×
01.03.2019
219.016.cf43

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002404377
Дата охранного документа
20.11.2010
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения из полимерных слоистых композиционных материалов, и может быть использовано в различных узлах трения, работающих как в нормальных условиях, так и в условиях агрессивной среды. Подшипник скольжения содержит стеклопластиковый силовой корпус (3), углепластиковый антифрикционный слой (1) и демпфирующий слой (2), выполненный из материала, образованного чередующимися монослоями стеклопластика и углепластика. Технический результат: повышение надежности подшипника за счет снижения остаточных температурно-технологических напряжений в материале подшипника, исключение расслоения материала подшипника и повышение технологичности подшипника. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения из полимерных слоистых композиционных материалов, и может быть использовано в различных узлах трения, работающих как в нормальных условиях, так и в условиях агрессивной среды.

В настоящее время известен подшипник, изготавливаемый из антифрикционной композиции по патенту 2153107 с приоритетом 15.07.1999 г. Данный материал представляет собой углепластик на основе углеродной ткани и термореактивного связующего. Недостаток этого подшипника - необходимость изоляции его наружной поверхности от контакта с металлическими узлами. Углепластик обладает хорошей электропроводностью и в случае контакта с металлом создает гальваническую пару, что приводит к электрокоррозии узла, работающего в условиях атмосферной влажности.

Известен подшипник скольжения, силовой корпус которого выполнен из стеклопластика, а антифрикционный слой из углепластика на основе полимерного связующего и углеволокнистого армирующего наполнителя (свидетельство на полезную модель 21560 с приоритетом 04.07.2000 г.).

Недостатком данного подшипника является невысокая надежность из-за большой вероятности появления расслоений в материале подшипника. Расслоения появляются в материале в результате действия внутренних напряжений, возникающих на границе раздела «углепластик - стеклопластик» из-за разницы коэффициентов термического расширения. Коэффициент линейного термического расширения (КЛТР) углепластика в среднем составляет ~2,5×10-6 1/°С, а стеклопластика ~9×10-6 1/°С. Внутренние напряжения зависят от линейного размера контактирующих разнородных областей и возникают как на этапе изготовления подшипника (например, при охлаждении отвержденного материала), так и в процессе эксплуатации (при нагреве в результате трения).

Известен подшипник скольжения, содержащий силовой корпус, выполненный из стеклопластика, антифрикционный слой, выполненный из углепластика, и демпфирующий слой, сформированный градиентом объемной плотности углеродного наполнителя от 50-60 мас.% до 0 в направлении от рабочей поверхности подшипника к поверхности, контактирующей с корпусом подшипника (свидетельство на полезную модель 16615 с приоритетом 19.07.2000 г.). В конструкции данного подшипника демпфирующий слой представляет собой клеевую прослойку повышенной толщины из полимерного связующего между поверхностями стеклопластика и углепластика.

Данный аналог, как наиболее близкий по конструктивным особенностям к предлагаемому техническому решению, принят в качестве прототипа.

Недостатки прототипа

1. Низкая надежность подшипника из-за расслоений материала в результате действия следующих напряжений:

- температурно-технологические напряжения в клеевой прослойке, возникающие в результате химической усадки связующего в процессе отверждения. Чем больше толщина клеевой прослойки, тем больше абсолютная величина усадки, тем выше напряжения. При определенных условиях (колебания температуры, механическое воздействие) величина напряжений превышает когезионную прочность отвержденного связующего, в результате чего в материале появляются расслоения.

- внутренние напряжения на границе раздела «клеевая прослойка - стеклопластик». Причиной этих напряжений являются различные коэффициенты термического расширения стеклопластика и отвержденного связующего (КЛТР, например, отвержденной эпоксидной смолы составляет ~70×10-6 1/°С), а также повышенная толщина клеевой прослойки.

2. Низкая технологичность подшипника с клеевой прослойкой повышенной толщины на границе раздела «антифрикционный слой -силовой корпус». Процесс изготовления этого подшипника требует внесения изменений в традиционный процесс изготовления изделия методом намотки.

Техническими задачами, на решение которых направлено предлагаемое изобретение, являются:

1) повышение надежности подшипника посредством создания структуры материала демпфирующего слоя, которая позволила бы снизить уровень напряжений и исключить расслоения материала подшипника;

2) повышение технологичности подшипника.

Поставленные задачи решаются тем, что демпфирующий слой подшипника выполнен из материала, образованного чередующимися монослоями стеклопластика и углепластика.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами на примере изготовления одного из возможных вариантов подшипника.

На фиг.1 показана структура предлагаемого подшипника, на фиг.2 - распределение остаточных температурно-технологических напряжений в материале подшипника.

Геометрические параметры подшипника:

наружный диаметр D=30 мм;

внутренний диаметр d=10 мм;

толщина стенки силового корпуса h1=5 мм;

толщина антифрикционного слоя h2=3 мм;

высота подшипника Н=30 мм.

Используемые материалы:

- стеклянная ткань Т-10-80 ГОСТ 19902;

- углеродная лента ЛУП - 0,2 ТУ 6-06-31-218;

- эпоксиднофенолформальдегидное связующее УП-2220 ТУ 6-05-241-160.

На первом этапе на цилиндрическую оправку наматывают пропитанную связующим углеродную ленту для формирования антифрикционного слоя 1 (фиг.1). Затем, чередуя одинарные слои из стеклоткани и углеродной ленты, пропитанные связующим, формируют демпфирующий слой 2. Поверх него наматывают стеклоткань для создания силового корпуса 3. После намотки поверх сформированного полуфабриката укладывают обкладные листы, заматывают сухой стеклонитью для создания контактного давления и отверждают при температуре 180°С в течение 6 часов. Отвержденную заготовку шлифуют до необходимого размера, демонтируют с оправки, получая готовый подшипник.

Таким образом, процесс изготовления предлагаемого подшипника не нарушает традиционной технологии намотки изделия и не требует создания дополнительной оснастки.

На фиг.2 кривая 1 показывает расчетное распределение остаточных напряжений по толщине материала предлагаемого подшипника, где L - толщина стенки подшипника (в направлении от рабочей поверхности антифрикционнго слоя до наружной поверхности силового корпуса), TTN- величина остаточных напряжений.

Как видно из графика, напряжения в нем намного ниже, чем в материале прототипа (кривая 2).

При изготовлении заявляемого подшипника возможны два крайних варианта структуры материала демпфирующего слоя. Первый вариант представляет структуру материала подшипника, полностью сформированную чередованием монослоев стекло- и углепластика. В этом случае антифрикционный слой и силовой корпус сформированы одним монослоем углепластика и стеклопластика соответственно. Это наиболее благоприятный случай с точки зрения снижения остаточных температурных напряжений. В такой структуре материала они минимальны (кривая 3).

Другой крайний вариант, когда демпфирующий слой сформирован двумя монослоями стекло- и углепластика, т.е. минимально возможным количеством монослоев. Это наиболее неблагоприятный случай с точки зрения напряженно-деформированного состояния материала подшипника.

В этом случае остаточные напряжения максимальны, но как видно на фиг.2 (кривая 4), они также ниже, чем в материале прототипа. Объясняется это тем, что в структуре материала предлагаемого подшипника в любом случае при контакте двух разных материалов (углепластика и стеклопластика) один из материалов имеет минимально возможную толщину, т.е. представляет собой монослой и таким образом снижает влияние различия в величинах коэффициентов линейного термического расширения.

Предлагаемый подшипник с указанными выше параметрами был изготовлен и испытан на базе ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева». Испытания подтвердили высокую надежность предлагаемого подшипника.

Подшипник скольжения из слоистого композиционного материала, содержащий силовой корпус, выполненный из стеклопластика, антифрикционный слой, выполненный из углепластика, и демпфирующий слой, отличающийся тем, что демпфирующий слой выполнен из материала, образованного чередующимися монослоями стеклопластика и углепластика.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 39.
20.02.2013
№216.012.26c1

Способ определения износа канатного блока грузоподъемного крана

Изобретение относится к способам определения износа канатного блока грузоподъемного крана и может быть использовано при периодических обследованиях грузоподъемных кранов различных типов. При определении износа ручья блока грузоподъемного крана, свободный от каната участок желоба с образованным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475441
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a59

Способ замены каната грузоподъемного крана

Изобретение относится к способам выполнения ремонтных работ по замене стального каната на кране и может быть использовано при эксплуатации грузоподъемных кранов различных типов. Блочную подвеску крана опускают на заранее установленную технологическую подставку так, чтобы обеспечивалось...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476368
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.05.2013
№216.012.3e84

Комбинированный способ ультразвукового контроля качества сварных соединений

Использование: для ультразвукового контроля качества сварных соединений. Сущность: заключается в том, что осуществляют ввод и прием ультразвуковых колебаний, синхронное перемещение вдоль и поперек сварного соединения совмещенных источника и приемника, а также дополнительного приемника этих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481571
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.476d

Способ утилизации баллонов, находящихся под давлением

Изобретение относится к области утилизации использованных баллонов, находящихся под давлением, способом ударного нагружения, у которых не представляется возможным произвести стравливание давления без разрушения баллонов. Способ утилизации баллонов, находящихся под давлением, основан на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483865
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.06.2013
№216.012.5059

Способ изготовления армирующего каркаса углерод-углеродного композиционного материала

Изобретение относится к технологии создания эрозионностойких углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) и может быть использовано для изготовления элементов защиты поверхностей гиперзвуковых спускаемых аппаратов. Сформированную из углеродного волокна объемную структуру пропитывают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486162
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.519e

Стенд для испытаний на надежность окон и дверей

Изобретение относится к оборудованию для испытаний на надежность окон, дверей, различных открывающихся створок и может быть использовано при механических испытаниях. Устройство содержит основание, опоры для крепления испытуемого изделия, стойку, привод, рычаги-толкатели, счетчик циклов и пульт...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486487
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.08.2013
№216.012.63db

Ручная тележка для перевозки груза

Изобретение относится к ручным тележкам для перевозки груза и может быть использована на предприятиях, где имеется необходимость подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния. Ручная грузоподъемная тележка включает в себя раму, образованную опорными стойками (1) с колесами (6), платформу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491200
Дата охранного документа: 27.08.2013
20.11.2013
№216.012.8206

Армирующий каркас углерод-углеродного композиционного материала

Изобретение относится к эрозионностойким теплозащитным композиционным материалам и может быть использовано для создания деталей защиты поверхностей гиперзвуковых спускаемых аппаратов (ГСА). Армирующий каркас углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ) выполнен в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498962
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.02.2014
№216.012.9f27

Способ балансировки ветроколеса вертикально-осевой ветроэнергетической установки

Изобретение относится к способам балансировки ветроколес вертикально-осевых ветроэнергетических установок. Способ балансировки ветроколеса ветрикально-осевой ветроэнергетической установки, состоящего из ступицы и кольца с закрепленными на нем в два яруса лопастями, характеризуется тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506451
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.02.2014
№216.012.a325

Способ определения планово-высотного положения крановых путей козлового крана

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам определения предельных отклонений рельсовых путей грузоподъемных кранов от проектного положения, и может быть использовано при периодических проверках планово-высотного положения наземных крановых путей козловых кранов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507480
Дата охранного документа: 20.02.2014
Показаны записи 1-6 из 6.
27.06.2013
№216.012.5059

Способ изготовления армирующего каркаса углерод-углеродного композиционного материала

Изобретение относится к технологии создания эрозионностойких углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) и может быть использовано для изготовления элементов защиты поверхностей гиперзвуковых спускаемых аппаратов. Сформированную из углеродного волокна объемную структуру пропитывают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486162
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.11.2013
№216.012.8206

Армирующий каркас углерод-углеродного композиционного материала

Изобретение относится к эрозионностойким теплозащитным композиционным материалам и может быть использовано для создания деталей защиты поверхностей гиперзвуковых спускаемых аппаратов (ГСА). Армирующий каркас углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ) выполнен в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498962
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2014
№216.013.06c6

Способ получения углерод - углеродного композиционного материала

Изобретение может быть использовано для получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений. Сначала осуществляют сборку стержневого каркаса цилиндрической формы и пятинаправленного армирования из углеродного волокна и скрепляют его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533135
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.02.2019
№219.016.c36f

Конвейерная лента

Изобретение относится к ленточным транспортирующим устройствам, а именно к конвейерным лентам на основе полимерных композиционных материалов, и может быть использовано для изготовления легкорежимных бесконечных конвейерных лент. Техническим результатом заявленного изобретения является упрощение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002436674
Дата охранного документа: 20.12.2011
19.06.2019
№219.017.88be

Рентгенозащитная композиция

Изобретение относится к области композиционных пленкообразующих материалов и предназначено для создания тонкослойных полимерных рентгенозащитных покрытий. Рентгенозащитная композиция содержит эпоксидное связующее, отвердитель, в качестве которого используется полиаминоамидная смола с аминным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002415485
Дата охранного документа: 27.03.2011
14.07.2019
№219.017.b48d

Способ приготовления композиции для пропитки углеродного волокна

Изобретение относится к технологии получения объемно-армированных углерод-углеродных композиционных материалов, в частности к приготовлению композиций для пропитки углеродных волокон, и может быть использовано при производстве эррозионно-стойких теплозащитных деталей в авиационной,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002451037
Дата охранного документа: 20.05.2012
+ добавить свой РИД