×
20.07.2014
216.012.de2b

ВОЗДУХОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям сверхзвуковых летательных аппаратов, снабженных комбинированными силовыми установками. В воздухозаборном устройстве силовой установки гиперзвукового летательного аппарата, содержащем ступенчатый горизонтальный клин торможения, наружную обечайку и внутреннюю перегородку, образующие два проточных тракта, один из проточных трактов - центральный - состоит из двух каналов прямоугольного сечения, образованных двумя ступенчатыми горизонтальными клиньями торможения, двумя наружными плоскими обечайками и двумя внутренними перегородками, одновременно являющимися внутренними стенками двух боковых каналов полукруглого сечения другого проточного тракта, образованных двумя ступенчатыми конусами торможения и двумя наружными полукруглыми обечайками. Технический результат заключается в повышении надежности работы устройства. 4 ил.
Основные результаты: Воздухозаборное устройство силовой установки гиперзвукового летательного аппарата, содержащее ступенчатый горизонтальный клин торможения, наружную обечайку и внутреннюю перегородку, образующие два проточных тракта, отличающееся тем, что центральный проточный тракт состоит из двух каналов прямоугольного сечения, образованных двумя ступенчатыми горизонтальными клиньями торможения, двумя наружными плоскими обечайками и двумя внутренними перегородками, одновременно являющимися внутренними стенками двух боковых каналов полукруглого сечения другого проточного тракта, образованных двумя ступенчатыми конусами торможения и двумя наружными полукруглыми обечайками.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям сверхзвуковых летательных аппаратов (ЛА), снабженных комбинированными силовыми установками.

Носовая часть гиперзвукового ЛА образует воздухозаборное устройство (ВЗУ) двигателя. Движение (полет) с числами Маха Мн=6÷10 сопровождается изменением физических свойств воздуха, поступающего в воздухозаборник. Термодинамические свойства воздуха зависят от параметров набегающего потока, поэтому расчетные характеристики гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя будут справедливы только для определенной траектории полета. Выбор геометрии ВЗУ - задача сложная. Ряд условий на геометрию ВЗУ накладывают требования общей компоновки ЛА, его устойчивость, управляемость и т.д., поскольку ВЗУ является передней частью конструкции фюзеляжа. В случае большого диапазона чисел Мн полета (Мн>10) целесообразно геометрическое регулирование ВЗУ. Силовая схема конструкции ВЗУ определяется общей силовой схемой фюзеляжа ЛА. В зависимости от компоновки ЛА ВЗУ может быть плоским, осесимметричным или полукруглым. За счет изменения угла наклона участков клина торможения ВЗУ относительно набегающего потока регулируется расход воздуха, поступающего в двигатель. Клин устанавливает не только размеры канала для потока воздуха, но и определяет границы зоны, объем которой изменяется в зависимости от положения клина.

Известен патент РФ №1805616 (прототип) «Плоский многорежимный воздухозаборник комбинированной силовой установки гиперзвукового летательного аппарата», в котором воздухозаборник (ВЗ) содержит горизонтальный клин с устройством для регулирования поверхностей торможения, наружную обечайку и внутреннюю перегородку, которая образует внутренний канал, в котором установлен турбореактивный двигатель, и наружный канал, в котором установлен прямоточный воздушно реактивный двигатель. Для упрощения конструкции и повышения надежности работы ВЗ устройство для регулирования поверхностей торможения выполнено общим для обоих каналов и снабжено поворотной задней панелью с приводом. При этом обеспечивается возможность регулирования проходного сечения внутреннего канала до полного его перекрытия. Передняя панель ВЗ снабжена собственным приводом и соединена дополнительным приводом со средней панелью, а средняя панель с дополнительной выдвижной панелью с приводом обеспечивает возможность перекрытия наружного канала.

Однако предложенное устройство имеет следующие недостатки:

- наличие общей поверхности торможения для обоих каналов (внутреннего и наружного) не может обеспечить максимальных газодинамических характеристик разделяемых потоков воздуха;

- устройство регулирования поверхностей торможения с приводами значительно усложняют конструкцию и, как следствие, снижает надежность;

- возникает сложность для регулирования расходов между внутренним и наружным каналами.

Задачей предлагаемого изобретения является создание воздухозаборного устройства силовой установки гиперзвукового летательного аппарата, позволяющего разделять поток натекающего воздуха на два потока с заданным соотношением массовых расходов воздуха и требуемым дозвуковым или сверхзвуковым течением, с одновременным повышением надежности его работы и увеличения ресурса работы.

Поставленная задача решается за счет того, что в воздухозаборном устройстве силовой установки гиперзвукового летательного аппарата, содержащем ступенчатый горизонтальный клин торможения, наружную обечайку и внутреннюю перегородку, образующие два проточных тракта, центральный проточный тракт состоит из двух каналов прямоугольного сечения, образованных двумя ступенчатыми горизонтальными клиньями торможения, двумя наружными плоскими обечайками и двумя внутренними перегородками, одновременно являющимися внутренними стенками двух боковых каналов полукруглого сечения другого проточного тракта, образованных двумя ступенчатыми конусами торможения и двумя наружными полукруглыми обечайками.

Разделение натекающего потока воздуха в предлагаемом устройстве достигается за счет объединения двух плоских ВЗ с клиньями торможения и наружными плоскими обечайками (один центральный проточный тракт) и двух полукруглых ВЗ с конусами торможения и наружными полукруглыми обечайками (другой проточный тракт). При этом одна часть натекающего воздушного потока поступает в тракт прямоугольного сечения, а другая часть - в тракт с полукруглыми сечениями. Исключение взаимного влияния друг на друга, разделяемых потоков воздуха, достигается за счет использования разделительных перегородок. В зависимости от типа применяемой силовой установки в трактах устанавливается дозвуковой или сверхзвуковой режим течения воздуха. Газодинамические характеристики течения в каждом тракте зависят от конфигурации поверхностей торможения (клиньев и конусов) каждого из ВЗ. Соотношение массовых расходов воздуха, поступающих в проточные тракты, регулируется путем изменения ширины плоских ВЗ. Отказ от наличия общей поверхности торможения для обоих трактов (внутреннего и наружного каналов в прототипе) позволяет обеспечить максимальные газодинамические характеристики разделяемых потоков воздуха. Исключение из ВЗУ устройства регулирования поверхностей торможения с приводами (прототип) значительно упрощает конструкцию ВЗУ, повышает надежность и увеличивает ресурс работы.

В целях упрощения процесса проектирования и отработки устройства имеется возможность на начальном этапе проектирования использовать обширный экспериментальный задел по плоским и полукруглым воздухозаборным устройствам.

Предложенное воздухозаборное устройство силовой установки гиперзвукового летательного аппарата поясняется представленными чертежами на Фиг.1 и Фиг.2.

На Фиг.1 изображена изометрия воздухозаборного устройства силовой установки гиперзвукового летательного аппарата, на Фиг.2 - проекция переднего вида устройства силовой установки гиперзвукового летательного аппарата и формы сечения в вертикальной А-А и горизонтальной Б-Б плоскостях.

Воздухозаборное устройство силовой установки гиперзвукового летательного аппарата (Фиг.1, Фиг.2) включает в себя два горизонтальных клина торможения 1 с наружными плоскими обечайками 2, два конуса торможения 3 с наружными полукруглыми обечайками 4, разделительные перегородки 5, два канала прямоугольного сечения 6 и два канала полукруглого сечения 7.

Работа комбинированного воздухозаборного устройства силовой установки гиперзвукового летательного аппарата осуществляется следующим образом. На расчетном режиме при заданной скорости и высоте полета воздушный поток натекает на ступенчатые клинья 1 и ступенчатые конусы 3. От каждого излома ступенчатого клина торможения 1 отходит косой скачок уплотнения и фокусируется на передней кромке наружной плоской обечайки 2 устройства, образуя центральный проточный тракт 6, состоящий из двух каналов прямоугольного сечения. От каждого излома ступенчатого конуса торможения 3 отходит косой скачок уплотнения и фокусируется на передней кромке наружной полукруглой обечайки 4 устройства, образуя другой проточный тракт 7, состоящий из двух каналов полукруглого сечения. Конфигурация клиньев и конусов торможения определяется тем, какие газодинамические характеристики потоков воздуха требуется получить. Разделительные перегородки 5 исключают взаимное влияние набегающих потоков в различных частях воздухозаборного устройства. При расчетном гидравлическом сопротивлении одного или обоих проточных трактов в них может располагаться замыкающий прямой скачок уплотнения, за которым устанавливается дозвуковая скорость потока, либо сохраняется сверхзвуковое течение. Соотношение массовых расходов воздуха протекающих через тракт прямоугольного сечения и тракт полукруглых сечений может регулироваться путем изменения ширины клиньев торможения 1 и наружных плоских обечаек 2.

Предложенное изобретение может использоваться для формирования двух потоков как для одного прямоточного воздушно-реактивного двигателя, так и для двух различных воздушных двигателей.

Воздухозаборное устройство силовой установки гиперзвукового летательного аппарата, содержащее ступенчатый горизонтальный клин торможения, наружную обечайку и внутреннюю перегородку, образующие два проточных тракта, отличающееся тем, что центральный проточный тракт состоит из двух каналов прямоугольного сечения, образованных двумя ступенчатыми горизонтальными клиньями торможения, двумя наружными плоскими обечайками и двумя внутренними перегородками, одновременно являющимися внутренними стенками двух боковых каналов полукруглого сечения другого проточного тракта, образованных двумя ступенчатыми конусами торможения и двумя наружными полукруглыми обечайками.
ВОЗДУХОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ВОЗДУХОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 22.
10.04.2013
№216.012.33d7

Камера жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Камера ЖРД содержит корпус с раструбом, вкладыш с соплом и стенкой камеры сгорания и форсуночную головку, при этом вкладыш, по крайней мере, на участке сопла выполнен из композиционного материала с геликоидной намоткой препрега тканой ленты и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478814
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.33dc

Способ изготовления вкладыша с соплом жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Способ изготовления заготовки вкладыша намоткой на оправку волокнистого материала со связующим, полимеризацию, снятие с оправки заготовки вкладыша и выполнение ее механической и высокотемпературных обработок. При изготовлении заготовки вкладыша на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478819
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac9

Камера жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Камера сгорания, сопло и раструб выполнены в виде отдельных секций, скрепленных в стыках высокотемпературной клеевой композицией, а камера ЖРД снабжена сплошным герметизирующим слоем клеевой композиции на наружных поверхностях камеры сгорания, сопла и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480610
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aca

Способ изготовления камеры жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике, точнее - к способам изготовления камер ЖРД. Камера сгорания, сопло и раструб изготовляют в виде отдельных механически обработанных секций, на стыкуемые поверхности которых наносят высокотемпературную клеевую композицию, и устанавливают на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480611
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.12.2013
№216.012.9058

Блок тяги жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Блок тяги жидкостного ракетного двигателя содержит раму, камеру сгорания с соплом и устройство защиты блока тяги, имеющее донные экраны. Устройство защиты блока тяги дополнительно оснащено устройством тепловой защиты рамы, выполненным в виде устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502645
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.04.2014
№216.012.bebe

Устройство для регенеративного охлаждения сверхзвуковой части сопла жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для охлаждения сверхзвуковой части сопла жидкостных ракетных двигателей. Задачей предлагаемого изобретения является создание работоспособного на переходных и стационарных режимах работы устройства охлаждения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514570
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.06.2014
№216.012.cbe8

Бессопловой ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании стартово-разгонных ступеней для ракет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями и во вспомогательных ракетных двигателях твердого топлива. Бессопловой ракетный двигатель твердого топлива включает камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517971
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.07.2014
№216.012.daed

Способ ускоренных испытаний катодов плазменных двигателей и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области электрореактивных двигателей, а именно к классу плазменных ускорителей (холловских, ионных), использующих в своем составе катоды. При необходимости оно может быть использовано также в смежных областях техники, например, при проведении испытаний катодов для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521823
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.07.2014
№216.012.df61

Ядерная энергодвигательная установка

Изобретение относится к области ядерных энергодвигательных установок (ЯЭДУ) большой мощности, функционирующих с замкнутым контуром рабочего тела для выработки электрической энергии и создания тяги. ЯЭДУ содержит электроракетную двигательную установку, холодильник-излучатель, реакторную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522971
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.09.2014
№216.012.f7db

Пакет пластин теплообменного аппарата

Изобретение относится к теплотехнике, предназначено для использования в теплообменных аппаратах и может применяться в космической, авиационной, энергетической, химической, пищевой и других отраслях промышленности. Пакет пластин теплообменного аппарата состоит из одинаковых пластин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529288
Дата охранного документа: 27.09.2014
Показаны записи 1-10 из 31.
10.04.2013
№216.012.33d7

Камера жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Камера ЖРД содержит корпус с раструбом, вкладыш с соплом и стенкой камеры сгорания и форсуночную головку, при этом вкладыш, по крайней мере, на участке сопла выполнен из композиционного материала с геликоидной намоткой препрега тканой ленты и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478814
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.33dc

Способ изготовления вкладыша с соплом жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Способ изготовления заготовки вкладыша намоткой на оправку волокнистого материала со связующим, полимеризацию, снятие с оправки заготовки вкладыша и выполнение ее механической и высокотемпературных обработок. При изготовлении заготовки вкладыша на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478819
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac9

Камера жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Камера сгорания, сопло и раструб выполнены в виде отдельных секций, скрепленных в стыках высокотемпературной клеевой композицией, а камера ЖРД снабжена сплошным герметизирующим слоем клеевой композиции на наружных поверхностях камеры сгорания, сопла и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480610
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aca

Способ изготовления камеры жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике, точнее - к способам изготовления камер ЖРД. Камера сгорания, сопло и раструб изготовляют в виде отдельных механически обработанных секций, на стыкуемые поверхности которых наносят высокотемпературную клеевую композицию, и устанавливают на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480611
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.12.2013
№216.012.9058

Блок тяги жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике. Блок тяги жидкостного ракетного двигателя содержит раму, камеру сгорания с соплом и устройство защиты блока тяги, имеющее донные экраны. Устройство защиты блока тяги дополнительно оснащено устройством тепловой защиты рамы, выполненным в виде устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502645
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.04.2014
№216.012.bebe

Устройство для регенеративного охлаждения сверхзвуковой части сопла жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для охлаждения сверхзвуковой части сопла жидкостных ракетных двигателей. Задачей предлагаемого изобретения является создание работоспособного на переходных и стационарных режимах работы устройства охлаждения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514570
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.06.2014
№216.012.cbe8

Бессопловой ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании стартово-разгонных ступеней для ракет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями и во вспомогательных ракетных двигателях твердого топлива. Бессопловой ракетный двигатель твердого топлива включает камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517971
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.07.2014
№216.012.daed

Способ ускоренных испытаний катодов плазменных двигателей и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области электрореактивных двигателей, а именно к классу плазменных ускорителей (холловских, ионных), использующих в своем составе катоды. При необходимости оно может быть использовано также в смежных областях техники, например, при проведении испытаний катодов для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521823
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.07.2014
№216.012.df61

Ядерная энергодвигательная установка

Изобретение относится к области ядерных энергодвигательных установок (ЯЭДУ) большой мощности, функционирующих с замкнутым контуром рабочего тела для выработки электрической энергии и создания тяги. ЯЭДУ содержит электроракетную двигательную установку, холодильник-излучатель, реакторную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522971
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.09.2014
№216.012.f7db

Пакет пластин теплообменного аппарата

Изобретение относится к теплотехнике, предназначено для использования в теплообменных аппаратах и может применяться в космической, авиационной, энергетической, химической, пищевой и других отраслях промышленности. Пакет пластин теплообменного аппарата состоит из одинаковых пластин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529288
Дата охранного документа: 27.09.2014
+ добавить свой РИД