×
01.03.2019
219.016.d007

СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС С ОДНОСТОРОННИМ РИФЛЕНИЕМ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение предназначено для снижения расходного коэффициента рабочих валков и повышения качества стальных горячекатаных полос с ромбическим и чечевичным рифлением. Способ включает многопроходное обжатие полос с обжатием в заключительном проходе в рабочих валках, на поверхности бочки одного из которых выполнены лунки. Компенсация контактной асимметрии деформации, образующейся из-за наличия лунок на одном из валков, а также уменьшение градиентного влияния температуры от контактного взаимодействия валков с полосой обеспечивается за счет того, что прокатку в заключительном проходе ведут с относительным обжатием 10-20% при температуре полосы 780-950°С и с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков, равным 1,1-3,2%, причем глубина лунок составляет 1,2-4,5 мм. 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при получении стальных горячекатаных полос с ромбическим и чечевичным рифлением.

Известен способ горячей прокатки стальных полос с односторонним рифлением, включающий их многопроходное обжатие в клетях непрерывного широкополосного стана, согласно которому последний проход ведут в рабочих валках, на поверхности бочки одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, а другой имеет гладкую бочку [1].

Недостатки известного способа состоят в том, что рабочие валки имеют низкую стойкость из-за циклических термических и силовых нагрузок, возникающих в процессе горячей прокатки полос, что увеличивает расход рабочих валков и снижает качество стальных полос с односторонним рифлением.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ, включающий горячую прокатку полос с односторонним чечевичным рифлением в заключительном проходе с обжатием 27% в рабочих валках, на поверхности бочки одного из которых (верхнего) выполнены чередующиеся ряды лунок, а парный с ним (нижний) рабочий валок имеет гладкую бочку, при этом наклонные боковые стенки лунок сопряжены между собой по дуге с регламентированной кривизной [2].

Недостатки данного способа состоят в том, что циклические термические и силовые нагрузки, возникающие в рабочем валке с лунками, при прокатке стальных полос с интенсивным охлаждением рабочих валков водой, приводят к возникновению трещин и их развитию вглубь активного слоя. Это приводит к увеличению износа рабочих валков и необходимости повышения толщины снимаемого слоя с поверхности рифленой бочки при перешлифовках, что увеличивает расходный коэффициент валков. Помимо этого в процессе прокатки происходит искажение формы лунок (вследствие износа) и рифов на поверхности полос, что отрицательно сказывается на качестве полос и выходе кондиционной продукции.

Технический результат изобретения - снижение расходного коэффициента рабочих валков и повышение качества полос.

Технический результат достигается тем, что в способе горячей прокатки стальных полос с односторонним рифлением, включающем их многопроходное обжатие, при этом обжатие в заключительном проходе осуществляют в рабочих валках, на поверхности бочки одного из которых выполнены лунки, согласно изобретению прокатку в заключительном проходе ведут с относительным обжатием 10÷20% при температуре полосы 780÷950°С и с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков, равным 1,1÷3,2%, при этом глубина лунок составляет 1,2÷4,5 мм.

Сущность изобретения состоит в следующем. Температурно-деформационный режим прокатки рифленых полос должен одновременно обеспечить как высокие показатели рифления, так и высокие их механические свойства.

Для того чтобы избежать перегрева рабочих валков горячую прокатку рифленых полос осуществляют с интенсивным охлаждением их бочек водой. Наличие лунок на одном из рабочих валков приводит к появлению контактной асимметрии деформации на сторонах полосы, что при наличии интенсивного охлаждения валков в конечном итоге ведет к интенсификации механизма износа и трещинообразования в активном слое бочек. При относительном обжатии 10÷20% введение рассогласования окружных скоростей рабочих валков с величиной в 1,1÷3,2% позволяет скомпенсировать контактную асимметрию, обусловленную наличием лунок, а также уменьшить градиентное влияние температуры от контактного взаимодействия с полосой, имеющей температуру 780÷950°С, снизив, тем самым, воздействие паровзрывного эффекта от термических ударов на лунки глубиной 1,2÷4,5 мм.

Компенсация асимметрии снижает негативное влияние от наличия лунок, ослабляющих бочку валка, на его стойкость к образованию выкрошек и последующего разрушения. Кроме того, при обжатии полосы, имеющей температуру 780÷950°С, и при глубине лунок 1,2÷4,5 мм, достигается наиболее полный перенос рельефа рифленой бочки валка на полосу, формирование рифов заданной формы (чечевичной и ромбической), повышение комплекса механических свойств, что повышает качество полос из углеродистых и низколегированных сталей.

При указанной величине рассогласования скоростей зона прилипания на рифленом валке распространяется на всю длину очага деформации, благодаря чему отсутствует поверхностное контактное скольжение металла и достигается наиболее полный зеркальный перенос рельефа валка на полосу, уменьшаются контактные касательные напряжения, являющиеся причиной повышенного износа и разрушения бочки. Также за счет создания скоростной (кинематической) асимметрии компенсируются негативные деструктивные явления, связанные с присутствием рифлений чечевичных и ромбических лунок на поверхности бочки одного из валков.

Экспериментально установлено, что при относительном обжатии менее 10% и температуре ниже 780°С не достигается полный перенос рифленого рабочего валка на полосу, снижаются пластические свойства стали (относительное удлинение δ4), что ухудшает качество полос. При увеличении относительного обжатии более 20% и температуры полосы из углеродистых и низколегированных сталей более 950°С снижаются прочностные свойства полос (временное сопротивление разрыву σв), возрастают температурные нагрузки на контактные поверхности бочек рабочих валков. Это увеличивает износ рабочих валков и снижает качество стальных полос.

В случае когда рассогласование валков менее 1,1%, на части очага деформации сохраняется зона скольжения, что ведет к увеличению расхода валков и снижению качество рифленой полосы. При увеличении рассогласования окружных скоростей более 3,2% происходит перекомпенсация: в очаге деформации валка с лунками формируется зона отставания, возрастает контактное скольжение, что приводит к повышенному износу валков и искажению формы рифов и полосы в целом за счет ее изгиба.

При глубине лунок менее 1,2 мм ухудшается их отпечатываемость на поверхность полосы, высота рифов не соответствует требованиям потребителей. Увеличение глубины лунок более 4,5 мм приводит к ослаблению бочки и ее интенсивному разрушению под действием циклических термомеханических воздействий, что, в конечном счете, приводит к ускоренному разрушению валка, снижению качества полос.

Примеры реализации способа

В 11-ю клеть кварто непрерывного широкополосного стана 2000 заваливают пару чугунных рабочих валков для прокатки рифленых полос. Верхним заваливают рабочий валок, на бочке которого выполнено чечевичное рифление с глубиной лунок h=2,1 мм, а парный с ним нижний рабочий валок имеет гладкую бочку.

Сляб толщиной 250 мм из низколегированной стали 09ГС нагревают в методической печи с шагающими балками до температуры Та=1250°С и выдают на печной рольганг непрерывного широкополосного стана 2000. Нагретый сляб прокатывают в черновой группе клетей до промежуточной толщины 40 мм, после чего задают в непрерывную чистовую группу клетей кварто. В чистовой группе клетей осуществляют обжатие полосы до конечной толщины 4,0 мм с температурой конца прокатки tкп=850°C. Обжатие в 11-й клети стана поддерживают равным ε=15%. Прокатку ведут с интенсивным охлаждением рабочих валков водой и с рассогласованием окружных скоростей валков a 11=2,1%, задаваемым двигателями главного привода.

В процессе обжатия в 11-й клети происходит перенос рельефа валка с лунками на полосу и формирования на ней рифов. Благодаря рассогласованию окружных скоростей валков на валке с лунками формируется зона прилипания, распространяющаяся на всю длину очага деформации, и на полосе формируются выступы (рифы) с заданной формой и высотой 2,0 мм, соответствующей требованию потребителя.

Прокатанные полосы подвергают ускоренному охлаждению водой до оптимальной температуры смотки 640÷750°С, определенной экспериментально. В результате готовые полосы имеют высокие механические свойства, выход годных рифленых полос составляет Q=100%, а удельный расход валков q=1,2 кг на тонну проката минимален.

Варианты реализации предложенного способа представлены в таблице.

Как следует из данных, приведенных в таблице, предложенный способ (варианты 2-4) обеспечивает повышение качества стальных полос с односторонним рифлением и снижение расходного коэффициента рабочих валков. В случаях запредельных значений заявленных параметров (варианты 1 и 5), а также реализации способа-прототипа (вариант 6) имеет место увеличение расходного коэффициента рабочих валков и ухудшение качества рифленых полос.

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что прокатка полос их углеродистых и низколегированных сталей с относительным обжатием в последнем проходе не менее 10% при температуре полосы 780÷950°С и рассогласовании окружных скоростей рабочих валков, равном 1,1÷3,2%, с глубиной лунок 1,2÷4,5 мм обеспечивается за счет вводимой скоростной асимметрии компенсация асимметрии, обусловленной наличием лунок на одном из рабочих валков, формирование зон прилипания, распространенных на всю длину очага деформации. Это исключает контактное скольжение металла по бочкам валков, улучшает перенос рельефа валка с лунками на полосу, сокращает износ рабочих валков и их расход. Одновременно с этим указанный температурно-деформационный режим прокатки формирует высокие механические свойства рифленых полос.

За базовый объект принят способ-прототип. Использование предложенного способа позволяет повысить рентабельность производства горячекатаных полос с односторонним чечевичным и ромбическим рифлением в среднем на 5÷7%.

Литературные источники, использованные при составлении описания изобретения:

1. A.M.Мелешко и др. Производство листа с рифленой поверхностью. М.; Металлургия, 1985 г. С.46, 144-145.

2. Патент Российской Федерации №2121402, МПК B21B 27/02, 1998 г. - прототип.

Способ горячей прокатки стальных полос с односторонним рифлением, включающий их многопроходное обжатие, при этом обжатие в заключительном проходе осуществляют в рабочих валках, на поверхности бочки одного из которых выполнены лунки, отличающийся тем, что прокатку в заключительном проходе ведут с относительным обжатием 10-20% при температуре полосы 780-950°С и с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков, равным 1,1-3,2%, при этом глубина лунок составляет 1,2-4,5 мм.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
10.06.2013
№216.012.4887

Способ производства штрипсов из низколегированной стали

Изобретение относится к области металлургии, преимущественно для получения штрипсов, используемых при строительстве магистральных нефтегазопроводов в районах Крайнего Севера. Для повышения хладостойкости штрипсов и снижения затрат на их производство сляб нагревают до температуры 1100-1210°С,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484147
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.10.2013
№216.012.732d

Способ производства толстолистового проката из низколегированной стали

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при изготовлении толстых листов и штрипсов с применением контролируемой прокатки. Для повышения прочностных свойств листа толщиной 30-40 мм до уровня DNV 485 IFD при сохранении достаточной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495142
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.7334

Высокопрочная хладостойкая свариваемая сталь

Изобретение относится к области металлургии, а именно к конструкционным высокопрочным сталям повышенной износостойкости, используемым при производстве сварных кузовов большегрузных автомобилей, работающих в условиях Крайнего Севера. Сталь содержит, мас.%: углерод 0,16-0,19, кремний 0,17-0,37,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495149
Дата охранного документа: 10.10.2013
01.03.2019
№219.016.cea9

Подшипниковая сталь

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составу стали, используемой для изготовления деталей подшипников, работающих в условиях воздействия высоких контактных нагрузок. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, хром, никель, медь, серу, фосфор, молибден, ниобий, ванадий,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002452790
Дата охранного документа: 10.06.2012
01.03.2019
№219.016.cfea

Способ получения офлюсованного агломерата

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к окускованию сырья для сталеплавильного производства методом агломерации шихты, представленной металлургическими отходами. Офлюсованный агломерат для сталеплавильного производства получают из шихты, содержащей конвертерный шлам,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002448170
Дата охранного документа: 20.04.2012
01.03.2019
№219.016.d00a

Способ отжига в колпаковой печи

Изобретение относится к области черной металлургии, конкретно к технологии отжига в колпаковой печи рулонных холоднокатаных полос из низкоуглеродистой стали, предназначенных для изготовления деталей автомобиля методом штамповки. Для снижения расхода энергоресурсов и получения требуемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445382
Дата охранного документа: 20.03.2012
01.03.2019
№219.016.d00c

Способ производства горячекатаного проката

Изобретение предназначено для получения качественной поверхности полосы при производстве горячекатаных полос из стали с содержанием алюминия до 0,05%, в том числе травленых. Способ включает горячую прокатку на широкополосном стане, охлаждение водой до температуры смотки и смотку полос в рулоны....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445177
Дата охранного документа: 20.03.2012
01.03.2019
№219.016.d00e

Способ создания защитного гарнисажа в шахте доменной печи

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к доменному производству. Способ включает создание гарнисажеобразующей смеси, состоящей из железной руды, агломерата и окатышей в соотношении (1÷15):(40÷94):(5÷45) соответственно. При футеровке шахты печи высокотеплопроводными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445375
Дата охранного документа: 20.03.2012
01.03.2019
№219.016.d013

Способ производства толстолистового низколегированного штрипса

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к производству листового проката, и может быть использовано при изготовлении толстых листов и штрипсов из низколегированных сталей с применением контролируемой прокатки. Для получения механических свойств штрипса толщиной 20-40 мм,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445379
Дата охранного документа: 20.03.2012
01.03.2019
№219.016.d079

Способ производства толстолистового низколегированного штрипса

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к прокатному производству. Для повышения предела прочности и текучести при сохранении пластических характеристик на уровне, позволяющем производить формовку труб из штрипса, изготавливают непрерывнолитую заготовку из стали, содержащей, мас.%: С...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002463360
Дата охранного документа: 10.10.2012
Показаны записи 1-10 из 104.
10.01.2013
№216.012.17c8

Способ производства тонкой горячекатаной листовой стали

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к технологии изготовления листовой стали толщиной 0,6-2,0 мм на непрерывных широкополосных станах. Способ включает нагрев слябов, черновую прокатку, непрерывную многопроходную чистовую прокатку в полосу конечной толщины при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471580
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.17c9

Листопрокатная клеть кварто

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в конструкциях многовалковых клетей для прокатки листового металла с регулированием формы межвалкового зазора. Листопрокатная клеть кварто содержит станины с нижними поперечинами, опорные валки с подушками, нижние из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471581
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.04.2013
№216.012.3992

Способ производства холоднокатаной нагартованной листовой стали

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано для получения холоднокатаной нагартованной полосы из листовой стали с покрытием или без него, для последующей обработки путем гибки или формовки, в частности кровельной металлочерепицы. Способ включает нагрев, горячую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480299
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3a77

Способ охлаждения движущейся стальной горячекатаной полосы

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано для охлаждения стальных горячекатаных полос на отводящем рольганге непрерывного широкополосного стана перед смоткой в рулоны. Для повышения стабильности механических свойств горячекатаных полос охлаждение полосы ведут на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480528
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3de0

Способ деформационно-термического производства листового проката

Изобретение относится к области металлургии, в частности к технологии получения листового проката, используемого в бронезащитных конструкциях. Для повышения бронестойкости листового проката осуществляют выплавку стали, ее рафинирование с получением стали, содержащей, мас.%: 0,25-0,35 С, 0,6-0,7...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481407
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.05.2013
№216.012.43c9

Способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при горячей прокатке рифленых полос на непрерывных широкополосных станах. Способ включает нагрев слябов из углеродистой стали, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482930
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.4488

Способ производства нагартованной малоуглеродистой листовой стали

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано для получения холоднокатаных полос и лент, поставляемых потребителям в нагартованном состоянии, например, для упаковки грузов. Для повышения выхода годного за счет получения заданного предела текучести листовой стали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483121
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.4887

Способ производства штрипсов из низколегированной стали

Изобретение относится к области металлургии, преимущественно для получения штрипсов, используемых при строительстве магистральных нефтегазопроводов в районах Крайнего Севера. Для повышения хладостойкости штрипсов и снижения затрат на их производство сляб нагревают до температуры 1100-1210°С,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484147
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.537c

Способ прокатки металлических полос

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при холодной прокатке стальных полос на реверсивных и непрерывных станах. Способ включает обжатие полос по толщине в валках с приложением заднего и переднего натяжений, при этом прокатку ведут с выравниванием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486975
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.08.2013
№216.012.5f7f

Система калибровки валков

Изобретение предназначено для исключения образования трещин и разрывов в профильном прокате круглого сечения из непрерывнолитых труднодеформируемых сталей специального назначения, прокатываемом на сортопрокатных станах. Система калибров включает последовательно чередующиеся овальные и ребровые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490079
Дата охранного документа: 20.08.2013
+ добавить свой РИД