×
20.02.2019
219.016.c0d1

Результат интеллектуальной деятельности: МАРШЕВАЯ МНОГОКАМЕРНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА С СОПЛОВЫМ НАСАДКОМ (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании или модернизации многокамерных двигательных установок. В трех предложенных вариантах конструкции маршевой многокамерной двигательной установки сопловой насадок выполнен составным из лепестков и донной части, соединенных между собой гибкими элементами (в двух первых вариантах) и имеющей систему стопоров и замков (в третьем варианте). При этом лепестки с донной частью установлены на силовом элементе, соединенном с опорной рамой, с возможностью их продольного и радиального перемещения из транспортного положения, при котором лепестки охватывают сопла, а срез соплового насадка расположен выше или на уровне среза сопла, в рабочее положение, при котором оси лепестков совпадают с осью двигательной установки, а разложенный составной сопловой насадок выступает за срез сопел и имеет диаметр, превышающий наружный диаметр ракеты. Во втором варианте сопловой насадок с лепестками, выполненными в форме сектора цилиндрической, или конической, или спрофилированной оболочки с дном и соединенными между собой гибкими элементами, имеет фасонную форму поверхности, сечение которой эквидистантно линии, огибающей срез сопел снаружи. Изобретение обеспечивает повышение тяги путем формирования областей с повышенным давлением, образующихся при взаимодействии струй двигателя со стенками и дном насадка. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании или модернизации маршевых многокамерных двигательных установок (ММДУ).

Известна конструкция камеры маршевого четырехкамерного двигателя III ступени, снабженного высотным сопловым насадком, образующим излом контура сопла (патент RU №2175398). Использование стационарного общего соплового насадка, соединенного с соплами, имеет следующие недостатки:

- невозможность осуществления поворота камер ЖРД для обеспечения управления вектором тяги;

- увеличение габаритов и массы межступенчатого отсека для размещения общего соплового насадка.

Эти недостатки устраняются в известных вариантах конструкций камеры маршевого четырехкамерного двигателя с сопловым насадком (патент RU №2267026). В одном из вариантов конструкции, предложенных в этом патенте, сопловой насадок в виде стакана выполнен двухпозиционным, донная часть насадка снабжена отверстиями для сопел, установленных с кольцевыми зазорами. При этом насадок охватывает сопла и установлен на силовом элементе с возможностью продольного перемещения. Во втором варианте конструкции насадок имеет форму стакана с выдвижной боковой поверхностью, например, в виде телескопических секций. Предложенные варианты конструкций повышают тягу двигательной установки при незначительном увеличении ее стоимости и массы. Однако использование кольцевого выдвижного насадка с размерами, равными миделю ракеты, имеет следующие недостатки:

- ограниченность энергетических характеристик ММДУ;

- ограниченность габаритов соплового насадка.

Задачей предлагаемого изобретения является увеличение тяги многокамерной двигательной установки при сохранении габаритов ракеты-носителя (РН).

Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в повышении тяги, получаемом при использовании донных эффектов, возникающих при истечении продуктов сгорания из многокамерных двигательных установок с донным насадком. В результате сложного взаимодействия выхлопных струй между собой и со стенками насадка формируются области с повышенным давлением и зоны перетекания, что приводит к увеличению тяги на величину, которая вычисляется по формулам:

для конической формы насадка: для цилиндрической формы насадка:
где ΔR - изменение тяги; где ΔR - изменение тяги;
р - давление; рд - донное давление;
S0 - площадь поверхности Sд - площадь поверхности
φ - угол наклона стенки насадка. донной части насадка.

Данное выражение показывает, что эффективность использования соплового насадка тем выше, чем выше донное давление (при постоянной площади дна) или чем больше площадь дна насадка (при постоянной величине донного давления). Поэтому одним из вариантов повышения тяговых характеристик двигательной установки (ДУ) может служить использование сверхмидельных сопловых насадков различных конфигураций.

Применение предлагаемых сверхмидельных составных сопловых насадков особенно эффективно для высотных ступеней РН.

Достижение заявленного технического результата решается тремя вариантами конструкции ММДУ с составным сопловым насадком, который в транспортном положении имеет форму стакана, собранного из донной части и лепестков с помощью системы фиксации. Лепестки могут иметь цилиндрическую, коническую или специально спрофилированную форму.

Первый вариант конструкции представляет собой маршевую многокамерную двигательную установку с сопловым насадком, снабженную силовым элементом, в которой сопловой насадок выполнен составным из лепестков с заходящей на донную часть отбортовкой, соединенных между собой гибкими элементами. При этом лепестки с донной частью установлены на силовом элементе, соединенном с опорной рамой, с возможностью их продольного и радиального перемещения из транспортного положения, при котором лепестки охватывают сопла, а срез соплового насадка расположен выше или на уровне среза сопел, в рабочее положение, при котором оси лепестков совпадают с осью двигательной установки, а разложенный составной сопловой насадок выступает за срез сопел на длину L и имеет диаметр Dнac>Dмид,

где L - длина выступающего за срез сопла насадка;

Dнac - внутренний диаметр разложенного насадка;

Dмид - наружный диаметр ракеты.

После перемещения соплового насадка в рабочее положение гибкие элементы перекрывают образующиеся между лепестками зазоры, формируя замкнутый сверхмидельный сопловой насадок.

Во втором варианте конструкции маршевой многокамерной двигательной установки с сопловым насадком, снабженным силовым элементом, сопловой насадок выполнен составным из лепестков в виде сектора цилиндрической, конической или специально спрофилированной оболочки с дном, лежащих под донной частью, соединенных между собой гибкими элементами, и имеет фасонную форму поверхности, сечение которой эквидистантно линии, огибающей срез сопел снаружи. Лепестки с донной частью установлены на силовом элементе, соединенном с опорной рамой, с возможностью их продольного и радиального перемещения из транспортного положения, при котором лепестки охватывают сопла, а срез соплового насадка расположен выше или на уровне среза сопел, в рабочее положение, при котором оси лепестков совпадают с осями соответствующих сопел, а разложенный составной сопловой насадок выступает за срез сопел на длину L и имеет диаметр Dнac>Dмид,

где L - длина выступающего за срез сопла насадка;

Dнac - наибольший внутренний диаметр разложенного насадка;

Dмид - наружный диаметр ракеты.

Данная форма лепестков позволит минимизировать потери давления при взаимодействии выхлопных струй со стенками насадка и уменьшить площадь донной части.

Гибкий элемент может быть выполнен из тканого материала на угольной основе с пропиткой резиноподобным герметиком.

В третьем варианте конструкции маршевой многокамерной двигательной установки с сопловым насадком, снабженным силовым элементом, сопловой насадок выполнен составным из лепестков с заходящей на донную часть отбортовкой и расположенных на лепестках выдвигающихся накладок (внешних или внутренних), снабженных системой стопоров и замков. Лепестки с донной частью установлены на силовом элементе, соединенном с опорной рамой, с возможностью их продольного и радиального перемещения из транспортного положения, при котором лепестки охватывают сопла, а срез соплового насадка расположен выше или на уровне среза сопел, в рабочее положение, при котором оси лепестков совпадают с осью ДУ, а разложенный составной сопловой насадок выступает за срез сопел на длину L и имеет диаметр Dнac>Dмид,

где L - длина выступающего за срез сопла насадка;

Dнac - внутренний диаметр разложенного насадка;

Dмид - наружный диаметр ракеты.

При переводе соплового насадка из транспортного в рабочее положение зазоры, образующиеся между лепестками, перекрываются секторными накладками, перемещающимися совместно с лепестками по выполненным в них направляющим, образуя сверхмидельный сопловой насадок.

Предлагаемое изобретение отличается от известных технических решений выполнением соплового насадка составным из донной части с отверстиями для сопел и лепестков и имеющим габариты, превышающие диаметр ракеты. В транспортном положении лепестки сложены и насадок находится внутри двигательного отсека высотной ступени ракеты-носителя. В рабочем положении разложенные лепестки формируют сопловой насадок, который выступает за срез сопел двигательной установки. Диаметр разложенного насадка Dнac выбирается максимально возможным исходя из конструктивных соображений, а длина выступающей части насадка L выбирается из условия попадания струи продуктов сгорания на кромку выходного сечения составного соплового насадка. При работе двигательной установки истекающие из сопел выхлопные струи, попадая на концевую часть насадка, образуют замкнутую донную область, в которую поступают продукты сгорания, подаваемые возвратными течениями, существующими в зоне "прилипания" струй на кромку насадка. При этом давление в указанной области повышается. Увеличение диаметра насадка до величины, большей диаметра ракеты, увеличивает размеры донной области, что ведет к увеличению равнодействующей силы давления, действующей на донную область насадка, и создает прирост тяги двигательной установки.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 представлена четырехкамерная двигательная установка с лепестковым сопловым насадком с гибкими элементами в транспортном и рабочем (показана пунктиром) положениях (первый вариант изобретения).

На фиг.2 - вид А, показывающий размещение гибких элементов в сформированном сопловом насадке.

На фиг.3 представлена четырехкамерная двигательная установка с лепестковым сопловым насадком, имеющим фасонную форму, с гибкими элементами, в транспортном и рабочем (показана пунктиром) положениях (второй вариант изобретения).

На фиг.4 - вид А, показывающий размещение гибких элементов в сформированном сопловом насадке.

На фиг.5 представлена четырехкамерная двигательная установка с лепестковым насадком и выдвижными накладками в транспортном и рабочем (показана пунктиром) положениях (третий вариант изобретения).

На фиг.6 - вид А, показывающий размещение выдвижных накладок.

Четырехкамерная двигательная установка (Фиг.1, 3, 5) состоит из ЖРД 1 с соплами 2, раздвижного лепесткового соплового насадка 3 с донной частью 4, который установлен на силовом элементе 5 и соединен с рамой двигательной установки 6. Насадок переводится из транспортной позиции в рабочую системой выдвижения 7. Лепестки 8 (Фиг.2, 4, 6) соединяются гибкими элементами 9 (Фиг.2, 4). На Фиг.6 показаны выдвигающиеся накладки 10.

Устройство работает следующим образом.

При отделении отработавшей ступени ракеты-носителя (Фиг.1, 3) подается команда на систему выдвижения 7, которая перемещает сопловой насадок 3 из транспортного положения в рабочее положение. При этом лепестки 8 раздвигаются, а гибкий элемент 9 перекрывает зазор, образовавшийся при перемещении лепестков, формируя сверхмидельный сопловой насадок.

Двигательная установка, изображенная на Фиг.3, имеет сопловой насадок 3 фасонной формы.

Двигательная установка, изображенная на Фиг.5, имеет лепестки 8 и выдвигающиеся накладки 10. После подачи команды на систему выдвижения 7 донная часть 4 и лепестки 8 перемещаются, а накладки 10 перекрывают зазор, образовавшийся при перемещении лепестков, формируя сверхмидельный сопловой насадок.

В настоящее время осуществляется экспериментальная отработка предлагаемых вариантов конструкции соплового насадка применительно к многокамерным двигательным установкам.

Проведенная оценка эффективности использования изобретения показала возможность увеличения тяги маршевой многокамерной двигательной установки со сверхмидельным сопловым насадком на ~5%.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
20.02.2019
№219.016.bfe3

Устройство для определения боковых составляющих вектора тяги электрореактивного двигателя

Изобретение относится к силоизмерительной технике, а именно к средствам измерения боковых составляющих вектора тяги электрореактивных двигателей (ЭРД). Устройство включает в себя горизонтально расположенное и подвешенное на упругом на кручении подвесе подвижное коромысло, на одном конце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002370740
Дата охранного документа: 20.10.2009
20.02.2019
№219.016.bfe9

Устройство для определения боковых составляющих вектора тяги электрореактивного двигателя

Изобретение относится к силоизмерительной технике, а именно к средствам измерения боковых составляющих вектора тяги электрореактивных двигателей (ЭРД). Устройство включает в себя горизонтально расположенное и подвешенное на упругом на кручение подвесе подвижное коромысло, на одном конце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002370739
Дата охранного документа: 20.10.2009
20.02.2019
№219.016.bfee

Электродуговой плазмотрон переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, в частности, в электродуговых устройствах для получения низкотемпературной плазмы. Электродуговой плазмотрон переменного тока содержит расположенные вдоль общей оси осесимметричные трубчатые металлические электроды....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002374791
Дата охранного документа: 27.11.2009
20.02.2019
№219.016.c0c6

Жидкостный ракетный двигатель многократного включения (варианты)

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в двигательных и энергетических установках перспективных средств межорбитальной транспортировки, предназначенных для выведения космических аппаратов с низких опорных орбит на различные высокоэнергетические орбиты. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002364742
Дата охранного документа: 20.08.2009
20.02.2019
№219.016.c0fc

Многополостной баллон высокого давления

Изобретение относится к устройствам для хранения газов - конструкции многополостного баллона высокого давления. Технический результат - обеспечение минимального значения отношения массы сосуда к массе газа М/М, обеспечение малых габаритов. Многополостной баллон состоит из корпуса, заключенных в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002365809
Дата охранного документа: 27.08.2009
20.02.2019
№219.016.c107

Способ измерения боковой составляющей вектора тяги электрореактивного двигателя и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к силоизмерительной технике, а именно к средствам измерения боковых составляющих вектора тяги электрореактивных двигателей (ЭРД). Предлагается способ измерения боковой составляющей вектора тяги, основанный на том, что размещают ЭРД на одном конце подвижной системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002363932
Дата охранного документа: 10.08.2009
10.04.2019
№219.017.0016

Способ определения максимального размера пор мембраны методом пузырька

Изобретение относится к контрольно-измерительной и экспериментальной технике. Может быть использовано для контроля структурных свойств пористых тонких пленок в химической, медицинской, радиоэлектронной и других областях промышленности. Сущность изобретения: мембрану, предварительно пропитанную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248552
Дата охранного документа: 20.03.2005
10.04.2019
№219.017.055e

Камера ракетного двигателя малой тяги (рдмт), работающего на двухкомпонентном несамовоспламеняющемся газообразном топливе (варианты)

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетным двигателям малой тяги. Камера ракетного двигателя малой тяги (РДМТ), работающего на двухкомпонентном несамовоспламеняющемся газообразном топливе, содержит камеру сгорания с соплом и смесительной головкой, предкамеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369766
Дата охранного документа: 10.10.2009
19.04.2019
№219.017.2e19

Устройство для испытаний жидкостных ракетных двигателей (варианты)

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для экспериментальной отработки при создании и модернизации маршевых однокамерных и многокамерных установок, в частности для имитации высотных условий при огневых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с соплами больших...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391548
Дата охранного документа: 10.06.2010
19.04.2019
№219.017.2f84

Маршевая многокамерная двигательная установка с сопловым насадком

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании и модернизации маршевых многокамерных двигательных установок (ММДУ). В маршевой многокамерной двигательной установке (ММДУ) с сопловым насадком, выполненным в форме стакана, и устройством выдвижения сопловой насадок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002373419
Дата охранного документа: 20.11.2009
Показаны записи 1-10 из 25.
10.04.2013
№216.012.33d7

Камера жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Камера ЖРД содержит корпус с раструбом, вкладыш с соплом и стенкой камеры сгорания и форсуночную головку, при этом вкладыш, по крайней мере, на участке сопла выполнен из композиционного материала с геликоидной намоткой препрега тканой ленты и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478814
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.33dc

Способ изготовления вкладыша с соплом жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Способ изготовления заготовки вкладыша намоткой на оправку волокнистого материала со связующим, полимеризацию, снятие с оправки заготовки вкладыша и выполнение ее механической и высокотемпературных обработок. При изготовлении заготовки вкладыша на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478819
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac9

Камера жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Камера сгорания, сопло и раструб выполнены в виде отдельных секций, скрепленных в стыках высокотемпературной клеевой композицией, а камера ЖРД снабжена сплошным герметизирующим слоем клеевой композиции на наружных поверхностях камеры сгорания, сопла и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480610
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aca

Способ изготовления камеры жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике, точнее - к способам изготовления камер ЖРД. Камера сгорания, сопло и раструб изготовляют в виде отдельных механически обработанных секций, на стыкуемые поверхности которых наносят высокотемпературную клеевую композицию, и устанавливают на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480611
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.12.2013
№216.012.9058

Блок тяги жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Блок тяги жидкостного ракетного двигателя содержит раму, камеру сгорания с соплом и устройство защиты блока тяги, имеющее донные экраны. Устройство защиты блока тяги дополнительно оснащено устройством тепловой защиты рамы, выполненным в виде устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502645
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.06.2014
№216.012.cbe8

Бессопловой ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании стартово-разгонных ступеней для ракет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями и во вспомогательных ракетных двигателях твердого топлива. Бессопловой ракетный двигатель твердого топлива включает камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517971
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.07.2014
№216.012.de2b

Воздухозаборное устройство силовой установки гиперзвукового летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям сверхзвуковых летательных аппаратов, снабженных комбинированными силовыми установками. В воздухозаборном устройстве силовой установки гиперзвукового летательного аппарата, содержащем ступенчатый горизонтальный клин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522661
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2016
№216.015.4b85

Система управления вектором тяги жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетному двигателестроению и может быть использовано в системах управления вектором тяги в ракетных двигателях на жидком топливе с различными схемами организации рабочего процесса. Система управления вектором тяги жидкостного ракетного двигателя, состоящая из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594844
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.4e7f

Раструб сопла ракетного двигателя с тепловой изоляцией

Изобретение относится к ракетной технике. Раструб сопла ракетного двигателя с тепловой изоляцией выполнен из композиционного материала, который представляет собой армированную углеродными волокнами керамическую матрицу. Тепловая изоляция выполнена в виде кожуха из пакета пластин углеродного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595295
Дата охранного документа: 27.08.2016
13.01.2017
№217.015.86a5

Элемент устройства сброса низкопотенциальной энергии космического аппарата

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в конструкциях холодильников-излучателей космических аппаратов (КА) и энергетических установок. Излучатель устройства сброса низкопотенциальной энергии космического аппарата содержит металлическую трубку с внешним защитным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603698
Дата охранного документа: 27.11.2016
+ добавить свой РИД