×
25.06.2018
218.016.6670

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕХЛЕСТА БУКСИРУЕМОЙ ДВУХТРОСОВОЙ САМОЛЕТНОЙ АНТЕННЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Группа изобретений относится к способу и устройству для определения перехлеста буксируемой двухтросовой антенны. Для определения перехлеста на тросы передают сигнал с приемо-передающего высоковольтного радиотехнического устройства, подключенного к бортовой сети. Длинный трос отсоединяют от приемо-передающего высоковольтного радиотехнического устройства и подключают его к блоку управления, определяют факт касания тросов, определяют зону эксплуатации антенны вне режимов перехлеста. Устройство содержит тросы, управляемые лебедками, установленными на самолете, блок управления, световую и звуковую сигнализацию. Блок управления содержит реле-ограничитель тока. Обеспечивается определение диапазона безопасной эксплуатации буксируемой двухтросовой антенны, ограничивая режимы, приводящие к перехлесту тросов. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиации, а именно к осуществлению сверхдальней связи (СДВ - диапазона) с использованием антенны большой протяженности.

Известно, что в ВМФ РФ (СССР) эксплуатируется самолет ТУ-142 MP, в нижней части фюзеляжа которого установлен барабан с выпускной буксируемой антенной большой протяженности (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Связь_с_подводными_ _лодками).

Также известен самолет Е-4А, созданный на базе самолета Боинг-747 (США), буксирующий тросовую антенну длиной около 8 км (https://ru.wikipedia.org/wiki/ / Связь_с_подводными_лодками).

Применение на аналогах однотросовой антенны не позволяет полностью обеспечить всевозрастающие требования потенциальных заказчиков, вследствие чего возникает необходимость дальнейшего совершенствования антенных устройств.

В связи с развитием и дальнейшим совершенствованием средств сверхдальней связи наметилась тенденция к использованию двухтросовой антенны, которая позволяет расширить технические возможности применения СДВ-диапазона.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является самолет США Б-6В "Меркурий", который имеет антенную систему, состоящую из основного троса, выпускаемого из центральной части фюзеляжа и имеющего длину 7925 м и груз массой 495 кг, и вспомогательного троса длиной 1219 м, выпускаемого из хвостового обтекателя самолета и служащего в качестве диполя (фиг. 1). На концах тросов имеются стабилизирующие аэродинамические конусы массой 41 кг. Благодаря наличию груза массой 495 кг, длинный трос в режиме дежурства самолета располагается в пространстве близко к вертикальному положению (~50°÷60°) (www.pentagonus.ru/load/zhurnaly//zvo/zarubezhnoe_woennoe_obozrenie_11_2008/56-1-0158).

Одной из важных проблем, влияющих на надежную работу буксируемой антенны, как механизма, является перехлест тросов двухтросовой антенны, образование которого зависит от следующих причин:

- влияния направления свивки прядей тросов и их увод от плоскости движения самолета-буксировщика вследствие проявления "эффекта Магнуса" при обтекании витых тросов набегающим потоком;

- отклонения поперечного сечения тросов от кругового вследствие деформации при прохождении через поворотные шкивы механизмов выпуска и уборки и последующего смещения сдеформированных сечений относительно друг друга в зависимости от вытяжки тросов под воздействием нагрузки от массовых и аэродинамических сил;

- маневрирования самолета-буксировщика антенны по курсу и тангажу (Издательский отдел ЦАГИ. Обзоры, №489, 1976 г. «Тросовые системы в потоке жидкости», стр. 2).

У прототипа эта проблема решается при помощи почти полутонного груза, разводящего тросы на удаление друг от друга с упомянутыми выше недостатками: увеличением веса и аэродинамического сопротивления антенны.

Решая задачу расширения арсенала технических средств в данной области техники, предлагается вариант двухтросовой антенны, в котором длинный трос размещен в нижней части фюзеляжа, а короткий - под одной из консолей крыла самолета-буксировщика (фиг. 2, 3). Такая компоновка двухтросовой антенны не предполагает применения груза в 495 кг, как у прототипа, а ограничивается применением двух аэродинамических грузов массой по 45 кг.

Это позволяет иметь некоторый выигрыш в массе антенны и ее аэродинамическом сопротивлении по сравнению с прототипом, поскольку буксировка тросов антенн производится под сравнительно малыми углами атаки по отношению к набегающему потоку ~9°÷10°.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является определение диапазона безопасной эксплуатации буксируемой двухтросовой антенны и внесение его в Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ), ограничивая режимы, приводящие к перехлесту тросов антенны.

Технический результат достигается отсоединением троса антенны от приемо-передающего высоковольтного радиотехнического устройства, подключением к бортовой электросети и последующим выполнением полетов с заданными параметрами. При этом многократно регистрируют факт касания тросов срабатыванием блока управления, определяют зону эксплуатации антенны вне режимов перехлеста тросов.

Таким образом, заявляемое изобретение соответствует критерию "новизна". Сравнение заявляемого решения с прототипом и другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники позволяет сделать вывод о соответствии критерию "изобретательский уровень". Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

фиг. 1 - схема буксировки антенны прототипа;

фиг. 2 - схема буксировки антенны предлагаемого изобретения (вид сбоку);

фиг. 3 - схема буксировки антенны предлагаемого изобретения (вид сверху);

фиг. 4 - принципиальная схема устройства для определения перехлеста буксируемой двухтросовой самолетной антенны.

При осуществлении варианта двухтросовой антенны с разнесенной установкой тросов "фюзеляж - консоль крыла" предлагается способ определения перехлеста тросов двухтросовой антенны, заключающийся в отсоединении длинного троса антенны от приемо-передающего высоковольтного радиотехнического устройства, в подключении его к бортовой электросети напряжением 115 В и выполнении полетов с заданными параметрами движения самолета-буксировщика: скоростью Vкp, высотой Н, креном γ, углом скольжения β, а также параметрами длин тросов и , которые определяются программой испытаний, вплоть до режимов полета, предполагающих перехлест тросов. В случае перехлеста тросов антенны возникает замыкание цепи, которое будет зарегистрировано специальным устройством, принципиальная схема которого изображена на фиг. 4.

Устройство содержит блок управления с выключателем 1, через который он подсоединен к бортовой сети ~115 В переменного тока. К выключателю 1 подсоединены клеммы К1.5 и А реле-ограничителя тока К1.

Клемма Б обмотки реле-ограничителя тока К1 подключена к токосъемнику 2, установленному на шкиве 3 лебедки 4, изолированной от корпуса самолета, с тросом 5 и лебедки 6, не изолированной от корпуса самолета, с тросом 7.

Устройство работает следующим образом. При выпущенных с помощью лебедок 4 и 6 тросах 5 и 7 на длины, определяемые полетным заданием, и при совершении эволюции в эксплуатационном диапазоне скоростей и высот возможно касание тросов. В этом случае напряжение 115 В с троса 5 поступает на трос 7 и через него на корпус самолета, так как трос 7 и его лебедка 6 не изолированы от корпуса самолета, что приведет к протеканию тока через обмотку и срабатыванию реле-ограничителя тока К1 блока управления.

Через замкнутые контакты К1.2 и К1.3 реле-ограничителя тока К1 и контакты К2.1-К2.2 реле времени К2, реле-ограничитель тока К1 становится на блокировку - реле-ограничитель тока К1 остается включенным. Через контакты К1.5-К1.6 реле-ограничителя тока К1 выдается сигнал для записи на контрольно-записывающую аппаратуру (КЗА) 8 и включается реле времени К2. В течение нормированной временной задержки (2÷3 секунды) от реле К2 в режиме он-лайн также оповещается экипаж световым, звуковым сигналом или их комбинацией. Через 2÷3 секунды реле времени срабатывает, контактами К2.1-К2.2 разрывает цепь блокировки реле-ограничителя тока К1, которое при этом выключается, снимается сигнал с КЗА 8. Устройство готово к фиксации повторного касания тросов.

Отличительной особенностью предлагаемого устройства является наличие блока управления, содержащего реле-ограничитель тока К1, которое, вследствие заданной величины сопротивления обмотки реле-ограничителя тока К1, понижает ток замыкания электрической цепи и предохраняет тросы антенны от подгорания, что позволяет использовать предлагаемое устройство многократно.

Предлагаемые способ и устройство фактически делают самолет-буксировщик двухтросовой антенны летающей лабораторией, так как позволяют определить диапазон эксплуатационных возможностей двухтросовой буксируемой антенны:

- по скорости буксировки, так как прочность тросов ограничена по сравнению с прочностью самолета-буксировщика;

- по углам крена влево, вправо;

- по условиям набора высоты и снижения,

и определить ресурс каждого из тросов.

Анализ материалов испытаний двухтросовой антенны позволяет определить для всех перечисленных условий эксплуатации антенны безопасные режимы с точки зрения перехлеста тросов и внести их в Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ).

После окончания работы устройство должно быть демонтировано и самолет-буксировщик может эксплуатироваться по прямому назначению как ретранслятор радиосигналов.


СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕХЛЕСТА БУКСИРУЕМОЙ ДВУХТРОСОВОЙ САМОЛЕТНОЙ АНТЕННЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕХЛЕСТА БУКСИРУЕМОЙ ДВУХТРОСОВОЙ САМОЛЕТНОЙ АНТЕННЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕХЛЕСТА БУКСИРУЕМОЙ ДВУХТРОСОВОЙ САМОЛЕТНОЙ АНТЕННЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕХЛЕСТА БУКСИРУЕМОЙ ДВУХТРОСОВОЙ САМОЛЕТНОЙ АНТЕННЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
10.10.2015
№216.013.8070

Устройство для рассеивания и шумоглушения выходящей свободной струи газа

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию газоотводной трубы вспомогательного газотурбинного двигателя устройством, уменьшающим силовое и акустическое взаимодействие двигателя с окружающей средой при эксплуатации авиационной техники. Устройство рассеивания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564477
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.12.2015
№216.013.96a3

Гидродинамический тормоз

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию для торможения гидросамолета на воде, и может быть использовано на быстроходных судах и других речных и морских быстроходных транспортных средствах. Гидродинамический тормоз содержит выдвижной управляемый водозаборник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570183
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.02.2016
№216.014.c36a

Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к силовым установкам летательных аппаратов. Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата, при котором расчетным методом выбирают соотношение длин внутреннего и внешнего контуров двигателя в пределах больше...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574498
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.02.2016
№216.014.e82f

Способ обеспечения безопасности заправки топливом в полете и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, в частности к заправке топливом самолетов в полете. Для безопасности заправки топливом в полете перед подачей топлива через заправочную штангу с конусом на самолете выдвигают турбулизаторы для интенсивного перемешивания потока воздуха и топлива в случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575301
Дата охранного документа: 20.02.2016
20.04.2016
№216.015.33c5

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике и касается морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло, хвостовое оперение, силовую установку, шасси и водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме многокорпусного полутораплана с установленными между лодками нижними полукрыльями, закрепленными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582196
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.05.2016
№216.015.423b

Конусный замок

Изобретение относится к устройствам крепления съемных частей к корпусу. Конусный замок содержит конус с фланцем, закрепленным на отъемной части корпуса самолета, конусное гнездо с фланцем, закрепленным на корпусе самолета, болт, самоконтрящуюся гайку и пружину. На конусе и на конусном гнезде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585212
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.8bef

Способ удаления льда и снега с поверхности самолета

Изобретение относится к техническому обслуживанию поверхностей самолета во время предполетной подготовки в зимнее время. Способ удаления льда и снега с поверхности самолета заключается в подготовке смеси горячего и холодного воздуха до определенной температуры и последующем подогреве ею...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604921
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.ba0c

Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно касается создания самолетов-амфибий и гидросамолетов. Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета содержит верхний крылоподобный элемент, выступающий вверх по отношению к плоскости крыла и нижний крылоподобный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615585
Дата охранного документа: 05.04.2017
25.08.2017
№217.015.d2dd

Стык консоли крыла с центропланом самолета

Изобретение относится к области авиастроения. Крыло самолета состоит из центроплана и двух консолей крыла. Кессон центроплана образован верхними и нижними панелями, передним и задним лонжеронами, нервюрами. Кессон консольной части крыла состоит из верхних и нижних панелей, переднего и заднего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621925
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.ed33

Устройство удаления воздуха из водовоздушной струи, поступающей при заборе воды на глиссировании самолета-амфибии

Изобретение относится к гидроавиации и касается оборудования пожарных самолетов-амфибий, используемых при тушении лесных пожаров, жилых и производственных помещений, возгораний на нефте- и газопроводах. Устройство удаления воздуха из водовоздушной смеси, поступающей при заборе воды на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628632
Дата охранного документа: 21.08.2017
Показаны записи 1-2 из 2.
20.02.2016
№216.014.e82f

Способ обеспечения безопасности заправки топливом в полете и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, в частности к заправке топливом самолетов в полете. Для безопасности заправки топливом в полете перед подачей топлива через заправочную штангу с конусом на самолете выдвигают турбулизаторы для интенсивного перемешивания потока воздуха и топлива в случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575301
Дата охранного документа: 20.02.2016
02.07.2019
№219.017.a2dd

Способ исследования попадания фрагментов льда в воздухозаборники двигателей и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, а именно к исследованию моделей самолетов в аэродинамической трубе на обледенение, с целью определения возможности попадания фрагментов льда в воздухозаборники двигателей летательных аппаратов. Имитаторы льда прикрепляют к передней кромке крыла модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692835
Дата охранного документа: 28.06.2019
+ добавить свой РИД