×
25.09.2018
218.016.8b04

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВЕДЕНИЯ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА С РЕГУЛЯТОРОМ СКОРОСТИ, АДАПТИРОВАННЫМ К ЕЗДЕ ПО КОНКРЕТНОМУ ПРОФИЛЮ ПУТИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к железнодорожной автоматике для управления движением грузовых электровозов. Система включает первый и второй вычислительные блоки, блок памяти, блок определения местоположения поезда на профиле пути, приемник сигналов спутниковой навигации, блок расчета прогнозной силы тяги или торможения для конкретного поезда в конкретном месте профиля, измерительные средства, средства индикации параметров движения поезда, блок управления режимом тяги, блок управления режимом торможения, цепи управления локомотивом, датчик тока якоря тяговых двигателей, датчик тока возбуждения тяговых двигателей, датчик напряжения контактной сети, блок моделирования динамических характеристик поезда, блок сравнения, блок формирования команд запрета управления режимами тяги и торможением, первый, второй и третий блоки высоковольтной гальванической развязки, датчик пути и скорости, блок формирования сигнала, соответствующего предельно допустимому усилию в поезде. Достигается возможность регулирования скорости поезда с учетом профиля пути конкретного участка. 1 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для автоматизации управления движением грузовых электровозов.

Известно устройство для регистрации параметров движения поезда, содержащее датчик пути и скорости, датчик меток времени, датчик давления в тормозной магистрали, выход датчика пути и скорости подключен к входам блока определения пройденного пути и блока определения скорости, второй вход блока определения скорости соединен с выходом датчика меток времени, входом блока определения текущего времени и входом элемента и, второй вход элемента и соединен с выходами элемента задания режима ручного управления и порогового элемента, выход элемента и соединен с входом элемента или, второй вход которого соединен с выходом блока определения пройденного пути, а выход - с входом управления регистратора. Информационные входы регистратора соединены с выходами датчика давления в тормозной магистрали, блока определения текущего времени и блока определения скорости. Выход блока определения скорости связан также с входом порогового элемента (см. RU 2041100, B61L 25/02, 1995). Известное устройство позволяет машинисту иметь оперативные сведения о параметрах движения поезда, о состоянии его тормозной системы на стоянке и при движении. Однако это устройство не позволяет осуществлять автоматизированное управление движением поезда с выбором энергооптимального алгоритма движения.

Наиболее близким по технической сущности является система автоматизированного ведения грузового поезда, содержащая вычислительный блок с подключенными к нему блоком памяти, измерительными средствами и средствами индикации параметров движения поезда, а также блоком управления режимом тяги и блоком управления режимом торможения, выходы которых соединены с цепями управления поездом, имеющая датчики тока якоря и возбуждения тяговых двигателей, датчик напряжения контактной сети, три блока высоковольтной гальванической развязки, вычислитель, блок моделирования динамических характеристик поезда, блок сравнения и блок формирования команд запрета управлением режимами тяги и торможением, при этом выход датчика тока якоря тягового двигателя через первый блок высоковольтной гальванической развязки соединен с первым входом вычислителя, со вторым входом которого через второй блок высоковольтной гальванической развязки соединен выход датчика тока возбуждения тягового двигателя, датчик напряжения контактной сети через третий блок высоковольтной гальванической развязки соединен с третьим входом вычислителя, выход которого подключен к первому входу блока моделирования динамических характеристик поезда, ко второму входу которого подключен выход блока памяти, выход блока моделирования динамических характеристик поезда соединен с входом блока сравнения, ко второму входу которого подключен блок формирования сигнала, соответствующего предельно допустимому усилию в поезде, выход блока сравнения соединен с входом блока формирования команд запрета управлением режимами тяги и торможением, выход которого подключен к соответствующим управляющим входам блока управления режимом тяги и блока управления режимом торможения (см. RU 2299144, B61L 3/00,). Это устройство, также как и приведенный выше аналог, позволяет машинисту иметь оперативные сведения о параметрах движения поезда, о состоянии его тормозной системы на стоянке и при движении, и кроме того, позволяет вести поезд по заданному расписанию движения и конкретному маршруту.

Также известны регуляторы скорости, встроенные в системы управления конкретными локомотивами ([1], [2], [3]). Эти регуляторы позволяют для локомотивов с плавным регулированием силы тяги и электрического торможения поддерживать заданное машинистом значение скорости с заданной в регуляторе скорости точностью, обычно+-2 или 3 км/ч. Однако эти устройства не позволяет обеспечивать необходимое качество регулирования скорости, а именно осуществляют регулирование скорости за счет скачкообразного изменения сил, что приводит к значительным продольно-динамическим силам в составе. Также эти регуляторы скорости реагируют на факт выхода скорости за заданный диапазон, что в сочетании с большой инерцией состава не позволяет оперативно реагировать на изменение профиля пути. Для примера можно рассмотреть переход поезда со спуска на подъем. Имеющиеся регуляторы скорости сначала допустят падение скорости ниже заданной на величину заданного коридора скорости (2 или 3 км/ч) за счет въезда на подъем, и только потом резко увеличат силу тяги, что приведет как к рывку в составе поезда, так и к перерасходу энергии на компенсацию провала скорости.

Технический результат предлагаемого решения заключается в том, что регулирование скорости для конкретного поезда, двигающегося по конкретному участку, осуществляется не только по отклонению, но в первую очередь с учетом профиля пути конкретного участка. Заявляемая система автоматизированного ведения грузового с регулятором скорости, адаптированным к конкретному участку движения позволяет автоматически поддерживать заданную скорость, учитывая не только реальную скорость поезда, но и прогноз по необходимой силе тяги или торможения, которые определяются из местоположения поезда на профиле пути и величине этого профиля. Это позволяет получать снизить продольные силы в составе поезда, расход электроэнергии за счет отсутствия провалов по скорости в начале подъема, а также повысить качество регулирования скорости.

Технический результат достигается тем, что в предлагаемую автоматизированного ведения грузового с регулятором скорости, адаптированным к конкретному участку движения, содержащую первый вычислительный блок с подключенными к нему блоком памяти, а также блоком управления режимом тяги и блоком управления режимом торможения, выходы которых соединены с цепями управления поездом, датчики тока якоря и возбуждения тяговых двигателей, датчик напряжения контактной сети, три блока высоковольтной гальванической развязки, второй вычислительный блок, блок моделирования динамических характеристик поезда, блок сравнения и блок формирования команд запрета управлением режимами тяги и торможением, при этом выход датчика тока якоря тягового двигателя через первый блок высоковольтной гальванической развязки соединен с первым входом второго вычислительного блока, со вторым входом которого через второй блок высоковольтной гальванической развязки соединен выход датчика тока возбуждения тягового двигателя, датчик напряжения контактной сети через третий блок высоковольтной гальванической развязки соединен с третьим входом второго вычислительного блока, выход которого подключен к первому входу блока моделирования динамических характеристик поезда, ко второму входу которого подключен выход блока памяти, выход блока моделирования динамических характеристик поезда соединен с входом блока сравнения, ко второму входу которого подключен блок формирования сигнала, соответствующего предельно допустимому усилию в поезде, выход блока сравнения соединен с входом блока формирования команд запрета управлением режимами тяги и торможением, выход которого подключен к соответствующим управляющим входам блока управления режимом тяги и блока управления режимом торможения, введены блок приемника сигнала географической координаты, выход которого подключен к входу блока определения местоположения поезда на профиле пути, а также блок расчета прогнозной силы тяги или торможения для конкретного поезда в конкретном месте профиля, при этом блок определения местоположения поезда на профиле пути и блок расчета прогнозной силы тяги или торможения для конкретного поезда в конкретном месте профиля взаимосвязаны с первым вычислительным блоком.

На чертеже представлена структурная схема предлагаемой системы автоматизированного ведения грузового с регулятором скорости, адаптированным к конкретному участку движения.

Система автоматизированного ведения грузового с регулятором скорости, адаптированным к конкретному участку движения содержит первый вычислительный блок 1 с подключенными к нему блоком 2 памяти, блоками определения местоположения поезда на профиле пути 20, получающего данные о географической координате от приемника сигналов спутниковой навигации 22, и блока расчета прогнозной силы тяги или торможения для конкретного поезда в конкретном месте профиля 21 и измерительными средствами 3 и средствами 4 индикации параметров движения поезда, блок 5 управления режимом тяги, блок 6 управления режимом торможения, выходы блока 5 управления режимом тяги и блока 6 управления режимом торможения соединены с цепями 7 управления локомотивом, датчик 8 тока якоря тяговых двигателей, датчик 9 тока возбуждения тяговых двигателей, датчик 10 напряжения контактной сети, второй вычислительный блок 11, блок 12 моделирования динамических характеристик поезда, блок 13 сравнения, блок 14 формирования команд запрета управлением режимами тяги и торможением, выход датчика 8 тока якоря тягового двигателя через первый блок 15 высоковольтной гальванической развязки соединен с первым входом вычислительного блока 11, со вторым входом которого через второй блок 16 высоковольтной гальванической развязки соединен выход датчика 9 тока возбуждения тягового двигателя, датчик 10 напряжения контактной сети через третий блок 17 высоковольтной гальванической развязки соединен с третьим входом блока 11, датчик 18 пути и скорости соединен с четвертым входом блока 11, выход которого подключен к первому входу блока 12 моделирования динамических характеристик поезда, ко второму входу которого подключен выход блока 2 памяти, выход блока 12 моделирования динамических усилий в составе поезда соединен с входом блока 13 сравнения, ко второму входу которого подключен блок 19 формирования сигнала, соответствующего предельно допустимому усилию в поезде, выход блока 13 сравнения соединен с входом блока 14 формирования команд запрета управлением режимами тяги и торможением, выход которого подключен к соответствующим управляющим входам блока 5 управления режимом тяги и блока 6 управления режимом торможения.

Если мы знаем профиль пути, то, получая местоположение от спутника, а профиль из базы данных, мы можем лучше осуществлять управление. Поэтому физически добавлены приемник GPS координат (22), а структурно два блока: один по координате помещает поезд на профиль (блок 20), а другой считает по профилю нужную силу тяги/торможения (21).

Вычислительный блок 1 на основе данных о профиле и плане пути, расписании движения, составе поезда, ограничениях скорости, хранящихся в блоке памяти 2, а также на основе оперативных данных о местоположении поезда, получаемых от блоков 22 и 20, рассчитывает и помещает в блок памяти 2 энергооптимальную траекторию движения поезда (желаемый прогноз по скорости), и на ее основе рассчитывает в блоке 21 прогноз по силе, которая необходима для реализации оптимальной траектории движения и которая соответствует местоположению поезда и конкретному профилю пути, хранящемуся в блоке памяти 2, на основе этой прогнозной силы блок 1 формирует задания на управление тягой локомотива или электрического торможения локомотива, или тормозами локомотива и состава, воздействуя с помощью блоков 5 и 6 на цепи управления локомотива 7. При формировании команд тяги и электрического торможения второй вычислительный блок 11 на основе данных о токах якоря 8 и возбуждении 9 тяговых двигателей, а также напряжении в контактной сети 10, поступающих через высоковольтную гальваническую развязку 15, и с учетом данных о скорости поезда, получаемых от датчика пути и скорости 18 рассчитывает фактическую силу тяги/торможения либо получает значение реализованной силы тяги или электрического торможения непосредственно от локомотива. На основе этих данных, а также данных о профиле и плане пути и составе поезда, поступающих из блока памяти 2, блок 12 моделирования динамических усилий в составе поезда рассчитывает максимальное реализованное усилие в составе. Сигнал с выхода блока 12 поступает на блок сравнения 13, в то время как на второй вход блока сравнения 13 поступает сигнал о максимально допустимой силе тяги/торможения в данной точке профиля. На выходе блока 13 формируется сигнал управления тягой или тормозами как минимальный из желаемого и допустимого по динамике, а также соответствует расчетным силам, необходимым для ведения поезда по конкретному профилю пути

Список литературы:

1. Савоськин А.Н., Пудовиков О.Е. Новая структура регулятора скорости для грузовых локомотивов / Известия Петербургского университета путей сообщения, выпуск №2 / 2007

2. Курихин А. Локомотивы «Ермак» и «Дончак», Железнодорожная техника, 06/11/2013

3. Савоськин А.И., Пудовиков О.Е. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Автоматизированные системы управления подвижным составом» Часть I -М.:МИИТ,2002.

Система автоматизированного ведения грузового поезда, содержащая первый вычислительный блок с подключенными к нему блоком памяти, а также блоком управления режимом тяги и блоком управления режимом торможения, выходы которых соединены с цепями управления поездом, датчики тока якоря и возбуждения тяговых двигателей, датчик напряжения контактной сети, три блока высоковольтной гальванической развязки, второй вычислительный блок, блок моделирования динамических характеристик поезда, блок сравнения и блок формирования команд запрета управления режимами тяги и торможением, при этом выход датчика тока якоря тягового двигателя через первый блок высоковольтной гальванической развязки соединен с первым входом второго вычислительного блока, со вторым входом которого через второй блок высоковольтной гальванической развязки соединен выход датчика тока возбуждения тягового двигателя, датчик напряжения контактной сети через третий блок высоковольтной гальванической развязки соединен с третьим входом второго вычислительного блока, выход которого подключен к первому входу блока моделирования динамических характеристик поезда, ко второму входу которого подключен выход блока памяти, выход блока моделирования динамических характеристик поезда соединен с входом блока сравнения, ко второму входу которого подключен блок формирования сигнала, соответствующего предельно допустимому усилию в поезде, выход блока сравнения соединен с входом блока формирования команд запрета управления режимами тяги и торможением, выход которого подключен к соответствующим управляющим входам блока управления режимом тяги и блока управления режимом торможения, отличающаяся тем, что в нее введены блок приемника сигнала географической координаты, выход которого подключен к входу блока определения местоположения поезда на профиле пути, а также блок расчета прогнозной силы тяги или торможения для конкретного поезда в конкретном месте профиля, при этом блок определения местоположения поезда на профиле пути и блок расчета прогнозной силы тяги или торможения для конкретного поезда в конкретном месте профиля взаимосвязаны с первым вычислительным блоком.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВЕДЕНИЯ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА С РЕГУЛЯТОРОМ СКОРОСТИ, АДАПТИРОВАННЫМ К ЕЗДЕ ПО КОНКРЕТНОМУ ПРОФИЛЮ ПУТИ
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВЕДЕНИЯ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА С РЕГУЛЯТОРОМ СКОРОСТИ, АДАПТИРОВАННЫМ К ЕЗДЕ ПО КОНКРЕТНОМУ ПРОФИЛЮ ПУТИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
10.10.2013
№216.012.7240

Способ организации визуальной справочно-информационной поддержки машиниста поезда

Изобретение относится к локомотивным системам управления. Способ организации визуальной справочно-информационной поддержки машиниста поезда включает динамическую визуализацию информации поддержки машиниста на интерфейсе системы управления подвижным составом, в том числе визуализацию общей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494905
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.02.2015
№216.013.240e

Система автоматизированного ведения грузового поезда по оперативному расписанию движения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для автоматизации управления движением грузовых электропоездов. Система содержит вычислительный блок с подключенными к нему блоком памяти, измерительными средствами и средствами индикации параметров движения поезда, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540683
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.02.2016
№216.014.c40a

Способ автоматического управления оборудованием пассажирского вагона на всех этапах его жизненного цикла

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Способ заключается в подготовительных действиях и автоматизированном выполнении заданного цикла операций по эксплуатации установленного оборудования. С целью расширения функционала комплекта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574473
Дата охранного документа: 10.02.2016
27.08.2016
№216.015.50a6

Единая система мониторинга технического состояния тягового подвижного состава с удалённой передачей данных

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в области ремонта и технического обслуживания сложных технических изделий, например локомотивов, судов, а также в автоматизированных системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595817
Дата охранного документа: 27.08.2016
13.01.2017
№217.015.8f0b

Устройство для автоматического учёта электроэнергии, потребляемой и рекуперированной транспортным средством, и параметров работы электрической и информационной сетей

Изобретение относится к мониторингу расхода энергии транспортных средств с электротягой. Устройство содержит двунаправленный счетчик электроэнергии и блок мобильной связи. Счетчик по каналу напряжения непосредственно подключается к линии высокого напряжения, а по каналу тока с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605142
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.bea5

Устройство для контроля показателей бортовых устройств транспортного средства

Изобретение относится к области учета потребляемой электроэнергии и контроля параметров работы электрической и информационной сетей и предназначено для использования на транспортном средстве. Устройство для контроля показателей бортовых устройств транспортного средства содержит счетчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616759
Дата охранного документа: 18.04.2017
13.02.2018
№218.016.2034

Локомотивная система раннего обнаружения и тушения пожара

Изобретение относится к области противопожарных средств для оповещения об аварийной ситуации или возгорании и запуска средств пожаротушения. Система включает в себя блок управления и сбора информации, источник бесперебойного питания, устройство управления средствами пожаротушения, устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641402
Дата охранного документа: 17.01.2018
13.02.2018
№218.016.26bf

Задатчик команд управления

Изобретение относится к средствам задания команд для управления промышленным и транспортным оборудованием. Технический результат заключается в обеспечении возможности производить первичную калибровку без применения дополнительного оборудования и снять дополнительные требования к точности сборки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644143
Дата охранного документа: 07.02.2018
04.04.2018
№218.016.3100

Устройство контроля наличия высоковольтного напряжения вагона

Изобретение относится к устройствам контроля и сигнализации, а именно к устройствам контроля наличия высоковольтного напряжения на электропоезде постоянного тока. Устройство содержит светодиод и электрическую цепь, включающую последовательно соединенные резистор, обмотку первого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644973
Дата охранного документа: 15.02.2018
16.09.2018
№218.016.884b

Система удаленного контроля и информирования машиниста о занятости железнодорожного переезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для удаленного контроля и информирования машинистов о состоянии железнодорожных переездов. Система включает бортовую часть и установленные на переезде видеокамеры, устройство приема-передачи радиосигнала и средство определения занятости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667035
Дата охранного документа: 13.09.2018
Показаны записи 1-10 из 12.
27.06.2014
№216.012.d7e3

Способ организации дуплексных каналов связи в одном волокне с использованием оптических сигналов работающих во встречных направлениях и имеющих одинаковую несущую длину волны с контролем уровня обратных отражений

Изобретение относится к технике волоконно-оптической связи и может использоваться в волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС) для организации нескольких независимых каналов связи. Технический результат состоит в повышении эффективности использования волоконно-оптических линий связи. Для этого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521045
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.12.2014
№216.013.0dfa

6-оксимы 16а,17а-циклогексанопрегненов, обладающие цитотоксической активностью по отношению к опухолевым клеткам человека

Изобретение относится к 6-Оксимам 16α,17α-циклогексанопрегненов общей формулы I где X + Y образуют вместе O или X = H, Y = OH; R = H или CH. Соединения обладают цитотоксической активностью и могут найти применение для лечения злокачественных опухолей. 2 з.п. ф-лы, 3 табл. 5 пр.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534995
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.02.2015
№216.013.240e

Система автоматизированного ведения грузового поезда по оперативному расписанию движения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для автоматизации управления движением грузовых электропоездов. Система содержит вычислительный блок с подключенными к нему блоком памяти, измерительными средствами и средствами индикации параметров движения поезда, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540683
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.03.2015
№216.013.33de

Приемно-передающее устройство rfid считывателя

Изобретение относится к радиотехническим средствам приема и передачи сигналов, в частности к RFID-считывателям систем распознавания объектов. Техническим результатом является повышение чувствительности приемного канала приемно-передающего тракта считывателя за счет введенного устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544753
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.05.2015
№216.013.4ca2

Система дистанционного считывания информации с подвижных объектов и их узлов

Изобретение относится к системам дистанционной кодовой идентификации железнодорожных и автомобильных транспортных средств и автоматизированного учета грузовых перевозок этими средствами. Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей существующей дистанционной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551132
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.12.2015
№216.013.99b7

Система автоматической идентификации движения железнодорожных объектов на замкнутой территории

Изобретение относится к области средств регистрации и опознавания подвижного состава. Система включает кодовые бортовые RFID датчики на подвижных объектах, считыватель кода датчика, датчики фиксации колесных осей, средства передачи информации, концентратор информации, элементы видеонаблюдения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570976
Дата охранного документа: 20.12.2015
13.01.2017
№217.015.8f0b

Устройство для автоматического учёта электроэнергии, потребляемой и рекуперированной транспортным средством, и параметров работы электрической и информационной сетей

Изобретение относится к мониторингу расхода энергии транспортных средств с электротягой. Устройство содержит двунаправленный счетчик электроэнергии и блок мобильной связи. Счетчик по каналу напряжения непосредственно подключается к линии высокого напряжения, а по каналу тока с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605142
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.bea5

Устройство для контроля показателей бортовых устройств транспортного средства

Изобретение относится к области учета потребляемой электроэнергии и контроля параметров работы электрической и информационной сетей и предназначено для использования на транспортном средстве. Устройство для контроля показателей бортовых устройств транспортного средства содержит счетчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616759
Дата охранного документа: 18.04.2017
26.08.2017
№217.015.e096

Метод и устройство для имплантации баллонорасширяемого протеза клапана сердца

Группа изобретений относится к медицине, в частности к кардиохирургии. На баллон, закрепленный на баллонном катетере и проведенный через загрузочное устройство, устанавливается и обжимается деформируемый каркас протеза клапана сердца выбранного размера, соответствующего размеру пораженного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625285
Дата охранного документа: 12.07.2017
13.12.2018
№218.016.a695

Регистратор параметров движения тепловоза

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регистрации параметров тепловоза. Регистратор включает блок регистрации с встроенной памятью для записи данных и передачи их через блок USB на персональный компьютер АРМ, вычислитель, клавиатуру и индикатор со съемным блоком накопления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674728
Дата охранного документа: 12.12.2018
+ добавить свой РИД