×
22.09.2018
218.016.88ba

Результат интеллектуальной деятельности: Способ получения многослойного защитного покрытия лопаток турбомашин из титановых сплавов

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способу получения многослойного защитного покрытия лопаток турбомашин из титановых сплавов. Способ включает вакуумно-плазменное осаждение легирующих элементов хрома, алюминия и иттрия на поверхность лопаток и термическую обработку. Легирующие элементы наносят первым слоем в составе сплавов системы алюминий-кремний конденсационным методом, а вторым слоем - в составе сплавов системы алюминий-хром-иттрий-никель. Термическую обработку проводят последовательно после получения каждого слоя при температуре не выше 850°C. Нанесение первого слоя защитного покрытия осуществляют составом, содержащим, мас. %: кремний 0,1-1,65; и алюминий - остальное до 100%, а нанесение второго слоя защитного покрытия осуществляют составом, содержащим, мас. %: алюминий 5-12, хром 20-25, иттрий 0,01-3,0, никель - остальное до 100%. Изобретение обеспечивает повышение долговечности и ресурса лопаток турбомашин, изготовленных из жаропрочных титановых сплавов, при этом достигается повышение эрозионной стойкости и сопротивления высокотемпературному окислению. 1 пр.

Изобретение относится к области металлургии в машиностроении и может использоваться для повышения долговечности деталей из титановых сплавов, работающих при высоких температурах, таких как лопатки последних ступеней компрессора и лопаток газовой турбины авиационных двигателей или газотурбинных установок различного назначения.

До температуры 600°С титан обладает хорошей коррозионной стойкостью, которая обеспечивается собственной пассивной оксидной пленкой, и диффузионные процессы в значительной мере заторможены. Однако при более высоких температурах ионы титана обладают высокой диффузионной подвижностью, в результате чего резко возрастает скорость окисления жаропрочных сплавов на основе интерметаллидов титана, которые предназначены для работы при повышенных температурах [О.Н. Гребенюк, М.В. Зенина Окисление интерметаллидного сплава на основе Ti2АlNb при температурах до 800°С // Технология легких сплавов. 2010. №4. С. 36-40].

В известном способе (US №5837387 за 1988 г., В32В 15/16) нанесение жаростойкого покрытия осуществляется плазменным напылением слоя сплава системы Ti-Cr-Al в вакууме и защитное покрытие обеспечивается формированием барьерного слоя из γ-TiAl и фазы Лавеса TiCrAl. К недостаткам указанной технологии относятся высокая трудоемкость процесса формирования покрытия с барьером в виде фазы Лавеса TiCrAl, а также большая толщина покрытия и существенное снижение усталостной прочности деталей с покрытием.

Известен способ получения многослойного защитного покрытия лопаток турбомашин из титановых сплавов, включающий вакуумно-плазменное конденсационное осаждение легирующих элементов хрома, алюминия и иттрия на поверхность лопаток, термическую обработку (RU №2390578 за 2007 г., С23С 14/06). Данный патент взят в качестве прототипа.

К недостаткам технологии, изложенной в патенте, относится наличие в составе покрытия нитридов, карбидов или карбонитридов, обладающих высокой хрупкостью и низкой вязкостью разрушения. В то же время использование при подготовке поверхности лопаток электролитно-плазменного полирования приводит к нестабильности данного процесса, который трудно контролируется и легко переходит в эрозионный съем основного металла.

Технический результат заявленного изобретения - повышение жаростойкости изделий из титановых сплавов при температурах (600-850)°С достигается нанесением высокотемпературного металлического покрытия, обладающего высокими механическими свойствами.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в способе получения многослойного защитного покрытия лопаток турбомашин из титановых сплавов, включающем вакуумно-плазменное осаждение легирующих элементов хрома, алюминия и иттрия на поверхность лопаток и термическую обработку, сначала осуществляют вакумно-плазменное конденсационное осаждение первого слоя из легирующих элементов сплава системы алюминий - кремний, а затем - второго слоя из легирующих элементов сплава системы алюминий - хром - иттрий - никель, при этом термическую обработку проводят последовательно после получения каждого слоя при температуре не выше 850°С, причем первый слой защитного покрытия получают составом, содержащим, мас. %: кремний 0,1-1,65; и алюминий - остальное, а второй слой - составом, содержащим, мас. %: алюминий 5-12, хром 20-25, иттрий 0,01-3,0, никель - остальное.

Покрытие может состоять из двух или одного металлических слоев, в зависимости от предъявляемых требований к долговечности. Первое покрытие, содержащее, мас. %: кремний 0,1-1,65; алюминий - остальное и второе покрытие, содержащее, мас. %: хром 20-25, алюминий 5-12, иттрий 0,01-3,0, никель - остальное, наносят конденсационным методом. Основное назначение алюминия в составе первого покрытия состоит в том, чтобы при взаимодействии с титаном сформировать структуру, состоящую из соединений титана TiAl, TiAl3, TiSi2, Ti5Si3, обеспечивающих высокую жаростойкость покрытию и позволяющих сформировать защитную оксидную пленку из оксида алюминия, которая обладает низкой проницаемостью для кислорода и высокой адгезией к поверхности покрытия.

Кремний обеспечивает увеличение коррозионной стойкости покрытия благодаря увеличению адгезии оксидной пленки и уменьшению склонности пленки к скалыванию. Содержание кремния должно быть не выше 1,65% для того, чтобы не допускать образования легкоплавкой эвтектики, которая возможна при выходе за границу верхнего диапазона концентраций. Содержание кремния менее 0,1% недостаточно для заметного улучшения защитных свойств оксидной пленки. Усиление защитных свойств оксидной пленки наблюдается при введении кремния не менее 0,1%.

Второй слой покрытия наносят для дополнительного повышения долговечности деталей из титановых сплавов, работающих при более высоких температурах (850-1000)°С или длительной эксплуатации.

Основное назначение хрома в составе второго слоя покрытия состоит в обеспечении стойкости к коррозии при высоких температурах и предотвращении рассасывания покрытия. Для выполнения этих функций содержание хрома в слое должно быть не ниже 20%. При содержании хрома выше 25% возрастает вероятность формирования охрупчивающих топологически плотноупакованных фаз, которые отрицательно сказываются на механических свойствах материала покрытия.

Алюминий, образуя упрочняющую γ'-фазу, обеспечивает хорошую жаростойкость покрытия при высоких температурах. Содержание алюминия должно быть в мас. % 5-12. При выходе за верхнюю границу указанного диапазона (более 12%) ухудшается технологичность покрытия: возрастает количество хрупкой фазы β-NiAl в структуре покрытия, уменьшается адгезия и возрастает пористость. При содержании алюминия менее 5% заметно снижается жаростойкость покрытия. В итоге снижаются защитные свойства покрытия и характеристики его долговечности. Добавку иттрия вводят для улучшения адгезии оксидной пленки, которая более эффективна при комплексном микролегировании покрытия совместно с кремнием.

Положительный эффект от введения в покрытие иттрия получают при содержании иттрия в количестве не менее 0,01%. При введении иттрия в количестве больше 3,0% не происходит заметного повышения эффективности покрытия. Высокое содержание иттрия может вызвать ухудшение сопротивляемости высокотемпературному окислению.

Никель во втором слое покрытия является основой, в которой, в основном, содержится хром в составе твердого раствора и, кроме того, никель образует жаростойкое соединение NiAl, которое служит источником алюминия для формирования защитной оксидной пленки.

Таким образом, алюминид никеля β-NiAl и алюминий первого слоя обеспечивают покрытие запасом алюминия, достаточным для надежной длительной защиты деталей от высокотемпературного окисления в течение назначенного ресурса.

Термическую обработку деталей с покрытием проводят при температуре не выше 850°С, поскольку при более высоких температурах происходит рост зерна и снижение механических свойств материала деталей.

Способ реализуется следующим образом. В качестве примера выбран способ формирования покрытия на лопатке ротора компрессора высокого давления авиационного газотурбинного двигателя. Однако, данный способ может быть применен и для деталей, например, изготовленных из интерметаллидных титановых сплавов лопаток ротора турбины низкого давления, работающих при температурах 700-800°С, деталей реактивного сопла второго контура авиадвигателей из титановых орто- или γ-сплавов.

Пример. На деталь газотурбинного двигателя, изготовленного из титанового орто-сплава системы Ti2AlNb, содержащего, мас. %: Аl 11,8; Nb 41,2; Zr 2,2; Mo 0,5; Та 0,8; W 1,2; Si 0,23; С 0,06; Ti - остальное до 100%, наносили конденсационным методом (катодным распылением слитка в вакууме) покрытие на основе алюминия следующего состава, масс %: Si 0,8; Аl - остальное до 100%. Толщина нанесенного покрытия составляла 0,040-0,050 мм. Полученное покрытие имело структуру, состоящую из легированного кремнием твердого раствора Al(Si) на алюминиевой основе. Структура покрытия мелкозернистая. Затем проводили термическую обработку деталей в вакууме при температуре 700°С в течение 2 часов. Получали структуру, состоящую из γ-TiAl, γ1-TiAl3 и включений TiSi2, Ti5Si3. Данное покрытие обеспечивает создание запаса алюминия, достаточного для формирования на поверхности оксидной пленки Аl2О3, а добавка кремния обеспечила высокую адгезию и существенное усиление коррозионной стойкости. Испытания на жаростойкость, проведенные при температуре 700°С, подтвердили высокую сопротивляемость покрытия окислению на воздухе.

После получения первого слоя покрытия на него наносили второй слой покрытия на основе никеля конденсационным методом вакуумно-плазменного распыления слитка следующего состава, мас. %: Al 11,5; Cr 20; Y 0,6; Ni - остальное до 100%. Затем выполняли термическую обработку в вакууме при температуре 700°С в течение 2 часов. В результате получали комплексное покрытие, состоящее из двух слоев - первый слой на основе соединений титана с алюминием и кремнием и второй слой на основе соединений никеля с алюминием. Суммарная толщина комплексного покрытия составляет 0,05-0,07 мм. Применение данного способа получения покрытия обеспечивает повышение долговечности и ресурса лопаток турбомашин, изготовленных из жаропрочных титановых сплавов, при этом достигается повышение эрозионной стойкости и сопротивления высокотемпературному окислению.

Способ получения многослойного защитного покрытия лопаток турбомашин из титановых сплавов, включающий вакуумно-плазменное конденсационное осаждение в качестве легирующих элементов хрома, алюминия и иттрия на поверхность лопаток и термическую обработку, отличающийся тем, что сначала осуществляют вакумно-плазменное конденсационное осаждение первого слоя из легирующих элементов сплава системы алюминий - кремний, а затем второго слоя из легирующих элементов сплава системы алюминий - хром - иттрий - никель, при этом термическую обработку проводят последовательно после получения каждого слоя при температуре не выше 850°С, причем первый слой защитного покрытия получают составом, содержащим, мас. %: кремний 0,1-1,65; алюминий - остальное, а второй слой - составом, содержащим, мас. %: алюминий 5-12, хром 20-25, иттрий 0,01-3,0, никель - остальное.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
10.05.2016
№216.015.3bb5

Способ получения поковок из жаропрочных гранулированных сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в металлургической и машиностроительной отраслях промышленности при изготовлении заготовок и деталей из гранулированных жаропрочных сплавов, например дисков роторов газотурбинных двигателей со смешанной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583564
Дата охранного документа: 10.05.2016
26.08.2017
№217.015.ec22

Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей

Изобретение относится к технологиям и оборудованию для нанесения покрытий на детали при их химико-термической обработке. Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей включает формирование на внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628309
Дата охранного документа: 17.08.2017
20.01.2018
№218.016.1a5d

Система подачи топлива в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД) и может быть использовано для подачи топлива в камеру сгорания авиационных ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе - аварийных. Система оснащена запорным клапаном, дозатором топлива, включающим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636360
Дата охранного документа: 22.11.2017
13.02.2018
№218.016.1f00

Способ подготовки стенда к испытаниям авиационного двигателя для определения достаточности запасов газодинамической устойчивости

Изобретение относится к области испытаний авиационных двигателей, в частности к созданию на стендах условий для подготовки испытаний авиационного двигателя по оценке достаточности запасов газодинамической устойчивости. При испытании двигателя обеспечивают дозвуковое течение потока в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641187
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f29

Способ нанесения износостойкого покрытия на бандажную полку лопатки турбомашин из никелевых сплавов

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при производстве или ремонте бандажированных лопаток турбин турбомашин, выполненных из жаропрочных никелевых сплавов. Выполняют бандажную полку лопатки турбины. Наносят на подготовленную к наплавке контактную поверхность бандажной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641210
Дата охранного документа: 16.01.2018
10.05.2018
№218.016.3ed9

Система автоматического управления авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления электронно-гидромеханической автоматикой авиационных ГТД и может быть использовано для управления авиационным ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе аварийных. Система оснащена сигнализатором отказа насоса-регулятора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648479
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4138

Способ испытания авиационного двигателя при проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления

Изобретение относится к испытаниям авиационных двигателей, в частности к испытаниям по проверке на отсутствие автоколебаний рабочих лопаток компрессора низкого давления. Перед испытанием во второй контур двигателя устанавливают устройство, загромождающее воздушный поток и увеличивающее уровень...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649171
Дата охранного документа: 30.03.2018
10.05.2018
№218.016.4141

Система регулирования радиального зазора

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к системе регулирования радиального зазора в газотурбинных двигателях. Система активного управления радиальным зазором в турбине содержит, подвижное кольцо, расположенное между надроторными вставками статора, корпусом статора турбины и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649167
Дата охранного документа: 30.03.2018
05.07.2018
№218.016.6b86

Биротативный компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при производстве газотурбинных двигателей. Биротативный компрессор содержит корпус, в корпусе с возможностью вращения смонтированы наружный и внутренний валы, на валах установлены диски, на дисках закреплены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659841
Дата охранного документа: 04.07.2018
16.09.2018
№218.016.8849

Способ противоводородной термической обработки заготовок из сталей и сплавов

Изобретение относится к области термической обработки заготовок из сталей и сплавов. Способ противоводородной термической обработки заготовок из сталей и сплавов заключается в выдержке заготовок из расчета 2 минуты на 1 мм сечения при температуре от 650°С до 700°С, соответствующей минимальному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667111
Дата охранного документа: 14.09.2018
Показаны записи 1-10 из 21.
20.01.2014
№216.012.9771

Способ шлифования пера лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в технологиях финишной обработки лопаток газотурбинных двигателей (ГТД), а также других деталей. Вращающийся шлифовальный круг приводят в контакт с обрабатываемой поверхностью и осуществляют его пошаговое перемещение по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504468
Дата охранного документа: 20.01.2014
10.08.2014
№216.012.e759

Способ очистки рабочей поверхности шлифовальных кругов

Изобретение относится к области металлообработки методами шлифования и может быть использовано в технологиях очистки шлифовальных кругов. Очистку осуществляют путем воздействия на очищаемую поверхность воздушной струей под напором, перемешанной с гранулами твердого диоксида углерода,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525018
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.04.2015
№216.013.4768

Способ получения покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к формированию на деталях из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов химико-термической обработкой комбинированных покрытий для защиты от газовой коррозии в условиях высоких температур (выше 900°С), и может быть использовано в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549784
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.08.2015
№216.013.7524

Способ получения жаростойкого покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению на деталях из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов покрытий с барьерным слоем для защиты от газовой коррозии в условиях температур выше 900°C, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561563
Дата охранного документа: 27.08.2015
27.11.2015
№216.013.9467

Состав для получения карбидного барьерного покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам для получения карбидного барьерного слоя в алюминийсодержащем покрытии, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и других отраслях промышленности, где используют детали из безуглеродистых сплавов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569610
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.06.2016
№216.015.46eb

Способ восстановления бандажных полок лопаток турбомашин из титановых сплавов

Изобретение может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из титановых сплавов. С поврежденных участков удаляют покрытие и поверхностный слой металла, например, алмазным шлифованием. Осуществляют наплавку поврежденных участков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586191
Дата охранного документа: 10.06.2016
10.06.2016
№216.015.49b4

Высокотемпературное теплозащитное покрытие

Изобретение относится к областям порошковой металлургии, в частности к неорганическим покрытиям из многослойных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении для получения высокотемпературного теплозащитного покрытия (ТЗП) методом газотермического напыления, например...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586376
Дата охранного документа: 10.06.2016
26.08.2017
№217.015.e87d

Способ восстановления бандажных полок лопаток компрессора газотурбинных двигателей (гтд)

Изобретение относится к способу восстановления бандажных полок лопаток компрессора газотурбинных двигателей (ГТД). Определяют линии ремонтного среза бандажных полок. Удаляют по указанной линии их дефектные части. Изготавливают накладки из твердосплавного материала толщиной не более 0,9 мм со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627558
Дата охранного документа: 08.08.2017
19.01.2018
№218.015.ff91

Способ финишной обработки лопатки газотурбинного двигателя и устройство для его осуществления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для финишной обработки лопаток газотурбинных двигателей. Осуществляют измерение геометрических характеристик заготовки лопатки, сравнение измеренной формы с теоретической, определение областей заготовки лопатки для полирования,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629419
Дата охранного документа: 29.08.2017
13.02.2018
№218.016.1f29

Способ нанесения износостойкого покрытия на бандажную полку лопатки турбомашин из никелевых сплавов

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при производстве или ремонте бандажированных лопаток турбин турбомашин, выполненных из жаропрочных никелевых сплавов. Выполняют бандажную полку лопатки турбины. Наносят на подготовленную к наплавке контактную поверхность бандажной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641210
Дата охранного документа: 16.01.2018
+ добавить свой РИД