это два винтовых соединения.

В работе конструкция при помощи хомута 3 связывает трубопровод 1 с корпусом 2 и образует между ними более жесткую систему, чем трубопровод 1 в отдельности. Из-за высокой динамической нагруженности турбомашины все элементы ее конструкции подвергаются динамическому воздействию, что приводит к их вынужденным колебаниям. Представленное крепление снижает амплитуды колебаний трубопровода 1 и привносит в систему дополнительное демпфирование за счет свойств прокладки 7, тем самым снижая динамические напряжения в трубопроводе 1. При этом трубопровод 1 нагружает хомут 3. Поэтому хомут 3, а именно разъемные части 4, 5 и их средство фиксации 6, удерживают трубопровод 1 в месте соединения не корпусе 2 турбомашины, обеспечивая их совместные колебания за счет своих жесткостных и прочностных свойств.

Исполнение заявленной конструкции из композитного материала, армированного полиимидными или арамидными волокнами, позволяет значительно снизить массу и обеспечить требуемые ресурс и надежность, в том числе и при работе в условиях высоких температур всего узла в целом.


Узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины
Узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины
Узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 62.
20.02.2013
№216.012.2649

Способ гибки заготовок профилей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к определению параметров гибки профилей в виде проката, сварных балок. Прикладывают изгибающие усилия и стесняющие усилия на стенку профиля. При учете стеснения стенки профиля в аксиальном направлении относительное изгибающее усилие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475321
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.04.2013
№216.012.3614

Способ изготовления криволинейных сварных ребер жесткости

Изобретение относится к обработке металлов, в частности к технологии изготовления криволинейных сварных ребер жесткости для ответственных изделий судостроения и других отраслей промышленности. Из листа вырезают заготовки полки и стенки с криволинейной формой концевых участков по заданным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479397
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.475c

Способ изготовления ребристых панелей

Изобретение может быть использовано для изготовления дуговой сваркой металлических изделий из отдельных листовых элементов. На металлический лист устанавливают набор ребер, фиксируют и приваривают его к листу. Предварительно выполняют разделку кромок с каждой стороны ребра. Фиксацию ребер...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483848
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.09.2013
№216.012.6700

Способ изготовления шпангоута

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к способам изготовления шпангоутов из профилей проката, а также из тавровых балок, полученных сваркой из отдельных листовых элементов. Гибку осуществляют в штампе последовательными нажатиями, между которыми перемещают заготовку и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492015
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
20.07.2014
№216.012.df63

Универсальный штамп для формообразования листовых деталей с двоякой кривизной поверхности

Изобретение относится к обработке металлов давлением. Гибка в штампе осуществляется воздействием пуансона на заготовку, уложенную на кольцевую матрицу, с рабочей поверхностью, выполненной по параболе. Радиус пуансона подбирается с учетом пружинения материала заготовки. В центральной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522973
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8bc

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является снижение напряжений в упругом элементе опоры и, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525373
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7cf

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к энергетике. Упругая опора ротора турбомашины, содержащая установленный на валу радиальный подшипник, корпус которого соединен со статорным элементом, причём статорный элемент снабжен прорезями с образованными между ними балочками, сориентированными в радиальном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529276
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.0fb2

Упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругая опора с регулируемой жесткостью содержит подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535435
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.01.2015
№216.013.210d

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Упругодемпферная опора ротора турбомашины содержит подшипник, установленный на валу, статорный элемент. Статорный элемент содержит обечайку и закрепленную на наружном кольце подшипника обечайку. Последняя обечайка соединена со статорным элементом посредством разрезной втулки и образует с ним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539909
Дата охранного документа: 27.01.2015
+ добавить свой РИД