×
13.01.2019
219.016.af46

Результат интеллектуальной деятельности: Способ управления планирующей авиабомбой

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002676775
Дата охранного документа
11.01.2019
Аннотация: Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для построения систем управления авиабомбами различного назначения. Способ управления планирующей авиабомбой основан на измерении скорости полета авиабомбы с помощью датчиков давления и температуры, установленных в носовой части бомбы. По информации от этих датчиков, по заложенному алгоритму, выполняется управление полетом бомбы с помощью рулей с электрическим приводом. Такая система управления полностью защищена от воздействия средств РЭБ. При достижении летательным аппаратом (ЛА) области досягаемости цели авиабомбой (АБ) с помощью бортовых систем измеряют взаимное положение координат ЛА и цели (дальность L и высота Н). С помощью бортовых датчиков в ЛА измеряют путевую скорость V и скорость ветра. Данную информацию (расстояние до цели L и скорость движения ЛА в направлении цели V, а также скорость ветра) непрерывно вводят в вычислители, входящие в состав прицельно-навигационного комплекса ЛА и АБ. На основании известных алгоритмов непрерывно вычисляют необходимое отклонение рулей АБ и сигналы, пропорциональные отклонению рулей, подают на приводы АБ. Положение рулей АБ контролируют с помощью датчиков обратных связей, соединенных с рулями АБ. Направление бомбометания выбирают с учетом скорости и направления ветра. В момент отцепки АБ от ЛА электропитание рулей от ЛА прекращается. После отрыва АБ от ЛА запускается источник электропитания на АБ и управление рулями осуществляется от него. После запуска источника тока на борту АБ запускается вычислитель АБ. С помощью датчика скорости, установленного в носовой части бомбы, непрерывно определяют полное давление потока воздуха в направлении движения авиабомбы и вычисляют скорость движения авиабомбы v. Определяют статическое давление воздуха в зоне авиабомбы P. За каждый промежуток времени полета Δt, с помощью соотношения v=Δh/Δt, определяют вертикальную составляющую v скорости падения авиабомбы, где Δh высота, на которую опустилась авиабомба за время Δt, которую, в свою очередь, определяют с помощью соотношения где P - атмосферное давление на высоте h, P - атмосферное давление на высоте h (h>h), М - молярная масса воздуха, g - ускорение свободного падения, R - универсальная газовая постоянная, Т - средняя температура воздуха на высотах h и h. Определяют горизонтальную составляющую скорости полета авиабомбы v с помощью соотношения Вычисляют расстояние ΔS, пройденное авиабомбой до цели за промежуток времени Δt, с помощью соотношения ΔS=v Δt. Непрерывно с вычислителя авиабомбы на электроприводы рулей авиабомбы подают команды управления, обеспечивающие наклон авиабомбы, позволяющий выбирать скорости v и v такими, чтобы падение авиабомбы в цель произошло на расстоянии

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для построения систем управления авиабомбами различного назначения.

Известны различные способы управления траекторией полета авиабомб, основанные на управлении рулями авиабомбы по команде с вычислителя бомбы. Конструкции таких бомб являются сложными техническими устройствами.

Рассмотрим устройство таких авиабомб на примере авиабомбы GBU-15. Конструкция GBU-15 включает шесть сменных модулей - боевую часть, систему наведения, аппаратуру и механизмы управления, переходник, крыло, приемопередатчик двухстороннего канала связи. В носовой части крепится модуль, включающий головку самонаведения (ГСН) и устройство наведения, на внешней поверхности модуля установлены стабилизаторы. В условиях хорошей освещенности используется модуль с телевизионной ГСН DSU-27A/D, при ограниченной видимости и ночью - с тепловизионной TCHWGU-10/B, унифицированной с авиационной ракетой AGM-65D «Мэверик». Телевизионная ГСН блокируется с устройством наведения ADU-452. Модуль аппаратуры и механизмов управления WCU-8/B, крепящийся в хвостовой части, включает автопилот и приводы рулей. С устройством наведения аппаратура соединяется кабелями, проходящими через гаргрот сверху бомбы, здесь же размещены разъемы. К модулю крепится приемопередатчик DA-8921/AXQ-14. Крестообразное крыло MXU-723/B снабжено рулями, имеющими дифференциальное (попарное) управление. В 1999 году УАБ модернизирована до стандарта EGBU-15 (Enhanced GBU-15) с установкой приемника навигационной системы GPS. Носителем EGBU-15 определен тактический истребитель F-15E. (http://warfor.me/upravlyaemyie-aviabombyi-gbu-15-ags-130).

Из приведенных выше материалов видно, что для результативного бомбометания планирующими авиабомбами необходимо применять сложные системы управления полетом этих бомб.

Однако надо понимать, что, чем сложнее система управления с применением радиоэлектронных устройств, тем она менее защищена от воздействия на нее средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Предлагаемый способ управления полетом планирующей авиабомбы полностью защищен от воздействия средств РЭБ.

Предлагаемый способ управления планирующей авиабомбой основан на измерении скорости полета авиабомбы с помощью датчиков давления и температуры, установленных в носовой части бомбы. По информации от этих датчиков, по заложенному алгоритму, выполняется управление полетом бомбы с помощью рулей с электрическим приводом. Такая система управления полностью защищена от воздействия средств РЭБ.

В основу предлагаемого способа управления положены известные закономерности о взаимосвязи давления газа со скоростью движения потока такого газа.

Описание технического решения поясняется рисунками, приведенными на фиг. 1 и 2. Фиг. 1. Схема определения давлений в потоке газа: I - трубка для измерения давления P1, II - трубка для измерения давления Р2. Фиг. 2. Схема движения авиабомбы после отцепления от летательного аппарата.

Согласно теореме Бернулли, при установившемся движении газа без учета трения, полное давление, равное сумме статического и динамического (скоростного) давлений, сохраняет свою величину вдоль траектории движения частицы газа. Эта закономерность используется на практике для измерения скорости потока газа. Принцип такого измерения поясняется схемой, приведенной на фиг. 1.

Математически величину полного давления Р2 потока воздуха, движущегося со скоростью V, можно выразить с помощью известного соотношения:

где Р1 - статическое давление, ρ - плотность воздуха, V - скорость потока.

Преобразовав (1), получим выражение для скорости потока воздуха V.

В (2) плотность воздуха ρ величина переменная, и зависит от давления и температуры воздуха в зоне измерения. Как известно, ρ можно определить с помощью соотношения:

где R - газовая постоянная, равная для воздуха 286,7 Дж/(кг×°К); Т - температура по шкале Кельвина.

Приведенные выше соотношения показывают, что на практике представляется возможность определять скорость тела движущегося в воздухе на основании измерения давлений и температуры по схеме, показанной на фиг. 1. Предлагается такой способ использовать для определения скорости, падающей авиабомбы. Для этого в носовую часть авиабомбы необходимо установить комбинацию из трубок и датчиков. Обработав информацию от измерительных устройств по заданному алгоритму, в каждый момент времени определяется скорость движения бомбы.

Сущность предлагаемого технического решения состоит в следующем. При достижении летательным аппаратом (ЛА) области досягаемости цели авиабомбой (АБ) с помощью бортовых систем измеряют взаимное положение координат ЛА и цели (дальность L и высота Н). С помощью бортовых датчиков в ЛА измеряют путевую скорость V и скорость ветра. Данную информацию (расстояние до цели L и скорость движения ЛА в направлении цели V, а также скорость ветра) непрерывно вводят в вычислители, входящие в состав прицельно-навигационного комплекса ЛА и АБ. На основании известных алгоритмов, непрерывно вычисляют необходимое отклонение рулей АБ и сигналы, пропорциональные отклонению рулей, подают на приводы АБ. Положение рулей АБ контролируют с помощью датчиков обратных связей, соединенных с рулями АБ. Направление бомбометания выбирают с учетом скорости и направления ветра. В момент отцепки АБ от ЛА электропитание рулей от ЛА прекращается. После отрыва АБ от ЛА запускается источник электропитания на АБ и управление рулями осуществляется от него.

Алгоритм управления АБ заключается в следующем. После запуска источника тока на борту АБ запускается вычислитель АБ. В этом вычислителе в качестве полетного задания зафиксированы (переданы от вычислителя ЛА) координаты цели относительно АБ в виде высоты полета Н и дальности L, а также начальная скорость полета АБ v0.

На фиг. 2 приведена схема движения АБ после ее отцепления от ЛА, на которой показаны эти исходные параметры, а также разложение скорости падения АБ на горизонтальную и вертикальную составляющие.

Дальность до цели по горизонту S определяется с помощью соотношения:

В вычислитель АБ непрерывно поступает информация от датчика скорости, установленного в носовой части АБ, а также от датчика статического давления атмосферы в зоне АБ и датчика температуры в зоне АБ. Вычислитель непрерывно выдает команды на электроприводы рулей АБ, обеспечивая расчетное положение АБ по информации от датчика скорости. Это расчетное положение определяется углом наклона оси АБ по отношению к горизонту. Именно углом наклона АБ изменяется сила сопротивления воздуха движению бомбы, так как при изменении угла наклона изменяется площадь сечения АБ в направлении движения.

Силу лобового сопротивления D, оказываемого движению бомбы в воздухе можно оценить с помощью известного соотношения:

где ρ - плотность воздуха, F - площадь поперечного сечения бомбы, V - скорость движения, a CD(M) - безразмерная функция числа Маха (равного отношению скорости снаряда к скорости звука в среде, в которой движется снаряд), называемая коэффициентом лобового сопротивления.

Как видно из (5), сила лобового сопротивления пропорциональна площади поперечного сечения АБ F.

Для полета на максимальную дальность бомба должна лететь по курсу, обеспечивая минимальное сопротивление воздуха (минимальным сечением вперед), и падать, обеспечивая максимальное сопротивление (максимальным сечением вниз). Вычислитель АБ определяет горизонтальную vx и вертикальную vy скорость движения АБ в каждый конкретный промежуток времени Δt и по этим значениям с учетом введенных данных о цели вырабатывает команды управления на электроприводы рулей АБ.

При горизонтальном движении АБ по курсу заданное расстояние до цели L (расстояние S по горизонту) АБ пройдет за время tm (время опускания АБ с высоты Н до цели).

Скорость движения АБ vi в каждый конкретный момент времени ti (см. фиг. 2) определяется расчетом с помощью соотношения (2) на основе информации от датчика скорости, установленного в носовой части АБ.

В качестве датчика скорости может быть использован датчик ССВ, разработанный Энгельским ОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева.

Скорость падения АБ vy определяется на основе измерения изменения статического давления воздуха Р в зоне АБ за время Δt, в течение которого АБ опустилась на высоту Δh.

Соотношение для определения вертикальной скорости vyi падения АБ (см. фиг. 2) в этом случае будет иметь вид:

Для определения Δht воспользуемся зависимостью давления воздуха от высоты над уровнем моря, которая описывается так называемой барометрической формулой. Это соотношение после преобразования имеет вид:

где Pi - атмосферное давление на высоте hi, Pi+1 - атмосферное давление на высоте hi+1 (hi>hi+1), М - молярная масса воздуха, g - ускорение свободного падения, Rc - универсальная газовая постоянная, Тс - средняя температура воздуха на высотах hi и hi+1, (М=29 грамм/моль, Rc=8,31 Джоуль/моль*К, g=9,81 м/с2).

Горизонтальную скорость АБ vxi определяют с помощью соотношения:

А расстояние ΔSi, пройденное АБ до цели за промежуток времени Δt вычисляется с помощью соотношения:

Заданное расстояние до цели по горизонту S определяется в соответствии с соотношением:

где n=H/Δh.

Вычислитель АБ в каждый момент времени определяет конкретные значения вертикальной vyi и горизонтальной vxi составляющих скорости АБ vi, путем анализа данных с датчиков скорости, давления и температур в зоне АБ, а также значение текущей высоты нахождения АБ. Эти данные являются основой для осуществления коррекции траектории полета АБ по заданному алгоритму.

Таким образом, приведенные материалы показывают, что предлагаемое техническое решение для осуществления коррекции полета траектории авиабомбы может быть реализовано с использованием известных средств. Предлагаемое техническое решение позволяет существенно упростить схему коррекции авиабомб по сравнению с применяемыми в настоящее время. И самое главное, управление такой бомбы полностью защищено от воздействия на нее средств РЭБ.

Изложенные сведения о заявленном изобретении, охарактеризованном в независимом пункте формулы, свидетельствуют о возможности его осуществления с помощью описанных в заявке и известных средств и методов. Следовательно, заявленный способ соответствует условию промышленной применимости.


Способ управления планирующей авиабомбой
Способ управления планирующей авиабомбой
Способ управления планирующей авиабомбой
Способ управления планирующей авиабомбой
Способ управления планирующей авиабомбой
Способ управления планирующей авиабомбой
Способ управления планирующей авиабомбой
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 54.
03.07.2018
№218.016.69bc

Способ стрельбы артиллерийскими снарядами на дальние расстояния

Изобретение относится к артиллерийскому вооружению и боеприпасам и, в частности, к стрельбе снарядами из артиллерийских орудий. Технический результат - повышение дальности стрельбы. По способу перед выстрелом уменьшают сопротивление движению снаряда. Для этого с помощью лазера в диапазоне длин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659449
Дата охранного документа: 02.07.2018
03.07.2018
№218.016.69f4

Способ коррекции времени срабатывания дистанционного устройства в артиллерийском снаряде

Изобретение относится к области разработки и производства артиллерийских снарядов. Технический результат – повышение эффективности способа за счет возможности осуществления автономной операции по коррекции времени срабатывания дистанционного устройства. Способ заключается в том, что с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659447
Дата охранного документа: 02.07.2018
28.07.2018
№218.016.75e5

Способ оценки эффективности мишени противостоять воздействию кинетических снарядов

Изобретение относится к методам оценки эффективности бронебойных боеприпасов и брони при их соударении и может быть использовано при создании новых боеприпасов и новой брони для защиты объектов. Способ оценки эффективности мишени противостоять воздействию кинетических снарядов заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662482
Дата охранного документа: 26.07.2018
28.07.2018
№218.016.7614

Способ защиты радиовзрывателя на основе автодина от радиопомех

Изобретение относится к неконтактным взрывателям и может быть использовано для повышения помехозащищенности радиовзрывателей от воздействия различных помех. Предлагаемый способ защиты радиовзрывателя на основе автодина от радиопомех осуществляется следующим образом. В процессе работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662494
Дата охранного документа: 26.07.2018
28.07.2018
№218.016.764c

Способ оценки ресурса стальных корпусов артиллерийских снарядов

Изобретение относится к артиллерийским боеприпасам и может быть использовано при оценке ресурса стальных корпусов снарядов после длительных сроков хранения. Сущность: на всех корпусах снарядов, без их разборки, в непосредственной близости к ведущему пояску на корпусе, производят измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662479
Дата охранного документа: 26.07.2018
28.07.2018
№218.016.7694

Устройство для измерения максимальных нагрузок на снаряд при выстреле из артиллерийского орудия

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано для определения максимальных перегрузок, действующих на артиллерийский снаряд при выстреле. Сущность изобретения заключается в том, что крешерный прибор установлен непосредственно в снаряд неподвижно, так, что его дно находится со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662465
Дата охранного документа: 26.07.2018
09.09.2018
№218.016.854c

Способ определения высоты подрыва осколочно-фугасного снаряда над грунтом

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано для оценки функционирования неконтактных взрывателей. Перед испытаниями неконтактных взрывателей в составе снаряда проводят подрыв снаряда с контактным взрывателем. В образовавшейся при взрыве воронке измеряют глубину воронки h....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666375
Дата охранного документа: 07.09.2018
09.09.2018
№218.016.8551

Способ дистанционного подрыва снаряда

Изобретение относится к боеприпасам ствольной артиллерии и может быть использовано во взрывателях артиллерийских снарядов. Способ дистанционного подрыва снаряда заключается в том, что во взрыватель снаряда устанавливают несколько датчиков и с их помощью определяют параметры полета конкретного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666378
Дата охранного документа: 07.09.2018
19.09.2018
№218.016.888f

Способ коррекции траектории дальнобойного артиллерийского снаряда с донным газогенератором и головным электромеханическим взрывателем с тормозным устройством

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к способам коррекции области рассеивания осколочно-фугасных дальнобойных снарядов. Технический результат – повышение точности поражения. По способу вычисляют время включения тормозного устройства взрывателя. Вводят это значение времени в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667168
Дата охранного документа: 17.09.2018
19.09.2018
№218.016.88a6

Способ коррекции артиллерийских снарядов

Изобретение относится к артиллерийским боеприпасам и может быть использовано для коррекции управляемых артиллерийских снарядов. Технический результат – повышение эффективности применения ствольной артиллерии. По способу перед выстрелом боевым снарядом производят выстрел снарядом-разведчиком,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667167
Дата охранного документа: 17.09.2018
Показаны записи 1-10 из 61.
10.06.2013
№216.012.47ba

Способ усиления звукового сигнала оповещения спецавтомобиля и устройство для его реализации

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Способ усиления звукового сигнала оповещения сненавтомобиля заключается в том, что выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания выпускают в атмосферу, минуя выхлопную трубу и коллектор. Выхлоп газов производят синхронно с уровнем звука...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483942
Дата охранного документа: 10.06.2013
25.08.2017
№217.015.b407

Способ альтернативного лечения инсулин-продуцирующей доброкачественной опухоли поджелудочной железы

Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринной хирургии, и может быть использовано для альтернативного лечения инсулин-продуцирующей доброкачественной опухоли поджелудочной железы. Для этого проводят исследование уровня иммунореактивного инсулина и С-пептида. При показателях,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613717
Дата охранного документа: 21.03.2017
26.08.2017
№217.015.ed64

Способ лечения гормонально-активных опухолей надпочечников

Изобретение относится к медицине, эндокринной хирургии и может быть использовано для лечения гормонально-активных опухолей надпочечников путем радиочастотного воздействия на опухоль с помощью источника электромагнитного излучения. Для этого при выявлении повышения уровня гормонов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628645
Дата охранного документа: 21.08.2017
03.07.2018
№218.016.69bc

Способ стрельбы артиллерийскими снарядами на дальние расстояния

Изобретение относится к артиллерийскому вооружению и боеприпасам и, в частности, к стрельбе снарядами из артиллерийских орудий. Технический результат - повышение дальности стрельбы. По способу перед выстрелом уменьшают сопротивление движению снаряда. Для этого с помощью лазера в диапазоне длин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659449
Дата охранного документа: 02.07.2018
03.07.2018
№218.016.69f4

Способ коррекции времени срабатывания дистанционного устройства в артиллерийском снаряде

Изобретение относится к области разработки и производства артиллерийских снарядов. Технический результат – повышение эффективности способа за счет возможности осуществления автономной операции по коррекции времени срабатывания дистанционного устройства. Способ заключается в том, что с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659447
Дата охранного документа: 02.07.2018
28.07.2018
№218.016.75e5

Способ оценки эффективности мишени противостоять воздействию кинетических снарядов

Изобретение относится к методам оценки эффективности бронебойных боеприпасов и брони при их соударении и может быть использовано при создании новых боеприпасов и новой брони для защиты объектов. Способ оценки эффективности мишени противостоять воздействию кинетических снарядов заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662482
Дата охранного документа: 26.07.2018
28.07.2018
№218.016.7614

Способ защиты радиовзрывателя на основе автодина от радиопомех

Изобретение относится к неконтактным взрывателям и может быть использовано для повышения помехозащищенности радиовзрывателей от воздействия различных помех. Предлагаемый способ защиты радиовзрывателя на основе автодина от радиопомех осуществляется следующим образом. В процессе работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662494
Дата охранного документа: 26.07.2018
28.07.2018
№218.016.764c

Способ оценки ресурса стальных корпусов артиллерийских снарядов

Изобретение относится к артиллерийским боеприпасам и может быть использовано при оценке ресурса стальных корпусов снарядов после длительных сроков хранения. Сущность: на всех корпусах снарядов, без их разборки, в непосредственной близости к ведущему пояску на корпусе, производят измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662479
Дата охранного документа: 26.07.2018
28.07.2018
№218.016.7694

Устройство для измерения максимальных нагрузок на снаряд при выстреле из артиллерийского орудия

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано для определения максимальных перегрузок, действующих на артиллерийский снаряд при выстреле. Сущность изобретения заключается в том, что крешерный прибор установлен непосредственно в снаряд неподвижно, так, что его дно находится со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662465
Дата охранного документа: 26.07.2018
09.09.2018
№218.016.854c

Способ определения высоты подрыва осколочно-фугасного снаряда над грунтом

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано для оценки функционирования неконтактных взрывателей. Перед испытаниями неконтактных взрывателей в составе снаряда проводят подрыв снаряда с контактным взрывателем. В образовавшейся при взрыве воронке измеряют глубину воронки h....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666375
Дата охранного документа: 07.09.2018
+ добавить свой РИД