×
29.05.2018
218.016.56d6

Способ скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей (варианты)

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002655073
Дата охранного документа
23.05.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Группа изобретений относится к психофизиологии и может быть использована для скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей. Производят непрерывный съем и запись биометрических показателей, в частности индикаторов сердечного ритма: индекса напряжения ИН и амплитуды моды A. Затем проводят оценку частотности состояний за период мониторинга и получают данные о степени соответствия психофизиологических состояний обследуемого и состояний, характерных для аутизма. На основании вышеупомянутых данных делают вывод о соответствии данного состояния группе риска по возникновению РАС. Также варианты реализации способа позволяют учесть поведенческий фактор и на основании поведения уточнить оценку, полученную при использовании биометрической информации. Группа изобретений обеспечивает упрощенное, объективное и раннее выявление детей из группы риска по возникновению РАС, в том числе диагностику детей, имеющих нарушения коммуникативных функций за счет использования наиболее значимых и простых психофизиологических измерений, не требующих длительного обследования. 4 н.п. ф-лы, 4 табл., 5 пр.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области биологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии, педагогики и медицины, в частности к клинической медицине, психиатрии, медицинской психологии, функциональной диагностике, экспериментальной психологии и физиологии. Более конкретно, изобретение относится к способам скрининг диагностики и оценки психоэмоционального, психофизиологического и психического состояния человека, применимых, в частности, для психопрофилактических и диспансерных обследований, а также в бытовых и естественных условиях.

Уровень техники

Из уровня техники известно большое число способов определения психофизиологического и психического состояния человека, выявления скрытых психических реакций и диагностики состояния регуляторных систем организма.

В качестве наиболее близкого аналога выбран известный способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей (патент RU 2529402 C1 А61В 5/16, опубликован 27.09.2014 г.). Данный известный способ состоит в том, что проводят балльную оценку анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования, психофизиологического тестирования. После чего по цветовому тесту Люшера оценивают аутогенную норму, вегетативный и личностный баланс, работоспособность, гетерономность-автономность и концентричность-эксцентричность. Далее по шкале эмоциональной возбудимости оценивают эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями. Далее по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки. По простой зрительно-моторной реакции оценивают функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей. После чего выявляют девиантные тенденции путем присуждения 0, 1 или 2 балла за каждый параметр в зависимости от его значения, с дальнейшим суммированием всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 14-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах. Данный способ обладает существенным недостатком: проведение исследования возможно только при сохранной психической функции у взрослых людей.

Известен способ психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста (патент RU 2497453 C1 А61В 5/16, опубликован 10.11.2013 г.). Данный известный способ представляет собой комплект регистрационных таблиц, далее «Протокол», для формализованной качественной и количественной оценки психического статуса ребенка. Вся шкала разделена по сферам психической деятельности, сформированным в виде таблиц. В протоколе отмечают физическое состояние ребенка, которое исследуют при поступлении в стационар. Определяют вес, рост, температуру тела, артериальное давление, проводят общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови, электрокардиограмму. Затем у ребенка исследуют все стороны психического и неврологического состояния по девяти сферам: когнитивные функции, психическую активность, эмоции, влечения, сенсорику, нарушение восприятия, социальное поведение, а также неврологические знаки, моторику и вегетатику. Оценку каждого симптома осуществляют в баллах от 0 до 7. Подсчитывают суммарное значение среднего балла выявленных симптомов по каждой сфере, отражающего тяжесть психического и неврологического состояния пациента. Суммируют средние баллы по каждой сфере и определяют тяжесть состояния в соответствии с установленными значениями. Данный способ обладает существенным недостатком: проведение исследования возможно только в стационарных условиях, под контролем широкого круга специалистов, что не исключает субъективности оценки и искажения результатов. Поскольку обследование проводится в непривычной обстановке медицинского учреждения, сам факт обследования является сильным стрессовым фактором, снижающим точность и достоверность результатов.

Известен способ оценки психического состояния (патент RU 2099009 C1 А61В 5/16, опубликован 20.12.1997 г.). Данный известный способ заключается в определении у испытуемых совокупности признаков изменения физиологических функций в фиксированные промежутки времени и последующим сопоставлением их с таковыми эталонных состояний психики, являющимися образцами свойств личности. По доле представленности свойств испытуемого в эталонах и степени их выраженности судят о характеристике психического состояния его в текущий момент времени. Данный способ обладает существенным недостатком: дискретностью измерений, так как определение показателей физиологических функций и их изменений производится в фиксированные, заранее заданные промежутки времени. Это, во-первых, существенно снижает его достоверность за счет предустановки, в том числе психологической акцентации на исследовании, во-вторых, не отслеживает весь спектр изменений и их динамик, в-третьих, не позволяет исключить вероятность попадания момента исследований на транзиторные состояния. Данный способ разработан для взрослых людей и не включает в себя диагностику аутизма.

Также, указанные методы не являются скрининг диагностикой, трудоемки, и требуют большого количества исследований, а также, за счет своей дискретности измерений состояний, не позволяют оценить естественную динамику изменения состояния испытуемого в привычной среде, что может существенно влиять на выводы, сделанные по результатам обследования.

Раскрытие изобретения

Задачей настоящего изобретения является создание способа скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей, в том числе раннего возраста или имеющих нарушения коммуникативных функций, с расширенной областью применения.

В ходе решения данной задачи изобретение позволяет достичь следующей совокупности технических результатов: раннее, с первого года жизни, выявление детей из группы риска, в том числе диагностика детей, имеющих нарушения коммуникативных функций (речь, слух, зрение, письмо), затрудняющих оценку состояния и определение риска возникновения аутизма традиционными способами. Способ применим в бытовых и естественных условиях. Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять педиатры, невропатологи, педагоги, психологи, медицинские сестры и сами родители.

Указанная совокупность технических результатов достигается тем, что способ, по Варианту 1, Способ скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей, отличающийся тем, что вывод о принадлежности обследуемого к какой-либо группе риска по возникновению РАС делается на основании анализа и оценки результатов длительного мониторинга биометрической информации по соответствию психофизиологических состояний обследуемого состояниям, специфичным для РАС, и состоит в том, что:

- Осуществляют непрерывный съем и запись биометрической информации обследуемого в привычных условиях в течение заданного периода времени (далее - период мониторинга) в привычных условиях;

- Записанные данные мониторинга разбивают на равные интервалы по 5 минут;

- Для каждого интервала рассчитывают по данным биометрической информации показатели, для которых зафиксирована и обобщена статистическая связь психофизиологических состояний, характеризуемых данными параметрами, с состояниями, специфическими для аутизма, нехарактерная для других состояний здоровья человека;

- Ставят в соответствие каждому интервалу психофизиологическое состояние на основании установленного соответствия между параметрами биометрической информации и психофизиологическим состоянием;

- На основании установленной степени характерности психофизиологического состояния для состояний, специфичных для аутизма, ставят в соответствие каждому психофизиологическому состоянию степень характерности и числовой коэффициент, зависящий от степени характерности;

- По обработанным данным рассчитывают коэффициент риска (КР);

- На основе полученного числового значения коэффициента риска (КР) делают вывод о принадлежности обследуемого к какой-либо группе риска по возникновению расстройств аутистического спектра (РАС).

Указанная совокупность технических результатов достигается также тем, что по Варианту 2, способ скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей, отличающийся тем, что вывод о принадлежности обследуемого к какой-либо группе риска по возникновению РАС делается на основании анализа и оценки результатов длительного мониторинга по соответствию психофизиологических состояний обследуемого состояниям, специфичным для РАС, и дополнительном учете поведенческих отклонений, состоит в том, что:

- В течение заданного периода времени (далее - период мониторинга) осуществляют непрерывный съем и запись биометрической информации обследуемого в привычных условиях;

- Одновременно заполняют дневник поведенческого контроля, где отмечают активности обследуемого, происходящие с ним события, их непосредственную продолжительность и субъективную оценку длительности влияния этих событий на состояние обследуемого; также отмечают поведенческие реакции обследуемого, выделяют отдельно поведение и реакции, характерные для РАС;

- Записанные данные мониторинга разбивают на равные интервалы по 5 минут;

- Для каждого интервала рассчитывают по данным биометрической информации показатели, для которых зафиксирована и обобщена статистическая связь психофизиологических состояний, характеризуемых данными параметрами, с состояниями, специфическими для аутизма, нехарактерная для других состояний здоровья человека;

- На основании установленного соответствия между параметрами биометрической информации и психофизиологическим состоянием, каждому интервалу ставят в соответствие психофизиологическое состояние;

- Для каждого психофизиологического состояния по конкретному временному интервалу на основании установленной степени характерности психофизиологического состояния для состояний, специфичных для аутизма, определяют числовой коэффициент;

- Сопоставляют данные дневника поведенческого анализа с данными записи биометрической информации и исключают из расчета интервалы, соответствующие экстренным состояниям или нетипичным ситуациям (высокая температура, острая боль, эмоциональный шок или другие, выделенные наблюдателем);

- Сопоставляют данные дневника поведения с обработанными данными записи биометрической информации и выделяют интервалы, соответствующие, по данным дневника, поведению, характерному для ребенка с РАС;

- Рассчитывают коэффициент риска (КР);

- На основе полученного числового значения коэффициента риска делают вывод о принадлежности обследуемого к какой-либо группе риска по возникновению РАС.

Указанная совокупность технических результатов достигается также тем, что по Варианту 3, способ скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей, отличающийся тем, что вывод о принадлежности обследуемого к какой-либо группе риска по возникновению РАС делается на основании анализа и оценки результатов длительного мониторинга биометрической информации, в частности индикаторов сердечного ритма: индекса напряжения (ИН) и амплитуды моды (АМо), по соответствию психофизиологических состояний обследуемого состояниям, специфичным для РАС, состоит в том, что:

- В течение заданного периода времени (далее - период мониторинга) осуществляют непрерывный съем и запись биометрической информации обследуемого, в частности, пульсовую волну или электрокардиограмму в привычных условиях;

- Записанные данные мониторинга разбивают на равные интервалы по 5 минут, для каждого из которых определяют значения индикаторов сердечного ритма обследуемого, состоящих из группы: индекс напряжения (ИН) и амплитуда моды (АМо);

- На основе рассчитанных значений индикаторов сердечного ритма: индекса напряжения (ИН) и амплитуды моды (АМо), по установленному соответствию определяют психофизиологическое состояние, соответствующее данному интервалу;

- По установленной степени характерности психофизиологических состояний для специфических для аутизма состояний каждому состоянию определяют в соответствие числовой коэффициент;

- По полученным обработанным данным рассчитывают коэффициент риска (КР);

- На основе полученного числового значения коэффициента риска (КР) делают вывод о принадлежности обследуемого к какой-либо группе риска по возникновению РАС.

Указанная совокупность технических результатов достигается также тем, по Варианту 4, скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей, отличающийся тем, что вывод о принадлежности обследуемого к какой-либо группе риска по возникновению РАС делается на основании анализа и оценки результатов длительного мониторинга биометрической информации, в частности индикаторов сердечного ритма: индекса напряжения (ИН) и амплитуды моды (АМо), по соответствию психофизиологических состояний обследуемого состояниям, специфичным для РАС, и дополнительном учете поведенческих отклонений состоит в том, что:

- В течение заданного периода времени (далее - период мониторинга) осуществляют непрерывный съем и запись биометрической информации обследуемого в привычных условиях, в частности, пульсовую волну или электрокардиограмму;

- Одновременно заполняют дневник поведенческого контроля, где отмечают активности обследуемого, происходящие с ним события, их непосредственную продолжительность и субъективную оценку длительности влияния на состояние обследуемого; также отмечают поведенческие реакции обследуемого, выделяют отдельно поведение и реакции, характерные для РАС;

- Записанные данные мониторинга разбивают на равные интервалы по 5 минут, для каждого из которых определяют значения индикаторов сердечного ритма обследуемого, состоящих из группы: индекс напряжения (ИН) и амплитуда моды (АМо);

- На основе рассчитанных значений индикаторов сердечного ритма: индекса напряжения (ИН) и амплитуды моды (АМо), по установленному соответствию определяют психофизиологическое состояние, соответствующее данному периоду;

- По установленной степени характерности психофизиологических состояний для специфических для аутизма состояний каждому состоянию определяют в соответствие числовой коэффициент;

- Сопоставляют данные дневника поведенческого анализа с данными записи биометрической информации и исключают из расчета интервалы, соответствующие экстренным состояниям или нетипичным ситуациям (высокая температура, острая боль, эмоциональный шок или другие, выделенные наблюдателем);

- Сопоставляют данные дневника поведения с данными записи биометрической информации и выделяют интервалы, соответствующие, по данным дневника, характерному поведению ребенка с РАС;

- На основании оценки соответствия данных биометрической информации и поведенческого анализа вводят поправочный коэффициент в формулу по расчету коэффициента риска (КР);

- Рассчитывают коэффициент риска (КР);

- На основе полученного числового значения коэффициента риска (КР) делают вывод о принадлежности обследуемого к какой-либо группе риска по возникновению РАС.

Отличительной особенностью данного изобретения является использование параметров биометрической информации для скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей.

Осуществление изобретения

Актуальной проблемой общества становится рост числа психический заболеваний у детей. По оценкам специалистов, расстройства аутистического спектра (РАС) являются одной из наиболее сложных проблем современной психиатрии. В 2001 году Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) объявила ее одной из самых значимых в психиатрии. Заболевания из этой группы обладают различными причинами возникновения, вариабельностью и степенью тяжести проявлений, что существенно затрудняет постановку диагноза.

Несмотря на то, что первые признаки аутизма могут отмечаться с трехмесячного возраста, серьезные нарушения выявляются, как правило, в период активной подготовке к школе, в 6-7 лет или случайно, при обращениях по поводу других заболеваний. Поздняя диагностика существенно ухудшает прогноз лечения и качество жизни пациента во взрослом состоянии, поэтому проблема максимально ранней диагностики РАС является чрезвычайно острой.

Серьезным осложняющим моментом своевременной диагностики являются особенности заболевания, например, при аутизме темп развития речи ребенка в раннем возрасте может быть выше, чем у его здоровых сверстников, а затем начинается регресс и отчетливо речевые нарушения видны уже только после трех лет.

Раннее, до 3 лет, выявление у ребенка заболевания из группы РАС, позволяет провести комплекс медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации к 7 годам, что позволяет существенно улучшить психологическую и социальную адаптацию, навыки самообслуживания детей, вплоть до полной социализации, соответствующей возрасту.

В мире разработан и широко используется стандартизованный скрининговый инструментарий, основанный на анкетировании:

- Экспресс-оценка аутистических проявлений - ADOS (Давид Гродберг, 2011);

- Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-СНАТ (Robins, Fein & Barton, 1999);

- Социально-коммуникативный опросник - SCQ1 (Майкл Раттер (Michael Rutter, M.D., F.R.S.)

- Интервью ADI-R - «золотого стандарта» диагностики РАС (Lord et al., 1994);

- Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) (Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В., 2015).

Но существующая статистика возраста выявления аутизма доказывает, что данный вид скрининг диагностики, основанный на субъективной оценке, не является достаточно эффективным.

РАС - сложные комплексные заболевания, сопровождающиеся множественными изменениями в организме на физиологическом уровне и проявляющиеся психологическими нарушениями. Постановка диагноза занимает, в большинстве случаев, несколько месяцев, требует привлечения широкого круга медицинских специалистов и психологов для исключения других заболеваний.

Существующие методы лабораторной и функциональной диагностики выявляют неспецифические изменения показателей, которые встречаются при широком спектре заболеваний и не являются достоверными маркерами аутизма, так как могут быть в пределах нормы у детей с уже установленным и доказанным диагнозом.

Основным методом постановки диагноза аутизм был и остается поведенческий анализ, построенный на наблюдении за поведением обследуемого, соотнесением выявленных поведенческих реакций с типичными для РАС. Данный метод основан на субъективной оценке специалистом.

Все вышеизложенное определяет актуальность создания эффективных методик скрининг диагностики риска возникновения РАС.

Американская ассоциация педиатров рекомендует проводить традиционный анкетный скрининг в возрасте 9, 18, 24 (30) месяцев - в критические периоды онтогенеза, которым соответствуют четкие, хорошо изученные и обобщенные нормы физического и психического развития здорового ребенка. Однако, необходимо отметить, что аутизм может развиться в любом возрасте в первые десять лет жизни ребенка.

Предлагаемый способ основан на анализе функционирования базовых физиологических механизмов регуляторных систем организма. Это позволяет проводить исследования независимо от возраста. Неинвазивность, возможность проведения заявляемого способа скрининг диагностики дистанционно, без участия высококвалифицированных специалистов, позволяет рекомендовать его применения с необходимой периодичностью, в том числе у детей, имеющих коммуникативные нарушения.

В основе способа, в соответствии с настоящим изобретением, лежит метод оценки взаимосвязи деятельности сердечно-сосудистой системы и нервной системы по показателям вариабельности сердечного ритма (ВСР), которые коррелируют с функциональным состоянием систем регуляции человека.

Способ основан на том, что регулирующие функции нервной системы при психических заболеваниях нарушены, что подтверждают многочисленные исследования по оценке функционирования регуляторных систем, в частности, по методу вариабельности сердечного ритма (ВСР).

Способ основан на анализе данных длительного мониторинга ВСР. В организме человека происходит смена состояний регуляторных систем, как под влиянием внешних факторов, так и циркадных ритмов самого организма. Состояния, типичные для аутизма, могут встречаться и у здоровых людей, как адекватная реакция систем адаптации. Важно и обратное: у детей-аутистов встречается состояние регуляторных систем, соответствующее показателям здоровых детей. Поэтому на основании единичных измерений по методу ВСР делать выводы о наличии патологии и, соответственно, принадлежности ребенка к группе риска по возникновению РАС нельзя, так как может быть зафиксировано транзиторное состояние или ятрогения, то есть влияние медицинского обследования. Суточный ритм дает возможность отследить типичные состояния.

Однако существуют ситуации, которые существенно меняют общее состояние организма от нескольких часов до суток и более, и, тем самым, могут исказить конечный результат. К таким ситуациям относятся: период продрома (до клинических проявлений болезни), период собственно болезни или обострения хронического заболевания и период восстановления; болевые, шоковые состояния и психоэмоциональные срывы. При выявлении совпадения вышеперечисленных событий и времени проведения мониторинга расчет риска возникновения РАС не проводится. Рекомендуется проведение повторного исследования для скрининга в период типичного режима жизни и состояния.

В случае попадания на период мониторинга краткосрочных нетипичных событий (ушибы, психоэмоциональные всплески, нетипичные нагрузки), изменяющих поведение или наблюдаемое состояние на краткосрочные периоды, суммарно соответствующие не более 20% пятиминутных интервалов от общего количества интервалов мониторинга, расчет риска возникновения РАС проводится согласно предлагаемому способу.

Согласно первому варианту осуществления способа скрининг диагностики риска возникновения РАС снимают и записывают биометрическую информацию обследуемого за выбранный период времени в привычных условиях.

В качестве биометрической информации теоретически могут использоваться любые параметры (электродермальная активность, электроэнцефалограмма, частота или глубина дыхания, потоотделение и прочее), которые удовлетворяют следующим требованиям:

- технически могут сниматься длительно, в непрерывном режиме;

- имеют установленную связь с состоянием центральной нервной системы и вегетативной нервной системы;

- для психофизиологических состояний, характеризуемых данными параметрами, зафиксирована и обобщена статистическая связь с состояниями, специфическими для аутизма, не характерная для других состояний здоровья человека.

Наиболее надежные и достоверные результаты получают при использовании биометрических показателей вариабельности сердечного ритма (по методикам Р.М. Баевского).

Вариабельность сердечного ритма имеет выявленные закономерности, которые отражают степень напряжения различных регуляторных систем организма. Изменение степени возбуждения и степени участия различных типов нервных систем в общем регулировании сердечно-сосудистой деятельности позволяет сделать вывод о состоянии организма в момент обследования.

В основе настоящего изобретения лежит обнаруженная авторами связь между характерными для аутизма состояниями и набором индикаторов сердечного ритма: индексом напряжения (ИН) и амплитудой моды (АМо).

В настоящее время наиболее полно накоплена и обобщена статистика по двум биометрическим параметрам ВСР: индексу напряжения (ИН) и амплитуде моды (АМо). Это, однако, не исключает возможности использовать другие параметры в дополнение или вместо упомянутых. Перспективными с точки зрения дальнейшего развития настоящего изобретения являются, например, такие показатели, как отношение низкочастотной компоненты к высокочастотной, индекс вегетативного равновесия и другие показатели, известные из работ Р.М. Баевского.

Выбор двух упомянутых параметров обусловлен их достаточностью для описания и дифференциации специфичных для РАС состояний. Сами параметры хорошо известны, и по ним накоплены обширные эмпирические данные.

Индекс напряжения (ИН) указывает на степень влияния нервной системы на работу сердца. Амплитуда моды (АМо) - показывает долю (в процентах) интервалов, которые соответствуют значению моды. Этот параметр отражает стабилизирующий эффект централизации управления сердечным ритмом.

Оба упомянутых индикатора определяются по известным методикам и с помощью известных технических средств, широко описанных в медицинской литературе.

Период мониторинга разбивают на пятиминутные интервалы. На основе снятой биометрической информации рассчитывают показатели ИН и АМо по каждому интервалу.

На основе набора значений, рассчитанному по конкретному временному интервалу, каждому интервалу сопоставляют соответствующее психофизиологическое состояние по следующей методике: для каждого временного интервала рассчитывают соответствующие значения ИН и АМо и по Таблице 1 определяют соответствующее этой паре значений психофизиологическое состояние.

Например, для конкретного временного интервала получена следующая пара значений, рассчитанных по стандартной методике: ИН равен 51, АМо равна 71. Согласно Таблице 1 данным показателям соответствует психофизиологическое состояние 26.

Такую операцию производят для всех пятиминутных интервалов мониторинга.

Каждое психофизиологическое состояние характеризуется особенностями проявления функции регуляторных систем. Для лиц, имеющих аутизм, авторами выявлены характерные и специфичные психофизиологические состояния. На основании выявленной закономерности каждому психофизиологическому состоянию присвоен показатель, отражающий степень характерности психофизиологического состояния для РАС.

Далее каждому психофизиологическому состоянию из Таблицы 1 сопоставляют Степени Характерности психофизиологического состояния для аутизма (Таблица 2).

Каждой степени характерности присваивается числовое значение:

Высокая - числовое значение «10».

Средняя - числовое значение «7».

Низкая - числовое значение «3».

Очень низкая - числовое значение «1».

По результатам рассчитывают средневзвешенный показатель числового коэффициента риска (КР) по всем интервалам по следующей формуле:

ni - общее количество интервалов за период мониторинга, которым соответствуют психофизиологические состояния (Таблица 1) с данной степенью характерности (i=1 - высокая, i=2 - средняя, i=3 - низкая, i=4 - очень низкая) по Таблице 2.

Где Ci - числовой коэффициент, соответствующей данной степени характерности по таблице 2,

По этому числовому коэффициенту риска (КР) делают вывод о принадлежности обследуемого к определенной группе риска по выявлению или развитию аутизма или РАС (Таблица 3).

Таким образом, целью и результатом настоящего изобретения является не диагностика заболеваний или отклонений, а определение принадлежности обследуемого к группе риска по возникновению РАС, для последующего углубленного, специализированного исследования и постановки диагноза. Для этого непрерывно в течение длительного времени снимают биометрическую информацию с обследуемого, определяют характерные для него психофизиологические состояния и по ним определяют соответствие группе риска по развитию аутизма.

Способ по варианту 2 характеризуется тем, что сопоставляют данные дневника наблюдений и данные о психофизиологических состояниях, полученные на основании биометрии.

Заполнение дневника наблюдений осуществляют ответственные лица: родители или специалисты, непосредственно находящиеся с обследуемым в период мониторинга. В дневнике отмечают привычные и непривычные события, нагрузки и поведение. Отмечают субъективную оценку времени начала и окончания реакции обследуемого и непосредственную длительность события, нагрузки или поведения.

Известно, что даже у совершенно здоровых людей, принадлежащих к одной и той же репрезентативной группе, могут быть состояния, вызванные какими либо факторами или эмоциями, при которых биометрические параметры находятся в том же диапазоне, что и при аутизме. И это является адекватной реакцией организма. Чтобы учесть это обстоятельство и необходимо соотнесение с дневником наблюдения.

Из обработки биометрических данных исключают периоды, соответствующие экстренным, неординарным и прочим событиям, выходящим за рамки обычного режима жизни. Также на основании дневника выделяют моменты или периоды с поведением и реакциями, характерными для аутизма и РАС. Определяют соответствие поведенческих реакций, выявленных при субъективном наблюдении, с объективными данными мониторинга в эти периоды.

Это позволяет повысить точность методики за счет исключения нехарактерных и пиковых нагрузок и сделать углубленный анализ поведения, позволяющий провести предварительную дифференциальную диагностику со случаями педагогической запущенности и другими расстройствами, и повысить точность выводов.

К таким событиям могут относиться: травма; чрезмерная эмоциональная реакция, в том числе радость или испуг; непривычная физическая нагрузка; острое заболевание или обострение хронического заболевания. Хроническое заболевание вне обострения не влияет на результаты мониторинга.

Исключаются не только интервалы, в которых непосредственно зафиксировано событие, но и последующие интервалы, отмеченные наблюдателем, как изменение состояния обследуемого под влиянием события.

Если общее количество исключенных из обработки интервалов превышает 20%, может быть рекомендовано повторное исследование в привычный период.

Также на основании данных дневника отслеживают эпизоды поведения, характерного для аутизма и вводят поправочный коэффициент для учета интервалов, в которых зафиксировано данное поведение.

1. Исключают интервалы, отмеченные наблюдателем, как соответствующие экстренным состояниям или нетипичным ситуациям;

2. Рассчитывают КР по следующей формуле:

Где

mi - общее количество интервалов за период мониторинга, (оставшихся после исключения интервалов в которых была зафиксирована шоковая нагрузка), которым соответствуют психофизиологические состояния (Таблица 1) с данной степенью характерности (i=1 - высокая, i=2 - средняя, i=3 - низкая, i=4 - очень низкая) по Таблице 2.

Ci - числовой коэффициент, соответствующей данной степени характерности по таблице 2,

ri - количество интервалов, в которых было зафиксировано поведение, характерное для РАС), которым соответствуют психофизиологические состояния (Таблица 1) с данной степенью характерности (i=1 - высокая, i=2 - средняя, i=3 - низкая, i=4 - очень низкая) по Таблице 2.

Bi - значение повышающего коэффициента зависит от коэффициента Ci и определяется по следующей Таблице 4:

По числовому значения коэффициента риска (КР) делают вывод о принадлежности обследуемого к определенной группе риска возникновения РАС по Таблице 3.

Такой способ диагностики особенно полезен для проведения скрининг диагностики риска развития аутизма в условиях дефицита квалифицированных кадров и ограниченности других ресурсов. Применение стандартизированной методики позволяет исключить субъективизм и, соответственно, невыявление или гипердиагностику, а также существенно снизить уровень нагрузки как на первичное звено, так и на второй уровень специализированной помощи. Простота, неинвазивность и дистанционные технологии делают данный метод доступным для массового применения, что позволит выявить детей из группы риска на более ранней стадии и оказать им своевременную помощь, для полноценной реабилитации и снижения социального бремени на общество.

Различные варианты способа описываются следующими примерами его практической реализации.

Пример 1

Данный Пример приводится для полной иллюстрации способа на сокращенном объеме данных. Учитывая громоздкость данных, дальнейшие Примеры будут представлены начиная с Этапа 2, после проведения первоначальной обработки.

Мальчик, 10 лет. Установлен диагноз из расстройств аутистического спектра (РАС). Наблюдается отсутствие речи, отсутствие спонтанного письма. Других нарушений психического и физического развития не выявлено. Хорошо скомпенсирован, социализирован по возрасту, посещает инклюзивную школу, программа соответствует возрасту.

При оценке результатов данных мониторинга выявлено следующее:

Этап 1. Обработка пятиминутных интервалов

Этап 2. Общая оценка мониторинга

Этап 3. Расчет коэффициента риска (КР)

Результаты обработки 5 минутных интервалов по Таблице 1 распределились следующим образом:

С учетом коэффициентов по Таблице 4 рассчитывают коэффициент риска (КР)

Рассчитываем коэффициент риска (КР)

КР=((3+2*7)*10+(1*5+9)*7+(3+1*3)*3)/(15+2*7+3*5)

КР=7,73

По таблице 2 Соотнесения характерности аутизма по психофизиологическому состоянию смотрим соответствующее значение ребенка - коэффициент соответствует высокому риску развития аутизма.

Пример 2

Мальчик, 2 года, наблюдается задержка речевого развития, агрессивность по отношению к взрослым мужского пола. Других нарушений психического и физического развития не выявлено.

При оценке результатов данных мониторинга выявлено следующее:

Результаты обработки 5 минутных интервалов по Таблице 1 распределились следующим образом:

Рассчитываем коэффициент риска (КР).

КР=(121*10+201*7+72*3)/394

КР=7,19

По таблице 2 Соотнесения характерности аутизма по психофизиологическому состоянию смотрим соответствующее значение ребенка - коэффициент соответствует высокому риску развития аутизма.

Родителям ребенка было рекомендовано обследование у специалистов. После обследования был поставлен диагноз из расстройств аутистического спектра (РАС). Ребенок получил соответствующую коррекцию. К 3 годам пошел в детский сад общего развития.

Пример 3

Мальчик, 12 лет. Установлен диагноз из расстройств аутистического спектра (РАС). Высоко компенсирован, социализирован по возрасту, речь нарушена, не четкая. Имеет трудности в обучении, обучается по инклюзии. Поведение, характерное для РАС сглажено.

При оценке результатов данных мониторинга выявлено следующее:

Результаты обработки 5 минутных интервалов по Таблице 1 распределились следующим образом:

Рассчитываем коэффициента риска (КР).

КР=(205*7+179*3+2*1)/386

КР=5,11

По таблице 2 Соотнесения характерности аутизма по психофизиологическому состоянию смотрим соответствующее значение ребенка - коэффициент соответствует среднему риску возникновения аутизма.

Пример 4

Мальчик, 6 лет, психическое развитие с опережением по возрасту, обучался в 1 классе общеобразовательной школы, успеваемость отличная. К концу учебного года отмечается ухудшение поведения, невнимательность, повышенная возбудимость, невозможность собраться, повышение двигательной активности на уроках и переменах, ухудшилась успеваемость. Периодическое ухудшение самочувствия: слабость, головная боль, ощущение учащенного сердцебиения.

При анализе дневника наблюдения было выявлено 24 периода, подлежащих исключению.

Также, при анализе дневника поведения, было выявлено 7 периодов поведения, соответствующих поведению детей с аутизмом, которым соответствовало 23 интервала мониторинга.

При оценке результатов данных мониторинга выявлено следующее:

Результаты обработки 5 минутных интервалов по Таблице 1 распределились следующим образом:

С учетом коэффициентов по Таблице 4 рассчитываем коэффициент риска (КР)

Рассчитываем коэффициент риска (КР)

КР=((10*7+28)*10+(13*5+291)*7+44*3)/(363+10*7+13*5)

КР=7,24

По таблице 2 Соотнесения характерности аутизма по психофизиологическому состоянию смотрим соответствующее значение ребенка - коэффициент соответствует высокому риску развития аутизма.

При углубленном анализе выявлено, что имеется полное соответствие данных субъективного наблюдения и психофизиологической реакции.

Родителям ребенка было рекомендовано обследование у специалистов.

После обследования был поставлен диагноз из расстройств аутистического спектра, хорошо скомпенсированный. Были даны рекомендации по коррекции образа жизни и режима обучения. Проведено дополнительное восстановительное лечение. Ребенок продолжил обучение по общеобразовательной программе.

Пример 5

Мальчик, 9 лет, психическое и физическое развитие соответствует возрасту, перенес в раннем детстве тяжелую операцию и длительное лечение в хирургическом стационаре, обучался в 3 классе общеобразовательной школы, успеваемость средняя. В середине учебного года отмечается ухудшение поведения, агрессивность по отношению к другим детям, повышенная возбудимость, срывы уроков, успеваемость не изменилась. Периодическое жалобы на ухудшение самочувствия: слабость, головная боль, ощущение учащенного сердцебиения.

При анализе дневника наблюдения не было выявлено периодов, подлежащих исключению.

Также, при анализе дневника поведения, было выявлено 10 периодов поведения, характерному для поведения детей с аутизмом, которым соответствовало 29 интервала мониторинга.

При оценке результатов данных мониторинга выявлено следующее:

Результаты обработки 5 минутных интервалов по Таблице 1 распределились следующим образом:

С учетом коэффициентов по Таблице 4 рассчитываем коэффициент риска (КР)

КР=(16*7+(29*3+286)*3+9*1)/(29*3+286+16+9)

КР=3,11

По таблице 3 Соотнесения риска развития аутизма смотрим соответствующее значение типичного состояния ребенка - соответствует низкому риску развития аутизма.

При углубленном анализе выявлено, что имеется полное не соответствие данных субъективного наблюдения и психофизиологической реакции. Биометрическая информация соответствует состоянию психически здорового ребенка.

Родителям ребенка была рекомендована консультация психолога и обследования у педиатра, для уточнения состояния здоровья.

По результатам обследования, было выяснено, что жалобы на плохое самочувствие использовались для невыполнения домашних и классных работ.

Также, по результатам обследования, данных за РАС не выявлено. Было выяснено, что модель поведения была скопирована с ребенка аутиста во время лечения в стационаре и использовалась обследуемым в манипулятивных целях. Выявлена педагогическая запущенность (нравственно-педагогический вид), родителям была рекомендована программа коррекции поведения и, совместно с педагогами, выработана тактика работы на уроках.

Таким образом, как показано в примерах, способ в соответствии с настоящим изобретением имеет широкий спектр применимости и позволяет с высокой точностью и достоверностью определять типичное психофизиологического состояния обследуемого и риск возникновения РАС. Способ пригоден для реализации в дистанционном режиме, то есть отсутствует необходимость очной встречи с врачом, так как вся необходимая биометрическая информация и прочие данные могут передаваться дистанционно с помощью технических средств. Данный способ также имеет высокую пригодность для компьютеризации и полной автоматизации.

Библиография

1. Александров Ю.И., Основы психофизиологии, Инфра-М, 1997.

2. Данилова Н.Н., Психофизиология, Учебник для вузов, Аспект Пресс, 2012 - 368 с.

3. Ильин Е.П., Психофизиология состояний человека, Питер.

4. Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Психофизиология, Академия, 2012.

5. Филиппов М.М., Психофизиология функциональных состояний, Учебное пособие, Киев, 2006.

6. Хомская Е.Д., Нейропсихология, Учебник МГУ.

7. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение Клинические рекомендации (протокол лечения) 2015 Организации-разработчики: ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Российское общество психиатров, 50 с.

8. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979, 296 с.

9. Баевский P.M., Берсенева А.П. Введение в донозологическую диагностику. М., Фирма «Слово», 2008, 220 с.

10. Баевский P.M., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. Вестник аритмологии, 2001, 24, с. 69-85.

11. Патент №2529402 от 30.05.2013. способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей. Авторы: Черемушникова И.И., Давыдова Н.О., Кияева Е.В.

12. Патент №2083155 от 10.07.1997 способ оценки состояния организма человека как целостной системы по степени напряжения его регуляторных механизмов. Авторы: Савицкий В.В., Суетина Д.А.

13. Патент №2233616 от 10.08.2004. способ диагностики нарушений центральной нейрогормональной регуляции. Авторы: Поминов Е.А. (RU), Ярилов С.В. (RU).

14. Патент №2497453 от 10.11.2013. способ психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста. Авторы: Калинина Марина Анатольевна (RU), Козловская Галина Вячеславовна (RU), Шимонова Галина Николаевна (RU).

15. Статья: Расстройства аутистического спектра в практике детского врача. Авторы: Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А. Журнал Практическая медицина, Выпуск №38/2009, стр. 36-40.

16. Статья: Скрининговая диагностика и динамический контроль детей с заболеваниями аутистического спектра с использованием рейтинговой шкалы для детского аутизма. Авторы: Шапошникова Антонина Феликсовна. Журнал Социальная и клиническая психиатрия, Выпуск №2 / том 22/2012.

17. Статья: Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы. Авторы: Семянникова А.А. Журнал Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Выпуск №32/2013, стр. 67-71.

18. Статья: Эпидемология аутизма: современный взгляд на проблему. Авторы: Филиппова Наталья Валерьевна, Барыльник Юлия Борисовна Журнал Социальная и клиническая психиатрия, Выпуск №3 / том 24/2014, стр. 96-101.

19. Расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практическое руководство. Под редакцией Н.В. Симашковой. - М.: Авторская академия, 2013. - 264 с.: ил.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
19.01.2018
№218.016.043f

Способ определения влияния учебного процесса на психофизиологическое состояние учащегося (варианты)

Изобретение относится к медицине, психофизиологии, оценке влияния учебного процесса на состояние учащегося. Измеряют начальную биометрическую информацию учащегося и определяют начальные значения индикаторов сердечного ритма учащегося: индекс напряжения, амплитуда моды и отношение низкочастотной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630600
Дата охранного документа: 11.09.2017
Показаны записи 1-3 из 3.
19.01.2018
№218.016.043f

Способ определения влияния учебного процесса на психофизиологическое состояние учащегося (варианты)

Изобретение относится к медицине, психофизиологии, оценке влияния учебного процесса на состояние учащегося. Измеряют начальную биометрическую информацию учащегося и определяют начальные значения индикаторов сердечного ритма учащегося: индекс напряжения, амплитуда моды и отношение низкочастотной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630600
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1907

Способ определения влияния лечебных или оздоровительных процедур на психофизиологическое состояние пациента (варианты)

Группа изобретений относится к медицине, а именно к психофизиологии. Измеряют начальную и конечную биометрическую информацию пациента и определяют его начальное и конечное психофизиологическое состояние. Затем проводят сравнение и получают данные об изменении психофизиологического состояния...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636198
Дата охранного документа: 21.11.2017
20.01.2018
№218.016.1958

Способ определения влияния лекарственных средств на психофизиологическое состояние пациента (варианты)

Группа изобретений относится к медицине, а именно к психофизиологии и фармацевтике. Измеряют начальную и конечную биометрическую информацию пациента и определяют его начальное и конечное психофизиологическое состояние. Затем проводят сравнение и получают данные об изменении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636199
Дата охранного документа: 21.11.2017
+ добавить свой РИД