×
25.10.2018
218.016.9550

СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ МНОГОКРАТНЫХ ПОМПАЖЕЙ КОМПРЕССОРА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002670469
Дата охранного документа
23.10.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем (ГТД) путем прекращения многократных помпажей компрессора, характеризуемых сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части и вибрациями элементов двигателя. В данном способе дополнительно устанавливают предельно допустимое количество помпажей N за наперед заданный интервал времени Δτ, определяют количество сформированных сигналов «Помпаж» N за заранее заданный интервал времени Δτ, при этом в случае, если количество сформированных сигналов «Помпаж» N превышает N, производят автоматическое прекращение подачи топлива в двигатель. Кроме того, дополнительно применяют численное значение параметра N, равное не менее 3, а продолжительность заранее заданного интервала времени Δτ=5…10. Технический результат изобретения повышение безопасности полета за счет автоматического выключения двигателя при многократных помпажах компрессора за наперед заданный интервал времени Δτ. 1 з.п. ф-лы, 1ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем (ГТД) путем прекращения многократных помпажей компрессора, характеризуемых сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части и вибрациями элементов двигателя.

Известны способы защиты компрессора газотурбинного двигателя от помпажа, в которых контролируемыми параметрами могут служить: давление воздуха за компрессором Рк, температура газов Тг, частоты вращения роторов высокого nвд и низкого давлений nнд; другие внутридвигательные параметры (Патент RU 2472974, МПК F04D 27/02, публ. 20.01.2013 г.; Патент RU 2351807, МПК F04D 27/02, публ. 10.04.2009 г.; Патент RU 2527850, МПК F04D 27/02, публ. 10.09.2014 г.; Патент RU 2374143, МПК B64D 31/00, публ. 27.11.2009 г.; Патент RU 2187711, МПК G01M 15/00, публ. 20.08.2002 г.; Патент RU 2098668, МПК F04D 27/02, публ. 10.12.1997 г.; Патент US № 5379583, F02C 9/20, публ. 10.01.1995 г; Патент US 5375412, F02C 9/16, публ. 27.12.1994 г.).

В известных способах защиты от помпажа используется принцип измерения контролируемых параметров и/или их производных, последующего сравнения их фактических величин с соответствующими величинами предельно допустимых (пороговых) значений. При превышении фактических величин над соответствующими допустимыми формируется сигнал критической ситуации, свидетельствующий о потере газодинамической устойчивости потока - сигнал «Помпаж». При наличии сигнала «Помпаж» в автоматическом режиме выполняется открытие клапанов перепуска воздуха из компрессора и/или кратковременное прекращение подачи топлива в камеру сгорания, что, как правило, позволяет восстановить газодинамическую устойчивость работы компрессора. После устранения неустойчивого режима работы сигнал «Помпаж» снимается (не формируется), далее возобновляют подачу топлива в камеру сгорания двигателя и закрытие клапанов перепуска воздуха по заданной программе управления, тем самым обеспечивается восстановление тяги двигателя до помпажа его компрессора.

Недостатком рассмотренных аналогов является возможность ложного срабатывания противопомпажной системы на максимальном режиме работы двигателя при взлете самолета, например, из-за существенных ошибок в измерении параметров двигателя, по которым идентифицируется помпаж. Такие ошибки в измерениях могут возникнуть вследствие отказа датчика параметра двигателя, переменного контакта в электропроводке датчика, иных отказов устройств обработки выходных сигналов датчиков. Ложное срабатывание противопомпажной системы неизбежно приводит к существенной потере тяги двигателя, усложнению условий пилотирования, что особенно недопустимо при взлете самолета.

Для повышения надежности и исключения ложных срабатываний противопомпажной системы при диагностике помпажа известен комплекс внутридвигательных параметров (патент RU 2041399, МПК F04D 27/02, публ. 09.08.1995), но это неизбежно приводит к снижению быстродействия системы из-за существенного различия динамических свойств сигналов, а также повышению ее стоимости и трудоемкости обслуживания из-за увеличения количества применяемых датчиков для определения помпажа.

Наиболее близким к заявляемому и принятому за прототип, является способ защиты компрессора от помпажа (Патент RU 2255247, МПК F04D 27/02, публ. 27.06.2005 г), включающий измерение давления воздуха за компрессором Рк, определение скорости изменения давления ΔРк/Δτ, сравнение ее с пороговым значением (ΔРк/Δτ)порог, формирование сигнала «Помпаж» при ΔРк/Δτ≥(ΔРк/Δτ)порог, измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд и сравнение с его пороговым значением nвдпорог, характеризующим взлетный режим, и в случае, если nвд<nвдпорог и наличии сигнала «Помпаж» осуществляют кратковременное отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха из компрессора; при этом в случае, если nвд≥nвдпорог и сигнал «Помпаж» присутствует, то блокируют сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнал на открытие перепуска воздуха из компрессора. Параметр nвдпорог, характеризующий взлетный режим, препятствует снижению режима работы двигателя ниже заданного nвдпорог (блокировка взлетного режима).

Таким образом для условий взлетного режима при наличии сигнала «Помпаж» и отсутствии реального снижения частоты вращения nвд ниже nвдпорог, сигнал «Помпаж» оценивается как ложный и отсечку топлива в камеру сгорания двигателя не производят.

Способ защиты двигателя от помпажа, выбранный за прототип, использовался в составе электронной цифровой системы автоматического управления авиационного двухконтурного двигателя. За время эксплуатации газотурбинного двигателя не было зафиксировано ни одного случая ложного срабатывания противопомпажной системы, приводящим к снижению режима работы двигателя, включая взлетный режим. Также на основании статистических данных о срабатывании противопомпажной системы газотурбинного двигателя установлено, что при попадании птицы на вход в двигатель, молнии или кратковременном порыве бокового ветра сверх нормы при посадке или разбеге, противопомпажная система устраняет помпаж и восстанавливает режим. Во всех вышеперечисленных случаях в подавляющем числе случаев наблюдалось однократное или в меньшей степени двукратное срабатывание противопомпажной системы.

Однако при наличии таких постоянно-действующих факторов как поломка лопаток компрессора высокого давления, отказ топливорегулирующей аппаратуры, наблюдается длительный помпаж, вызывающий срабатывание противопомпажной системы три и более раз за время Δτ=5… 10 секунд. Подобная ситуация приводит к нежелательным силовым нагрузкам на двигатель, может способствовать дополнительным поломкам лопаток компрессора и других элементов двигателя. Вышеуказанный недостаток может быть присущ различным типам газотурбинных двигателей, оснащенных системой защиты от помпажа, предусматривающей автоматическое восстановление режима.

Таким образом, если после многократных помпажей компрессора за определенный (короткий) интервал времени двигатель из помпажа не выходит, то его необходимо выключать.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении безопасности полета за счет автоматического выключения двигателя при многократных помпажах компрессора за наперед заданный (фиксированный) интервал времени Δτ.

Технический результат достигается тем, что в способе защиты газотурбинного двигателя от многократных помпажей компрессора, заключающийся в том, что измеряют давление воздуха за компрессором Рк, определяют скорость изменения давления ΔРк/Δτ, сравнивают ее с пороговым значением (ΔРк/Δτ)порог, формируют сигнал «Помпаж» при ΔРк/Δτ≥(ΔРк/Δτ)порог, измеряют частоту вращения ротора высокого давления nвд и сравнивают с его пороговым значением nвдпорог, характеризующим взлетный режим, и в случае, если nвд<nвдпорог и наличии сигнала «Помпаж» осуществляют кратковременное отключение подачи топлива в камеру сгорания и включают перепуск воздуха из компрессора; при этом в случае, если nвд≥nвдпорог и сигнал «Помпаж» присутствует, то блокируют сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнал на открытие перепуска воздуха из компрессора, согласно изобретения, дополнительно устанавливают предельно допустимое количество помпажей Nпорог за наперед заданный интервал времени Δτ, определяют количество сформированных сигналов «Помпаж» N за заранее заданный интервал времени Δτ, при этом в случае, если количество сформированных сигналов «Помпаж» N превышает Nпорог производят автоматическое прекращение подачи топлива в двигатель.

Кроме того, согласно изобретению, устанавливают численное значение параметра Nпорог не менее 3, а продолжительность заранее заданного интервала времени Δτ=5…10 секунд.

В предлагаемом изобретении, в отличие от прототипа, дополнительно устанавливают предельно допустимое количество помпажей Nпорог за наперед заданный интервал времени Δτ, определяют количество сформированных сигналов «Помпаж» N за заранее заданный интервал времени Δτ, при этом в случае, если количество сформированных сигналов «Помпаж» N превышает Nпорог производят автоматическое прекращение подачи топлива в двигатель, что позволяет повысить безопасность полета за счет автоматического выключения двигателя при многократных помпажах компрессора за наперед заданный (фиксированный) интервал времени Δτ.

На фиг. 1 - представлена структурная схема для реализации заявляемого способа.

Блок 1 представляет собой блок диагностики и устранения помпажа. На вход блока 1 поступает сигнал о величине давления воздуха за компрессором Рк и сигнал о величине частоты вращения ротора высокого давления nвд.

В блоке осуществляется вычисление первой производной Рк по времени ΔРк/Δτ, сравнение текущего значения ΔРк/Δτ с параметром (ΔРк/Δτ)порог, представляющим собой предельно допустимое значение параметра ΔРк/Δτ и характеризующим неустойчивую работу компрессора; формирование сигнала «Помпаж» на выходе блока 1 (I1) при ΔРк/Δτ>(ΔРк/Δτ)порог. Сигнал I1 представляет собой стандартный электрический сигнал высокого логического уровня. Сигнал I1 «Помпаж» поступает в бортовую систему регистрации полетной информации, а также на вход блока 2.

В блоке 1 также осуществляют измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд и сравнение с его пороговым значением nвдпорог, характеризующим взлетный режим, и в случае, если nвд<nвдпорог и наличии сигнала «Помпаж» осуществляют кратковременное отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха из компрессора; при этом в случае, если nвд≥nвдпорог и сигнал «Помпаж» присутствует, то блокируют сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнал на открытие перепуска воздуха из компрессора.

Блок 2 представляет собой типовой электронный счетчик электрических сигналов l1 высокого логического уровня. Вход блока 2 соединен с выходом блока 1. В случае, если количество N сигналов l1 превышает Nпорог за заранее заданный интервал времени Δτ, то на выходе блока 2 формируется управляющий сигнал по которому производят автоматическое прекращение подачи топлива в двигатель.

Способ осуществляется следующим образом.

В процессе работы двигателя на вход блока 1 поступает сигнал частоты вращения ротора высокого давления nвд и сигнал о величине давления воздуха за компрессором Рк. При ΔРк/Δτ≥(АРк/Δτ)порог формируют сигнал «Помпаж» на выходе блока 1 в виде электрического сигнала (I1) высокого логического уровня. В блоке 1 также осуществляют измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд и сравнение с его пороговым значением nвдпорог, характеризующим взлетный режим. В случае, если nвд<nвдпорог и в наличии сигнала «Помпаж», то осуществляют кратковременное отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха из компрессора.

После устранения помпажа возобновляют подачу топлива в двигатель и закрытие клапанов перепуска воздуха по заданной программе управления, тем самым обеспечивая восстановление режима работы двигателя до помпажа. В случае, если причиной помпажа был кратковременный фактор, то повторного помпажа не происходит и продолжается эксплуатация двигателя без каких-либо ограничений. Наоборот, при наличии постоянно действующего фактора, приводящего к неустойчивой работе компрессора, возможно наличие многократных помпажей.

В блоке 2 осуществляется подсчет сигналов «Помпаж», а именно определение количества электрических сигналов I1 за заранее заданный интервал времени Δτ. В случае, если количество N сигналов I1 превышает Nпорог за наперед заданный интервал времени Δτ, то на выходе блока 2 формируется управляющий сигнал, по которому производят автоматическое прекращение подачи топлива в двигатель.

Статистикой и расчетами установлено, что для двухконтурных авиационных двигателей с типовым временем приемистости «Малый газ - Максимальный режим» 7…9 секунд, предпочтительным является следующий количественный критерий - автоматическое выключение двигателя целесообразно осуществлять при не менее 3 срабатываний противопомпажной системы (Nпорог не менее 3) за заранее заданное время Δτ=5…10 секунд.

Таким образом, выполнение предлагаемого изобретения с вышеуказанными отличительными признаками, в совокупности с известными признаками, позволяет повысить безопасность полета за счет автоматического выключения двигателя при многократных помпажах компрессора за наперед заданный (фиксированный) интервал времени Δτ.


СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ МНОГОКРАТНЫХ ПОМПАЖЕЙ КОМПРЕССОРА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 35.
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddb3

Способ измерения фактической минимальной площади проходного сечения межлопаточных каналов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для автоматизированного измерения фактической минимальной площади проходного сечения проточной части межлопаточных каналов сопловых аппаратов турбин, роторов компрессоров. В способе измерения фактической минимальной площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624784
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dddb

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к конструкциям основных камер сгорания. Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевой топливный коллектор, установленный вокруг внешней стороны корпуса камеры сгорания, и множество...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624783
Дата охранного документа: 06.07.2017
19.01.2018
№218.016.0436

Центробежно-струйная форсунка

Изобретение относится к форсункам для распыления жидкости и может быть использовано в авиадвигателестроении, а также на других промышленных объектах, где требуется распыление жидкости. Центробежно-струйная форсунка включает корпус и завихрительную камеру. В камеру с помощью резьбового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630521
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.1efe

Способ изготовления керамических форм для равноосного литья жаропрочных сплавов по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству. Поверхности модельного блока очищают от смазок и загрязнителей водным раствором моющих средств. Наносят на модельный блок керамическую суспензию на основе кремнезоля. Обсыпают огнеупорным зернистым материалом. Сушат лицевой слой в потоке воздуха с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641205
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f4d

Способ доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641182
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.268f

Упругодемпферная опора турбины

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644003
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.2fcc

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, выход которого соединен с силовой свободной турбиной. Выход из газогенератора дополнительно соединен с реактивным соплом, выполненным в виде секторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644660
Дата охранного документа: 13.02.2018
10.05.2018
№218.016.3ca0

Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647944
Дата охранного документа: 21.03.2018
Показаны записи 1-10 из 25.
20.03.2016
№216.014.c780

Способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя

(57) Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к способам определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя, преимущественно авиационного назначения. Способ заключается в том, что измеряют давление и температуру воздуха на входе в газотурбинный двигатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578012
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
28.08.2018
№218.016.804b

Автономное интегрированное устройство регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению и может быть использовано в бортовых системах регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя. Автономное интегрированное устройство регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя включает связанные друг с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664901
Дата охранного документа: 23.08.2018
13.09.2018
№218.016.8775

Способ управления противообледенительной системой воздухозаборника газотурбинного двигателя самолета

Изобретение относится к противообледенительным системам летательных аппаратов. Способ управления противообледенительной системой воздухозаборника газотурбинного двигателя самолета заключается в регистрации обледенения самолета с помощью блока (1), передаче данных об обледенении из системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666886
Дата охранного документа: 12.09.2018
05.12.2018
№218.016.a382

Устройство для определения пространственного распределения скорости потока газа

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для исследования структуры и параметров потока газа, преимущественно для оперативного определения профиля скорости потока газа. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для определения пространственного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673990
Дата охранного документа: 03.12.2018
14.12.2018
№218.016.a6ce

Способ создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе авиационного газотурбинного двигателя. Способ создания давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя, содержащей топливный насос с электрическим приводом, топливный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674806
Дата охранного документа: 13.12.2018
20.02.2019
№219.016.bea5

Система управления тягой газотурбинного двигателя самолета

Изобретение относится к системам управления силовыми газотурбинными установками. Система управления тягой газотурбинного двигателя самолета включает в себя вычислительный модуль (1) управления тягой, электронный регулятор (2), топливный насос-регулятор (4), тросовый механизм (7), а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002393977
Дата охранного документа: 10.07.2010
20.02.2019
№219.016.bf00

Способ защиты газотурбинного двигателя от перегрева

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) от перегрева. Техническая задача заключается в повышении надежности за счет достоверной оценки теплового состояния выходящих газов за турбиной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315885
Дата охранного документа: 27.01.2008
20.02.2019
№219.016.c30d

Способ автоматического управления тягой газотурбинных двигателей

Способ автоматического управления тягой газотурбинных двигателей (ГТД) заключается в изменении частот вращения n двигателей по программе n =f(L, Т, Р), где: L - угол поворота рычага управления двигателем, Твх - температура воздуха на входе в ГТД, Р - давление воздуха на входе в ГТД....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002406849
Дата охранного документа: 20.12.2010
+ добавить свой РИД