×
20.06.2018
218.016.64d0

Результат интеллектуальной деятельности: Муфта для ремонта трубопровода и способ ее установки на дефектный участок

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при ремонте трубопроводов со сквозными и несквозными дефектами стальной стенки. Муфта для ремонта трубопровода состоит из цилиндрической и двух торовых частей, образующих с ней вокруг трубопровода внутреннюю кольцевую полость. Торовые части имеют С-образную форму. Одна кромка каждой торовой части обращена внутрь кольцевой полости и соединена угловым швом с ремонтируемым трубопроводом, а другая кромка соединена с цилиндрической частью стыковым швом. Предложенная группа изобретений обеспечивает устранение опасного концентратора напряжений в сварных швах, что позволит увеличить срок службы отремонтированного участка трубопровода. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована при ремонте трубопроводов со сквозными и несквозными дефектами стальной стенки.

Существует множество конструкций, применяемых при ремонте магистральных трубопроводов, позволяющих проводить работы с остановкой и без остановки транспортировки продукта.

Применяемые конструкции ремонтных муфт имеют недостаток в виде повышенной концентрации напряжений в корневом слое углового шва, соединяющего муфту с трубой. Данная концентрация напряжений приводит к снижению ресурса участков, отремонтированных муфтами. Для повышения ресурса применяют меры, направленные на уменьшение концентрации напряжений.

Мерами повышения ресурса муфт являются усиление муфт бандажами, надеваемыми на их наружную поверхность, а также применение технологических колец, надеваемых на свободный участок трубы. Бандажи и кольца эффективны только при установке их с натягом, что затруднительно выполнить в полевых условиях и при большой толщине стенки трубы.

Также применяют различные способы усиления сечения за счет наплавленного метала шва. С этой целью создают обратную разделку - скос кромки на торце муфты, а также увеличивают катет углового шва, направленный вдоль поверхности трубы.

В уровне техники известно применение торо-сегментных и торо-цилиндрических муфт, что позволяет уменьшить концентрацию напряжений в корневом слое углового шва (Р.С. Зайнуллин, В.А. Воробьев. Ремонтные муфты повышенной работоспособности. Под редакцией академика А.Г. Гумерова. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. - 84 с).

Наиболее близким аналогом к заявленной группе изобретения является СТО Газпром 2-2.3-137-2007, Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов, Часть II, М.: ИРЦ Газпром, 2007, из которого известна муфта для ремонта трубопровода, состоящая из цилиндрической и двух торовых частей, образующих с ней вокруг трубопровода внутреннюю кольцевую полость. Из этого же источника известен способ установки муфты на дефектный участок трубопровода, включающий подготовку дефектного участка трубопровода и установку частей муфты на трубопровод.

Недостатками приведенных ремонтных конструкций является то, что они полностью не устраняют концентрацию напряжений в зоне таврового соединения (пример муфты, имеющей тавровое монтажное соединение с угловым швом показан на фиг. 1). Кроме того, дополнительной причиной концентрации напряжений в этих ремонтных сварных муфтах может являться непровар в корневом слое углового шва.

Также, в существующих ремонтных конструкциях имеются серьезные трудности с соблюдением ограничений по зазору между устанавливаемой муфтой и трубопроводом. В связи с овальностью сечения трубы при монтаже муфты трудно обеспечить соблюдение требуемых предельных значений зазора. Увеличение зазора приводит к дополнительной концентрации напряжений по периметру кольцевого углового шва.

Задача, на решение которой направлена предлагаемая группа изобретений, заключается в создании муфты для ремонта трубопровода и способа ее установки на дефектный участок, позволяющих устранить вышеуказанные недостатки.

Техническим результатом, на достижение которого направлена предлагаемая группа изобретений, является устранение опасного концентратора напряжений в сварных швах, что позволит увеличить срок службы муфты и соответственно отремонтированного участка трубопровода.

Технический результат обеспечивается тем, что муфта для ремонта трубопровода состоит из цилиндрической и двух торовых частей, образующих с ней вокруг трубопровода внутреннюю кольцевую полость. Торовые части имеют С-образную форму, причем одна кромка каждой торовой части обращена внутрь кольцевой полости и соединена угловым швом с ремонтируемым трубопроводом, а другая кромка соединена с цилиндрической частью стыковым швом.

Каждая торовая часть муфты может иметь конический участок, обеспечивающий равномерность зазора между муфтой и трубопроводом путем сошлифовывания его кромки, а также переменную разделку кромок для сварки продольных швов, переходящую из V-образной разделки на внутренней поверхности муфты через Х-образную в V-образную на наружной поверхности, при этом цилиндрическая часть может иметь по меньшей мере один патрубок.

Технический результат обеспечивается также тем, что способ установки вышеописанной муфты на дефектный участок трубопровода включает подготовку дефектного участка трубопровода, установку половин торовых частей на трубопровод, их последовательное соединение между собой продольными стыковыми швами и с ремонтируемым трубопроводом кольцевыми угловыми швами и последующую установку между торовыми частями половин цилиндрической части, которые затем сваривают как между собой продольными стыковыми швами, так и с торовыми частями кольцевыми стыковыми кольцевыми швами.

На фиг. 1 показана известная конструкция муфты, имеющая тавровое монтажное сварное соединение с угловым швом 4 между торовой частью 3 муфты и подкладным кольцом 6.

На фиг. 2 показано стыковое соединение 9 между цилиндрической 2 и торовой 3 частями предлагаемой муфты.

На фиг. 3 показан общий вид предлагаемой муфты, установленной на трубу.

На фиг. 4 представлен продольный разрез предлагаемой муфты с дополнительными сечениями, демонстрирующими переменную разделку кромок (с переходом от V-образной внешней разделки к V-образной внутренней через Х-образную).

Муфта состоит из одной цилиндрической 2 и двух торовых 3 частей, имеющих конические участки 8. Цилиндрическая 2 и торовые 3 части состоят каждая из двух половин, которые свариваются между собой продольными стыковыми швами 11 и 10 соответственно. Кольцевой стыковой шов 9 вынесен в зону цилиндрической части муфты в зону минимальных дополнительных напряжений от изгиба.

Установку предлагаемой муфты начинают с очистки поврежденного участка трубопровода 1 от изоляции на длине установки муфты L. Измеряют овальность трубы в месте установки муфты. В случае ремонта трубопровода с повышенной овальностью предлагаемая конструкция каждой торовой части муфты 3 имеет специально предусмотренный конический участок 8 для обеспечения равномерности зазора между муфтой и трубопроводом в зоне их контакта. Диаметр отверстия конического участка 8 меньше наружного диаметра трубы 1, что обеспечивает припуск на обработку кромок муфты (подгонку под овальность трубы). Подгоняют отверстие конического участка 8 муфты к форме сечения трубы 1 путем сошлифовывания кромки конического участка 8 муфты.

Затем выполняют установку половин торовых частей 3 на ремонтируемую трубу 1 и их фиксацию в заданном положении с помощью сборочных приспособлений. После этого половины торовых частей 3 сваривают между собой продольными стыковыми швами 10 с переменной разделкой кромок (фиг. 3). Конический участок торовой части муфты имеет V-образную разделку кромок с углом скоса 30° на внутренней поверхности муфты (сечение А-А, фиг. 4). Затем разделка плавно переходит в Х-образную (сечение Б-Б, фиг. 4). Далее разделка снова становится V-образной, но с внешней стороны (сечение В-В, фиг. 4). Штриховой линией на фиг. 4 показано расположение корневого слоя шва по толщине стенки муфты на разных участках.

Сварку продольного шва 10 торовой части 3 начинают со сварки конических участков 8 с внутренней стороны муфты. Сварка продолжается до конца разделки с внутренней стороны. Затем производят заполнение разделки с внешней стороны. При этом осуществляют подварку корневого слоя шва в переходном участке. Сварку двух продольных швов 10 торовой части 3 осуществляют одновременно.

Далее торовые части 3 приваривают к магистральной трубе 1 втавр угловыми швами 5 с внутренней стороны муфты.

Половины цилиндрической части 2 муфты устанавливают между торовыми частями 3 и фиксируют, совмещая кромки продольных 11 и кольцевых 9 стыковых сварных швов с помощью центраторов. Вначале проводят одновременно сварку двух продольных стыковых швов 11, затем поочередную сварку кольцевых стыковых швов 9.

Толщину стенки муфты выбирают таким образом, чтобы кольцевые напряжения в стенке цилиндрической части муфты 2 равнялись кольцевым напряжениям в стенке трубопровода 1.

После установки муфты в пространстве между муфтой и трубой создается давление путем заполнения этого пространства газом. Для заполнения полости между муфтой и трубой на полуцилиндрических частях муфты предусмотрены штуцеры 7, которые позволяют также проводить контроль давления в полости при последующих диагностических обследованиях муфты.

Реализация предложенной группы изобретений позволяет приблизить ресурс ремонтной муфты к ресурсу неповрежденного участка трубопровода, так как конструкция торовой части под действием внутреннего давления обеспечивает возникновение сжимающих напряжений в корне шва, соединяющего муфту с трубой, а соединение торовой и цилиндрической частей встык не создает новых концентраторов напряжений. Муфта обеспечивает работоспособность после разгерметизации стенки трубопровода. Заполнение пространства под муфтой газом обеспечивает частичную разгрузку участка трубы под муфтой и замедляет рост дефектов до потери им герметичности. Это дополнительно увеличивает ресурс.


Муфта для ремонта трубопровода и способ ее установки на дефектный участок
Муфта для ремонта трубопровода и способ ее установки на дефектный участок
Муфта для ремонта трубопровода и способ ее установки на дефектный участок
Муфта для ремонта трубопровода и способ ее установки на дефектный участок
Муфта для ремонта трубопровода и способ ее установки на дефектный участок
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
20.01.2018
№218.016.13fc

Способ изготовления коррозионно-стойкой трубы (варианты)

Группа изобретений относится к производству труб, используемых при изготовлении и строительстве трубопроводов, транспортирующих агрессивные среды. Способ изготовления коррозионно-стойкой трубы включает присоединение к концам стальной трубы или трубы из нержавеющей стали сваркой встык...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634644
Дата охранного документа: 02.11.2017
08.07.2018
№218.016.6e74

Установка и способ автоматической сборки и сварки алюминиевых панелей с ребрами

Изобретения относятся к установке и способу автоматической сборки и сварки алюминиевых панелей с ребрами. Установка содержит раму, автоматический механизм перемещения рамы в горизонтальном и вертикальном направлении, автоматическую сварочную головку, автоматический механизм подачи ребра и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660468
Дата охранного документа: 06.07.2018
13.01.2019
№219.016.aefb

Способ автоматической дуговой сварки под флюсом

Изобретение может быть использовано при получении сваркой конструкций, работающих при низких температурах. В сварочную ванну подают плавящийся электрод с одновременной подачей в ее хвостовую часть дополнительной присадочной проволоки, подвергаемой дополнительному нагреву проходящим через нее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676933
Дата охранного документа: 11.01.2019
Показаны записи 1-10 из 15.
20.11.2013
№216.012.831f

Способ создания эталонных образцов с заданным распределением напряжений

Изобретение относится к сварке, в частности к способам создания напряженного состояния в металлических образцах преимущественно из углеродистых и низколегированных сталей, и может быть использовано для тарировки и проверки существующих методов и оборудования для определения напряженного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499243
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.02.2014
№216.012.a73c

Способ определения механических напряжений в сварном изделии

Изобретение относится к сварке, в частности к способам определения деформаций и напряжений при сварке металлических конструкций и их последующей эксплуатации преимущественно из углеродистых и низколегированных сталей, и может быть использовано при изготовлении и техническом обследовании сварных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508527
Дата охранного документа: 27.02.2014
20.07.2014
№216.012.dfc7

Устройство для определения механических напряжений на поверхности металлической конструкции путем введения фиксированного количества теплоты

Изобретение относится к средствам определения механических напряжений, в том числе при изготовлении и последующей эксплуатации металлических конструкций преимущественно из углеродистых и низколегированных сталей, и может быть использовано при изготовлении и техническом обследовании конструкций...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523073
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e7e0

Эталонный образец с контролируемым распределением напряжений по толщине

Изобретение относится к металлическим эталонным образцам со сложным напряженным состоянием, и может быть использовано для проверки и отладки существующих методов и оборудования для определения механических напряжений в сечениях толстостенных элементов металлических конструкций. Эталонный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525153
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f73a

Способ электродуговой сварки неповоротных кольцевых швов трубопроводов

Изобретение относится к дуговой сварке и может быть использовано в различных отраслях промышленности при сварке преимущественно неповоротных кольцевых швов трубопроводов. Техническим результатом является повышение качества сварных соединений при сварке неповоротных кольцевых швов трубопроводов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529127
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.11.2014
№216.013.08c4

Интеллектуальная транспортная система и способ её использования

Группа изобретений относится к области информационных систем общего пользования и интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Интеллектуальную транспортную систему устанавливают в комплексе на автотранспортном средстве, полностью адаптируют к его электрической системе, используют непрерывно в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533645
Дата охранного документа: 20.11.2014
25.08.2017
№217.015.a9e2

Способ ультразвукового контроля изделий из полимерных композиционных материалов

Использование: для оценки качества конструкций замкнутого контура с внутренней полостью, изготовленных из полимерных композиционных материалов, например углепластика или стеклоуглепластика. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют возбуждение и прием импульсов ультразвуковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611709
Дата охранного документа: 28.02.2017
26.08.2017
№217.015.e45a

Электромагнитно-акустический преобразователь

Изобретение используется для неразрушающего контроля изделий из ферромагнитного материала. Сущность заключается в том, что электромагнитно-акустический преобразователь содержит магнитную систему в виде постоянного магнита и три плоские катушки, электрически изолированные друг от друга и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626577
Дата охранного документа: 28.07.2017
19.01.2018
№218.016.00c3

Автоматизированная установка ультразвукового контроля

Использование: для дефектоскопии магистральных газопроводов. Сущность изобретения заключается в том, что автоматизированная установка ультразвукового контроля содержит блок перемещения, акустический блок, электронный блок, блок питания и баки контактной жидкости. Блок перемещения включает в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629687
Дата охранного документа: 31.08.2017
25.08.2018
№218.016.7ec3

Способ аддитивного изготовления трехмерной детали

Изобретение относится к аддитивному изготовлению трехмерных деталей. На металлическую подложку укладывают первый слой предварительно спаянного или соединенного механически каркаса детали, повторяющего внешний и внутренний контур детали, толщиной 0,5÷10,0 мм. Производят плазменно-порошковую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664844
Дата охранного документа: 23.08.2018
+ добавить свой РИД