×
01.03.2019
219.016.ccb1

Результат интеллектуальной деятельности: БОРТОВАЯ СИСТЕМА УГЛОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами. Технической результат - обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение точности управления. Для достижения данного результата система управления содержит датчики угла, угловой скорости и скоростного напора, задатчики угла и опорного сигнала, блок сравнения, исполнительное устройство, сумматор, блок деления и два блока умножения. 1 ил.

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами.

Известна система автоматического управления летательным аппаратом (Л.А.), в которой содержится блок задающего воздействия, блок сравнения, суммирующий усилитель, датчики состояния и исполнительное устройство [1].

Недостатком известной системы управления является ограниченность функциональных возможностей в условиях нестационарности параметров летательного аппарата, вызванных изменениями скорости и высоты полета летательного аппарата.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является система управления летательным аппаратом, содержащая датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик угла и блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, и последовательно соединенные сумматор и исполнительное устройство [2].

Недостатком этой системы являются ограниченные функциональные возможности по устойчивости и точности, обусловленные отсутствием средств инвариантности для решения проблемы нестационарности летательного аппарата в условиях существенного изменения условий полета по скорости и высоте.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение точностных характеристик управления. Предложенным построением системы управления обеспечивается адаптация параметров регулирующей части системы угловой стабилизации, повышение устойчивости и качества в условиях широкого диапазона параметров летательного аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что в известную систему стабилизации углового движения летательного аппарата, содержащую датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик угла и блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, и последовательно соединенные сумматор и исполнительное устройство, дополнительно введены задатчик опорного сигнала, последовательно соединенные датчик скоростного напора и блок деления, второй вход которого подключен к выходу задатчика опорного сигнала, первый блок умножения, первый вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй - с выходом блока деления, а выход - с первым входом сумматора, и последовательно соединенные блок масштабирования, вход которого соединен с выходом блока деления, и второй блок умножения, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, а выход - со вторым входом сумматора.

Действительно, при этом обеспечивается отработка сигналов управления с максимальным качеством в широком диапазоне изменения высоты, скорости полета посредством введения средств адаптации.

Построение системы управления осуществляется следующим образом.

Уравнения углового движения летательного аппарата, например, по [3] описываются в виде

где а, в - динамические коэффициенты летательного аппарата по демпфированию и эффективности соответственно;

ϕ - угловое положение летательного аппарата;

ωϕ - угловая скорость;

δ - угол отклонения рулевых поверхностей исполнительным устройством.

Закон управления, формирующий сигнал управления для исполнительного устройства, формируется в виде

где Δϕ - сигнал рассогласования:

здесь ϕзад - сигнал задающего воздействия;

К1, К2 - передаточные числа.

Приняв безынерционную отработку исполнительным устройством сигнала управления, т.е. положив δ≡σ, из уравнений (1)÷(3) получаем описание процессов регулирования в замкнутом контуре (закон управления - летательный аппарат) в виде

или

Рассмотрим характеристическое уравнение замкнутой системы управления по системе уравнений (5):

Уравнение (6) позволяет оценить параметры закона управления (2) с динамическими коэффициентами летательного аппарата а и в.

Для обеспечения требуемых характеристик устойчивости и качества необходимо обеспечить в процессе полета выполнение условий постоянства (инвариантности) коэффициентов характеристического уравнения, т.е.

В (7) коэффициент а, характеризующий собственное демпфирование летательного аппарата, достаточно мал, слабо изменяется и не является характерным, доминирующим в сравнении с параметром в К2, определяющим демпфирование замкнутой системы управления в целом. Поэтому условия сохранения требуемых показателей устойчивости и качества, исходя из (7), могут быть определены как

где в - коэффициент эффективности органов управления, равный, например, по [3]:

где mδ - производная коэффициента эффективности рулей ЛА;

s, l - характерные геометрические параметры ЛА;

J - момент инерции ЛА;

q - скоростной напор:

здесь ρ - плотность воздуха на текущей высоте полета, ρ=ρ (Н);

V - скорость полета.

Параметр mδ по текущему состоянию является в основном функцией числа Маха:

где а - скорость звука на текущей высоте полета, для аэродинамического летательного аппарата меняется в небольших пределах и может быть принята постоянной - осредняемой или максимальной для данной области высот. Этот коэффициент можно считать стабильным в окрестности балансировочных значений текущих углов ЛА.

Момент инерции J для беспилотных летательных аппаратов также меняется незначительно. Это обстоятельство тем более корректно, что конструктивно изменение массы летательного аппарата за счет выгорания топлива изменяет и центровочные характеристики, обусловливая максимальное сохранение стабильности моментов инерции J≈const.

Таким образом, исходя из уравнений (8) и на основе уравнений (9)÷(11) с учетом изложенного, для обеспечения процессов адаптации необходимо идентифицировать параметр в и по нему сформировать функцию адаптации - обозначим ее как λ, т.е. пусть λ=в.

Тогда из уравнений (8) получаем алгоритмы адаптации:

Определяем в качестве Х скоростной напор q, т.е.

На основе изложенного рассматривается предлагаемая система стабилизации.

На чертеже представлена блок-схема системы угловой стабилизации для управления нестационарным летательным аппаратом.

Система управления содержит датчик угла 1 (ДУ), датчик угловой скорости 2 (ДУС), последовательно соединенные задатчик угла 3 (ЗУ) и блок сравнения 4 (БС), второй вход которого соединен с выходом датчика угла 1, последовательно соединенные сумматор 5 (С) и исполнительное устройство 6 (ИУ), задатчик опорного сигнала 7 (ЗОС), последовательно соединенные датчик скоростного напора 8 (ДСН) и блок деления 9 (БД), второй вход которого подключен к выходу задатчика опорного сигнала 7, первый блок умножения 10 (1БУ), первый вход которого соединен с выходом блока сравнения 4, второй - с выходом блока деления 9, а выход - с первым входом сумматора 5, и последовательно соединенные блок масштабирования 11 (БМ), вход которого соединен с выходом блока деления 9, и второй блок умножения 12 (2БУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости 2, а выход - со вторым входом сумматора 5.

Летательный аппарат условно показан на чертеже пунктирной линией.

Система управления работает следующим образом.

Сигнал управления σ для подачи на исполнительное устройство 6 формируется датчиками и блоками 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12 по уравнениям (2) и (3), при этом сигнал угла ϕ снимается с датчика 1, сигнал угловой скорости ωϕ снимается с датчика угловой скорости 2, сигнал задающего воздействия по крену ϕзад формируется задатчиком угла 3, а сигнал рассогласования Δϕ(Δϕ=ϕ-ϕзад) формируется блоком сравнения 4. Адаптивные коэффициенты К1 и К2 формируются на выходе блоков 9 и 11 соответственно по сигналу λ=q в соответствии с уравнением (12). Сигнал λ=q является сигналом идентификации, формируется датчиком скоростного напора 8. В первом блоке умножения 10 и во втором блоке умножения 12 формируются компоненты сигнала управления К1Δϕ и К2ωϕ в соответствии с уравнением (2).

Исполнительное устройство 6 отрабатывает суммарный управляющий сигнал σ, отклоняя рули на величину δ.

Сигналы функций идентификации и адаптации несложно реализуются на элементах автоматики и вычислительной техники, например, по [4, 5].

Предложенная система угловой стабилизации для управления нестационарным летательным аппаратом позволяет обеспечить инвариантность показателей качества и повысить точность управления в условиях широкого диапазона условий полета.

Источники информации

1. Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов./ Под ред. Г.С.Бюшгенса. М.: Наука. Физматлит, 1998, с.443.

2. Патент РФ №2251136, 24.12.02 г., кл. G05D 1/08.

3. А.А.Лебедев, Л.С.Чернобровкин. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов, М.: Машиностроение, 1973, с.486.

4. В.Б.Смолов. Функциональные преобразователи информации. Л.: Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1981, с.22, 41.

5. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики. М., Машиностроение, 1981, с.107, 126.

Бортоваясистемаугловойстабилизациидляуправлениянестационарнымлетательнымаппаратом,содержащаядатчикугла,датчикугловойскорости,последовательносоединенныезадатчикуглаиблоксравнения,второйвходкоторогосоединенсвыходомдатчикаугла,ипоследовательносоединенныесумматориисполнительноеустройство,отличающаясятем,чтоонасодержитзадатчикопорногосигнала,последовательносоединенныедатчикскоростногонапораиблокделения,второйвходкоторогоподключенквыходузадатчикаопорногосигнала,первыйблокумножения,первыйвходкоторогосоединенсвыходомблокасравнения,второй-свыходомблокаделения,авыход-спервымвходомсумматора,ипоследовательносоединенныеблокмасштабирования,входкоторогосоединенсвыходомблокаделения,ивторойблокумножения,второйвходкоторогосоединенсвыходомдатчикаугловойскорости,авыход-совторымвходомсумматора.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
27.08.2013
№216.012.650f

Способ контроля гиростабилизированной платформы

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для контроля гиростабилизированных платформ космического назначения. Технический результат - повышение точности и достоверности контроля гиростабилизированной платформы. Для этого осуществляют начальную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491508
Дата охранного документа: 27.08.2013
01.03.2019
№219.016.c904

Устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263338
Дата охранного документа: 27.10.2005
01.03.2019
№219.016.c90a

Соединитель печатных плат

Изобретение относится к радиотехнике, в частности, к конструкции радиоэлектронных блоков пакетного типа, работающих в условиях значительных перегрузок при эксплуатации электрического соединения печатных плат. Соединитель печатных плат содержит колодку из электроизоляционного материала с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260255
Дата охранного документа: 10.09.2005
01.03.2019
№219.016.ca30

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технической задачей изобретения является достижение устойчивости и повышение точности вычислений. Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254604
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca32

Способ коррекции параметров программы изменения продольного движения при терминальном управлении наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к бортовым средствам терминального управления разгонных блоков (РБ) с нерегулируемыми маршевыми ракетными двигателями. Согласно изобретению, прогнозируют параметры движения РБ на момент отсечки маршевого двигателя и определяют по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254271
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca44

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технический результат изобретения заключается в достижении устойчивости, повышении точности процесса итерации и ограничении диапазона расчета углов атаки. Способ формирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002257605
Дата охранного документа: 27.07.2005
01.03.2019
№219.016.cb80

Адаптивное устройство формирования сигнала управления продольно-балансировочным движением летательного аппарата

Изобретение относится к области авиакосмического приборостроения и может найти применение при проектировании бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002394263
Дата охранного документа: 10.07.2010
01.03.2019
№219.016.ccbc

Способ формирования адаптивного сигнала управления угловым движением нестационарного летательного аппарата

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бортовых системах автоматического управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами. Технической результат - обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338235
Дата охранного документа: 10.11.2008
01.03.2019
№219.016.cd43

Способ управления положением солнечной батареи космического аппарата

Изобретение относится к системам электроснабжения космических аппаратов. Способ заключается в том, что измеряют текущее угловое положение солнечной батареи (СБ) и, в случае рассогласования между ним и заданным направлением, формируют команды на вращение СБ. При отсутствии рассогласования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002368545
Дата охранного документа: 27.09.2009
01.03.2019
№219.016.cd44

Способ управления положением солнечной батареи космического аппарата

Изобретение относится к системам электроснабжения космических аппаратов. Способ заключается в том, что измеряют текущее угловое положение солнечной батареи (СБ) и определяют заданное направление на Солнце. При наличии рассогласования между заданным направлением и текущим угловым положением СБ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002368547
Дата охранного документа: 27.09.2009
Показаны записи 1-10 из 69.
20.01.2013
№216.012.1dbd

Способ формирования цифроаналогового сигнала управления для бортовых систем управления угловым движением беспилотных летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к бортовым системам управления угловым движением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Техническим результатом изобретения является повышение динамической точности управления и устранение дефицита управления. Устройство формирования цифроаналогового сигнала управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473107
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.05.2013
№216.012.3d43

Система стабилизации углового движения космического аппарата

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в бортовых системах управления космическими аппаратами. Система стабилизации углового движения космического аппарата содержит три канала управления, каждый канал управления содержит задатчик сигнала управления, датчик угловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481250
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.07.2013
№216.012.586c

Способ повышения теплоотдачи и радиационной защиты электронных блоков

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к электронным блокам, работающим в условиях действия повышенных радиационных и тепловых нагрузок. Технический результат - усиление радиационной защиты электронных блоков, их защиты от электростатических разрядов и электромагнитных помех и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488244
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.08.2013
№216.012.61de

Способ формирования сигнала управления угловым движением нестационарного летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем управления угловым движением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в широком диапазоне высот и скоростей полета при действии интенсивных внешних возмущений. Техническим результатом изобретения является расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490686
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.08.2013
№216.012.61e9

Способ функционального контроля и резервирования плат измерительного канала угловой скорости космического аппарата и устройство для его реализации

Изобретение относится к области систем функционального резервирования электронных плат, а именно к резервированию плат измерительного канала космического аппарата. Отличием способа функционального резервирования измерительного канала является то, что определяют сигналы приращений каждого из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490697
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.656b

Способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем стабилизации углового движения летательного аппарата. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей, повышение динамической точности и восполнение дефицита управления в канале курса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491600
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.656c

Способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления

Изобретение относится к бортовым цифроаналоговым устройствам для систем автоматического управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами (ЛА). Техническим результатом изобретения является повышение точностных характеристик управления, расширение функциональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491601
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.656d

Способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу и устройству управления для бортовых систем стабилизации углового положения летательного аппарата. Техническим результатом изобретения является повышение динамической точности управления и повышение степени бездефицитности управления. Устройство содержит цифровой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491602
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.10.2013
№216.012.741a

Способ определения неисправностей гироскопического измерителя вектора угловой скорости космического аппарата и устройство для его реализации

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к контролю исправности гироскопических измерителей вектора угловой скорости космического аппарата. Отличием предложенного технического решения является то, что способ формируют пять пороговых сигналов, сигналы норм гирокватернионов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495379
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.12.2013
№216.012.8cc5

Способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации

Изобретение относится к космической технике, а именно к системам управления космическим аппаратом (КА). Устройство для ориентации космического аппарата содержит одиннадцать сумматоров, пять усилителей, два нормально разомкнутых переключателя, пять нормально замкнутых переключателей, четыре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501720
Дата охранного документа: 20.12.2013
+ добавить свой РИД