×
20.02.2019
219.016.c230

УНИВЕРСАЛЬНАЯ УПРУГОПОДОБНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретения относятся к области экспериментальной аэродинамики, в частности исследований проблем аэроупругости летательных аппаратов. Модель содержит силовой сердечник и одну съемную крышку, сердечник выполнен в виде части профиля, включающей всю верхнюю поверхность, например, крыла, а также нижнюю поверхность носика крыла. На участках расположения крышки нижней части профиля крыла в материале силового сердечника, имеющего не менее 70-85% суммарной жесткости крыла, выполнено углубление, образующее между сердечником и крышкой внутреннее свободное пространство объемом не менее 5-10% всего внутреннего объема, ограниченного внешним контуром модели, в котором установлены Г-образные дренажные трубки, датчики для измерения распределения давления по поверхности модели, а также привода и дополнительные массы, необходимые для достижения массово-инерционного подобия модели. Особенностью способа изготовления предлагаемой модели является широкое использование станков с ЧПУ для оперативного высокоточного и дешевого изготовления сердечника, а также крышки. Высокая точность моделирования обеспечивается благодаря использованию итерационной доводки жесткости сердечника с учетом измерений вклада в суммарную жесткость модели жесткости крышки и корректировки математической модели сердечника. Технический результат заключается в упрощении конструкции, повышении оперативности процесса создания высококачественных аэроупругоподобных моделей. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 12 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретения относятся к области авиационной техники и касаются, в частности, экспериментальных исследований проблем аэроупругости летательных аппаратов в аэродинамических трубах.

Известна упруго-динамически-подобная модель крыла или оперения летательного аппарата и способ ее изготовления (см. Р.Е.Лампер, В.В.Лыщинский. Введение в теорию и моделирование флаттера. Новосибирск, 1999, рис.4.6, стр.63, рис.4.8, стр.65; Р.Л.Бисплингхофф, Х.Эшли, Р.Л.Халфмен. Аэроупругость. М., ИЛ, 1958, рис.12, стр.634-635). Конструкция модели выполнена по так называемой «шашлычной» схеме, при которой на лонжерон, расположенный вдоль оси жесткости крыла или оперения модели, «насажены» и прикреплены к нему в одной точке элементы, создающие заданные обводы (профиль). Достоинство такой модели - ее разборность, возможность использования итерационной доводки жесткости лонжерона, а недостатком является низкое качество поверхности, обусловленное наличием щелей между элементами и неплавным (ступенчатым) изменением деформации по размаху крыла или оперения. Это, а также опасность повреждения носиков и хвостиков элементов практически исключают возможность использования моделей такого типа в скоростных аэродинамических трубах.

Способ изготовления такой модели, включающий много прецизионных операций, относительно сложен и не обеспечивает высокую точность моделирования геометрических характеристик самолета. Еще одним недостатком такого рода моделей является также то, что для их изготовления необходим «ручной» труд и затруднено, к примеру, использование высокопроизводительных станков с числовым программным управлением.

Известна также конструктивно-подобная аэродинамическая модель и способ ее изготовления (см. Р.Е.Лампер, В.В.Лыщинский. Введение в теорию и моделирование флаттера. Новосибирск, 1999, рис.5.10, стр.93).

Для такой модели, изготовленной из тонкостенного металла, характерна высокая точность моделирования жесткостных характеристик. Главный ее недостаток - низкая прочность и низкое качество поверхности.

Способ изготовления модели основан на использовании единого технологического процесса - сварки (для металлических моделей) и склейки (для композиционных). Недостаток состоит в том, что операции такого процесса сложны, плохо механизированы, трудоемки и требуют больших материальных затрат.

Известен способ изготовления неразборной упругоподобной модели, включающий операции фрезерования или формования сердечника модели с нанесением пенопластового покрытия (Р.Е.Лампер, В.В.Лыщинский. Введение в теорию и моделирование флаттера. Новосибирск, 1999, рис.5.12, стр.95; Р.Л.Бисплингхофф, Х.Эшли, Р.Л.Халфмен. Аэроупругость. М., ИЛ, 1958, рис.12-4, стр.622). Способ получил наибольшее распространение благодаря своей простоте и надежности. Но он имеет недостаточную точность воспроизведения жесткостных характеристик. Кроме того, в этой модели нет свободного внутреннего пространства, что затрудняет выполнение вариации масс модели, ее дренирования и тензометрирования.

Широко распространен способ изготовления аэродинамических моделей (весовых и дренированных) путем их фрезерования (см. С.М.Горлин, И.Н.Слезингер. Аэромеханические измерения, М., 1964, стр.552). Этот процесс обеспечивает высокую точность воспроизведения обводов самолета на весовых жестких моделях, но он малоэффективен (недостаточно точен, трудоемок) при производстве дренированных жестких моделей, а также упругоподобных аэродинамических моделей.

Наиболее близкими к предлагаемым изобретениям являются универсальная аэродинамическая модель и способ ее изготовления, принятые за прототип (см. патент РФ №2083967, МПК G01M 9/08, 1994 г.). Эта многоцелевая аэродинамическая упругоподобная модель крыла или оперения летательного аппарата включает упругий каркас 1 (например, центральный сердечник в виде системы балок крыла, оперения, фиг.1), а также формообразующую обшивку (крышку) 2, связанную посредством нервюр 3 с сердечником 4. Особенности конструкции модели с центральным сердечником 4, воспроизводящим жесткостные характеристики, показаны на фиг.2 (в сечении А-А). Сердечник модели охвачен сверху и снизу двумя окаймляющими его элементами обшивки (крышки) 2 - основным элементом 5 и дополнительным элементом 6, образующими обводы (профиль), например, крыла и соединенными между собой с помощью замков 7.

Способ изготовления аэродинамической модели с центральным сердечником основан на итерационной доводке жесткости сердечника, изготовленного из металла, пластика или композиционного материала с поэтапным измерением жесткостных характеристик сердечника в сборе с крышками и без них. Способ обеспечивает возможность широкого использования станков с числовым программным управлением для фрезерования пресс-форм съемных крышек из композиционных материалов.

Основными недостатками известных устройства и способа являются сложность изготовления аэродинамической модели из-за необходимости изготавливать и крепить две крышки, и, во-вторых, из-за наличия ограниченного свободного внутреннего объема модели, затрудняющего операции дренирования, тензометрирования и монтажа систем управления рулями. Качество поверхности и точность воспроизведения геометрии такой модели могут быть повышены за счет использования дорогостоящих пресс-форм, но это приводит к значительному повышению стоимости изготовления модели.

Предлагаемыми изобретениями решается задача расширения возможностей аэродинамического и аэроупругого моделирования при изготовлении высококачественных упругоподобных аэродинамических моделей элементов летательных аппаратов. Техническим результатом является повышение прочности модели, а также точности моделирования жесткостных характеристик и геометрических обводов крыла, оперения летательного аппарата, упрощение конструкции и снижение стоимости изготовления модели.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в универсальной упругоподобной аэродинамической модели, содержащей силовой сердечник и съемную крышку несущей поверхности крыла или горизонтального оперения (киля) и представляющей в сборе единую конструкцию замкнутой аэродинамической формы, сердечник выполнен в виде части профиля, включающей всю верхнюю поверхность крыла или горизонтального оперения (всю боковую, например левую поверхность киля), а также нижнюю поверхность носика крыла или горизонтального оперения протяженностью не более 15-20% местной хорды и нижнюю поверхность хвостика протяженностью не более 20-30% местной хорды крыла или горизонтального оперения (противоположную, правую боковую поверхность носика киля протяженностью не более 15-20% местной хорды киля и правую боковую поверхность хвостика протяженностью не более 20-30% местной хорды киля). При этом в сердечнике выполнены разнесенные по размаху и хорде локальные площадки для крепления крышки, которая изготовлена в виде нижней части профиля крыла или горизонтального оперения (боковой поверхности киля). Хорда крышки составляет не менее 50-65% местной хорды, а размах крышки - 70-90% размаха крыла или горизонтального оперения (киля), так что ее вклад в суммарную жесткость крыла или горизонтального оперения (киля) не превышает 30%. На участке расположения крышки крыла или горизонтального оперения (киля) выполнено углубление материала силового сердечника, имеющего не менее 70% суммарной жесткости крыла или горизонтального оперения (киля). В результате между сердечником и крышкой образовано внутреннее свободное пространство объемом не менее 5-10% всего внутреннего объема, ограниченного внешним контуром модели, в котором установлены Г-образные дренажные трубки, датчики для измерения распределения давления по поверхности модели, а также приводы и дополнительные массы, необходимые для достижения массово-инерционного подобия модели.

Технический результат достигается также тем, что в носике сердечника и хвостике на всем их протяжении по хорде соответственно на 15-20% (и 20-30%) местной хорды выполнены прорези, направленные по нормали к носику и к хвостику, а их плоскость наклонена к срединной плоскости сердечника на угол не менее 30°, при этом пространство прорезей заполнено низкомодульным, эластомерным материалом типа силиконовой резины или герметика.

По размаху сердечника выполнено не менее чем по 5 прорезей в носике и хвостике так, чтобы вклад жесткости носика и хвостика сердечника в суммарную жесткость сердечника не превышал 15%. При этом толщина прорезей находится в диапазоне от 5 до 20% максимальной толщины профиля.

Прорези выполнены как сквозными, так и несквозными, парными, параллельно ориентированными, с тонкой перемычкой между ними толщиной не более 2-5% местной максимальной толщины профиля.

Технический результат достигается также тем, что крышка выполнена из низкомодульного заполнителя типа пенопласта или обомодулана, местная толщина которого после обработки внешней и внутренней поверхностей до заданного профиля на участках вне зоны площадок крепления крышки к сердечнику не превышает 30-40% местной толщины профиля модели. Заполнитель выполнен бесщелевым, разделенным для несущих поверхностей большого удлинения по размаху, а для несущих поверхностей малого удлинения и по хорде - на жесткие отсеки, ограниченные спереди и сзади стрингерами, а с боков несиловыми нервюрами. Отсеки выполнены обклеенными с наружной и внутренней сторон крышки тканью однонаправленного композита толщиной не более 5% местной толщины крышки с примерной ориентацией волокон композита под углом около 45° к направлению непрерывной упругой переходной зоны между соседними нервюрами или соседними стрингерами соседних жестких отсеков.

Посередине вдоль переходной зоны ткань однонаправленного композита выполнена разрезной, примыкающей к соседнему участку ткани без зазора с тем, чтобы вклад крышки в суммарную жесткость крыла или горизонтального оперения (киля) не превышал 30%.

Низкомодульный заполнитель в жестких отсеках армирован разнесенными по его толщине лентами однонаправленного композита, образующими полки нервюр и полки стрингеров отсеков.

Каждый из отсеков, помимо полок силовых нервюр, расположенных в центральной части отсека по его размаху и ориентированных по нормали к оси жесткости моделируемой несущей поверхности, имеет полки несиловых нервюр, расположенных по разные стороны от силовой нервюры. При этом полки нервюр соединены с полками переднего и заднего стрингеров.

Низкомодульный заполнитель армирован стенками силовых нервюр, а при необходимости также стенками несиловых нервюр и стенками стрингеров отсеков.

Ширина переходной зоны, определяемая расстоянием между краями полок несиловых нервюр соседних отсеков (по размаху), между краями полок стрингеров соседних отсеков (по хорде), а также между отсеками по периферии крышки и кромками углубления материала сердечника, не превышает удвоенной местной толщины заполнителя.

Ленты композита, образующие полки нервюр и полки стрингеров отсеков, утоплены в заполнитель с его наружной стороны для обеспечения заданной точности воспроизведения профиля крышки с помощью приклеенной к заполнителю снаружи его (а также изнутри - со стороны внутреннего свободного пространства модели) ткани однонаправленного композита.

Каждый из отсеков крышки соединен с сердечником не более чем в трех зонах в центре, в носике и хвостике силовой нервюры с помощью связанных с силовой нервюрой втулок винтов и (или) клея с регулируемыми адгезионными свойствами.

Технический результат достигается также тем, что способ изготовления упругоподобной аэродинамической модели включает механические операции по изготовлению сердечника и крышки, измерение жесткостных характеристик сердечника и крышки, а также итерационную доводку жесткости сердечника. Согласно способу сначала фрезеруют (или формуют) всю верхнюю поверхность крыла или горизонтального оперения (всю боковую, например левую поверхность киля), а также нижнюю поверхность носика крыла или горизонтального оперения - протяженностью не более 15-20% местной хорды и нижнюю поверхность хвостика - протяженностью не более 20-30% местной хорды крыла или горизонтального оперения, а также противоположную, правую боковую поверхность носика киля протяженностью не более 15-20% местной хорды киля и правую боковую поверхность хвостика протяженностью не более 20-30% местной хорды киля. При этом в носике и хвостике сердечника выполняют не менее чем по 5 прорезей толщиной в диапазоне от 5 до 20% максимальной толщины профиля, направленных по нормали к носику и к хвостику с наклоном их плоскости к срединной плоскости сердечника на угол не менее 30°. Пространство прорезей заполняют низкомодульным, эластомерным материалом типа силиконовой резины или герметика. На участке сердечника, к которому примыкает крышка, выфрезеровывают или заранее формуют углубление с локальными площадками для крепления крышки, исходя из расчетного значения жесткости сердечника (в соединении с крышкой), превышающей расчетную жесткость крыла (оперения) с учетом масштаба жесткостей модели и натуры на 10-20%. После этого измеряют жесткость сердечника (без крышки), корректируют на основе данных измерений жесткости математическую модель сердечника.

Технический результат достигается также тем, что способ изготовления упругоподобной аэродинамической модели включает изготовление крышки путем фрезерования заготовки заполнителя крышки из низкомодульного материала типа пенопласта или обомодулана, армированного стенками нервюр и стрингеров, разбивающими крышку на отсеки. Внешние контуры отсеков обрабатывают до необходимых обводов нижней части профиля крыла или горизонтального оперения (правой боковой поверхности киля), заниженных в соответствующих местах на толщину лент композита, образующих полки нервюр и стрингеров, а также на толщину ткани, которую приклеивают затем к наружной поверхности крышки. С внутренней поверхности крышки удаляют, например, фрезерованием материал заполнителя для создания полезного внутреннего свободного пространства по хорде и по размаху модели, объемом не менее 5-10% объема модели крыла или горизонтального оперения (киля). Внутреннюю поверхность заготовки заполнителя обклеивают лентами композита, образующими полки нервюр и стрингеров. Силовые нервюры оснащают утопленными втулками, оси которых ориентируют по нормали к наружной поверхности крышки. Втулки торцуют так, чтобы они прилегали с заданными допусками к поверхностям контакта соответствующих площадок сердечника. Наружную, а также внутреннюю поверхности заготовки заполнителя крышки обклеивают тканью однонаправленного композита толщиной не более 5% местной толщины крышки с примерной ориентацией волокон композита под углом около 45° к направлению переходной зоны между отсеками. Посередине вдоль переходной зоны между отсеками, выполняют разрез ткани однонаправленного композита отсеков. Армированную и обклеенную тканью крышку соединяют с сердечником в точках крепления отсеков с помощью винтов и (или) клея с регулируемыми адгезионными свойствами, позволяющими при необходимости снимать крышку и ставить вновь. Измеряют жесткость модели в сборе, рассчитывают новый контур выборки сердечника с использованием операции уточнения математической модели сердечника на основе данных измерений жесткости и дорабатывают сердечник. Повторяют операции фрезерования или формования внутренней поверхности сердечника для доводки жесткости сердечника, добиваясь путем итераций с учетом результатов измерений вклада в суммарную жесткость модели жесткости крышки отличия жесткости модели (в сборе с крышкой) от требуемой по подобию не более чем на 5% (например, по основным элементам матрицы коэффициентов влияния). Внутреннее свободное пространство модели оснащают Г-образными дренажными трубками и датчиками для измерения распределения давления по поверхности модели, а также приводами и дополнительными массами. Крышку закрепляют с помощью винтов и (или) клея с регулируемыми адгезионными свойствами, после этого выходящие на наружную поверхность крышки отверстия под винты закрывают шпаклевкой.

Известные (прототип) и предлагаемые изобретения иллюстрируются чертежами, на которых изображены конструктивная схема универсальной упругоподобной аэродинамической модели и способ ее изготовления.

На фиг.1, 2 представлена известная универсальная упругоподобная аэродинамическая модель крыла или оперения летательного аппарата, выбранная в качестве прототипа и описанная на стр.2.

На фиг.3-6 представлена схема предлагаемой универсальной упругоподобной аэродинамической модели (фиг.3) с изображениями в сечении Б-Б (фиг.4) силового сердечника 8 и съемной крышки 9 крыла или горизонтального оперения (киля), а также конструктивные особенности крепления крышки 9 к сердечнику 8 в дискретных точках 15 в сечениях В-В (фиг.5) и Г-Г (фиг.6).

На фиг.7 схематично показано расположение жестких отсеков 13 крышки 9 и на фиг.10-11 в сечениях фиг.7 показана универсальная упругоподобная аэродинамическая модель в сборе (сечения Д-Д и Е-Е, фиг.7, 10 и 11), прорези 22, выполненные в носике (сечение Ж-Ж, фиг.7, фиг.8а и фиг.8б) и хвостике (сечение З-З, фиг.7, фиг.9а и фиг.9б) сердечника 8.

На фиг.12 схематично (на основе и в развитие данных, представленных сечением Д-Д фиг.7, 10) показаны последовательно операции способа изготовления универсальной упругоподобной аэродинамической модели, включающие изготовление сердечника и крышки, их соединение между собой.

Основными конструктивными элементами универсальной упругоподобной аэродинамической модели являются силовой сердечник и крышка, которые воспроизводят внешние обводы верхней и нижней частей профиля крыла или горизонтального оперения (киля) модели. Определение «универсальная» указывает на возможность использования такой модели для комплексных исследований характеристик статической и динамической аэроупругости.

Как видно из фиг.4 (сечение Б-Б фиг.3) и фиг.10 (сечение Д-Д фиг.7), сердечник 8 выполнен в виде части профиля, включающей всю верхнюю поверхность крыла или горизонтального оперения (всю боковую, например левую поверхность киля), а также нижнюю поверхность носика крыла или горизонтального оперения протяженностью не более 15-20% местной хорды и нижнюю поверхность хвостика (фиг.12а) протяженностью не более 20-30% местной хорды крыла или горизонтального оперения (противоположную, правую боковую поверхность носика киля протяженностью не более 15-20% местной хорды киля и правую боковую поверхность хвостика протяженностью не более 20-30% местной хорды киля). При изготовлении сердечника указанные поверхности (фиг.12а) фрезеруют (или формуют) до придания им заданных внешних геометрических обводов профиля крыла или горизонтального оперения (киля). В носике сердечника (сечение Ж-Ж фиг.7, 8) и хвостике (сечение З-З фиг.7, 9) на всем протяжении по хорде соответственно на 15-20% и 20-30% местной хорды выполняют не менее чем по 5 прорезей 22 (фиг.7) толщиной в диапазоне от 5 до 20% максимальной толщины профиля, направленных по нормали к носику и к хвостику с наклоном их плоскости к срединной плоскости O-O (фиг.4, фиг.8 и фиг.9) сердечника 8 на угол не менее 30°. Прорези 22 выполняют таким образом, чтобы вклад жесткости носика и хвостика сердечника в суммарную жесткость сердечника не превышал 15%. Пространство прорезей заполняют низкомодульным, эластомерным материалом типа силиконовой резины или герметика 36. Прорези 22 могут быть выполнены как сквозными (фиг.8а и фиг.9а), так и несквозными (фиг.8б и фиг.9б), парными, параллельно ориентированными, с тонкой перемычкой 38 между ними толщиной не более 2-5% местной максимальной толщины профиля. Затем на участке сердечника, к которому примыкает крышка, выфрезеровывают или заранее формуют углубление 12 (фиг.12б) с локальными площадками 15 (сечение В-В фиг.5 и сечение Д-Д фиг.10) для крепления крышки, исходя из расчетного значения жесткости сердечника (в соединении с крышкой), превышающей расчетную жесткость крыла или горизонтального оперения (киля) с учетом масштаба жесткостей модели и натуры на 10-20%. При этом между сердечником 8 и крышкой 9 будет образовано внутреннее свободное пространство 12 (сечение Д-Д фиг.10 и фиг.12б) объемом не менее 5-10% всего внутреннего объема, ограниченного внешним контуром модели, в котором в отверстия 21 установлены (сечение Г-Г фиг.6, фиг.12в) Г-образные дренажные трубки 20, датчики для измерения распределения давления по поверхности модели (не показаны), а также привода и дополнительные массы, необходимые для достижения массово-инерционного подобия модели.

После изготовления сердечника измеряют его жесткость со снятой крышкой (фиг.12а), корректируют на основе данных измерений жесткости математическую модель сердечника, а затем изготавливают крышку 9 (фиг.12а, б).

Как видно из фиг.4 (сечение Б-Б) и фиг, 7, 10 (сечение Д-Д), крышка 9 изготовлена в виде нижней части профиля крыла или горизонтального оперения (боковой поверхности киля). Хорда крышки 9 составляет не менее 50-65% местной хорды, а размах крышки - 70-90% размаха крыла или горизонтального оперения (киля), так что ее вклад в суммарную жесткость крыла или горизонтального оперения (киля) не превышает 30%. Крышка 9 выполнена из низкомодульного заполнителя 10 (сечение Д-Д фиг.10 и фиг.12а, б), типа пенопласта или обомодулана, местная толщина которого после обработки внешней и внутренней поверхностей до заданного профиля на участках вне зоны площадок 15 крепления крышки к сердечнику 8 не превышает 30-40% местной толщины профиля модели. Заполнитель 10 выполнен бесщелевым, разделенным для несущих поверхностей большого удлинения по размаху (фиг.3), а для несущих поверхностей малого удлинения (фиг.7) и по хорде - на жесткие отсеки 13, ограниченные спереди и сзади стрингерами 26 и 27, а с боков несиловыми нервюрами 28 и 29 (сечение Д-Д фиг.10 и сечение Е-Е фиг.11). Отсеки 13 выполнены обклеенными с наружной и внутренней сторон заполнителя 10 (по всей поверхности крышки 9) тканью однонаправленного композита 14 (сечение Д-Д фиг.10, сечение Е-Е фиг.11) толщиной не более 5% местной толщины крышки 9 с примерной ориентацией волокон композита под углом около 45° к направлению непрерывной упругой переходной зоны 24 (фиг.7 и сечение Д-Д фиг.10) между соседними нервюрами 28 и 29 (сечение Е-Е фиг.11) или соседними стрингерами 26 и 27 (сечение Д-Д фиг.10) соседних жестких отсеков 13. Посередине вдоль переходной зоны 24 ткань однонаправленного композита 14 отсеков 13 выполнена разрезной 23 (сечение Д-Д фиг.10), примыкающей к соседнему участку ткани без зазора с тем, чтобы вклад крышки 9 в суммарную жесткость крыла или горизонтального оперения (киля) не превышал указанного выше ограничения в 30%. Низкомодульный заполнитель 10 в жестких отсеках 13 армирован разнесенными по его толщине лентами 11 (не шире полок нервюр или стрингеров) однонаправленного (ориентированного вдоль направления нервюр или стрингеров) композита, образующими полки нервюр 28, 29, 30 (сечение Е-Е фиг.11) и полки 32 стрингеров 26 и 27 отсеков (сечение Д-Д фиг.10). Каждый из отсеков, помимо полок 31 силовых нервюр 30 (сечение Е-Е фиг.11), расположенных в центральной части отсека 13 по его размаху и ориентированных примерно по нормали к оси жесткости 33 (фиг.7) несущей поверхности, имеет полки 31 несиловых нервюр 28 и 29, расположенных по разные стороны от силовой нервюры 30 (сечение Е-Е фиг.11). Полки 31 нервюр 28, 29, 30 соединены с полками 32 переднего и заднего стрингеров 26 и 27 (фиг.3). Низкомодульный заполнитель армирован также стенками 37 силовых нервюр 30, а при необходимости также стенками 25 несиловых нервюр 28, 29 и стенками 34 стрингеров 26 и 27 отсеков 13 (сечение Д-Д фиг.10). Ширина переходной зоны 24 (сечение Е-Е фиг.11), определяемая расстоянием между краями полок 31 несиловых нервюр 28 и 29 соседних отсеков 13 (по размаху), между краями полок 32 стрингеров 26 и 27 соседних отсеков 13 (по хорде), а также между отсеками 13 по периферии крышки 9 и кромками углубления материала сердечника 8, не превышает удвоенной местной толщины заполнителя. Ленты 11 композита, образующие полки 31 нервюр 28, 29, 30 (сечение Е-Е фиг.11), и полки 32 стрингеров 26 и 27 (сечение Д-Д фиг.10) отсеков 13, утоплены в заполнитель 10 с его наружной стороны для обеспечения заданной точности воспроизведения профиля с помощью приклеенной к армированному заполнителю крышки с ее наружной, а также внутренней сторон ткани однонаправленного композита 14. Каждый из отсеков 13 крышки соединяют с сердечником 8 в локальных площадках контактирования 15 не более чем в трех зонах в центре, в носике и хвостике силовой нервюры 30 с помощью связанных с ней втулок 17 винтов 16 (сечение Е-Е фиг.11) и (или) слоя клея (сечение Д-Д фиг.10) с регулируемыми адгезионными свойствами 18 (в рабочем состоянии слой имеет 100% адгезионных свойств, а при разборке - 0%). Локальные площадки контактирования 15 снабжены элементами управления системой нагрева 19 (сечение Г-Г фиг.6) зоны склейки (или с помощью винтов 16).

При изготовлении крышки фрезеруют заготовку заполнителя крышки из низкомодульного материала 10 типа пенопласта или обомодулана, армированного стенками 37 силовых нервюр 30, стенками 25 несиловых нервюр 28, 29 и стенками 34 стрингеров 26 и 27, разбивающими крышку 8 на отсеки 13. Обрабатывают внешние контуры отсеков до необходимых обводов (фиг.12б) нижней части профиля крыла или горизонтального оперения (правой боковой поверхности киля), заниженных в соответствующих местах на толщину лент композита 11, образующих полки 31 нервюр 28, 29, 30 и полки 32 стрингеров 26 и 27, а также на толщину ткани 14, которую приклеивают к наружной поверхности армированного заполнителя крышки 9 (фиг.10, 11). С внутренней поверхности крышки удаляют, например, фрезерованием материал заполнителя для создания полезного внутреннего свободного пространства 12 по хорде и по размаху модели, объемом не менее 5-10% объема модели крыла или горизонтального оперения (киля). Обклеивают заготовку заполнителя лентами 11 композита, образующими полки 31 нервюр 28, 29, 30 и полки 32 стрингеров 26 и 27 (фиг.7, 10, 11). Оснащают силовые нервюры 30 (сечение Е-Е фиг.11) утопленными втулками 17, оси которых ориентируют примерно по нормали к наружной поверхности крышки. Втулки торцуют так, чтобы они прилегали с заданными допусками к поверхностям контакта 15 соответствующих площадок сердечника 8. Обклеивают наружную, а также внутреннюю поверхности заготовки заполнителя 10 крышки 9 тканью однонаправленного композита 14 толщиной не более 5% местной толщины крышки с примерной ориентацией волокон композита под углом около 45° к направлению переходной зоны между отсеками 13.

Посередине вдоль переходной зоны 24 выполняют разрез 23 ткани однонаправленного композита 14 отсеков 13 (сечение Д-Д фиг.10).

Соединяют армированную и обклеенную тканью крышку с сердечником (сечение Д-Д фиг.10 и фиг.12б) в точках крепления отсеков с помощью винтов и (или) клея с регулируемыми адгезионными свойствами, позволяющими при необходимости снимать крышку и ставить вновь. Оснащают внутреннее свободное пространство модели Г-образными дренажными трубками 20, закрепленными в отверстиях 21 (фиг.12в) и датчиками для измерения распределения давления по поверхности модели, а также приводами и дополнительными массами. Крышку закрепляют с помощью винтов и (или) клея с регулируемыми адгезионными свойствами, после чего выходящие на наружную поверхность крышки отверстия под винты закрывают шпаклевкой 35 (сечение Е-Е фиг.11).

В способе изготовления упругоподобной аэродинамической модели, включающем описанные механические операции по изготовлению сердечника и крышки, измеряют жесткостные характеристики сердечника и крышки, а также осуществляют итерационную доводку жесткости сердечника. Измеряют жесткость модели в сборе (фиг.12б), рассчитывают новый контур выборки сердечника с использованием операции уточнения математической модели сердечника на основе данных измерений жесткости и дорабатывают сердечник. Повторяют механические операции фрезерования или формования внутренней поверхности сердечника (фиг.12в) для доводки жесткости сердечника. Путем итераций с учетом результатов измерений вклада в суммарную жесткость модели жесткости крышки добиваются отличия жесткости модели (в сборе с крышкой) от требуемой по подобию не более чем на 5% (например, по основным элементам матрицы коэффициентов влияния).

Изобретения позволяют, таким образом, повысить точность воспроизведения геометрии модели и качество ее поверхности. Достигается это, как и повышение оперативности изготовления модели, а также снижение стоимости изготовления, благодаря широкому использованию таких механических операций, как фрезерование с помощью станков с числовым программным управлением и математического обеспечения, используемого для проектирования и изготовления жестких аэродинамических моделей. Изобретения позволяют повысить точность воспроизведения жесткостных характеристик модели благодаря использованию итерационной процедуры доводки ее сердечника. Использование в качестве материала сердечника металла, композита или пластика, а также наличие одной крышки упрощает конструкцию модели и процедуру ее изготовления. Благодаря наличию одной тонкостенной крышки удается увеличить также свободный внутренний объем модели, необходимый для размещения и вариации положения внутри модели датчиков, приводов к органам управления, дополнительных масс. Наличие одной крышки упрощает, удешевляет и повышает качество операции дренирования модели. Изобретения сводят к минимуму «ручной» труд высококвалифицированных «модельщиков» не только при изготовлении сердечника, но также и крышки, в изготовлении которой используются высокопроизводительные станки с числовым программным управлением.

По мере совершенствования клеев с регулируемыми адгезионными свойствами от максимальной прочности склеивания (в рабочем состоянии модели) до нулевой прочности при определенном воздействии на клеевое соединение (при необходимости отсоединения крышки, например, для доводки сердечника) они должны все шире заменять крепление крышки к сердечнику с помощью резьбовых соединений (винтов). Тем самым, в еще большей степени достигается упрощение конструкции модели, снижение ее стоимости, повышение качества поверхности крышки, оперативности изготовления модели.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 255.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
Показаны записи 1-10 из 19.
20.05.2013
№216.012.403b

Самолет местных воздушных линий

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке самолетов местных воздушных линий пассажировместимостью 18-24 места. Самолет содержит фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку из двух двигателей и воздушный винт. Двигатели расположены внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482013
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.12.2013
№216.012.89f1

Разборная упругоподобная аэродинамическая модель и способ ее изготовления

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, в частности к исследованию проблем аэроупругости летательных аппаратов в области авиационной техники, а именно к разработке моделей для аэродинамических труб. Модель содержит силовой сердечник и крышку, представляющие в сборе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500995
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.02.2014
№216.012.a1be

Скоростной винтокрыл

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Скоростной винтокрыл содержит фюзеляж с хвостовой балкой и килем, две консоли крыла и два несущих винта, расположенных на консолях крыла и установленных с перекрытием, при этом несущие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507121
Дата охранного документа: 20.02.2014
20.12.2014
№216.013.1381

Способ изготовления упругоподобных моделей летательных аппаратов на станках с чпу

Изобретение относится к авиационной технике и касается экспериментальных исследований проблем аэроупругости летательных аппаратов (ЛА) в аэродинамических трубах. При изготовлении упругоподобных моделей ЛА на станках с ЧПУ производят предварительный и поверочный расчеты математической модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536416
Дата охранного документа: 20.12.2014
10.03.2015
№216.013.3122

Механический демпфер низкоамплитудных колебаний с вращательными парами трения

Изобретение относится к машиностроению. На основании демпфера шарнирно закреплена кольцевая фасонная пружина. Внутри основания установлено стальное кольцо. На внутреннюю поверхность кольца нанесено покрытие с заданными трибологическими характеристиками. Внутри кольца расположен вал-эксцентрик,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544046
Дата охранного документа: 10.03.2015
10.04.2015
№216.013.3e71

Рабочая часть аэродинамической трубы

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Рабочая часть аэродинамической трубы включает камеру давления, перфорированные стенки на границах потока и шумоглушащие сетки. При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547473
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.05.2015
№216.013.4a8a

Преобразуемый летательный аппарат вертикального взлета и посадки (варианты)

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям комбинированных летательных аппаратов. Летательный аппарат содержит обтекатель втулки несущего винта, выполненный в виде несущего корпуса либо крыла малого удлинения с профилем, часть контура верхней поверхности которого близка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550589
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.02.2016
№216.014.c513

Способ управления упругими изгибными и крутильными деформациями несущей поверхности и устройство для его реализации

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям и способам изменения аэродинамических характеристик несущих поверхностей летательных аппаратов. Способ управления упругими изгибными и крутильными деформациями несущей поверхности включает операцию деформирования кессона...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574491
Дата охранного документа: 10.02.2016
27.03.2016
№216.014.c5d2

Устройство для улучшения вывода самолета из штопора

Изобретение относится к авиации. Устройство для улучшения вывода самолета из штопора представляет наплыв горизонтального оперения, выполненный в форме двух несущих поверхностей, установленных симметрично относительно продольной плоскости симметрии самолета в хвостовой части фюзеляжа и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578838
Дата охранного документа: 27.03.2016
+ добавить свой РИД