×
01.03.2019
219.016.d165

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02153092
Дата охранного документа
20.07.2000
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Двигатель предназначен для использования в ракетной технике. Ракетный двигатель твердого топлива содержит металлический конус, снабженный тонкостенной юбкой, сопряженной по радиусу с цилиндрической частью конуса, в цилиндрической его части в несколько рядов перпендикулярно оси двигателя выполнены равномерно по окружности глухие отверстия, в которых на клею установлены цилиндрические шпильки из высокопрочной стали. При этом глубина заделки шпилек составляет не менее 1,3 диаметра шпильки, а высота шпилек, выступающих над поверхностью конуса, превышает толщину силовой оболочки стеклопластикового корпуса, конусная часть сопловой опоры подмотана кольцевыми слоями композиционного материала по выступающим шпилькам. Конструкция сопловой опоры со шпильками и ее заделка в корпус двигателя обеспечивает высокую надежность работы двигателя и исключает перемещение (подвижку) и разрушение сопловой опоры от воздействия рабочего давления пороховых газов при работе двигателя. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники и учитывает все возрастающие требования по повышению совершенства конструкций ракетных двигателей и надежности их работы.

Известен ракетный двигатель твердого топлива [1], содержащий камеру сгорания с сопловым раструбом и опорой из композиционного материала, размещенный в ней вкладной заряд твердого топлива с осевым каналом, воспламенитель, смонтированный на переднем днище, закрепленном в металлическом шпангоуте, отличающийся тем, что он снабжен опертым на заряд твердого топлива подпружиненным поршнем с центральным отверстием, а в корпусе воспламенителя выполнен глухой осевой канал, в котором расположен поршень, при этом сопловый патрубок снабжен металлической воронкой с пружинным хвостовиком со стороны камеры сгорания, а между воронкой и сопловой опорой размещена эластичная прокладка, причем соединение переднего днища и металлического шпангоута выполнено в виде уложенных между зубьев спиральной кольцевой намоткой стеклонитей, а зубья выполнены пирамидальной формы, стороны оснований которых расположены под углом к углу намотки стеклонитей.

Однако данная конструкция ракетного двигателя твердого топлива не обеспечивает надежную работу двигателя, т.к. заделка сопловой опоры в корпусе двигателя не исключает ее перемещение (подвижку) по оси двигателя от воздействия рабочего давления пороховых газов, что, наоборот, приведет к увеличению эксцентриситета двигателя, что недопустимо.

Известен ракетный двигатель твердого топлива [2], содержащий корпус из композиционного материала, сопловую опору, металлическую воронку с хвостовиком и эластичную прокладку, отличающийся тем, что в нем сопловая опора выполнена в виде металлического конуса, плавно переходящего в цилиндр, при этом радиус перехода составляет 0,4-0,6 наружного диаметра цилиндра, а внутренняя поверхность конуса выполнена с двумя направленными под углом друг к другу кольцевыми зубьями, образующими замок, и заармирована эластичным теплозащитным материалом, причем эластичная прокладка установлена между корпусом и конусной частью сопловой опоры и выполнена из фенольно-каучуковой клеящей пленки. Однако данная конструкция ракетного двигателя твердого топлива приемлема для двигателей, имеющих вкладной пороховой заряд, т.к. сопловая опора имеет относительно большую конусность по высоте при малом полюсном отверстии сопловой опоры, что неприемлемо для смесевых ракетных двигателей твердого топлива; т.е. сопловая опора имеет малую конусность по высоте и большое полюсное отверстие в сопловом блоке для установки заправочной иглы под заливку двигателя смесевым ракетным топливом.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности работы смесевого ракетного двигателя за счет исключения перемещения (подвижки) вдоль оси двигателя сопловой опоры и ее разрушения от воздействия рабочего давления пороховых газов при работе двигателя, а также обеспечение посадочного места под блок стабилизаторов.

Это достигается тем, что в ракетном двигателе твердого топлива металлический конус снабжен тонкостенной юбкой, сопряженной по радиусу с цилиндрической частью конуса, а на конической и цилиндрической его частях в несколько рядов перпендикулярно оси двигателя выполнены равномерно по окружности глухие отверстия, в которых на клею установлены цилиндрические острые шпильки из высокопрочной стали, при этом глубина заделки шпилек составляет не менее 1,3 диаметра шпильки, а высота шпилек, выступающих над поверхностью металлического конуса, превышает толщину силовой оболочки стеклопластикового корпуса в зоне сопловой опоры, причем конусная часть сопловой опоры подмотана кольцевыми слоями композиционного материала по выступающим шпилькам.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что данная конструкция сопловой опоры со шпильками и ее заделка в корпус двигателя обеспечивает высокую надежность работы двигателя и исключает перемещение (подвижку) и разрушение сопловой опоры от воздействия рабочего давления пороховых газов при работе двигателя.

На фиг.1 приведена предлагаемая конструкция ракетного двигателя твердого топлива, где:
1 - стеклопластиковый корпус;
2 - сопловая опора (фиг.2);
3 - теплоизолированный конус опоры;
4 - тонкостенная юбка;
5 - цилиндрическая часть конуса;
6 - металлический конус;
7 - цилиндрические острые шпильки;
8 - спиральные силовые слои нитей из композиционного материала;
9 - кольцевые слои нитей из композиционного материала;
10 - радиус сопряжения;
11 - высота шпильки над поверхностью металлического конуса.

Вматывание сопловой опоры 2 с теплоизолированным конусом 3 в корпус двигателя 1 осуществляется следующим образом: на подготовленную (зачищенную и обезжиренную) наружную поверхность теплоизолированного конуса 3 сопловой опоры 2, установленной на вращающейся оправке, укладывают теплозащитный материал корпуса, затем производят заматывание сопловой опоры 2 силовыми спиральными слоями нитей 8 из композиционного материала, которые накалываются на шпильки 7, затем производят подмотку сопловой опоры по конусной части кольцевыми слоями нитей 9 из композиционного материала, после намотки корпус двигателя 1 проходит полимеризацию термообработкой.

Металлический конус сопловой опоры снабжен тонкостенной юбкой, сопряженной по радиусу с цилиндрической поверхностью конуса и установленными в несколько рядов в глухие отверстия перпендикулярно к оси двигателя равномерно по окружности острыми шпильками, для равномерного перераспределения нагрузки между конической поверхностью и юбкой, действующей на сопловую опору при изготовлении (наматывании) двигателя. При заматывании сопловой опоры спиральными силовыми слоями пряди нитей, накалываясь на острые цилиндрические шпильки, одновременно заматывают юбку заподлицо с цилиндрической поверхностью конуса, цепляясь за радиусный переход - в этом случае юбка воспринимает (несет) часть нагрузки - и конусную часть, где основную нагрузку воспринимают острые шпильки, частично разгружая конусную часть, что обеспечивает надежное закрепление сопловой опоры в корпусе двигателя.

Радиус перехода здесь выполняет две функции: снимает концентрацию напряжений в местах перехода металлического конуса в юбку и является зацепом для прядей нитей при наматывании.

Подмотка кольцевыми слоями (нитями) из композиционного материала по конусной части сопловой опоры производится на уже уложенные спиральные силовые слои и выступающие острые шпильки и служит дополнительным кольцевым ребром жесткости, препятствующим разрушению металлического конуса при нагружении двигателя внутренним продольным давлением, кроме того, после механической обработки в необходимый размер используется как посадочное место под блок стабилизаторов. Если подмотку кольцевыми слоями по конусу производить не на торчащие шпильки, то при нагружении двигателя предельным давлением подмотка из кольцевых слоев отскочит (выщелкнется), т.к. она держится за счет композиционного клея. Шпильки устанавливаются в глухие отверстия на клею, т.к. они выполнены по скользящей посадке, выполнение с натягом исключено, т.к. при установке (забивании) шпилек с натягом можно расколоть сопловую опору и затупить острую часть шпилек, что при заматывании опоры повлечет обрыв нитей в пряди, ослабит намотку в целом. Отверстия в металлическом конусе делают глухими для обеспечения герметичности сопловой опоры, если отверстия выполнить сквозными, то из-за непроклея шпилек при установке возникнет негерметичность двигателя по шпилькам, что недопустимо.

Глубина заделки шпилек должна быть не менее 1,3 диаметра шпильки, эта величина получена экспериментально при отработке заделки тонкостенной сопловой опоры в корпусе двигателя и представлена на графике фиг.3, где:
N - отношение числа положительных опытов к общему количеству проведенных опытов;
h - глубина заделки шпилек;
d - диаметр шпильки.

Из графика видно, что если глубина заделки шпилек меньше 1,3 диаметра шпильки, то осевая сила, возникающая при наматывании двигателя, вырывает стальные шпильки из заделки.

При глубине заделки шпилек больше (глубже) или равной 1,3 диаметра шпильки, осевая сила, действующая на шпильки при намотке, не превышает усилия заделки.

Высота шпильки над поверхностью металлического конуса равна толщине стеклопластикового корпуса в зоне сопловой опоры, это сделано для обеспечения равномерного нагружения шпилек, и не должна быть выше из условий обеспечения техники безопасности при сборке двигателя. Шпильки выполнены из высокопрочной стали, т.к. они несут основную нагрузку при заматывании и препятствуют осевому перемещению (подвижке) сопловой опоры от действия давления пороховых газов.

Источники информации
1. Патент России N 2053401, МПК 6 F 02 K 9/08, публ. от 27.01.96 г., БИ N 3 (II ч.), стр. 250-251 - аналог.

2. Заявка России N 97105671/06 от 10.04.97 г., патент N 2117808, БИ N 23 (II ч.) опубл. 20.08.98 г., стр. 359 МПК6 F 02 K 9/08 - прототип.

Ракетныйдвигательтвердоготоплива,содержащийстеклопластиковыйкорпусисопловуюопорустеплоизолированнымметаллическимконусом,отличающийсятем,чтометаллическийконусснабжентонкостеннойюбкой,сопряженнойпорадиусусцилиндрическойчастьюконуса,анаконическойицилиндрическойегочастяхвнесколькорядовперпендикулярноосидвигателявыполненыравномернопоокружностиглухиеотверстия,вкоторыхустановленыцилиндрическиеострыешпилькиизвысокопрочнойстали,приэтомглубиназаделкишпилексоставляетнеменее1,3диаметрашпильки,авысоташпилек,выступающихнадповерхностьюметаллическогоконуса,превышаеттолщинусиловойоболочкистеклопластиковогокорпусавзонесопловойопоры,причемконуснаячастьсопловойопорыподмотанакольцевымислоямикомпозиционногоматериалаповыступающимшпилькам.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.02.2019
№219.016.c478

Способ ввода информации о дальности до цели в баллистический вычислитель системы управления снарядами (варианты) и устройство для его реализации

Изобретение используется в противотанковых, зенитных и космических ракетных комплексах. Предварительно измеряют дальность до цели дальномером в ограниченном диапазоне дальностей. Устанавливают одно регулируемое значение дальности, преобразовывают его в граничные значения диапазона измеряемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02178141
Дата охранного документа: 10.01.2002
11.03.2019
№219.016.de21

Боевое отделение объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к области вооружения, в частности к конструкциям боевых отделений боевых машин сухопутных войск, а также морских и речных объектов. Техническим результатом изобретения является уменьшение времени заряжания унитарных выстрелов разной длины за счет автоматизации операций...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148766
Дата охранного документа: 10.05.2000
11.03.2019
№219.016.de6a

Пол боевого отделения с механизмом центрирования

Изобретение относится к области военной техники, в частности к бронированным боевым машинам. Изобретение позволяет повысить надежность работы механизмов боевого отделения, а также обеспечивает размещение на полу боевого отделения агрегатов, кинематически связанных с артиллерийской установкой и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02156939
Дата охранного документа: 27.09.2000
19.04.2019
№219.017.3499

Оптико-электронная система зенитного ракетного комплекса

Изобретение относится к военной техники, в частности к зенитным ракетным комплексам ближнего рубежа с оптической системой управления и радиокомандным наведением ЗУР. Технический результат - повышение эффективности комплекса за счет повышения точности сопровождения цели и ракеты в широком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02165582
Дата охранного документа: 20.04.2001
29.04.2019
№219.017.4717

Механизм досылания артиллерийской установки

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к крупнокалиберным артиллерийским установкам. Изобретение может использоваться в бронетанковой технике, в конструкциях БМП, БМД и артиллерийских корабельных установках. Механизм досылания артиллерийской установки содержит привод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163334
Дата охранного документа: 20.02.2001
09.05.2019
№219.017.50b9

Привод вращающегося конвейера артиллерийской установки

Изобретение относится к военной технике, в частности к бронетанковой. Предложенная конструкция позволяет повысить надежность работы привода, повысить угловую скорость вращения конвейера с боеприпасами при работе вручную и уменьшить усилие на рукоятке. Сущность изобретения заключается в том, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02172457
Дата охранного документа: 20.08.2001
09.05.2019
№219.017.5128

Механизм подачи выстрелов артиллерийской установки

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к устройствам заряжания артиллерийских орудий. Техническим результатом изобретения является уменьшение габаритов артиллерийской установки и сокращение времени заряжания орудия. Сущность изобретения заключается в том, что механизм подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02153139
Дата охранного документа: 20.07.2000
18.05.2019
№219.017.5bb3

Орудийная установка

Изобретение относится к военной технике, в частности к конструкциям орудийных установок. В результате использования изобретения уменьшается время заряжания орудийной установки за счет совмещения операций постановки орудия на угол досылания и подачи боеприпаса на линию досылания. Сущность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02174208
Дата охранного документа: 27.09.2001
Показаны записи 1-10 из 18.
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
29.03.2019
№219.016.ef5a

Зарядное устройство к артиллерийскому выстрелу

Изобретение относится к артиллерийской технике, а именно к зарядным устройствам выстрелов раздельно-гильзового заряжания, и может быть использовано в имеющихся на вооружении всех стран мира артиллерийских орудиях с раздельно-гильзовым заряжанием. Зарядное устройство содержит гильзу, переменный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246687
Дата охранного документа: 20.02.2005
29.04.2019
№219.017.46f6

Зенитная управляемая ракета

Изобретение относится к ракетной технике. Зенитная управляемая ракета состоит из отделяемой стартовой ступени и маршевой ступени с аппаратурой радиокомандного управления и блоком светового излучателя в задней части ступени. В блоке светового излучателя в качестве светового элемента установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167390
Дата охранного документа: 20.05.2001
29.05.2019
№219.017.64a4

Ручной гранатомет

Изобретение относится к области вооружения и может быть использовано при разработке носимых безотдачных гранатометов разового применения. В ручном гранатомете, содержащем пусковую трубу-контейнер со стреляющим механизмом и рукояткой, гранатой с реактивным двигателем и противомассой, в пусковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02202081
Дата охранного документа: 10.04.2003
29.05.2019
№219.017.64ae

Гранатометный выстрел

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в конструкциях выстрелов для оружия ближнего боя, преимущественно в гранатометах. В гранатометном выстреле, содержащем гильзу, метательный заряд с капсюлем-воспламенителем и снаряд, состоящий из разрывного заряда,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02203473
Дата охранного документа: 27.04.2003
29.05.2019
№219.017.6a4b

Отделяющееся ведущее устройство подкалиберного реактивного снаряда

Изобретение относится к малогабаритным реактивным боеприпасам. Отделяющееся ведущее устройство подкалиберного реактивного снаряда содержит опорные кольцевые сектора с выемкой на переднем торце. На цилиндрической поверхности каждого кольцевого сектора перпендикулярно продольной оси снаряда...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02176376
Дата охранного документа: 27.11.2001
29.05.2019
№219.017.6a5d

Способ бронепробития управляемой кумулятивной ракетой и управляемая ракета для его реализации

Изобретение относится к противотанковому ракетному оружию. Способ бронепробития включает подрыв лидирующего кумулятивного заряда, а затем с задержкой по времени подрыв размещенного за отсеком управления основного кумулятивного заряда. Перед инициированием основного кумулятивного заряда...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02173443
Дата охранного документа: 10.09.2001
29.05.2019
№219.017.6a9f

Радиоуправляемая зенитная ракета

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в зенитных комплексах с радиокомандной системой управления. Технический результат - обеспечение надежного управления ракетой на гиперзвуковых скоростях в условиях воздействия на канал управления корпуса стартового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02189003
Дата охранного документа: 10.09.2002
09.06.2019
№219.017.78c1

Зенитная управляемая ракета

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при испытаниях зенитных управляемых ракет на этапе их отработки. В маршевой ступени ракеты на месте расположения боевой части установлен телеметрический блок с радиопередатчиком и согласующим устройством. Корпус маршевой ступени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219485
Дата охранного документа: 20.12.2003
09.06.2019
№219.017.78e8

Заряд ракетного твёрдого топлива

Заряд ракетного твердого топлива может быть использован в двигателях управляемых реактивных снарядов. Корпус заряда выполнен коническим, с увеличивающимся к заднему торцу диаметром, с цилиндрическим участком у заднего торца. Канал заряда выполнен с цилиндроконическим поднутрением у переднего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02212556
Дата охранного документа: 20.09.2003
+ добавить свой РИД