×
09.08.2018
218.016.7a9f

Результат интеллектуальной деятельности: Шпала

Вид РИД

Изобретение

Авторы

№ охранного документа
0002663566
Дата охранного документа
07.08.2018
Аннотация: Шпала содержит на подошве в подрельсовой зоне выступ, который имеет в поперечном сечении произвольную форму и выполнен габаритной шириной в диапазоне от 150 до 250 мм, габаритной длиной от 100 до 299 мм и габаритной высотой от 50 до 150 мм. Обеспечивается повышение несущей способности рельсовой опоры, надежности и долговечности.

Изобретение относится к устройству рельсовых опор и может быть применено в конструкции шпал, в основном железобетонных, применяемых в верхнем строении железнодорожного пути, преимущественно бесстыкового.

Общеизвестна форма шпалы, например, цельнобрусковой железобетонной с предварительно напряженной арматурой, в которой подошва плоская.

Недостатком ее конструкции является появление при эксплуатации трещин на подошве подрельсовой зоны и разрушение рельсовых опор.

Известна также шпала подрельсового основания пути содержащая на подошве в подрельсовой зоне выступ, который расположен непосредственно под подрельсовыми углублениями и конгруэнтно последним. Это техническое решение по изобретению SU 1194938 принимаем за прототип. Его целью является экономия материалов.

В конструкции железнодорожных шпал длина подрельсовой площадки (углубления) составляет 440-480 мм, а параметр ее заглубления в тело рельсовой опоры равен 10-15 мм.

Недостатком конструкции изобретения SU 1194938 является повторение, совпадение, идентичность формы и размеров выступов в подрельсовой зоне на подошве шпалы форме и размерам подрельсовых углублений на верхней поверхности шпалы. Конгруэнтность приводит к недопустимо завышенной длине выступа, то есть размеру вдоль продольной оси рельсовой опоры величиной 400-500 мм, что вызывает попадание подошвы выступа в зону действия рабочих инструментов путевых машин и, следовательно, к ухудшению качества подбивки балласта. Также конгруэнтность приводит к недостаточной толщине (высоте) выступа, которая не превышает 10-15 мм и при такой незначительной величине не способна в достаточной мере усилить реактивное давление грунта и, следовательно, не способна оказать заметного, реального влияния на уменьшение усилий, напряжений в шпале.

Кроме того, известно, что величина подъемки пути при машинной выправке при однократном обжатии уплотненного балласта под шпалами составляет 40-50 мм. Этот параметр значительно превышает толщину выступа по изобретению SU 1194938. Поэтому при подъемке рельсов при ремонте железнодорожного пути большая часть подошвы средней зоны выступа прототипа окажется выше верхнего слоя балласта и потеряет контакт со щебнем. То есть исчезает зона опоры на балласт шпалы в месте приложения максимальной колесной нагрузки. В соответствии со стандартами по контролю годности, качества и приемки изготовленных рельсовых опор прикладываемая испытательная нагрузка для проверки трещиностойкости подошвы в подрельсовой зоне допускается всего 10-12,5 тс. Но при движении состава реальные колесные поездные нагрузки могут возрастать до 20-30 тс. Поэтому при эксплуатации имеет место многократное превышение рабочих колесных нагрузок в подрельсовой зоне по сравнению с испытательными при приемке и определении годности шпал. Следовательно, в потерявшей опору на балласт подрельсовой зоне шпалы прототипа неизбежно появятся трещины и начнется процесс разрушения изделия.

Кроме того, техническое решение по изобретения SU 1194938 не позволяет обеспечить создание реактивного давления грунта в подрельсовой зоне до значительных величин, способных исключить осадку шпал под действием поездной нагрузки и обеспечить стабильность работы балластной призмы в течение длительного периода времени, не допустить просадок рельсовых нитей и продольного профиля железнодорожного пути при движении поездов.

Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков.

Это цель достигается тем, что выступ на подошве в подрельсовой зоне шпалы имеет в поперечном сечении произвольную форму и выполнен габаритной шириной в диапазоне от 100 до 250 мм, габаритной длиной от 100 до 299 мм и габаритной высотой от 50 до 150 мм.

Основными определяющими параметрами при выборе размеров выступа для конкретного варианта применения являются площадь поперечного сечения, высота, несущая способность балласта и величина колесной нагрузки поезда.

Допускается уменьшение нижних пределов габаритов длины, ширины и высоты выступа в 2 раза.

Возможно устройство продольных пазов в выступе, расположенных вдоль продольной оси шпалы.

Рассмотрим для примера работу предлагаемой конструкции на варианте выступа, имеющего форму параллелепипеда и следующие размеры: ширина 175,5 мм; длина 200 мм; высота 75 мм. Толщину слоя балласта под подошвой предлагаемой шпалы примем 350 мм. Примем, что установка в путь звена с инновационными рельсовыми опорами производится полностью загруженным укладочным краном УК-25/9-18. Нагрузка от колеса этой машины составляет 11,85 тс. Под действием этой силы при наезде укладочным краном на шпалу ее выступ, площадь которого 351 см2, утопится в рыхлый щебень на глубину 75 мм.

Балластный слой при этом будет сжат до 3,38 Мпа. Его несущая способность повысится с 7 кг/см2 до 33,8 кг/см2. Несущая способность подошвы выступа составит 11,85 тс, а шпалы соответственно 23,7 тс. Это почти равно максимальной допускаемой нагрузке от оси подвижного состава на рельсы равной 25 тс и соответствует очень высокой степени стабилизации и качеству уплотнения балластной призмы.

Если, сохранив несущую способность щебня 33,8 кг/см2, увеличить площадь выступа до 592 см2, то получим рельсовую опору, которая без осадки пути выдерживает максимально возможную поездную нагрузку в 40 тс. То есть железнодорожная колея на таких шпалах теоретически сохраняет первоначальное проектное положение независимо от количества пропущенных поездов. Это исключительно ценное, принципиально новое повышение уровня технических возможностей и качества, которое позволяет сделать вывод о соответствии технических возможностей пути на балластной призме железной дороге на сплошном бетонном основании.

Очевидно, что выступ на предлагаемых рельсовых опорах значительно увеличивает усилие сдвига шпалы в балласте верхнего строения пути. При необходимости возможно повышение этого параметра путем размещения на подошве зубьев, например, из арматурной стали.

Механическая прочность шпалы, имеющей значительное утолщение в подрельсовой зоне, значительно повышается по сравнению с рельсовой опорой стандартной конструкции. Но, главное, благодаря выступу, под его дном образован мощный столб из сжатого почти до предельного состояния щебня, который полностью воспринимает колесную нагрузку проходящего состава. Поэтому изгибающий момент по нижней поверхности рельсовой опоры становится равным нулю и появление трещин в подрельсовой зоне, а также и по верху средней части шпалы в предлагаемом изделии исключается.

Сравнивая показатели железнодорожного пути на обычном балластном основании на шпалах предлагаемой конструкции и железнодорожной колеи на сплошном бетонном основании можно сделать вывод об их тождественности по основным техническим характеристикам. Основное отличие состоит в себестоимости изготовления. Строительство 1 км пути на инновационных шпалах обходится примерно в 62,5 раза дешевле, чем строительство аналогичной длины железной дороги на сплошном бетонном основании. В ценовом эквиваленте экономия составляет примерно 1,2 млрд руб./км.

Шпала подрельсового основания пути, содержащая на подошве в подрельсовой зоне выступ, отличающаяся тем, что выступ имеет в поперечном сечении произвольную форму и выполнен габаритной шириной в диапазоне от 150 до 250 мм, габаритной длиной от 100 до 299 мм и габаритной высотой от 50 до 150 мм.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
10.10.2013
№216.012.7272

Способ подъема грузов мобильным краном

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано для повышения грузоподъемности. При подъеме грузов мобильным краном, который содержит ходовую раму с расположенным на ней поворотным стреловым грузоподъемным устройством и тягово-сцепным аппаратом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494955
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.11.2013
№216.012.8586

Шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути. Шпала содержит на своей подошве зубцы, которые сформированы из материала шпалы в углублениях пресс-формы путем их затвердевания. Зубцы выполнены таким образом, что в поперечном сечении имеют произвольную форму с эквивалентным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499860
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.97ff

Железобетонная шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и может быть использовано в конструкции шпал, в основном железобетонных и используемых преимущественно в бесстыковом пути. Подошва шпалы содержит зубцы. В средней части ее постели на длине, равной зоне действия сжимающих кромочных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504610
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.04.2014
№216.012.bc1f

Грузоподъемное устройство

Изобретение относится к грузоподъемной технике и может быть использовано для перемещения больших грузов, преимущественно на небольшую величину с последующей их фиксацией в поднятом положении. Грузоподъемное устройство содержит полиспаст с блоками, канатом и приводом. Действие силы привода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513887
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.06.2014
№216.012.cf47

Способ подъема грузов мобильным краном

Изобретение относится к мобильным подъемным кранам и может быть использовано для повышения их грузоподъемности. При подъеме грузов используют мобильный кран, который содержит ходовую раму с расположенным на ней поворотным стреловым грузоподъемным устройством, тягово-сцепные аппараты,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518834
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.12.2014
№216.013.1392

Железобетонная шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к железобетонным шпалам, используемым преимущественно в бесстыковом пути. Цельнобрусковая железобетонная шпала предварительно напряженная содержит зубцы на выступах в подрельсовых зонах, при этом зубцы расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536433
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.03.2015
№216.013.32b3

Способ изготовления рельсовой опоры

Изобретение относится к способу изготовления рельсовых опор и может быть применено для изготовления шпал, в основном железобетонных, применяемых преимущественно в верхнем строении железнодорожного пути. Применяют следующие варианты способа: формируют выступ и в процессе его твердения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544454
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.07.2015
№216.013.61b0

Способ изготовления щебенок

Изобретение относится к способу изготовления щебенки для железобетонных зубатых шпал. Технический результат изобретения - повышение усилия сдвига шпал в балластной призме, исключение возникновения выброса при действии экстремальных температур и отклонение от норм содержания верхнего строения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556550
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.05.2016
№216.015.4151

Способ тепловлажностной обработки бетонных изделий

Изобретение относится к способу тепловлажностной обработки отформованных бетонных изделий, преимущественно сложной формы, например, зубатых железобетонных шпал. Способ тепловлажностной обработки железобетонных зубатых шпал заключается в том, что после схватывания бетона зубатый выступ на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584907
Дата охранного документа: 20.05.2016
26.08.2017
№217.015.d59a

Рельсовый стык

Изобретение относится к железнодорожному пути, в частности к рельсовым стыкам. Рельсовый стык содержит горизонтальную стыковую накладку, которая прикреплена к подошвам концов рельсов. В горизонтальной стыковой накладке отверстия для крепежных элементов имеют продолговатую форму. Достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623011
Дата охранного документа: 21.06.2017
+ добавить свой РИД