×
18.05.2018
218.016.51f2

ГИБРИДНАЯ ТРАНСМИССИЯ С ПРОСТЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к гибридной трансмиссии транспортного средства. На входном валу закреплены два зубчатых венца и свободно установлены три шестерни для привода зубчатых колес, закрепленных на эпициклическом колесе, водиле и солнечной шестерне. Соосно входному валу расположен вал привода электрогенератора, который электрическими цепями взаимодействует с аккумуляторной батареей, оснащенной блоком питания, и через блок управления - с электродвигателем привода солнечной шестерни. Выходной вал с трехпозиционным зубчатым венцом и муфтой переключения взаимодействует с зубчатыми венцами водила или эпициклического колеса, которые могут быть выборочно остановлены трехпозиционной муфтой. Достигается расширение компоновочных и эксплуатационных характеристик транспортного средства. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к трансмиссии НТС (наземных транспортных средств) и др.

Известны простые трехзвенные ПМ (планетарные механизмы), которые часто применяют как одноступенчатые колесные редукторы, когда одно звено остановлено, крутящий момент подается на солнечную шестерню, а снимается с другого звена, например - с водила (1. Автомобиль: Основы конструкции: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». / Н.Н. Вишняков и др. М.: Машиностроение, 1986. - 304 с., с. 158, рис. 123); как двухступенчатые редукторы (1. С. 123, рис. 95, б). Простые трехзвенные ПМ также находят применение в планетарных коробках передач, у которых крутящий момент поступает на солнечную шестерню, а снимается с эпициклического колеса (1. С. 122, рис. 94, г; с. 143, рис. 108).

Достоинствами планетарных КП (коробок передач) по сравнению с КП, имеющими неподвижные оси зубчатых колес, является возможность получения больших передаточных чисел при небольшом числе зубчатых колес, а также меньшие масса и габаритные размеры, но планетарные КП имеют более высокую стоимость (1. С. 123).

Простые трехзвенные ПМ могут обеспечить 7 передач в редукторных режимах и 3 передачи в суммирующих режимах, когда крутящий момент подается на два звена, а снимается с третьего. Использование ПМ в суммирующих режимах в сочетании с базовой ступенчатой КП позволяет существенно увеличить диапазон передаточных чисел полученного трансмиссионного агрегата по сравнению с базовой КП. Такое решение использовано в технических решениях для газоперекачивающих агрегатов по патентам RU (2: №2397344, Бюл. 23 от 20.08.2010; №2581269, Бюл. №11 от 20.04.2016; №2583476, Бюл. №13 от 10.05.2016. Авторы В.И. Некрасов и И.А. Иванов).

Рассмотренные конструкции реализуют ступенчатую трансформацию крутящего момента, что приводит к снижению эксплуатационных свойств НТС за счет разрыва потока мощности при переключении передач.

Известны бесступенчатые трансмиссии, содержащие фрикционный вариатор и планетарный механизм, работающий в суммирующем режиме.

Известны гибридные трансмиссии, содержащие электрические машины, аккумуляторные батареи, блоки управления и планетарный механизм.

Наиболее близкой к предлагаемому устройству является гибридная трансмиссия по патенту №2435086 (3. Бюл. №33 от 27.11.2011).

Гибридная трансмиссия по патенту №2435086 содержит два планетарных ряда. Элементы планетарных рядов связаны с приводным двигателем двумя универсальными электрическими машинами и выходным элементом связи - с потребителем крутящего момента. Управляемые муфты фрикционного типа связывают часть звеньев планетарных рядов с корпусом и между собой. Первая универсальная электрическая машина связана с коронной шестерней (эпициклическим колесом) первого планетарного ряда и через первую управляемую муфту - с входным валом, а через вторую управляемую муфту - с водилом второго планетарного ряда. Коронная шестерня второго планетарного ряда через третью управляемую муфту связана с корпусом. Вторая универсальная электрическая машина связана с солнечными шестернями обоих планетарных рядов и через четвертую управляемую муфту - с корпусом (3. с. 1).

Этой гибридной трансмиссии присущи недостатки: сложность конструкции и системы управления ей. Универсальные электрические машины сложнее обычных электромашин, так как они обратимы - могут работать как генераторы, так и как электродвигатели. Планетарный редуктор состоит из двух планетарных рядов со сложной системой управления, состоящей из четырех управляемых муфт фрикционного типа, обладающих невысокой долговечностью работы. Выход крутящего момента связан с шестерней «X», а не валом, как принято в трансмиссиях (Фиг. 1 патента №2435086).

Задачей изобретения является расширение компоновочных и эксплуатационных характеристик НТС за счет упрощения конструкции гибридной трансмиссии.

Технический результат достигается за счет совершенствования технического решения по патенту №2435086 путем исключения одного планетарного ряда и применения простых электромашин (генератора и электродвигателя) вместо сложных универсальных электрических машин и установки простых зубчатых муфт переключения вместо сложных фрикционных муфт.

Достижение технического результата обеспечивается тем, что гибридная трансмиссия содержит две электрические машины и редуктор с простым трехзвенным планетарным механизмом, состоящим из водила с сателлитами, зацепленными с солнечной шестерней и эпициклическим колесом, при этом в опорах корпуса редуктора соосно установлены входной вал и вал привода электрогенератора, параллельно им установлены выходной вал и вал привода солнечной шестерни, на входном валу закреплены два зубчатых венца с расположенными на них трехпозиционной и пятипозиционной муфтами переключения и свободно установлены три цилиндрические шестерни, около зубчатых венцов вала свободно установлены три цилиндрические шестерни, зацепленные с зубчатыми цилиндрическими колесами привода эпициклического колеса, водила с дополнительным зубчатым венцом и привода солнечной шестерни, а также с зубчатым венцом вала привода электрогенератора, который электрическими цепями взаимодействует с аккумуляторной батареей, оснащенной блоком питания от бытовой электросети, и через блок управления - с электродвигателем привода солнечной шестерни, на валу водила закреплен однопозиционный зубчатый венец, расположенный между трехпозиционным зубчатым венцом выходного вала с трехпозиционной муфтой переключения и двухпозиционным зубчатым венцом, закрепленным на трубчатом валу корпуса эпициклического колеса, внутри корпуса редуктора закреплен зубчатый венец с расположенной на нем трехпозиционной муфтой остановки водила через дополнительный зубчатый венец или эпициклического колеса - через зубчатое цилиндрическое колесо его корпуса.

На фиг. 1 показана кинематическая схема гибридной трансмиссии с простым трехзвенным ПМ (планетарным механизмом) при входе и выходе потока мощности с одной стороны редуктора - справа.

На фиг. 2 показана кинематическая схема гибридной трансмиссии с простым трехзвенным ПМ при входе и выходе потока мощности с разных сторон редуктора - вход слева.

В опорах корпуса 1 редуктора (фиг. 1) соосно установлены входной вал 2 и вал 3 привода электрогенератора 4, параллельно им установлены выходной вал 5 и вал 6 привода солнечной шестерни 7 (а). На входном валу 2 закреплены два зубчатых венца 8 и 9 с расположенной на венце 8 трехпозиционной муфтой переключения 10 и на венце 9 - пятипозиционной муфтой переключения 11, а также свободно установлены три цилиндрические шестерни 12, 13 и 14. Муфта переключения 11 может обеспечить пять позиций: а) соединяет зубчатый венец 9 с зубчатым венцом 23 вала 3; b) и d) - нейтральное состояние; с) соединяет зубчатый венец шестерни 14 с зубчатым венцом 23 вала 3; е) соединяет зубчатый венец 9 с зубчатым венцом шестерни 14. Около первого зубчатого венца 8 расположены шестерни 12 и 13, зацепленные с зубчатыми цилиндрическими колесами 15 привода эпициклического колеса 16 (b) и 17 привода водила 18 (h) с дополнительным зубчатым венцом 19. На осях 20 водила 18 (h) расположены сателлиты 21, зацепленные с солнечной шестерней 7 (а) и эпициклическим колесом 16 (b). Около второго зубчатого венца 9 расположена шестерня 14, зацепленная с зубчатым цилиндрическим колесом 22 вала 6 привода солнечной шестерни 7 (а) и зубчатым венцом 23 вала 3 привода электрогенератора 4, который электрическими цепями 24 взаимодействует с аккумуляторной батареей 25, оснащенной блоком питания 26 от бытовой электросети, и через блок управления 27 - с электродвигателем 28 вала 6 привода солнечной шестерни 7 (а). Желательно применять высокоскоростной электрогенератор 4 переменного тока с выпрямителем. На валу 29 водила 18 (h) закреплен однопозиционный зубчатый венец 30, расположенный между трехпозиционным зубчатым венцом 31 выходного вала 5 с трехпозиционной муфтой переключения 32 и двухпозиционным зубчатым венцом 33, закрепленным на трубчатом валу 34 корпуса 35 эпициклического колеса 16 (b), внутри корпуса 1 редуктора закреплен зубчатый венец 36 с расположенной на нем трехпозиционной муфтой 37 остановки водила 18 (h) через дополнительный зубчатый венец 19 или эпициклического колеса 16 (b) - через зубчатое цилиндрическое колесо 15 его корпуса 35.

По сравнению с фиг. 1 на фиг. 2 изменена компоновка: входной вал 2 расположен слева, зубчатый венец 8 с трехпозиционной муфтой 10 закреплен между шестернями 14 и 13, зубчатый венец 9 с пятипозиционной муфтой 11 закреплен между шестерней 14 и зубчатым венцом 23 привода электрогенератора 4. Электромашины 4 и 28 закреплены непосредственно к корпусу 1 редуктора.

Простой ПМ, состоящий из трех звеньев: солнечной шестерни (а), эпициклического колеса (b) и водила (h) с сателлитами, характеризуется внутренним параметром К=Zb/Za=1,5-5, который равен отношению чисел зубьев Zb эпициклического колеса и Za солнечной шестерни.

Суммирующие возможности ПМ для нашего случая описываются двумя зависимостями:

nh=Uhabna+Uhbanb=na/(K+1)+(nb K)/(K+1);

nb=Ubhanh+Ubahna=nh(K+1)/K-na/K;

где na, nh, nb - частота вращения солнечной шестерни, водила и эпициклического колеса в об/мин.

Работа гибридной трансмиссии с простым трехзвенным ПМ (планетарным механизмом) может осуществляться несколькими способами: I. Привод только от ДВС (двигателя внутреннего сгорания) по входному валу 2. II. Привод только от электродвигателя 28 по валу 6. III. Привод от ДВС и электродвигателя одновременно. ПМ может работать в нескольких режимах.

I - Первый способ (фиг. 1). Только от ДВС можно обеспечить несколько режимов работы: 1. Цилиндрической передачей 12-15 на заблокированный ПМ. 2. Цилиндрической передачей 13-17 на заблокированный ПМ. 3. Цилиндрической передачей 14-22 на заблокированный ПМ. 4. Суммирующий режим, при котором подаем крутящий момент на солнечную шестерню и водило, снимаем с эпициклического колеса. 5. Суммирующий режим, при котором подаем крутящий момент на солнечную шестерню и эпициклическое колесо, снимаем с водила. 6. Цилиндрическая передача 14-22 плюс ПМ в редукторном режиме Uahb=К+1. 7. Цилиндрическая передача 14-22 плюс ПМ в редукторном режиме Uabh=-К. Знак «минус» указывает на изменение направления вращения выходного вала 5. Привод на электрогенератор 4 можно обеспечить на 1-м и 2-м режимах пятипозиционной муфтой 11 в положении а).

II - Второй способ. Только от электродвигателя можно обеспечить следующие режимы работы: 1. Прямая передача по заблокированному ПМ. 2. Редукторный режим Uahb=К+1. 3. Редукторный режим Uabh=-К. Можно обеспечить работу электрогенератора 4 от ДВС входным валом 2 по зубчатому венцу 9, муфте 11 в положении а).

III - Третий способ. Привод от ДВС и электродвигателя одновременно. 1. Электродвигателем 28 и валом 6 на солнечную шестерню 7 (а), от ДВС муфтой 10 в левом положении, цилиндрической передачей 13-17 на водило 18 (h), снимаем с эпициклического колеса 16 (b). 2. Электродвигателем 28 и валом 6 на солнечную шестерню 7 (а), от ДВС муфтой 10 в правом положении, цилиндрической передачей 12-15 на эпициклическое колесо 16 (b), снимаем с водила 18 (h).

Предположим, что nвх=n2=4000 об/мин; nэл.дв.=n6=3000 об/мин; Uцил 14-22=2,0; Uцил 13-17=3,0; Uцил 12-15=4,0; К=4,0.

Режим I.1 (фиг. 1). Муфта 11 в нейтральном положении b) или d). ПМ блокируем, замыкая муфтой 32 зубчатые венцы: 33 трубчатого вала 34 корпуса 35 эпициклического колеса 16 (b) и 30 вала 29 водила 18 (h). Правый широкий внутренний венец муфты 32 (верхнее положение) замыкает зубчатый венец 30 с зубчатым венцом 31 выходного вала 5. Крутящий момент от входного вала 2 зубчатым венцом 8, муфтой 10 в правом положении, цилиндрической парой 12-15 передается на заблокированный ПМ и муфтой 32 - на выходной вал 5. Если nвх=n2=4000 об/мин; Uцил 12-15=4,0; то выходной вал вращается с частотой nвых=n5=4000/4=1000 об/мин.

Режим I.2. Крутящий момент от входного вала 2 зубчатым венцом 8, муфтой 10 в левом положении, цилиндрической парой 13-17 передается на заблокированный ПМ и муфтой 32 - на выходной вал 5. Если nвх=n2=4000 об/мин; Uцил 13-17=3,0; то выходной вал вращается с частотой nвых=n5=4000/3=1333,3 об/мин.

Режим I.3. Муфта 10 в нейтральном положении. Крутящий момент от входного вала 2 зубчатым венцом 9 муфтой 11 в положении е), цилиндрической парой 14-22 передается на заблокированный ПМ и муфтой 32 - на выходной вал 5. Если nвх=n2=4000 об/мин; Uцил 14-22=2,0; то выходной вал вращается с частотой nвых=n5=4000/2=2000 об/мин.

Режим I.4. Суммирующий режим, при котором подаем крутящий момент на солнечную шестерню (а) и водило (h), снимаем с эпициклического колеса (b). Крутящий момент от входного вала 2 зубчатым венцом 9, муфтой 11 в положении е), цилиндрической парой 14-22 подается на вал 6 и солнечную шестерню 7 (а), которая вращает сателлиты 21, также от входного вала 2 зубчатым венцом 8, муфтой 10 в левом положении, цилиндрической парой 13-17 передается на водило 18 (h), которое осями 20 перемещает сателлиты 21. Совместное усилие от двух звеньев ПМ поступает на эпициклическое колесо 16 (b), по корпусу 35 на трубчатый вал 34 и зубчатый венец 33. Муфтой 32 в среднем положении увеличенный крутящий момент от зубчатого венца 33 передается на зубчатый венец 31 и выходной вал 5, который вращается с меньшей частотой. Если nвх=n2=4000 об/мин; К=4,0; Uцил 14-22=2,0; Uцил 13-17=3,0; то выходной вал вращается с частотой nb=nh(K+1)/K-na/K=(4000/3)(5/4)-(4000/2)/4=1666,7-500=1166,7 об/мин. U=4000/1166,7=3,43.

Режим I.5. Суммирующий режим, при котором подаем крутящий момент на солнечную шестерню и эпициклическое колесо, снимаем с водила. Крутящий момент от входного вала 2 зубчатым венцом 9, муфтой 11 в положении е), цилиндрической парой 14-22 подается на вал 6 и солнечную шестерню 7 (а), которая вращает сателлиты 21, также от входного вала 2 зубчатым венцом 8, муфтой 10 в правом положении, цилиндрической парой 12-15 передается на эпициклическое колесо 16 (b), которое также вращает сателлиты 21. Совместное усилие от двух звеньев ПМ поступает на оси 20, водило 18 (h), вал 29, зубчатый венец 30. Муфтой 32 в правом положении (нижний вид) увеличенный крутящий момент от зубчатого венца 30 передается на зубчатый венец 31 и выходной вал 5, который вращается с меньшей частотой.

Если nвх=n2=4000 об/мин; Uцил 14-22=2,0; Uцил 12-15=4,0; К=4,0; то выходной вал вращается с частотой nвых=n5=nh=na/(K+1)+(nbK)/(K+1)=(4000/2)/5+(4000/4)(4/5)=400+800=1200 об/мин. U=4000/1200=3,33.

Режим I.6. Цилиндрическая передача 14-22 плюс ПМ в редукторном режиме Uahb=К+1. Верхний индекс «b» указывает на остановленное звено ПМ - эпициклическое колесо 16 «b», индексы внизу - на звенья входа «а» - солнечной шестерни 7 (а) и выхода «h» крутящего момента - водило 18 (h). Если принять К=4,0; то частота вращения водила 18 (h) и ведомого вала 5 будет в 5 раз меньше частоты вращения солнечной шестерни 7 (а), которая определяется частотой вращения входного вала 2. Эпициклическое колесо 16 «b» остановлено муфтой 37 в правом положении, замкнувшей зубчатый венец 36 корпуса 1 и цилиндрическое зубчатое колесо 15 с корпусом 35. Крутящий момент от ДВС по входному валу 2, зубчатому венцу 9 и муфте 11 в положении е) поступает по цилиндрическому зубчатому зацеплению 14-22 на вал 6, солнечную шестерню 7 (а), сателлиты 21 и осями 20 вращает водило 18 (h) относительно остановленного эпициклического колеса 16 «b» с меньшей частотой вращения, но увеличенным крутящим моментом. Если принять частоту вращения входного вала 2: nвх=n2=4000 об/мин; Uцил 14-22=2,0; то nвых=n5=(n2/Uцил 14-22)/(К+1)=(4000/2)/5=400 об/мин.

Режим I.7. Цилиндрическая передача 14-22 плюс ПМ в редукторном режиме Uabh=-К. Верхний индекс «h» указывает на остановленное звено ПМ - водило 18 (h), индексы внизу - на звенья входа «а» - солнечной шестерни 7 (а) и выхода «b» крутящего момента - эпициклическое колесо 16 «b». Знак «минус» указывает на изменение направления вращения выходного звена по сравнению с входом. Водило 18 (h) остановлено муфтой 37 в левом положении, замкнувшей дополнительный зубчатый венец 19 цилиндрического колеса 17 привода водила 18 (h) ПМ с корпусом 1 редуктора. Крутящий момент от ДВС по входному валу 2, зубчатому венцу 9 и муфте 11 в положении е) поступает по цилиндрическому зубчатому зацеплению 14-22 на солнечную шестерню 7 (а), сателлиты 21 и осями 20 вращает эпициклическое колесо 16 «b» относительно остановленного водила 18 (h) в противоположном направлении с меньшей частотой вращения, но увеличенным крутящим моментом. Если принять частоту вращения входного вала 2: nвх=n2=4000 об/мин; Uцил 14-22=2,0; то nвых=n5=4000/(2×4)=-500 об/мин.

Режим II.1. Муфты 10 и 11 находятся в нейтральном положении и отключают ДВС. Для питания аккумуляторной батареи 25 электрогенератор 4 может получать привод от ДВС по входному валу 2, зубчатому венцу 9 и муфте 11 в положении а) по зубчатому венцу 23 и валу 3. Крутящий момент от электродвигателя 28 валом 6 поступает на солнечную шестерню 7 (а) и далее как в режиме 1.6. Если принять частоту вращения электродвигателя 28 и вала 6: nэл.дв.=n6=3000 об/мин; то nвых=n5=3000/5=600 об/мин.

Режим II.2. Муфты 10 и 11 находятся в нейтральном положении и отключают ДВС. Для питания аккумуляторной батареи 25 электрогенератор 4 может получать привод от ДВС по входному валу 2, зубчатому венцу 9 и муфте 11 в положении а) по зубчатому венцу 23 и валу 3. Крутящий момент от электродвигателя 28 валом 6 поступает на солнечную шестерню 7 (а) и далее - как в режиме I.7. Если принять частоту вращения электродвигателя 28 и вала 6: nэл.дв.=n6=3000 об/мин; то nвых=n5=3000/4=-750 об/мин.

Режим III.1. Суммирующий режим, при котором подаем крутящий момент на солнечную шестерню (а) и водило (h), снимаем с эпициклического колеса (в). Для питания аккумуляторной батареи 25 электрогенератор 4 может получать привод от ДВС по входному валу 2, зубчатому венцу 9 и муфте 11 в положении а) по зубчатому венцу 23 и валу 3. Крутящий момент от электродвигателя 28 валом 6 подается на солнечную шестерню 7 (а), которая вращает сателлиты 21, от входного вала 2 зубчатым венцом 8, муфтой 10 в левом положении, цилиндрической парой 13-17 передается на водило 18 (h), которое осями 20 перемещает сателлиты 21. Совместное усилие от двух звеньев ПМ поступает на эпициклическое колесо 16 (b), по корпусу 35 на трубчатый вал 34 и зубчатый венец 33. Муфтой 32 в среднем положении увеличенный крутящий момент от зубчатого венца 33 передается на зубчатый венец 31 и выходной вал 5, который вращается с меньшей частотой. Если nвх=n2=4000 об/мин; Uцил 13-17=3,0; nэл.дв=n6=3000 об/мин; К=4,0; то выходной вал вращается с частотой nвых=n5=nb=nh(K+1)/K-na/K=(4000/3)(5/4)-3000/4=1666,7-750=916,7 об/мин.

Частоту вращения выходного вала можно изменять, варьируя частоту вращения как ДВС, так и электродвигателя или одновременно ДВС и электродвигателя. Например, изменяем частоту вращения ДВС: 3000, 2000 и 1000 об/мин.

nb=nh(K+1)/K-na/K=(3000/3)(5/4)-3000/4=1250-750=500 об/мин.

nb=nh(K+1)/K-na/K=(2000/3)(5/4)-3000/4=833,3-750=83,3 об/мин.

nb=nh(K+1)/K-na/K=(1000/3)(5/4)-3000/4=416,7-750=-333,3 об/мин.

Изменяем частоту вращения электродвигателя: 2000 и 1000 об/мин.

nb=bh(K+1)/K-na/K=(4000/3)(5/4)-2000/4=1666,7-500=1166,7 об/мин.

nb=nh(K+1)/K-na/K=(4000/3)(5/4)-1000/4=1666,7-250=1416,7 об/мин.

Изменяем частоту вращения ДВС и частоту вращения электродвигателя: 2000 и 1000 об/мин.

nb=nh(K+1)/K-na/K=(2000/3)(5/4)-1000/4=833,3-250=583,3 об/мин.

nb=nh(K+1)/K-na/K=(2000/3)(5/4)-2000/4=833,3-500=333,3 об/мин.

nb=nh(K+1)/K-na/K=(1000/3)(5/4)-1000/4=416,7-250=166,7 об/мин.

nb=nh(K+1)/K-na/K=(1000/3)(5/4)-2000/4=416,7-500=-83,3 об/мин.

Особый интерес представляет режим с близкими значениями слагаемых. Если nh(K+1)/K=na/K; то nb=0. При близких значениях величин слагаемых получим малые значения частоты вращения выходного вала.

Режим III.2. Суммирующий режим работы ПМ - электродвигателем 28 и валом 6 на солнечную шестерню 7 (а), цилиндрической передачей 12-15 на эпициклическое колесо 16 (b), снимаем с водила 18 (h). Для питания аккумуляторной батареи 25 электрогенератор 4 может получать привод от ДВС по входному валу 2, зубчатому венцу 9 и муфте 11 в положении а) по зубчатому венцу 23 и валу 3. От входного вала 2 и зубчатого венца 8 муфтой 10 крутящий момент цилиндрической передачей 12-15 приходит на эпициклическое колесо 16 (b) и сателлиты 21. От сателлитов 21 суммарное усилие солнечной шестерни 7 (а) и эпициклического колеса 16 (b) поступает на оси 20, водило 18 (h), вал 29, зубчатый венец 30, муфту 32 (вид внизу) в правом положении, зубчатый венец 31 и на выходной вал 5. Если принять частоту вращения входного вала 2: nвх=n2=4000 об/мин; Uцил 12-15=4,0; К=4; то частота вращения эпициклического колеса 16 (b): nb=4000/4=1000 об/мин; nbK/(K+1)=1000(4/5)=800 об/мин; частота вращения солнечной шестерни 14 (а): na=3000 об/мин; na/(K+1)=3000/5=600 об/мин. Частота вращения водила 18 (h), вала 29 и выходного вала 5 составит nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(3000/5)+(4000/4)(4/5)]=600+800=1400 об/мин.

Частоту вращения выходного вала можно изменять, варьируя частоту вращения как ДВС, так и электродвигателя или одновременно ДВС и электродвигателя. Например, изменяем частоту вращения ДВС: 3000, 2000 и 1000 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(3000/5)+(3000/4)(4/5)]=600+600=1200 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(3000/5)+(2000/4)(4/5)]=600+400=1000 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(3000/5)+(1000/4)(4/5)]=600+200=800 об/мин.

Изменяем частоту вращения электродвигателя: 2000 и 1000 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(2000/5)+(4000/4)(4/5)]=400+800=1200 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(1000/5)+(4000/4)(4/5)]=200+800=1000 об/мин.

Изменяем частоту вращения ДВС и частоту вращения электродвигателя: 2000 и 1000 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(1000/5)+(1000/4)(4/5)]=200+200=400 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(2000/5)+(1000/4)(4/5)]=400+200=600 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(1000/5)+(2000/4)(4/5)]=200+800=1000 об/мин.

nh=na/(K+1)+nbK/(K+1)=[(2000/5)+(2000/4)(4/5)]=400+800=1200 об/мин.

Рекуперация

При торможении НТС, при движении накатом поток мощности идет в обратном направлении - от ведущих колес к гибридной трансмиссии. Этот поток мощности можно направить на генератор 4 (фиг. 1), а полученную электрическую энергию через блок управления 27 - в аккумуляторную батарею 25. Для этой цели можно использовать некоторые режимы первого способа.

Обратный режим I.1 (Фиг. 1). ПМ блокируем, замыкая муфтой 32 зубчатые венцы: 33 трубчатого вала 35 корпуса 35 эпициклического колеса 16 (b) и 30 вала 29 водила 18 (h). Правый широкий внутренний венец муфты 32 (верхнее положение) замыкает зубчатый венец 30 с зубчатым венцом 31 выходного вала 5. Крутящий момент от выходного вала 5 зубчатым венцом 31, муфтой 32, зубчатыми венцами: 33 трубчатого вала 34 корпуса 35 эпициклического колеса 16 (b) и 30 вала 29 водила 18 (h), по заблокированному ПМ, цилиндрической парой 15-12, по муфте 10 в правом положении, зубчатому венцу 8, входному валу 2 поступает на зубчатый венец 9, муфтой 11 в положении а) на зубчатый венец 23, вал 3 и электрогенератор 4. Если выходной вал 5 вращается с частотой nвых=n5=1000 об/мин; Uцил 12-15=0,25; то nвх=n3=4000 об/мин. В этом режиме ДВС надо отключать от входного вала 2 за счет дополнительной муфты, напримерМСХ (муфты свободного хода) - на фиг. 1 не показана.

Обратный режим I.2. Крутящий момент от выходного вала 5 по заблокированному ПМ, водилу 18 (h), цилиндрической парой 17-13, зубчатым венцом 8, муфтой 10 в левом положении передается на входной вал 2, по валу 2 на зубчатый венец 9, по муфте 11 в положении а) на зубчатый венец 23, вал 3 и электрогенератор 4. Если выходной вал 5 вращается с частотой nвых=n5=1000 об/мин; Uцил 13-17=0,33; то nвх=n3=3000 об/мин. В этом режиме ДВС надо отключать от входного вала 2 за счет дополнительной муфты, например МСХ (муфты свободного хода).

Обратный режим I.3. Муфта 11 в среднем положении с) замыкает зубчатые венцы шестерни 14 и 23 вала 3 привода электрогенератора 4. ПМ блокируем, замыкая муфтой 32 зубчатые венцы: 33 трубчатого вала 35 корпуса 35 эпициклического колеса 16 (b) и 30 вала 29 водила 18 (h). Правый широкий внутренний венец муфты 32 (верхнее положение) замыкает зубчатый венец 30 с зубчатым венцом 31 выходного вала 5. Крутящий момент от выходного вала 5 зубчатым венцом 31, муфтой 32, зубчатыми венцами: 33 трубчатого вала 34 корпуса 35 эпициклического колеса 16 (b) и 30 вала 29 водила 18 (h), по заблокированному ПМ, цилиндрической парой 22-14, по муфте 11 в среднем положении с) от зубчатого венца шестерни 14 передается на зубчатый венец 23, вал 3 и электрогенератор 4. Если выходной вал вращается с частотой nвых=n5=1000 об/мин; Uцил 22-14=0,5; то nвх=n3=2000 об/мин.

Обратный режим I.6. ПМ в редукторном режиме Uahb=К+1 плюс цилиндрическая передача 22-14. Эпициклическое колесо 16 «b» остановлено муфтой 37 в правом положении, замкнувшей зубчатый венец 36 корпуса 1 и цилиндрическое зубчатое колесо 15 с корпусом 35. Крутящий момент от выходного вала 5 зубчатым венцом 31, муфтой 32, зубчатым венцом 30, валом 29 поступает на водило 18 (h), которое осями 20 передает усилие на сателлиты 21. Сателлиты 21 вращаются относительно остановленного эпициклического колеса 16 «b» с увеличенной частотой вращения, далее цилиндрической парой 22-14, по муфте 11 в среднем положении с) от зубчатого венца шестерни 14 передается на зубчатый венец 23, вал 3 и электрогенератор 4. Если выходной вал вращается с частотой nвых=n5=1000 об/мин; К=4; Uцил 22-14=2,0; то nвх=n3=10000 об/мин.

Изменение параметров К, Uцил приведет к изменению результатов расчетов.

Гибридная трансмиссия, имеющая простое устройство, обеспечивает большие эксплуатационные возможности в широком диапазоне передаточных чисел. При первом способе получили 6 передач переднего хода и одну передачу заднего хода. При втором способе получили 3 передачи, при третьем способе получили 2 передачи. При первых двух способах трансмиссия работает как обыкновенная ступенчатая коробка передач, третий способ обеспечивает бесступенчатую трансформацию крутящего момента. Можно подобрать оптимальное распределение передаточных чисел по диапазону, использовать электродвигатель аналогично гидротрансформатору.

Для регенерации энергии на начальном этапе целесообразно использовать обратный режим I.3, при малой скорости - обратный режим I.6.

Обозначения:

1 - корпус редуктора;

2 - входной вал;

3 - вал 3 привода электрогенератора 4;

4 - электрогенератор;

5 - выходной вал;

6 - вал привода солнечной шестерни 7 (а);

7 (а) - солнечная шестерня ПМ (планетарного механизма);

8 - первый зубчатый венец, закрепленный на входном валу 2;

9 - второй зубчатый венец, закрепленный на входном валу 2;

10 - трехпозиционная муфта переключения на первом зубчатом венце 8;

11 - пятипозиционная муфта переключения на втором зубчатом венце 9;

12 и 13 - цилиндрические шестерни, свободно установленные около первого зубчатого венца 8;

14 - цилиндрическая шестерня, свободно установленная около второго зубчатого венца 9;

15 - цилиндрическое зубчатое колесо привода эпициклического колеса 16 (b);

16 (b) - эпициклическое колесо ПМ;

17 - цилиндрическое зубчатое колесо привода водила 18 (h) ПМ;

18 (h) - водило ПМ;

19 - дополнительный зубчатый венец цилиндрического колеса 17 привода водила 18 (h) ПМ;

20 - оси сателлитов 21 водила 18 (h) ПМ;

21 - сателлиты;

22 - цилиндрическое зубчатое колесо вала 6 привода солнечной шестерни 7 (a);

23 - зубчатый венец вала 3 привода электрогенератора 4;

24 - электрические цепи от электрогенератора 4;

25 - аккумуляторная батарея (АБ);

26 - блок питания АБ от бытовой электросети;

27 - блок управления между электрогенератором 4, АБ 25 и электродвигателем 28;

28 - электродвигатель привода вала 6 с солнечной шестерней 7 (а);

29 - вал водила 18 (h);

30 - однопозиционный зубчатый венец вала 29;

31 - трехпозиционный зубчатый венец выходного вала 5;

32 - трехпозиционная муфта переключения зубчатого венца 31;

33 - двухпозиционный зубчатый венец трубчатого вала 34;

34 - трубчатый вал корпуса 35 эпициклического колеса 16 (b);

35 - корпус эпициклического колеса 16 (b);

36 - зубчатый венец корпуса 1 редуктора;

37 - трехпозиционная муфта остановки водила 18 (h) через дополнительный зубчатый венец 19 или эпициклического колеса 16 (b) - через зубчатое цилиндрическое колесо 15 его корпуса 35.

Гибридная трансмиссия, содержащая две электрические машины и редуктор с простым трехзвенным планетарным механизмом, состоящим из водила с сателлитами, зацепленными с солнечной шестерней и эпициклическим колесом, отличающаяся тем, что в опорах корпуса редуктора соосно установлены входной вал и вал привода электрогенератора, параллельно им установлены выходной вал и вал привода солнечной шестерни, на входном валу закреплены два зубчатых венца с расположенными на них трехпозиционной и пятипозиционной муфтами переключения, около зубчатых венцов вала свободно установлены три цилиндрические шестерни, зацепленные с зубчатыми цилиндрическими колесами привода эпициклического колеса, водила с дополнительным зубчатым венцом и привода солнечной шестерни, а также с зубчатым венцом вала привода электрогенератора, который электрическими цепями взаимодействует с аккумуляторной батареей, оснащенной блоком питания от бытовой электросети, и через блок управления - с электродвигателем привода солнечной шестерни, на валу водила закреплен однопозиционный зубчатый венец, расположенный между трехпозиционным зубчатым венцом выходного вала с трехпозиционной муфтой переключения и двухпозиционным зубчатым венцом, закрепленным на трубчатом валу корпуса эпициклического колеса, внутри корпуса редуктора закреплен зубчатый венец с расположенной на нем трехпозиционной муфтой остановки водила через дополнительный зубчатый венец или эпициклического колеса - через зубчатое цилиндрическое колесо его корпуса.
ГИБРИДНАЯ ТРАНСМИССИЯ С ПРОСТЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ
ГИБРИДНАЯ ТРАНСМИССИЯ С ПРОСТЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ
ГИБРИДНАЯ ТРАНСМИССИЯ С ПРОСТЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ
Источник поступления информации: Портал edrid.ru

Показаны записи 1-10 из 184.
20.06.2016
№217.015.0529

Двенадцатиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к коробкам передач. 12-ступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам. Наконечник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587281
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.06.2016
№216.015.4640

Способ заканчивания нефтяной малодебитной скважины

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к способу заканчивания нефтяных малодебитных скважин с открытым забоем. Технический результат - сохранение устойчивости стенок ствола скважины и повышение дебитов нефти малодебитной скважины. По способу осуществляют бурение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586337
Дата охранного документа: 10.06.2016
20.08.2016
№216.015.4d20

Зубная нить с растительным пигментом

Изобретение относится к области медицинской техники и предназначено для использования в стоматологии, для ежедневного ухода за зубами, для удаления остатков пищи из межзубного пространства и зубного налета, для профилактики гингивита. Зубная нить состоит из крученой или некрученой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595003
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.4d97

Погружное фильтрокомпенсирующее устройство

Изобретение относится к области электротехники и внутрискважинному оборудованию, а именно может быть использовано для компенсаций реактивной мощности погружных электродвигателей установок электроцентробежных насосов. Сущность изобретения: погружное фильтрокомпенсирующее устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595256
Дата охранного документа: 27.08.2016
20.08.2016
№216.015.4df0

Способ анодирования алюминия и его сплавов

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для создания износостойких покрытий на трущихся поверхностях деталей машин в машиностроительной, металлообрабатывающей, станкостроительной и других отраслях промышленности. Способ включает анодирование на постоянном токе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595167
Дата охранного документа: 20.08.2016
20.08.2016
№216.015.4e08

Балансирная диагональная подвеска

Изобретение относится к подвеске колес автомобилей, имеющих три и более моста. Балансирная подвеска содержит на каждое колесо по два продольных направляющих рычага с опорами качания, расположенными одна на опорном диске колеса, другая - между колесами рядом расположенных мостов автомобиля....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595208
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.4f34

Система обогрева трубопроводов

Изобретение относится к технике нагрева с помощью электромагнитных микро- и радиоволн, а именно может быть использовано для нагрева трубопроводов в различных отраслях народного хозяйства и техники, а также для защиты от замерзания продуктов, протекающих внутри трубопроводов. Система обогрева...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595257
Дата охранного документа: 27.08.2016
20.08.2016
№216.015.4f78

Несоосная двухвальная шестиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к несоосным коробкам передач с двумя сцеплениями. На концах первичного вала коробки передач закреплены кожухи сцеплений с ведущими дисками. Ведомые диски сцеплений установлены на шлицах трубчатых валов отдельной шестерни и блока из четырех шестерен первичного вала. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595203
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.5039

Устройство изменения радиуса кривошипа кривошипно-шатунного механизма

Предлагаемое устройство относится к машиностроению, в частности к поршневым машинам. Кривошипно-шатунный механизм, содержащий коленчатый вал, состоящий из коренных и шатунных шеек, соединенных щеками кривошипов, отличается тем, что щеки кривошипов имеют направляющие пазы, в которых установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595993
Дата охранного документа: 27.08.2016
27.08.2016
№216.015.50ab

Механобиологический способ диагностики материалов и конструкций

Изобретение относится к области неразрушающего контроля материалов и изделий по условиям прочности и предназначено для контроля процесса трещинообразования хрупких тензоиндикаторов при изменении уровня напряженности в исследуемых зонах конструкции. Механобиологический способ исследования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595876
Дата охранного документа: 27.08.2016
Показаны записи 1-10 из 84.
27.03.2013
№216.012.30db

Моторно-трансмиссионный модуль

Изобретение относится к машиностроению, в частности к моторно-трансмиссионным модулям наземных транспортных машин. В цилиндрах (1) реечно-шестеренного двигателя расположены поршни (2), взаимосвязанные с зубчатыми рейками (3) и (4), зацепленными с полушестерней, длина дуги зубьев которой немного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478045
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.05.2013
№216.012.44e7

Полушестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ДВС, компрессорах, насосах, в том числе многоцилиндровых. Поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483216
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f3

Шестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, производству компрессоров, насосов. Шестеренно-реечная поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка редуктором взаимосвязана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484255
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.54b5

Термомеханический комплекс внутреннего композиционного покрытия трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для нанесения защитного покрытия на внутреннюю поверхность трубопровода. Термомеханический комплекс состоит из последовательно шарнирно соединенных самоходного модуля очистки, модуля диагностики, турбодетандера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487288
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.578f

Привод штангового глубинного насоса

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано для механизированной добычи нефти установками ШГН (штангового глубинного скважинного насоса). Привод ШГН содержит раму, противовесы, двигатель, в верхней части рамы установлены направляющие опоры вращения синхронизирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488023
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.73ca

Десятиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к механическим коробкам передач транспортных машин. Десятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495299
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.12.2013
№216.012.8dc6

Станок-качалка "цепь"

Изобретение относится к области нефтедобычи и может быть использовано для добычи нефти установками скважинного штангового глубинного насоса. Станок-качалка содержит раму 3, двигатель 15, два параллельно установленных редуктора 9 привода звездочек цепных передач, расположенных на вертикальных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501977
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.02.2014
№216.012.9f2b

Станок-качалка

Изобретение относится к области нефтедобычи и может быть использовано в механизированном способе добычи нефти установками скважинного ШГН (штангового глубинного насоса). Станок-качалка содержит раму, двигатель, зубчатую рейку с закрепленной к ней колонной штанг. Зубчатая рейка зацеплена с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506455
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f2d

Станок-качалка

Изобретение относится к области нефтедобычи, применяется для механизированного способа добычи нефти установками скважинного ШГН. Станок-качалка содержит раму, двигатель, зубчатую рейку с закрепленной к ней колонной штанг. Зубчатая рейка зацеплена с шестерней, закрепленной на выходном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506457
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f42

Четырнадцатиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к коробкам передач транспортной техники. Четырнадцатиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506478
Дата охранного документа: 10.02.2014
+ добавить свой РИД