×
01.03.2019
219.016.cc9a

МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002374469
Дата охранного документа
27.11.2009
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к масляной системе авиационного ГТД маневренного самолета. Маслосистема содержит, по меньшей мере, одну масляную полость, оборудованную двумя маслозаборниками, установленными в верхней и нижней противоположных частях полости и подключенными к двум откачивающим маслонасосам, и выполненными конструктивно в едином блоке с другими насосами откачки масла. Вход откачивающего маслонасоса, подключенного к маслозаборнику в верхней части масляной полости, дополнительно сообщен с жиклером стравливания сифонного затвора, установленного в напорной магистрали нагнетающего маслонасоса. Изобретение позволяет повысить надежность работы двигателя при выполнении самолетом фигурных полетов за счет устранения холостого режима работы (без масла) откачивающего маслонасоса, подключенного к маслозаборнику, расположенному в верхней части масляной полости двигателя. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационного газотурбинного двигателя (ГТД) маневренного самолета.

Известна масляная система авиационного ГТД, содержащая масляные полости, в нижней части которых установлены маслозаборники, подключенные к откачивающим маслонасосам. Одна из полостей снабжена дублирующим маслозаборником, установленным в ее верхней части и подключенным к автономному откачивающему маслонасосу (Патент РФ №2273746, МКИ F02C 7/06, опубл. в 2006 г.).

Известная маслосистема не обеспечивает надежную работу двигателя при выполнении самолетом фигурных полетов (перевернутый полет и полеты с отрицательными перегрузками) из-за низкой надежности откачивающего маслонасоса, подключенного к маслозаборнику, установленному в верхней части масляной полости. Упомянутый маслонасос при горизонтальном полете самолета работает вхолостую (без подвода смазки), что приводит к износу его подшипников и качающих шестерен и, следовательно, к резкому снижению производительности маслонасоса, или даже к его поломке.

В результате масло при фигурных полетах самолета не возвращается из верхних объемов масляных полостей в маслобак двигателя, что приводит к его масляному голоданию и, как следствие этого, отказу. Налицо явное техническое противоречие: с одной стороны, откачивающий маслонасос, подключенный к маслозаборнику в верхней части масляной полости, необходим для возврата масла в маслобак при фигурных полетах самолета, а с другой стороны, вреден, как снижающий надежность работы двигателя.

Задача изобретения - обеспечить надежный возврат смазки из верхней части масляной полости ГТД при выполнении самолетом фигурных полетов.

Указанная задача достигается тем, что в масляной системе авиационного ГТД, содержащей масляные полости, в нижней части которых установлены маслозаборники, подключенные к откачивающим маслонасосам, причем по меньшей мере одна масляная полость снабжена дублирующим маслозаборником, установленным в ее верхней части и подключенным к автономному откачивающему маслонасосу, в магистрали подачи масла в двигатель установлен сифонный затвор, снабженный жиклером стравливания, сообщенным магистралью со входом в откачивающий маслонасос, подключенный к маслозаборнику, установленному в верхней части масляной полости.

Новым в изобретении является то, что масляная система оборудована установленным в магистрали подачи масла в двигатель сифонным затвором, снабженным жиклером стравливания, сообщенным магистралью со входом в откачивающий маслонасос, подключенный к маслозаборнику, установленному в верхней части масляной полости.

Сообщение жиклера стравливания в сифонном затворе с входом в автономный откачивающий маслонасос, подключенный к маслозаборнику, установленному в верхней части масляной полости двигателя, обусловлено необходимостью избежать холостого режима его работы (без масла), приводящего к преждевременному выходу насоса из строя. При этом пропадает постоянная паразитная циркуляция масла через жиклер стравливания, необходимая для обеспечения работоспособности сифонного затвора. Циркуляция масла через автономный откачивающий маслонасос, подключенный к маслозаборнику, установленному в верхней части масляной полости, при нормальном (горизонтальном) полете самолета позволит постоянно держать его в полной боевой готовности перед выполнением фигурных полетов, когда насос будет переходить на собственное маслопитание от маслозаборника, установленного в верхней части масляной полости.

Надежное маслопитание автономного откачивающего маслонасоса, подключенного к маслозаборнику в верхней части масляной полости, при всех режимах полета самолета позволит исключить образование в нем воздушных пробок, что повысит надежность работы двигателя при выполнении самолетом фигурных полетов.

Из уровня техники не известны масляные системы авиационных ГТД, в которых в магистрали подачи масла установлен сифонный затвор, снабженный жиклером стравливания, сообщенным магистралью со входом в откачивающий маслонасос, подключенный к маслозаборнику, установленному в верхней части масляной полости.

Поэтому можно сделать вывод о том, что предложенная масляная система соответствует критерию "новизны" и "изобретательского уровня".

На чертеже изображена принципиальная схема масляной системы авиационного ГТД.

Масляная система содержит масляные полости 1, 2, 3 подшипниковых опор ротора и масляную полость коробки приводов 4, в которых установлены маслосборники 5, 6 и 7, 8, 9 соответственно. В нижней части полостей 1, 2, 3, 4 установлены маслозаборники 10, 11, 12, 13 соответственно, подключенные к откачивающим маслонасосам 14, 15, 16, 17. В верхней части полости 2 установлен дублирующий маслозаборник 18, подключенный к автономному откачивающему маслонасосу 19, выполненному конструктивно в едином блоке 20 с остальными насосами откачки масла. Выход из блока 20 сообщен магистралью с маслобаком 21, снабженным двумя маслозаборниками 22 и 23, установленными в нижней и верхней частях его полости и подключенным соответственно к нагнетающим насосам 24 и 25.

Нагнетающий маслонасос 25 через напорную магистраль 26 сообщен с форсунками 27, установленными в масляных полостях опор ротора и коробки приводов 1, 2, 3 и 4.

В магистрали 26 установлен сифонный затвор 28, снабженный жиклером стравливания 29, сообщенным магистралью 30 со входом в автономный откачивающий маслонасос 19. Масляные полости 1, 2, 3 и 4 через систему суфлирующих магистралей сообщены с входом в центробежный суфлер 31.

При нормальном (горизонтальном) полете самолета масло из маслобака 21 через маслозаборник 22 поступает на вход нагнетающего насоса 24, который под давлением переправляет его через сифонный затвор 28 и напорную магистраль 26 к форсункам 27, установленным в масляных полостях опор ротора и коробки приводов 1, 2, 3 и 4. Небольшая часть масла (≈ 2…3 л/мин) через жиклер стравливания 29 по магистрали 30 перепускается на вход автономного откачивающего маслонасоса 19. Отработанная в двигателе смазка собирается в маслосборниках 5, 6, 8, 9 и через систему масляных магистралей переправляется во входные каналы насосов 14, 15, 16 и 17 в блоке откачивающих насосов 20 и далее - в маслобак 21 для повторного использования. Нагнетающий маслонасос 25 будет работать в холостом режиме, так как через маслозаборник 23 на вход насоса будет поступать воздушная среда с мелкими каплями смазки ("масляный туман").

При фигурных полетах самолета (перевернутый полет или полет с отрицательными перегрузками) подача масла в двигатель осуществляется через маслозаборник 23 нагнетающим насосом 25 только в масляную полость 2 (полость, где расположен упорный подшипник, воспринимающий осевое усилие на ротор). Из этой же полости будет осуществляться откачка масла, скапливающегося в маслосборнике 7, с помощью маслозаборника 18 и автономного откачивающего маслонасоса 19.

Все остальные насосы откачки масла в блоке насосов 20 будут выполнять функции суфлеров масляных полостей опор ротора и коробки приводов 1, 2, 3 и 4, переправляя воздух с включениями смазки в маслобак 21 и далее - через маслоотделитель на вход центробежного суфлера 31.

Предложенная маслосистема авиационного двигателя повысит надежность работы двигателя при выполнении самолетом фигурных полетов. Кроме того, устройство позволит избежать применения запорных устройств в магистрали подачи масла в двигатель для предотвращения перетекания масла на стоянке из маслобака через зазоры нагнетающего насоса в масляные полости опор ротора и коробки приводов, уменьшить нагрев смазки и сократить потерю мощности в нагнетающем насосе.

Масляная система авиационного газотурбинного двигателя, содержащая масляные полости, в нижней части которых установлены маслозаборники, подключенные к откачивающим маслонасосам, причем, по меньшей мере, одна масляная полость снабжена дублирующим маслозаборником, установленным в ее верхней части и подключенным к автономному откачивающему маслонасосу, отличающаяся тем, что в магистрали подачи масла в двигатель установлен сифонный затвор, снабженный жиклером стравливания, сообщенным магистралью со входом в откачивающий маслонасос, подключенный к маслозаборнику, установленному в верхней части масляной полости.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 74.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2014
№216.012.de5f

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационных газотурбинных двигателей. При экстремальных условиях работы двигателя (например, при фигурных полетах самолета) вследствие роста гидравлического сопротивления в магистралях откачки, увеличения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522713
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de82

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Особенностью предложенной конструкции является использование для привода во вращение откачивающего насоса размещенного внутри масляной полости опорного подшипника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522748
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e77d

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Насос содержит размещенные в расточках корпуса 1 и установленные на валах 3, расположенных в подшипниках 4, находящиеся в зацеплении шестерни 2. С торца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525054
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d3

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя с форсажной камерой

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства маслосистемы авиационного теплонапряженного газотурбинного двигателя с форсажной камерой, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты. В маслосистеме для повышения эффективности охлаждения масла в топливомасляном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529280
Дата охранного документа: 27.09.2014
+ добавить свой РИД