×
09.06.2018
218.016.5afc

Результат интеллектуальной деятельности: ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002655580
Дата охранного документа
28.05.2018
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике. Водозаборное устройство гидросамолета (1) содержит водозаборники (3), установленные за главным реданом и соединенные с баками посредством водоводов (4). За главным реданом (6) установлен накладной редан (5) с выполненными в нем желобами (7), в которых размещены заслонки (8), шарнирно соединенные с механизмами управления (9) заслонками. Входы водозаборников (3) установлены за накладным реданом (5) неподвижно на уровне или выше главного редана (6) и неподвижно соединены с желобами (7). Выходы неподвижно соединены с водоводами (4). Изобретение повышает интенсивность забора воды на глиссировании, надежность, упрощает конструкцию и снижает вес. 1 з.п. ф-лы. 7 ил.

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе забора воды противопожарным гидросамолетом на глиссировании.

Известно «Устройство для заполнения водой бака и сброса воды на гидросамолете» (Авторское свидетельство SU №1064598, МПК B64D 1/02). Водозаборники расположены на глиссирующей части днища гидросамолета симметрично диаметральной плоскости самолета и шарнирно закреплены на створках бака, содержат расширяющиеся от входа к выходу несколько водоводов, а в конце водоводов установлены направляющие решетки. Водозаборники управляются гидроцилиндрами, которые устанавливают их в открытое или закрытое положение, вращая вокруг оси.

Недостатком данной конструкции являются выступающие на днище, с наружной стороны, водозаборники, на которые при заборе воды действуют значительные гидродинамические нагрузки.

Известен двухпоплавковый гидросамолет (Патент США №5.967.462, МПК B64D 001/00, МПК B64C 35/00), имеющий в каждом поплавке бак для воды и водозаборное устройство. Водозаборное устройство содержит совковые заборники, закрепленные шарнирно на оси. Управляемые гидроцилиндры поворачивают заборники из убранного положения в поплавке в положение для забора воды, т.е. опускают в воду.

Поступление воды в баки на каждом поплавке обеспечивается каналом или желобом. Нижний конец канала снабжен входным отверстием, которое соединено с заборником.

Недостатком данной конструкции являются выступающие в воду при заборе воды водозаборники. На заборник и на шарнирные соединения механизма управления заборниками действуют значительные гидродинамические нагрузки.

Наиболее близким к заявляемому устройству, выбранным за прототип, является водозаборное устройство струйного типа на противопожарном гидросамолете при наборе воды на глиссировании (Дурицын Ю.Г., Соколянский В.П. «Струйные водозаборные устройства и система специального пожарного оборудования в гидроавиации», Сборник докладов III научной конференции «Гидроавиасалон-2000», стр. 112, издательство ЦАГИ, 2000. Копия прилагается).

Конструкция водозаборного устройства содержит ковши, расположенные на небольшом расстоянии за главным реданом лодки в области выглаженного реданом следа, ниже днища носовой части лодки. Между ковшом и водоводом имеется "воздушный" зазор. На выходе водовод соединен с емкостью для воды.

Ковши в данной конструкции водозаборного устройства выполняют роль дефлекторов, изменяя направление потока воды, направляя его на вход водовода.

Скорость самолета при заборе воды на глиссировании 170-210 км/ч (относительно воды). При глиссировании самолета, например, со скоростью 50 м/с (180 км/ч), с выпущенными ковшами водозаборников, на выступающие ниже редана части ковшей будет действовать скоростной напор воды:

.

где q - скоростной напор воды;

ρ=102 кГ⋅с24 - плотность воды;

vc=50 м/с - скорость самолета.

Скорость воды в водоводе в данной конструкции создается подпором воды, который, в свою очередь, зависит от скоростного напора перед ковшом водозаборника, создаваемого скоростью самолета. За ковшом водозаборника поток воды разделяется на два потока. Один поток - на вход в водовод, второй - на "воздушный" зазор. Расход воды в этих потоках будет обратно пропорционален гидродинамическому сопротивлению водовода и "воздушного" зазора.

Недостатками данной конструкции являются:

- наличие "воздушного" зазора - неоправданная потеря объема воды, проходящей через "воздушный" зазор;

- выступающие ниже редана ковши водозаборного устройства, шарнирные соединения ковшей и механизмы управления ими имеют значительные нагрузки от силы скоростного напора воды.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем повышения интенсивности забора воды на глиссировании, повышение надежности, упрощение конструкции и снижение ее веса.

Технический результат достигается тем, что водозаборное устройство гидросамолета содержит водозаборники, установленные за главным реданом и соединенные с баками посредством водоводов. За главным реданом установлен накладной редан с выполненными в нем желобами, в которых размещены заслонки, шарнирно соединенные с механизмами управления заслонками. Входы водозаборников установлены за накладным реданом неподвижно на уровне или выше главного редана и неподвижно соединены с желобами, а выходы неподвижно соединены с водоводами.

Использование накладного редана позволяет разместить в нем желоба, упрощает ремонт и обслуживание. Накладной редан может быть выполнен съемным, если гидросамолет используется, например, для спасательных операций на море.

Сопоставительный анализ предлагаемого изобретения с выявленными аналогами подтверждает, что предложенное водозаборное устройство гидросамолета для забора воды на глиссировании и наполнения водой баков гидросамолета новое. Вся совокупность признаков изобретения не следует для специалистов явным образом из известного уровня техники, поэтому заявленная система отвечает критерию изобретательного уровня. Изобретение промышленно применимо и позволяет достигнуть технический результат.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:

На фиг. 1 - представлен общий вид гидросамолета;

На фиг. 2 - представлен вид на накладной редан;

На фиг. 3 - представлен вид на водозаборное устройство, установленное на накладном редане (заслонки условно показаны в разных положениях, закрытом и открытом);

На фиг. 4 - представлен вид на водозаборное устройство (показано открытое положение заслонки);

На фиг. 5 - представлен вид на водозаборное устройство (показано закрытое положение заслонки);

На фиг. 6 - показана схема технологического членения элементов водозаборного устройства;

На фиг. 7 - представлен вид на водозаборное устройство, установленное на стреловидном главном редане без накладного редана.

Водозаборное устройство гидросамолета 1 для заполнения водой баков 2 гидросамолета 1 на глиссировании содержит водозаборники 3, соединенные с баками 2 для воды посредством водоводов 4. Гидросамолет 1 снабжен накладным реданом 5, установленным за главным реданом 6. В накладном редане 5 выполнены желоба 7, в которых размещены заслонки 8, шарнирно соединенные с механизмами управления заслонками 9. Входы водозаборников 3 расположены за накладным реданом 5 неподвижно на уровне или выше главного редана 6 и неподвижно соединены с желобами 7, а выходы неподвижно соединены с водоводами 4.

В работе водозаборного устройства используется "эффект Коанда" - прилипание жидкости (газа) при соприкосновении ее с движущейся поверхностью. В данном случае имеется настилающая струя - струя воды, полуограниченная с трех сторон желобом 7, которая подходит по желобу 7 к входу в водозаборник 3 и создает на входе водозаборника 3 скоростной напор воды.

Работа устройства происходит следующим образом.

При глиссировании гидросамолета 1, до начала забора воды, заслонка 8 закрыта, находится в нижнем положении (фиг. 5). Нижняя поверхность заслонки 8 расположена заподлицо с днищем лодки. Вода обтекает днище носовой части лодки, доходит до накладного редана 5 и за накладным реданом 5 образуются вихри, что позволяет гидросамолету 1 (судам) выйти на глиссирование и глиссировать. В данном случае происходит борьба с "эффектом Коанда".

Для забора воды заслонка 8 вращается вокруг своей оси механизмом управления заслонки 9 (например, гидроцилиндром), чем переводится в верхнее положение (фиг. 4). В открытом положении заслонка 8 создает плавный переход от поверхности днища носовой части лодки гидросамолета 1 к желобу 7. Поток воды, обтекая заслонку 8, по желобу 7 попадает в водозаборник 3, а затем по водоводу 4 в бак 2 для воды.

После того, как будет набран заданный объем воды, механизм управления заслонки 9 переводит заслонку 8 в нижнее положение, заподлицо с днищем лодки (фиг. 5), забор воды прекращается.

Предлагаемое водозаборное устройство гидросамолета для забора воды позволяет:

- исключить гидродинамическое сопротивление водозаборников, т.к. они расположены выше или на уровне редана;

- водозаборники закрепить неподвижно, что исключает механизмы управления ими и нагрузки на эти механизмы от сил скоростного напора воды.

На заслонку действуют гидродинамические нагрузки такие же, как и на днище лодки в районе главного редана.

Предлагаемое водозаборное устройство может быть использовано и на стреловидном редане, без накладного редана (фиг. 7).


ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА
ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА
ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА
ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА
ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
10.10.2015
№216.013.8070

Устройство для рассеивания и шумоглушения выходящей свободной струи газа

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию газоотводной трубы вспомогательного газотурбинного двигателя устройством, уменьшающим силовое и акустическое взаимодействие двигателя с окружающей средой при эксплуатации авиационной техники. Устройство рассеивания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564477
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.12.2015
№216.013.96a3

Гидродинамический тормоз

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию для торможения гидросамолета на воде, и может быть использовано на быстроходных судах и других речных и морских быстроходных транспортных средствах. Гидродинамический тормоз содержит выдвижной управляемый водозаборник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570183
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.02.2016
№216.014.c36a

Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к силовым установкам летательных аппаратов. Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата, при котором расчетным методом выбирают соотношение длин внутреннего и внешнего контуров двигателя в пределах больше...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574498
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.02.2016
№216.014.e82f

Способ обеспечения безопасности заправки топливом в полете и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, в частности к заправке топливом самолетов в полете. Для безопасности заправки топливом в полете перед подачей топлива через заправочную штангу с конусом на самолете выдвигают турбулизаторы для интенсивного перемешивания потока воздуха и топлива в случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575301
Дата охранного документа: 20.02.2016
20.04.2016
№216.015.33c5

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике и касается морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло, хвостовое оперение, силовую установку, шасси и водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме многокорпусного полутораплана с установленными между лодками нижними полукрыльями, закрепленными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582196
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.05.2016
№216.015.423b

Конусный замок

Изобретение относится к устройствам крепления съемных частей к корпусу. Конусный замок содержит конус с фланцем, закрепленным на отъемной части корпуса самолета, конусное гнездо с фланцем, закрепленным на корпусе самолета, болт, самоконтрящуюся гайку и пружину. На конусе и на конусном гнезде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585212
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.8bef

Способ удаления льда и снега с поверхности самолета

Изобретение относится к техническому обслуживанию поверхностей самолета во время предполетной подготовки в зимнее время. Способ удаления льда и снега с поверхности самолета заключается в подготовке смеси горячего и холодного воздуха до определенной температуры и последующем подогреве ею...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604921
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.ba0c

Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно касается создания самолетов-амфибий и гидросамолетов. Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета содержит верхний крылоподобный элемент, выступающий вверх по отношению к плоскости крыла и нижний крылоподобный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615585
Дата охранного документа: 05.04.2017
25.08.2017
№217.015.d2dd

Стык консоли крыла с центропланом самолета

Изобретение относится к области авиастроения. Крыло самолета состоит из центроплана и двух консолей крыла. Кессон центроплана образован верхними и нижними панелями, передним и задним лонжеронами, нервюрами. Кессон консольной части крыла состоит из верхних и нижних панелей, переднего и заднего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621925
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.ed33

Устройство удаления воздуха из водовоздушной струи, поступающей при заборе воды на глиссировании самолета-амфибии

Изобретение относится к гидроавиации и касается оборудования пожарных самолетов-амфибий, используемых при тушении лесных пожаров, жилых и производственных помещений, возгораний на нефте- и газопроводах. Устройство удаления воздуха из водовоздушной смеси, поступающей при заборе воды на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628632
Дата охранного документа: 21.08.2017
Показаны записи 1-2 из 2.
25.08.2017
№217.015.b993

Система заполнения водой баков-отсеков гидросамолета на глиссировании

Изобретение относится к авиационной технике и касается системы заполнения водой баков-отсеков на противопожарных гидросамолетах при глиссировании по водной поверхности. Гидросамолет содержит баки-отсеки с дренажными каналами. Имеются водозаборные устройства с выдвигаемыми при наборе воды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615077
Дата охранного документа: 03.04.2017
19.06.2019
№219.017.860f

Комплексная система для запуска тяжелых воздушно-космических самолетов многоразового использования на околоземную орбиту, супертяжелый реактивный самолет-амфибия для нее (варианты) и способ осуществления запуска

Изобретения относятся к области авиационно-космической техники, а именно к комплексной системе для запуска тяжелых воздушно-космических самолетов многоразового использования на околоземную орбиту, к супертяжелому реактивному самолету-амфибии для комплексной системы и к способу введения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002397922
Дата охранного документа: 27.08.2010
+ добавить свой РИД