×
17.08.2018
218.016.7bfc

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002664022
Дата охранного документа
14.08.2018
Аннотация: Изобретение относится к конструкции подвижного состава. Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой состоит из многофункциональных опор, закрепленных на боковых рамах тележки, соединенных поперечной балкой с вырезами, а также установленного на шкворне кольца с шарнирно присоединенными к ним стержнями. Стержни расположены симметрично относительно вертикальной оси кузова под некоторым углом к горизонтали и ориентированы перпендикулярно продольной оси кузова. Другие концы этих стержней шарнирно соединены с составными фрикционными ползунами, расположенными в профилированных горизонтальных направляющих поперечной балки и контактирующими с аксиально расположенными в этой балке с внутренней и с наружной винтовыми пружинами. В порожнем состоянии вагона при горизонтальных колебаниях кузова относительно тележки совместно с фрикционными ползунами работают внутренние пружины, а в груженом - внутренняя и наружная пружины. Кронштейны верхнего и нижнего упоров боковых опор установлены с зазором, обеспечивающим снижение динамической нагруженности упругих элементов этих опор при вписывании вагона в кривую. В результате улучшаются динамические качества вагона, повышается безопасность движения поезда, снижается интенсивность износа гребней колесных пар и головок рельсов. 2 ил.

Изобретение относится к устройствам подвижного состава транспортных средств железных дорог и предназначено, в частности, для грузовых вагонов и касается конструкции связей кузова с двухосной тележкой грузовых вагонов.

Цель изобретения - улучшение динамических характеристик, обеспечивающих повышение безопасности движения поездов и снижение износов гребней колес и головок рельсов.

Известна тележка модели 18-100, которой оснащены почти все грузовые вагоны, обращающиеся по сети железных дорого России и других стран бывшего СССР. В этой тележке связь с кузовом осуществляется посредством опирания пятника на подпятник надрессорной балки. Через отверстия пятника и подпятника проходит шкворень. Надрессорная балка снабжена расположенными в ее наклонных пазах фрикционными клиньями, взаимодействующими с фрикционными планками, закрепленными в проемах боковых рам, и опирается на два рессорных комплекта, состоящих из двухрядных пружин одинаковой высоты, установленными на нижних поясах боковых рам тележки.

К недостаткам такой конструкции следует отнести малый статический прогиб рессорного комплекта: в порожнем он не превышает 8 мм, а в груженом - 49 мм. Кроме того, жесткость рессорного подвешивания этой тележки в направлении, поперечном относительно оси пути, как в порожнем, так и в груженом состояниях вагона весьма значительна и равна 86⋅105 Н/м. [Сенаторов С.А. Прогнозирование нагруженности, износа и динамики подвижного состава: Ч. 1. Динамические системы подвешивания подвижного состава и методы их исследования. Учебное пособие. Екатеринбург. Изд-во УрЭМИИТ, 1996. 104 с.]. Такое значение горизонтальной жесткости является слишком большим, особенно для порожних вагонов. Вследствие этого в результате совместных колебаний виляния и боковой качки вагона в порожнем режиме его движения, особенно при изношенных фрикционных клиньях, наблюдаются значительные колебания кузова с большими горизонтальными силами взаимодействия в контакте колеса и рельса, снижающие коэффициент устойчивости против вкатывания гребня колеса на головку рельса. Практика показывает, что порожние вагоны, особенно с высоким центром тяжести, в 10 раз чаще сходят с рельсов, чем груженые. Из-за этого также приходится ограничивать скорость их движения до 60 км/ч в кривых участках пути, что снижает пропускную способность участков железных дорог.

Для повышения устойчивости движения новых так называемых инновационных вагонов в порожнем режиме они оснащены тележками с билинейным рессорным подвешиванием, рессорные комплекты которых оснащены двухрядными пружинами (тележки моделей 18-9855 (Barber S-2-R), 18-194-1 (Уралвагонзавод) и др.). Вследствие большей высоты внутренних пружин по отношению к наружным они работают в порожнем режиме движения вагона, а наружные пружины не нагружены. Это способствует некоторому улучшению вертикальной динамики вагона, но все равно не обеспечивает необходимых динамических показателей в горизонтальной плоскости, поскольку горизонтальная жесткость пружин в порожнем и груженом состояниях вагона остается постоянной [Ю.В. Мещерин О рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов. / Вагоны и вагонное хозяйство №2 (46) 2016. С. 33-35.] и тележки чувствительны к неровностям рельсовой колеи в плане, что негативно влияет на уровень безопасности движения поезда.

Известна также тележка подвижного состава, взятая за прототип, содержащая раму, упруго опирающуюся на колесные пары, состоящую из боковин, соединенных поперечной балкой с вырезом под шкворень. Устройство связи этой тележки и с кузовом состоит из установленных на раме тележки двух упругих боковых опор кузова с роликами и скользунов, установленных на боковинах тележки и состоящих из основания и опертой на него через упругий элемент крышку с антифрикционной пластиной для взаимодействия с упорной плитой, установленной на кузове [патент RU №2280575, МПК B61F 5/52, опубл. 27.07.2006].

Недостатки этой тележки:

1. Горизонтальная жесткости системы обрессоривания вагона как в порожнем, так и в груженом состояниях вагона является одинаковой, что не отвечает современным требованиям обеспечения оптимального взаимодействия колес и рельсов безопасности движения.

2. Установленные на боковых рамах упругие боковые опоры снабжены роликами, на которые опирается кузов. Так как ролики обладают малым коэффициентом трения качения, то они не могут обеспечить оптимального стабильного момента сопротивления повороту тележки относительно кузова.

3. Такие опоры качения не могут обеспечить необходимую работоспособность в условиях турбулентной многофазной среды - воздуха с частицами пыли, песка, влаги (а также и снега - в зимний период эксплуатации подвижного состава), которая образуется в подвагонном пространстве между кузовом и верхним строением пути при движении вагона по перегону с установленной скоростью.

Известна также боковая опора, которая содержит упругий элемент и две опорные плиты, неподвижно закрепленные соответственно на кузове и тележке, причем один конец упругого элемента непосредственно связан с одной из опорных плит, а другой - со второй опорной плитой через скользун. При этом первая опорная плита и скользун снабжены перекрывающими друг друга по высоте выступами-упорами, а вторая опорная плита снабжена направляющими для скользуна. Упоры скользуна выполнены плоскими с рабочими поверхностями, перпендикулярными направляющим плиты, а упоры первой опорной плиты образованы ее кронштейнами с кулачками, расположенными относительно рабочих поверхностей упоров скользуна с зазором [Боковая опора кузова на тележку железнодорожного транспортного средства, патент РФ 2019457, класс B61F 5/14].

Техническим результатом настоящего изобретения является обеспечение оптимальной жесткости рессорного подвешивания в порожнем и груженом состояниях вагона в горизонтальной плоскости поперек оси пути, эффективного демпфирования горизонтальных колебаний узлов вагона, что позволяет обеспечить устойчивость движения вагона, а также снизить износ гребней колес и боковых граней рельса.

Указанный технический результат достигается тем, что на шкворне установлено посредством антифрикционных прокладок кольцо с шарнирно присоединенными к ним стержнями, расположенными симметрично относительно вертикальной оси кузова под некоторым углом к горизонтали и ориентированными перпендикулярно продольной оси кузова, а другие их концы шарнирно соединены с составными фрикционными ползунами, расположенными в профилированных горизонтальных направляющих поперечной балки и контактирующими с аксиально расположенными в этой балке внутренними, когда вагон не нагружен, и с наружными винтовыми пружинами. При этом наружные пружины установлены с регулируемым преднатягом и упираются в расположенные в упомянутых направляющих кольца, через центральные отверстия которых проходят внутренние пружины, длины выступающих частей которых зависят от разности статических прогибов обрессоривания кузова в груженом и порожнем состояниях вагона, а также от угла наклона и длины упомянутых стержней, Кроме того, кронштейны верхнего и нижнего упоров боковых опор установлены с зазором "с", обеспечивающим защищенность упругого элемента опоры при деформации его сдвига при колебаниях виляния тележки вагона и при его вписывании в кривую.

На фиг. 1 изображено устройство связи кузова с тележкой подвижного состава железных дорог, на фиг. 2 показана упругая боковая опора кузова при виде сбоку.

Это устройство состоит из боковых опор, состоящих из упругих резинометаллических или эластомерных элементов 14, установленных между верхней упорной плитой 17 с фрикционным вкладышем 15 и нижней упорной плитой 19, закрепленной на боковой раме 20, опирающейся посредством упругих элементов 23 на буксы 24. На эти опоры опирается кузов 1 со шкворнем 4, снабженным кольцом 5 с антифрикционными вкладышами и расположенным в вырезе поперечной балки рамы тележки. К этому кольцу 5, установленному на шкворне посредством гайки 16, шарнирно присоединены стержни 6, расположенные в вырезе поперечной балки рамы тележки симметрично относительно вертикальной оси кузова под некоторым углом к горизонтали и ориентированные перпендикулярно продольной оси кузова. Другие их концы шарнирно соединены с фрикционными ползунами 7, упирающимися в фрикционные клинья 8, взаимодействующими с фрикционными вкладышами 9, расположенными в профилированных горизонтальных направляющих поперечной балки 12 рамы тележки. Торцовые вертикальные поверхности фрикционных клиньев 8 имеют гнезда, в которые упираются выступающие части пружин 10, расположенных внутри наружных пружин 11. Эти наружные пружины одним концом упираются в кольца 21, а другим, совместно с другим концом внутренней пружины, - в гнезда упоров 22, установленных с возможностью регулирования силы предварительного поджатия в поперечной балке рамы тележки 12. На поперечной балке рамы также закреплены упругие упоры 13, ограничивающие горизонтальное перемещение кузова относительно рамы тележки.

Устройство работает следующим образом. Углы наклона стержней, их длина и длина выступающих частей внутренних пружин подобраны так, чтобы в порожнем режиме движения при горизонтальных колебаниях вагона нагружались только внутренние пружины, а при полной загрузке вагона вследствие дополнительного сжатия боковых опор и опускания кузова со шкворнем, снабженным кольцом, стержни перемещались фрикционные ползуны, сжимая внутренние пружины на величину зазора "b", в результате чего включаются в работу также и наружные пружины.

В ненагруженном состоянии вагона при горизонтальных колебаниях железнодорожного экипажа в порожнем состоянии вагона шкворень 4 через кольцо 5 и наклонные стержни 6 перемещает упруго поджатые ползуны 7, а также фрикционные клинья 8, взаимодействующие с фрикционными вкладышами 9, заставляя сжиматься внутренние пружины 10. В результате этого возникают силы упругого сопротивления и силы трения, соответствующие данному режиму движения и ограничивающие амплитуду горизонтальных колебаний кузова.

При загрузке вагона произойдет дополнительное сжатие упругих элементов 14 боковых опор, вследствие чего кузов со шкворнем и установленным на нем кольцом опустятся вниз, стержни установятся горизонтально, перемещая упруго поджатые ползуны 7 и фрикционные клинья 8 и сжимая внутренние пружины на величину зазора "b". Края фрикционных клиньев 8 упрутся в кольца 21, нагружая при горизонтальных колебаниях вагона и внешние пружины, что увеличит силы упругого сопротивления и силы трения.

При работе упругих элементов этого устройства связи кузова с тележкой, выполненного из фрикционных элементов, внутренней и наружной аксиально установленных пружин и упругих упоров, как в порожнем, так и в груженом состояниях вагона формируется билинейная силовая характеристика, необходимая для обеспечения устойчивого безопасного движения вагона за счет снижения поперечных боковых сил взаимодействия вагона и пути (кузова с рамой тележки и колесных пар с головками рельсов).

При интенсивных колебаниях виляния и при вписывании в кривую демпфирующий момент создают силы трения между фрикционными вкладышами 15 и верхними упорными плитами 17. Для повышения надежности упругой боковой опоры кузова на тележку железнодорожного транспортного средства между кулачками кронштейнов 18 верхней боковой опоры и кронштейнами 19 нижней опоры установлен зазор, величина которого зависит от максимального веса кузова, коэффициента трения фрикционного скользуна и горизонтальной жесткости упругого элемента опоры при его деформации на сдвиг в направлении движения скользуна.

Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой, состоящее из многофункциональных опор, установленных на боковых рамах, которые упруго опираются на колесные пары и соединены поперечной балкой с вырезом под шкворень, отличающееся тем, что на шкворне установлено посредством антифрикционных прокладок кольцо с шарнирно присоединенными к ним стержнями, расположенными симметрично относительно вертикальной оси кузова под некоторым углом к горизонтали, ориентированными перпендикулярно продольной оси кузова, также шарнирно связанными вторыми их концами с составными фрикционными ползунами, расположенными в профилированных горизонтальных направляющих поперечной балки и контактирующими с аксиально расположенными в этой балке внутренней, когда вагон не нагружен, и с наружной винтовыми пружинами, причем наружные пружины установлены с регулируемым преднатягом и упираются в расположенные в упомянутых направляющих кольца, через центральные отверстия которых проходят внутренние пружины, длины выступающих частей которых зависят от разности статических прогибов боковых опор от груженого до порожнего состояний вагона, угла наклона и длины упомянутых стержней, а верхняя опорная плита боковой опоры, снабженная кронштейнами, опирается посредством скользуна из фрикционного материала на набор ее упругих элементов, установленных на нижней опорной плите с кронштейнами, при этом расстояние между рабочими вертикальными поверхностями этих упомянутых кронштейнов выполнено с зазором, зависящим от вертикальной нагрузки на опору, а также от коэффициента трения скользуна по опорной плите и горизонтальной жесткости упругого элемента опоры при его деформации на сдвиг в направлении движения скользуна.
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 47.
26.08.2017
№217.015.d376

Устройство для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей в системах диагностирования электродвигателей и связанных с ними механических устройств, в частности, размещенных в труднодоступных местах. Датчики напряжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621880
Дата охранного документа: 07.06.2017
26.08.2017
№217.015.e610

Электромагнитный подвес вертикального вала ротора

Изобретение относится к устройствам бесконтактного электромагнитного подвеса вертикального вала ротора, более конкретно - к электромагнитным подшипникам, предназначенным для использования в различных электрических машинах с вертикальным расположением вала ротора, таких как электромеханические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626794
Дата охранного документа: 01.08.2017
26.08.2017
№217.015.ed58

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояния участка пути. Рельсовая цепь содержит постовое оборудование, включающее в себя блок аппаратуры питающего конца, блок аппаратуры релейного конца, путевое реле и напольное оборудование, включающее в себя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628619
Дата охранного документа: 21.08.2017
29.12.2017
№217.015.f1a3

Способ определения мгновенных значений токов в трехжильном кабеле без металлических покровов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при построении устройств для бесконтактного измерения мгновенных значений токов в симметричном трехжильном кабеле без металлических покровов с круглыми жилами. В предлагаемом способе определения мгновенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636796
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.f248

Копер для ударных испытаний

Изобретение относится к испытательной технике на перегрузки различных материалов и изделий при ударах. Копер содержит корпус и ротор, на периферии которого размещены держатели, выполненные в виде колец со сферической внутренней поверхностью, в которых вставлены бойки в виде шаров; с корпусом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636798
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.f61b

Автоматическая дренажная установка с накопителем энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты подземных сооружений от блуждающих токов, вызываемых рельсовым электротранспортом. Установка содержит дренажную цепь из последовательно соединенных предохранителя, рубильника, шунта с измерительным прибором и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637447
Дата охранного документа: 04.12.2017
20.01.2018
№218.016.117f

Устройство для предотвращения повреждения вагонов при загрязнении бандажей колесных пар отцепов на сортировочной горке

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования скорости отцепов на сортировочных горках при реализации прицельного торможения. Устройство включает путевой датчик, счетчик вагонов, радиолокационные измерители скорости, установленные соответственно на выходе первой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634054
Дата охранного документа: 23.10.2017
13.02.2018
№218.016.2031

Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к оснастке для ремонта вагонов. Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона содержит П-образный балочный каркас (1), выполненный с возможностью подвешивания к цеховому мостовому крану и размещения передней и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641383
Дата охранного документа: 17.01.2018
13.02.2018
№218.016.2099

Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения

Изобретение относится к системам электроснабжения железнодорожного транспорта. Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения заключается в том, что на каждом шаге моделирования на основе тяговых расчетов с учетом напряжения на токоприемнике по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641537
Дата охранного документа: 18.01.2018
13.02.2018
№218.016.20a2

Смазывание цилиндрического редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом. Устройство для смазывания цилиндрического редуктора включает шестерню, тихоходное колесо, подпружиненный плунжер, размещенный в масляной ванне и постоянно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641561
Дата охранного документа: 18.01.2018
Показаны записи 1-10 из 22.
27.12.2014
№216.013.1551

Установка для очистки воздуха от пыли

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания глубоких карьеров и эффективной очистки выдаваемого из рабочей зоны воздуха. Технический результат заключается в создании эффективной установки для всасывания и очистки больших объемов запыленного воздуха,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536881
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.176f

Способ управления работой главной вентиляторной установки при проветривании шахт

Технический результат заключается в создании высокоэффективного способа управления работой главной вентиляторной установки (ГВУ), работающей на подземных горнодобывающих предприятиях, с использованием результатов статистических оценок значимости влияния параметров воздуха в вентиляторном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537427
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.07.2015
№216.013.6409

Система подогрева воды, подаваемой потребителю

Изобретение относится к теплоэнергетике, а именно к использованию тепла дымовых газов котельных установок для нагрева воды, подаваемой потребителю. Задачей изобретения является расширение области применения, повышение КПД теплоотдачи дымовыми газами, автоматизация системы управления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557156
Дата охранного документа: 20.07.2015
27.10.2015
№216.013.887e

Способ проветривания подземного горнодобывающего предприятия

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания подземных горнодобывающих предприятий. Техническим результатом является повышение энергоэффективности проветривания за счет действия тепловых депрессий, действующих между стволами, и общерудничной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566545
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.10.2015
№216.013.887f

Система регулирования воздухоподготовки на подземном горнодобывающем предприятии

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к системе регулирования воздухоподготовки на поземном горном предприятии. Технический результат заключается в создании высокоэффективной автоматизированной системы регулирования воздухоподготовки на подземном горнодобывающем предприятии,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566546
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.11.2015
№216.013.948c

Способ проветривания выемочного участка при обратном порядке отработки полезного ископаемого, расположенного по падению пласта

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания выемочных участков (панелей и блоков). Технический результат заключается в разработке энергоэффективного способа проветривания выемочного участка при обратном порядке отработки полезного ископаемого,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569647
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.02.2016
№216.014.c2d1

Система автоматизации главной вентиляторной установки

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к системам автоматизации вентиляторных установок, и может быть использовано для обеспечения безопасного, энерго- и ресурсосберегающего проветривания подземных горнодобывающих предприятий. Технический результат - расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574098
Дата охранного документа: 10.02.2016
10.02.2016
№216.014.c526

Виброзащитная подвеска сиденья объекта бронетанковой техники

Изобретение относится к конструкции сиденья механика-водителя объектов бронетанковой техники. Сиденье содержит платформу, закрепленную через дополнительное виброзащитное устройство в корпусе объекта опорной рамы, подвеску сиденья, подвесную раму и посадочное место. Подвеска сиденья содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574872
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.04.2016
№216.015.3402

Система проветривания нефтешахты

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания уклонных блоков на месторождениях высоковязкой нефти и природного битума, подземная добыча которых производится шахтным способом. Технический результат заключается в создании системы эффективного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582145
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.08.2016
№216.015.51a1

Подвеска объекта бронетанковой техники

Изобретение относится к объектам бронетанковой техники, а именно к подвескам танков. Подвеска включает опорные катки, балансиры, торсионы и амортизаторы. Подвеска дополнена установленными на наружных поверхностях носовой и кормовой (передней и задней) частей корпуса роторными гасителями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596206
Дата охранного документа: 27.08.2016
+ добавить свой РИД