×
01.03.2019
219.016.c950

Результат интеллектуальной деятельности: ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАЗГОННО-МАРШЕВОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Заряд твердого ракетного топлива для разгонно-маршевого ракетного двигателя управляемой ракеты включает топливную шашку, бронированную по заднему торцу и боковой поверхности ацетилцеллюлозным бронесоставом. Поверх бронесостава нанесен экранирующий поверхностный пленочный слой на основе синтетического клея. Со стороны переднего небронированного торца на наружной поверхности заряда выполнено удаление бронепокрытия в виде конической проточки. Непосредственно на переднем торце выполнен глухой центральный канал, оканчивающийся полусферой радиусом, равным диаметру глухого центрального канала, деленного на два. Размеры канала и конической проточки удовлетворяют защищаемым настоящим изобретением соотношениям. Профиль заднего торца топливной шашки выполнен сферическим с радиусом, равным длине топливной шашки плюс диаметр глухого центрального канала, деленный на два минус глубина глухого центрального канала. Центр указанной сферы совпадает с центром полусферы глухого канала. Изобретение позволяет создать заряд твердого ракетного топлива, обеспечивающий два режима тяги ракетного двигателя - разгонный и маршевый с мягким переходным периодом между ними, с низким дымообразованием и близким к минимуму дегрессивным остатком в конце горения заряда. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива, в первую очередь с разгонно-маршевым ракетным двигателем управляемых ракет.

Разгонно-маршевые ракетные двигатели применяются, как правило, в малогабаритных управляемых ракетах типа ПТУР (противотанковая управляемая ракета), МЗУР (малогабаритная зенитная управляемая ракета), запуск которых осуществляется из контейнеров (пусковых труб). В связи с жесткими габаритными ограничениями к пусковым устройствам, стартовым двигателям ПТУР и МЗУР не удается обеспечить при вылете ракеты из пусковой трубы достаточной начальной скорости для обеспечения нормального полета ракеты. В этом случае требуется, с целью исключения существенного "проседания" ракеты и предотвращения ее касания с грунтом, резкое нарастание скорости полета. Для решения указанной задачи не подходят маршевые заряды (фиг.1) традиционной тяговооруженности с нейтральной кривой "тяга-время" (фиг.2). По ряду технических причин неприемлемы и заряды прогрессивного горения (фиг.3) с прогрессивной кривой "тяга-время" (фиг.4), а также применение многоблочных зарядов, двухкамерных двигателей, которым присущи такие недостатки, как сложность конструкций, нетехнологичность в изготовлении, высокая стоимость, высокое дымообразование.

Оптимальным в данном случае является заряд-моноблок, обеспечивающий двухрежимный процесс работы ракетного двигателя - разгонный и маршевый (фиг.5, фиг.6). При этом, как показали практические исследования, для определенных ракетных систем и марок твердого ракетного топлива желателен "мягкий" переходный участок от разгонного режима к маршевому режиму работы заряда (фиг.7). Это позволяет обеспечить как устойчивость полета ракеты на траектории, так и надежный переход горения топлива со сверхскоростного режима (на высоких давлениях разгонного режима Рразг) к низкоскоростному режиму горения (на малых давлениях маршевого режима Рмарш) с исключением затухания заряда за счет резкого перепада давления (фиг.8).

Аналогами патентуемого технического решения являются заряды по пат. RU 2217458, RU 2164616, RU 2179989.

За прототип патентуемой конструкции принята конструкция заряда по патенту RU 2164616 от 27.03.01 г.

Достоинством прототипа является простота конструкции, высокая технологичность в изготовлении и низкое дымообразование, обеспечивающее надежное наведение ракеты на цель.

Недостаток прототипа - отсутствие возможности реализации разгонного режима работы заряда.

Технической задачей изобретения является разработка заряда-моноблока твердого ракетного топлива, обеспечивающего два режима тяги ракетного двигателя - разгонный и маршевый (с мягким переходным периодом между ними) - с низким дымообразованием и близким к минимуму дегрессивным остатком в конце горения заряда.

Технический результат изобретения заключается в том, что заряд выполнен в виде топливной шашки, бронированной по заднему торцу и боковой поверхности ацетилцеллюлозным бронесоставом, поверх которого нанесен экранирующий поверхностный пленочный слой на основе синтетического клея. При этом со стороны переднего небронированного торца на наружной поверхности заряда выполнено удаление бронепокрытия в виде конической проточки. Непосредственно на переднем торце выполнен глухой центральный канал, оканчивающийся полусферой радиусом d/2, где d - радиус глухого канала. Размеры глухого канала, конической проточки выполняют с учетом соотношений

l=l1=(0,15...0,20)L, d=0,06...0,1D, D1=0,85...0,95D, r=d/2,

где

l - глубина глухого центрального канала;

l1 - длина конической проточки по оси канала;

L - длина топливной шашки;

d - диаметр глухого центрального канала;

D - диаметр топливной шашки;

D1 - диаметр топливной шашки со стороны небронированного переднего торца;

r - радиус округления полусферы глухого центрального канала.

При этом профиль заднего торца топливной шашки выполнен сферическим с радиусом R=L+d/2-l, а центр задней сферы заряда совпадает с центром сферы глухого канала.

Со стороны переднего торца выполнена кольцевая осесимметричная проточка, а экранирующий пленочный слой выполняют из клея "Лейконат".

Сущность изобретения заключается в оптимальном выборе соотношений геометрических размеров заряда ТРТ, а именно глубины глухого центрального канала (l), длины конической проточки (l1), диаметра топливной шашки (d1) со стороны небронированного торца и др., в зависимости от длины (L) топливной шашки и ее диаметра (D).

Соотношения l=l1, l=(0,15...0,20)L позволяют обеспечить близкий к минимуму дегрессивный остаток в конце горения заряда при "мягком" переходном режиме между разгонным и маршевыми участками работы двигателя. При l≠l1, а также при l>0,2L либо l<0,15L дегрессивный остаток топлива увеличивается, а "мягкий" переходный режим (фиг.7) смещается в сторону более "жесткого" (фиг.8).

Выполнение соотношения (0,06...0,10)D позволяет, с одной стороны (нижний предел 0,06D), обеспечить эффективное воспламенение поверхности заряда в глухом канале, с другой стороны (верхний предел - 0,1D), обеспечить двухрежимную работу заряда в целом, в т.ч. с обеспечением близкого к минимуму дегрессивного остатка.

Диаметр шашки со стороны небронированного торца D1=(0,85...0,95)D обусловлен как необходимостью надежного зажжения заряда и вывода его на рабочий режим (верхний предел), так и недопустимостью существенного снижения (нижний предел) энергетики заряда (суммарного импульса тяги). При этом именно за счет наличия конической поверхности горения (6) достигается "мягкий" переходный режим (фиг.7) с разгонного на маршевый участки работы РДТТ. При цилиндрических горящих поверхностях (6) реализуется "жесткий" переходный режим, что может привести к загасанию топлива (фиг.8). Для уменьшения дегрессивного остатка топлива профиль заднего торца заряда выполнен по радиусу R=L+d/2-l, а центр указанной сферы совпадает с центром полусферы глухого канала (фиг.6).

В определенных случаях, например для тяжелых крупнокалиберных ПТУР, требуется дополнительное форсирование разгонного режима ракетного двигателя. Оптимальным решением, в данном случае, является выполнение на переднем торце заряда кольцевой осесимметричной неглубокой проточки, быстро вырождающейся в процессе горения и обеспечивающей форсирование разгонного режима и практическое отсутствие влияния на расчетный маршевый режим работы двигателя.

Таким образом, при приведенных в настоящем патенте соотношениях геометрических размеров заряда, что является его существенными отличительными признаками от аналогов и прототипа, обеспечивается

- устойчивый разгонно-маршевый режим работы ракетного двигателя;

- близкие к минимуму дегрессивные остатки топлива в конце горения заряда;

- требования по энергетике заряда;

- высокая технологичность изготовления заряда.

При этом за счет выполнения бронирования заряда ацетилцеллюлозным бронесоставом, поверх которого нанесен экранирующий пленочный слой на основе синтетического клея "Лейконат", обеспечивается низкое дымообразование заряда.

Патентуемый заряд реализован в виде шашки-моноблока из высококалорийного малодымного баллиститного топлива, бронированного по боковой поверхности и торцу ацетилцеллюлозным термопластичным бронесоставом методом литья под давлением на термопластавтомате. Поверх бронесостава нанесен экранирующий пленочный слой синтетического клея "Лейконат". Габариты заряда: длина 345 мм, наружный диаметр 145 мм, масса заряда 8,0 кг.

Заряд работает следующим образом. После подачи импульса на пиропатрон срабатывает воспламенитель заряда, продукты сгорания которого поджигают небронированные поверхности топливной шашки. При этом в силу гомогенности (однородности) твердых ракетных топлив горение последних происходит параллельными слоями, в общем случае по эквидистантным поверхностям, а именно (фиг.5.):

- торцевая поверхность горит по плоским эквидистантным поверхностям (8);

- цилиндрическая поверхность глухого канала по цилиндрическим эквидистантным поверхностям (7);

- оголенный конический участок боковой поверхности по коническим эквидистантным поверхностям (6);

- сферическая оконечность глухого канала по сферическим эквидистантным поверхностям (4);

- поверхность (5) - по тороидальным эквидистантным поверхностям (5).

Как видно из фиг.5 к концу горения поверхности (5), (6), (7), (8) практически вырождаются, а горение заряда завершается догоранием сферической поверхности (4), что и позволяет практически исключить дегрессивный остаток, выполнив задний торец заряда по радиусу R=L-l+d/2.

При горении поверхности заряда образуются высокотемпературные газы, истечение которых через сопловой блок ракетного двигателя позволяет реализовать требуемую зависимость "тяга-время".

Патентуемый заряд выдержал огневые стендовые испытания в составе ракетного двигателя с реализацией разгонно-маршевого режима работы.

В процессе испытания подтвержден низкий уровень дымообразования заряда, позволяющий обеспечить надежное сопровождение и уничтожение ракетой цели.

Положительный эффект изобретения - повышение эффективности зарядов твердого ракетного топлива и укомплектованных ими ракет, простота и технологичность изготовления конструкции 2-режимного заряда при минимальном дегрессивном остатке топлива.

Изобретение иллюстрируется чертежами:

Фиг.1. Конструкция заряда-прототипа в обстановке ракетного двигателя:

1 - топливная шашка;

2 - бронесостав (бронепокрытие);

3 - поверхностное пленочное экранирующее покрытие.

Фиг.2. Характерные зависимости для прототипа "тяга-время", "давление-время":

R - тяга, Р - давление, t - время.

Фиг.3. Конструкция заряда-аналога в обстановке ракетного двигателя:

1 - топливная шашка;

2 - бронесостав (бронепокрытие).

Фиг.4. Характерные зависимости для аналога "тяга-время", "давление-время":

R - тяга, Р - давление, t - время.

Фиг.5. Конструкция патентуемого заряда в обстановке ракетного двигателя:

1 - топливная шашка;

2 - бронесостав (бронепокрытие);

3 - поверхностное пленочное экранирующее покрытие;

4 - сферическая эквидистантная поверхность горения;

5 - тороидальная эквидистантная поверхность горения;

6 - коническая эквидистантная поверхность горения;

7 - цилиндрическая эквидистантная поверхность горения;

8 - плоская эквидистантная поверхность горения.

Фиг.6. Конструкция патентуемого заряда с указанием характерных размеров:

1 - топливная шашка;

2 - бронесостав (бронепокрытие);

3 - поверхностное пленочное экранирующее покрытие;

l - длина глухого центрального канала;

l1 - длина конической проточки по оси заряда;

L - длина топливной шашки;

D - диаметр топливной шашки;

D1 - диаметр топливной шашки со стороны небронированного переднего торца;

r - радиус полусферы скругления в оконечности глухого канала;

R - радиус сферы заднего торца топливной шашки.

Фиг.7. Характерные зависимости для патентуемого заряда "тяга-время", "давление-время" с "мягким" переходным участком:

R - тяга, Р - давление, t - время.

Фиг.8. Характерная зависимость "давление-время" для случая "жесткого" переходного участка (отсутствие конической проточки на переднем торце заряда):

Р - давление, t - время, Рраз - давление разгонного режима, Рмар - давление маршевого режима.

Пунктиром показан расчетный характер зависимости "давление-время" при условии отсутствия загасания топлива.

l-глубинаглухогоцентральногоканала;l-длинаконическойпроточкипоосизаряда;L-длинатопливнойшашки;d-диаметрглухогоцентральногоканала;D-диаметртопливнойшашки;D-диаметртопливнойшашкисосторонынебронированногопереднеготорца;r-радиусскругленияполусферыглухогоцентральногоканала,приэтомпрофильзаднеготорцатопливнойшашкивыполненсферическимсрадиусомR=L+d/2-l,ацентруказаннойсферысовпадаетсцентромполусферыглухогоканала.1.Зарядтвердогоракетноготопливадляразгонно-маршевогоракетногодвигателяуправляемойракеты,включающийтопливнуюшашку,бронированнуюпозаднемуторцуибоковойповерхностиацетилцеллюлознымбронесоставом,поверхкоторогонанесенэкранирующийповерхностныйпленочныйслойнаосновесинтетическогоклея,отличающийсятем,чтосостороныпереднегонебронированноготорцананаружнойповерхностизарядавыполненоудалениебронепокрытияввидеконическойпроточки,анепосредственнонапереднемторцевыполненглухойцентральныйканал,оканчивающийсяполусферойрадиусомd/2,причемразмерыканалаиконическойпроточкиудовлетворяютсоотношениям;l=l=0,15...0,20L;d=0,06...0,1D;D=0,85...0,95D;r=d/2,где12.Зарядтвердогоракетноготопливапоп.1,отличающийсятем,чтосостороныпереднегонебронированноготорцазарядавыполненакольцеваяосесимметричнаяпроточка.23.Зарядтвердогоракетноготопливаполюбомуизпп.1и2,отличающийсятем,чтоэкранирующийповерхностныйпленочныйслойвыполненизклея«Лейконат».3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 153.
27.05.2013
№216.012.44ed

Заряд твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива для газогенераторов и ракетных двигателей твердого топлива. Заряд твердого ракетного топлива содержит канальную шашку твердого ракетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483222
Дата охранного документа: 27.05.2013
20.02.2019
№219.016.bc92

Способ определения параметров формования монолитного изделия из высоконаполненной полимерной композиции

Использование: для изготовления изделия из высоконаполненной полимерной композиции. Сущность: способ предусматривает приготовление модельного состава, заполнение геометрически подобной с изделием прозрачной модельной пресс-формы модельным составом и определение параметров формования натурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260180
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
20.02.2019
№219.016.bce3

Способ изготовления изделия из взрывчатого состава

Изобретение относится к технологии взрывчатых веществ, в том числе смесевых твердых ракетных топлив. Предложен способ изготовления изделия из взрывчатого состава, включающий дозирование жидковязких и порошкообразных компонентов, перемешивание их в вертикальном смесителе с планетарными мешалками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288204
Дата охранного документа: 27.11.2006
20.02.2019
№219.016.bcfc

Установка центробежного бронирования

Установка центробежного бронирования относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива. Установка выполнена в виде центрифуги, содержит ротор с кольцевым коллектором, камеру, охватывающую ротор, расходные емкости и привод. Установка снабжена дозатором компонентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246560
Дата охранного документа: 20.02.2005
20.02.2019
№219.016.bd07

Форма литьевая

Изобретение относится к технологии изготовления ракетных зарядов твердого топлива и предназначено для нанесения бронепокрытия на боковую поверхность зарядов. Форма литьевая содержит матрицу, крышку и толкатель, при этом она снабжена двумя полувтулками с конической наружной поверхностью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248275
Дата охранного документа: 20.03.2005
20.02.2019
№219.016.bd3b

Способ ультразвукового контроля

Использование: для контроля крупногабаритных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что при ультразвуковом контроле изделий с каналами малого диаметра осуществляют ввод ультразвуковых колебаний в изделие, прозвучивание свода изделия и прием ультразвуковых колебаний приемным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295124
Дата охранного документа: 10.03.2007
20.02.2019
№219.016.bd42

Бисерный двухроторный измельчитель

Изобретение относится к устройствам для измельчения твердых минеральных и органических материалов в жидкой среде. Предложен бисерный двухроторный измельчитель, включающий размольную камеру с рубашкой охлаждения, внутри которой консольно установлены два ротора с размещенными на их валах парными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002299874
Дата охранного документа: 27.05.2007
20.02.2019
№219.016.bd94

Способ бронирования вкладных зарядов твердого ракетного топлива бронесоставом с вязкостью более 4000 пуаз и живучестью до 10 минут

Изобретение относится к области изготовления вкладных зарядов твердого ракетного топлива, преимущественно используемых в ракетных системах различного назначения. Способ включает заливку бронесостава в зазор между бронируемым зарядом и формой под действием центробежной силы, направленной вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002259981
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bdc0

Способ определения дымообразования рдтт

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при отработке и проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию ракетных двигателей твердого топлива. Технической задачей изобретения является повышение информативности при проведении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02233991
Дата охранного документа: 10.08.2004
Показаны записи 1-10 из 60.
20.01.2013
№216.012.1ca4

Термопластичный бронесостав для покрытия вкладного заряда смесевого медленногорящего твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к разработке бронирующего состава для вкладного заряда смесевого медленногорящего твердого ракетного топлива. Бронесостав содержит, мас.%: ацетилцеллюлозу 44-50, триэтил-о-ацетилцитрат 46-52, бета-(2,4 динитрофенокси)этанол 3,0-3,7 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472826
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2bb0

Воспламенитель заряда твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при изготовлении заряда твердого ракетного топлива к ракетному двигателю или газогенератору. Воспламенитель заряда твердого ракетного топлива выполнен в виде навески воспламенительного состава, размещенной в корпусе из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476711
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.03.2013
№216.012.2fb2

Брикетированное твердое топливо

Изобретение относится к области разработки эффективного брикетированного твердого топлива для бытовых отопительных печей, каминов, подогревательных устройств теплового водоснабжения, автономных электрогазогенераторов. Описано брикетированное твердое топливо, включающее отсевы активного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477745
Дата охранного документа: 20.03.2013
27.05.2013
№216.012.4440

Способ изготовления партии многошашечных зарядов твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники. Заявлен способ изготовления партии многошашечных зарядов твердого ракетного топлива к газогенератору (катапультного) минометного старта ракеты, включающий смешение компонентов топлива и формование прессованием партии зарядов. Перед комплектацией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483049
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.44ed

Заряд твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива для газогенераторов и ракетных двигателей твердого топлива. Заряд твердого ракетного топлива содержит канальную шашку твердого ракетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483222
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.07.2013
№216.012.5421

Способ получения поли-3,3-бис(азидометил)оксетана

Настоящее изобретение относится к способу получения поли-3,3-бис(азидометил)оксетана. Способ включает взаимодействие поли-3,3-бис(хлорметил)оксетана с азидом натрия в среде диметилформамида по схеме:
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487140
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c66

Ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании и отработке ракетных двигателей твердого топлива. Ракетный двигатель содержит корпус с сопловым блоком, передним и задним днищами, размещенный в корпусе вкладной заряд, горящий по наружной поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493401
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.79da

Брикетированное твердое топливо

Изобретение относится к брикетированному твердому топливу, которое включает отсевы активного древесного угля и измельченные до дисперсности 0,5-1,0 мм, баллиститные пороха с истекшими гарантийными сроками хранения, а в качестве связующего - полиакриламид, при следующем соотношении компонентов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496856
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.10.2013
№216.012.79db

Брикетированное твердое топливо

Изобретение относится к брикетированному твердому топливу, которое включает отсевы активного древесного угля и технологические отходы баллиститных порохов, не содержащие в своем составе солей тяжелых металлов и других экологически опасных компонентов, измельченные до дисперсности 0,5-1,0 мм, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496857
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.10.2013
№216.012.79dc

Способ изготовления топливных брикетов

Изобретение относится к способу изготовления топливных брикетов, включающему измельчение горючих твердых компонентов, их смешение со связующим, прессование и сушку брикетов, отличающемуся тем, что в качестве горючих твердых компонентов используют утилизируемые артиллерийские пороха...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496858
Дата охранного документа: 27.10.2013
+ добавить свой РИД