Вид РИД
Изобретение
Изобретения относятся к конструкции железнодорожного пути.
Технический результат группы изобретений - упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.
Техническая сущность группы изобретений изложена в описании примеров 1-3, п. 1-16 формулы и чертежах на фиг. 1-14.
На фиг. 1 изображен железнодорожный путь с опертыми боковыми гранями охватывающих рельс однослойных неупругих прокладок на наклонные боковые грани подрельсового углубления, закрепленных стержневыми фиксаторами в рабочем положении; на фиг. 2 - трехслойная с упругим средним слоем прокладка по фиг. 1; на фиг. 3 - упругий слой прокладки из упругой пластины с консольными вырезами; на фиг. 4 - путь с обращенным к смежной прокладке выступом под охватывающим подошву пазом однослойной прокладки в нижнем рабочем положении; на фиг. 5 - многослойная прокладка по фиг. 4 с упругим средним слоем; на фиг. 6 - многослойная с упругим средним слоем прокладка по фиг. 4 с перекрытием впадин; на фиг. 7 - сечение Р-Р на фиг. 4; на фиг. 8 - сечение А-А на фиг. 4; на фиг. 9 - прокладка с перекрытием впадин между выступами - вид В на фиг. 6; на фиг. 10 - многослойная прокладка с храповым закреплением в подрельсовом углублении - разрез М-М на фиг. 8; на фиг. 11 - фасад боковой грани подрельсового углубления по фиг. 4 с храповым зацеплением по фиг. 8, 10; на фиг. 12 - закрепленные в верхнем положении стержневыми фиксаторами однослойные прокладки с рельсом; на фиг. 13 - рельс в подрельсовом углублении с двумя слоями прокладок, при этом наружные прокладки автономные; на фиг. 14 - рельс в подрельсовом углублении с целой наружной прокладкой.
По первому изобретению известно устройство для закрепления двухголового рельса на основании, содержащее трехслойную в боковом направлении с каждой стороны рельса прокладку с уширяющимися наружу вверх в поперечном направлении наружными боковыми гранями неупругого слоя, взаимодействующими с ответно наклонными боковыми гранями подрельсового углубления. Прокладка с рельсом установлена на расположенной на дне подрельсового углубления прокладке для регулирования положения рельса по высоте. Ширина прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнена разновеликой. Патент на изобретение №2230147, авторы Столповский А.А. и другие.
Недостатком этого устройства является ненадежность фиксации рельса в продольном направлении, сложность регулирования положения рельса по высоте, несоответствие устройства конструкции пути для рельса с подошвой.
Наиболее близким решением является верхнее строение железнодорожного пути, содержащее подрельсовое углубление под каждый рельс колеи с прокладкой для регулирования положения рельса по высоте на дне подрельсового углубления, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, многослойную прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса с обращенным к рельсу неупругим слоем с возможностью взаимодействия верхней грани неупругого слоя с нижней гранью головки рельса, взаимодействия охватывающего подошву рельса участка с верхней и нижней гранями подошвы с образованием зазора с боковой гранью подошвы. Патент №2495974 на изобретение, авторы Столповский А.А. и другие.
Недостатками этого верхнего строения являются сложность конструкции, недостаточные надежность, эксплуатационный ресурс и экономичность.
Технический результат изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.
Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенную в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную продольным пазом на подошве рельса и между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы прокладку, подрельсовое углубление выполнено с наклонными боковыми гранями с уширением в наружную сторону вверх, обращенная в наружную от рельса сторону боковая грань прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном ответно наклонным боковым граням подрельсового углубления с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, при этом образованы зазоры между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, на боковой грани подрельсового углубления выполнен продольный ряд направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов, каждый из которых выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону от боковой грани подрельсового углубления и расположен в смежном сужающемся наружу направляющем пазу на боковой грани прокладки с шириной суженной части паза, меньшей ширины уширенной части помещенного в пазу выступа, с возможностью фиксации прокладки пазами за выступы в поперечном направлении и перемещения прокладки вдоль выступов пазами по выступам, прокладка выполнена однослойной неупругой или многослойной в поперечном направлении с неупругими обращенным к рельсу заклиненном на рельсе и в наружную от рельса сторону с возможностью взаимодействия с боковой гранью подрельсового углубления слоями и средним продольным упругим слоем между неупругими слоями, упругий слой прокладки выполнен из упругой пластины, снабженной консольными вырезами в виде отогнутых из плоскости пластины в обе стороны лепестков с возможностью взаимодействия вырезов с каждым из смежных неупругих слоев, или упругий слой выполнен из двух упругих пластин с отогнутыми из плоскости каждой из пластин в сторону смежного неупругого слоя консольными вырезами с возможностью взаимодействия вырезов каждой из пластин со смежным неупругим слоем и пластин между собой, упругий слой снабжен рядом участков с разновеликой упругостью и/или толщиной, а консольные вырезы выполнены разного размера и/или конфигурации и/или с разной величиной отгиба из плоскости пластины, верхний смежный с подрельсовым углублением участок основания снабжен продольным рядом ориентированных в поперечном направлении сквозных выходящих в подрельсовое углубление отверстий, смежно с каждым из которых в нижнем рабочем положении прокладок с рельсом в прокладке выполнено поперечное отверстие, в котором помещен пропущенный через сквозное отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстии прокладки концевого участка фиксатора с нижней гранью поперечного отверстия прокладки, в многослойной прокладке наружный неупругий слой закреплен продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и помещен в смежном отверстии наружного слоя прокладки с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия наружного слоя прокладки, а смежный с рельсом неупругий слой закреплен продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и смежное отверстие наружного слоя и помещен в смежном отверстии смежного с рельсом слоя с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия смежного с рельсом слоя.
Техническая сущность первого изобретения изложена в описании примера 1, п. 1-8 формулы и на чертежах фиг. 1-3, 8, 11. Пример 1, фиг. 1-3, 8, 11.
Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление 1 основания 2 под каждый рельс колеи. В углублении 1 с каждой боковой стороны рельса расположена ориентированная в продольном направлении охватывающая рельс с боковой стороны и подошву рельса прокладка 3. Прокладка 3 заклинена между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы с зазором 4 между обращенной к рельсу гранью 5 и шейкой рельса и заклинена продольным пазом 6 на подошве рельса с зазором 7 между пазом 6 и боковой гранью подошвы.
Подрельсовое углубление 1 выполнено с наклонными боковыми гранями 8 с уширением в наружную сторону вверх. Обращенная в наружную от рельса сторону к боковой грани 8 боковая грань 9 прокладки 3 с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном ответно наклонным боковым граням 8 углубления 1 с возможностью взаимодействия указанных граней 9 и 8 прокладки 3 и углубления 1. Для обеспечения возможности заклинивания прокладок 3 с рельсом по наклонным граням 8 и 9 и тем самым прокладок 3 на рельсе для продольной фиксации рельса образованы зазор 10 между нижней гранью углубления 1 и нижней гранью 11 каждой из смежных в поперечном направлении прокладок 3 и зазор 12 между смежными прокладками 3 под подошвой рельса.
Для вертикальной фиксации прокладок 3 с рельсом в углублении 1 верхний смежный с подрельсовым углублением участок основания 2 снабжен продольным рядом поперечных в нормальной к продольному направлению плоскости сквозных выходящих в углубление 1 отверстий 13. Смежно с каждым из отверстий 13 в нижнем рабочем положении прокладок 3 с рельсом в прокладке 3 выполнено поперечное нормальное к продольному направлению отверстие 14, в котором помещен пропущенный через отверстие 13 основания 2 стержневой упругий фиксатор 15 с возможностью взаимодействия помещенного в отверстии 14 прокладки концевого участка фиксатора 15 с нижней гранью отверстия 14 и взаимодействия фиксатора 15 с верхней и нижней гранями отверстия 13 основания. Между верхней гранью отверстия 14 и фиксатором 15 выполнен зазор. Нижняя грань отверстия 14, верхняя и нижняя грани отверстия 13 и фиксатора 15 снабжены неровностями в виде ряда вдоль фиксатора 15 и отверстий 13 и 14 выступов синусоидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами выступов и впадин между ними одинакового размера и шага вдоль отверстий и фиксатора для надежной фиксации в отверстиях 13 и 14 подпружиненного в верхнем направлении за счет траектории нижней грани отверстия 14 фиксатора 15. Высота отверстий 13 и 14 выполнена большей высоты фиксатора с неровностями.
Для увеличения надежности фиксации прокладок 3 с рельсом в верхнем направлении при отсутствии поездной нагрузки в дополнение к фиксации фиксаторами 15 боковая грань 8 углубления 1 основания 2 снабжена продольным рядом ориентированных снизу вверх выступов 16 в поперечном сечении трапецеидальных или углового профиля с закругленными вершинами одинакового размера и шага в продольном направлении и впадин между ними меньшей ширины. Наружная боковая грань 9 прокладки 3 снабжена аналогичными впадинами и выступами 17, каждый из которых помещен в смежной впадине между выступами 16 грани 8 с возможностью взаимодействия боковых граней выступов 16 и 17 углубления 1 и прокладки 3. При этом для обеспечения заклинивания между вершиной каждого выступа и дном углубления, в котором помещен выступ, образован зазор.
Для упрощения монтажа и демонтажа на боковой грани 8 подрельсового углубления 1 выполнен продольный ряд направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов 18. Каждый из выступов 18 выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону от боковой грани углубления 1, преимущественно Т-образным, и расположен в смежном сужающемся наружу в поперечном направлении, преимущественно Т-образном, направляющем пазу 19 на боковой грани 9 прокладки 3 с шириной суженной части паза 19, меньшей ширины уширенной части выступа 18, с возможностью фиксации прокладки 3 пазами 19 за выступы 18 в поперечном направлении и перемещения прокладки 3 вдоль выступов 18 пазами 19 по выступам 18.
Прокладка 3 выполнена однослойной неупругой, преимущественно для основания 2 на упругой прокладке, например в метро, или многослойной в поперечном направлении со средним продольным упругим для упругого взаимодействия рельса с колесом слоем 20 и неупругими обращенным к рельсу заклиненном на рельсе слоем 21 и обращенным в наружную от рельса сторону с возможностью взаимодействия с боковой гранью 8 углубления 1 слоем 22.
При трехслойной прокладке слои 21 и 22 закреплены автономно поочередно в продольном направлении, преимущественно на разных уровнях. Наружный слой 22 закреплен на верхнем уровне коротким менее упругим для надежной фиксации прокладок в нижнем положении фиксатором 15 с возможностью взаимодействия с нижней гранью отверстия в слое 22. Смежный с рельсом слой 21 закреплен на нижнем уровне для удобства механизированного монтажа удлиненным пропущенным без взаимодействия через отверстие в слое 22 фиксатором 15 с возможностью взаимодействия с нижней гранью отверстия в слое 21. Удлиненным фиксатором 15 обеспечено более упругое взаимодействие колеса и рельса.
Альтернативно или дополнительно фиксатору 15 однослойная неупругая прокладка 3 или наружный слой 22 многослойной прокладки 3 снабжен продольным рядом расположенных в верхней части на наружной боковой грани 9 участков со смежным с боковой гранью прокладки прикрепленным стационарно к прокладке 3 упругим слоем 23 и наружным смежным с боковой гранью углубления 1 с возможностью взаимодействия со слоем 23 автономным от слоя 22 с возможностью упругого поперечного перемещения относительно слоя 22 неупругим слоем 24. Слой 24 снабжен консольным вырезом с направленным вверх отогнутым к боковой грани 8 углубления 1 свободным концом 25, находящимся в зацеплении с верхней гранью смежного углубления 26 на боковой грани 8 углубления 1 аналогично храповому зацеплению с возможностью фиксации прокладки от перемещения вверх. Верхний конец слоя 24 расположен выше верхней грани смежного с углублением 1 участка основания 2 для вывода прокладки 3 из зацепления.
Упругие слои 20 и 23 выполнены резиновыми, армированными резиновыми или синтетическими. Для увеличения ресурса эксплуатации упругие слои 20 и 23 многослойной прокладки 4 выполнены из упругой металлической или для уменьшения металлоемкости синтетической пластины 27, снабженной консольными вырезами 28 в виде отогнутых из плоскости пластины в обе стороны лепестков с возможностью взаимодействия вырезов 28 с каждым из смежных неупругих слоев 21 и 22, или упругие слои выполнен из двух упругих пластин 27 с отогнутыми из плоскости каждой из пластин в сторону смежного неупругого слоя вырезами 28 с возможностью взаимодействия вырезов каждой из пластин со смежным неупругим слоем 21 или 22 и пластин между собой.
Для гашения вибраций разной частоты поездной нагрузки упругий слой 20 снабжен рядом участков, преимущественно островных, с разновеликой упругостью и/или толщиной, а консольные вырезы выполнены разного размера и/или конфигурации и/или с разной величиной отгиба из плоскости пластины. Альтернативно или дополнительно упругий слой выполнен многослойным в поперечном направлении со слоями разновеликой упругости.
Для увеличения трения сцепления нижняя 29 и верхняя грани паза 6 снабжены повторяющей очертание паза сплошной или дискретной в продольном направлении закладной деталью из стали или другого материала с наибольшим коэффициентом трения сцепления со сталью. Альтернативно грани паза 6 снабжены фрикционным покрытием. Взаимодействующая с головкой верхняя грань прокладки 3 снабжена аналогичной сплошной или дискретной закладной деталью или фрикционным покрытием.
Прокладки 3 с каждой боковой стороны рельса выполнены разновеликой ширины для регулирования колеи перестановкой на другую сторону рельса. Суммарная ширина прокладок 3 разновеликой ширины с каждой стороны рельса выполнена разновеликой для разных типоразмеров прокладок для регулирования положения рельса по высоте.
Основание 2 выполнено безбалластным, блочным, рамным или лежневым на балласте. Подрельсовые углубления 1 выполнены секциями большей длины, например 5-4 м, для прямых и меньшей длины, например 3-1 м, для переходных и круговых кривых. Углубления 1 и прокладки 3 выполнены прямолинейными, а для кривой малого радиуса могут быть выполнены криволинейными в плане. Прокладки 3 выполнены по длине секций углублений 1 со сплошным опиранием на боковые грани углубления 1 и заклиниванием на рельсе. Углубления 1 под каждый рельс колеи выполнены параллельными между собой в продольном направлении для прямого участка пути и круговой кривой или углубление 1 под один рельс колеи выполнено с продольным наклоном в вертикальной плоскости относительно смежного в поперечном направлении углубления 1 под другой рельс колеи для отвода возвышения наружного рельса переходной кривой. Для облегчения прокладка 3 снабжена продольным рядом ниш с перегородками между ними с отверстиями 14 (фиг. 1, 4 и 12). С наружной стороны каждого углубления 1 основание 2 снабжено продольным направленным вверх выступом для фиксации сошедших с рельсов колес.
При монтаже прокладки 3 пазами 19 по направляющим выступам 18 помещают в секции углубления 1. С передней консоли укладочной машины приподнимают прокладки 3 и помещают каждое из смежных инвентарных рельсовых звеньев колеи между прокладками 3. Опускают звено с прокладками. При этом прокладки 3 сближаются и заклиниваются на рельсе. Перемещают машину вперед на одно звено и повторяют операцию. После монтажа всех инвентарных рельсовых звеньев в середине колеи укладывают две рельсовые плети. Расположенными в средней части между передними опертыми на звенья и задними тележками рабочими органами машины поднимают звенья с прокладками 3, удаляют звенья, перемещают плети в колею между прокладками, опускают плети, закрепляют фиксаторами 15 и задняя тележка машины перемещается по уложенной плети. При регулировании колеи плеть с прокладками поднимают, прокладки 3 разновеликой ширины меняют местами, опускают и закрепляют. По мере износа головок плетей операцию повторяют с другой плетью, а затем меняют местами плети в колее. Ввиду увеличенной поперечной устойчивости рельса в углублении ширина головки рельса может быть увеличена для увеличения ресурса эксплуатации. Для ликвидации дефекта плеть с прокладками поднимают, прокладки опускают. Плеть с каждой стороны вырезаемого участка на необходимую длину в зависимости от отклонения температуры от интервала температур укладки плети закрепляют заклиненными с двух сторон плети аналогично прокладкам 3 струбцинами, соединенными наглухо между собой в продольном направлении двумя расположенными с каждой боковой стороны углубления 1 штангами для фиксации от продольного перемещения смежных с дефектом концов плети после вырезки дефектного участка. Вырезают участок плети с дефектом, вваривают новый отрезок рельса, опускают плеть с прокладками в углубление 1 и закрепляют фиксаторами 15. При температурной разрядке плеть с прокладками с конца плети поднимают, прокладки опускают, по мере продвижения машины к середине плеть укладывают на инвентарные ролики. После стабилизации длины плеть с прокладками опускают в углубление и закрепляют фиксаторами 15.
Выполнение подрельсового углубления с наклонными боковыми гранями с уширением в наружную сторону вверх, выполнение обращенной в наружную от рельса сторону боковой грани прокладки с каждой боковой стороны рельса с наклоном ответно наклонным боковым граням подрельсового углубления с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, образование при этом зазоров между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, выполнение на боковой грани подрельсового углубления продольного ряда направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов, каждый из которых выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону от боковой грани подрельсового углубления и расположен в смежном сужающемся наружу направляющем пазу на боковой грани прокладки с шириной суженной части паза, меньшей ширины уширенной части помещенного в пазу выступа, с возможностью фиксации прокладки пазами за выступы в поперечном направлении и перемещения прокладки вдоль выступов пазами по выступам, выполнение прокладки однослойной неупругой или многослойной в поперечном направлении с неупругими обращенным к рельсу заклиненном на рельсе и в наружную от рельса сторону с возможностью взаимодействия с боковой гранью подрельсового углубления слоями и средним продольным упругим слоем между неупругими слоями, выполнение упругого слоя прокладки из упругой пластины, снабженной консольными вырезами в виде отогнутых из плоскости пластины в обе стороны лепестков с возможностью взаимодействия вырезов с каждым из смежных неупругих слоев или выполнение упругого слоя из двух упругих пластин с отогнутыми из плоскости каждой из пластин в сторону смежного неупругого слоя консольными вырезами с возможностью взаимодействия вырезов каждой из пластин со смежным неупругим слоем и пластин между собой, снабжение упругого слоя рядом участков с разновеликой упругостью и/или толщиной и выполнение консольных вырезов разного размера и/или конфигурации и/или с разной величиной отгиба из плоскости пластины, снабжение верхнего смежного с подрельсовым углублением участка основания продольным рядом ориентированных в поперечном направлении сквозных выходящих в подрельсовое углубление отверстий, смежно с каждым из которых в нижнем рабочем положении прокладок с рельсом в прокладке выполнено поперечное отверстие, в котором помещен пропущенный через сквозное отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстии прокладки концевого участка фиксатора с нижней гранью поперечного отверстия прокладки, закрепление в многослойной прокладке наружного неупругого слоя продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и помещен в смежном отверстии наружного слоя прокладки с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия наружного слоя прокладки и закрепление смежного с рельсом неупругого слоя продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и смежное отверстие наружного слоя и помещен в смежном отверстии смежного с рельсом слоя с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия смежного с рельсом слоя, обеспечивает упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.
По второму изобретению наиболее близким решением является верхнее строение железнодорожного пути, содержащее подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, многослойную прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса с обращенным к рельсу неупругим слоем с возможностью взаимодействия верхней грани неупругого слоя с нижней гранью головки рельса, взаимодействия охватывающего подошву рельса участка с верхней и нижней гранями подошвы с образованием зазора с боковой гранью подошвы. Патент №2495974 на изобретение, авторы Столповский А.А. и другие.
Недостатками этого верхнего строения являются сложность конструкции, недостаточные надежность, эксплуатационный ресурс и экономичность.
Технический результат изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.
Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенную в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы и продольным пазом на подошве рельса прокладку, обращенная в наружную от рельса сторону грань прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном в наружную сторону снизу вверх, подрельсовое углубление выполнено с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклоном боковых граней ответно наклонным боковым граням прокладки с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, с образованием зазоров между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, расположенный под нижней гранью охватывающего подошву паза прокладки участок выполнен в виде продольного ряда направленных к смежной прокладке поперечных выступов и впадин между ними и аналогичными выступами и впадинами снабжена смежная прокладка с возможностью помещения в рабочее положение каждого из выступов одной прокладки в смежной впадине смежной прокладки с зазором между торцовыми гранями выступов и впадин смежных прокладок, верхняя грань концевого участка расположена ниже уровня нижней грани паза якорного участка охватывающего подошву участка прокладки с образованием зазора с нижней гранью подошвы в рабочем положении, верхний участок каждой из впадин якорного участка охватывающей подошву части прокладки выполнен с перекрытием, а верхняя грань свободного концевого участка выполнена ниже нижней грани перекрытия с зазором между указанными гранями с возможностью взаимного поперечного перемещения выступов и впадин смежных прокладок, верхняя часть концевого участка выполнена из антифрикционного материала или снабжена антифрикционным покрытием, прокладка снабжена расположенным ниже нижней грани заклиненного на подошве паза поперечным отверстием, в которое помещен пропущенный через отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстие прокладки концевого участка фиксатора с верхней гранью отверстия.
Техническая сущность второго изобретения изложена в описании примера 2, п. 8-12 формулы и на чертежах фиг. 4-12.
Пример 2, фиг. 4-12.
Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление 1 основания 2 под каждый рельс колеи. В углублении 1 с каждой боковой стороны рельса расположена ориентированная в продольном направлении охватывающая рельс с боковой стороны и подошву рельса прокладка 3. Прокладка 3 заклинена между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы с зазором 4 между обращенной к рельсу гранью 5 и шейкой рельса и продольным пазом 6 на подошве рельса с зазором 7 между пазом 6 и боковой гранью подошвы.
Подрельсовое углубление 1 выполнено с наклонными боковыми гранями 8 с уширением в наружную сторону вверх. Обращенная в наружную от рельса сторону к боковой грани 8 грань 9 прокладки 3 с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном ответно наклонным боковым граням 8 углубления 1 с возможностью взаимодействия указанных граней 9 и 8 прокладки 3 и углубления 1. Для обеспечения заклинивания прокладок 3 с рельсом по наклонным граням 8 и 9 и тем самым прокладок 3 на рельсе для продольной фиксации рельса образованы зазор 10 между нижней гранью углубления 1 и нижней гранью 11 каждой из смежных в поперечном направлении прокладок 3 и зазор 12 между смежными прокладками 3 под подошвой рельса.
Расположенный под нижней гранью 29 охватывающего подошву паза 6 прокладки 3 участок 30 выполнен в виде продольного ряда ориентированных снизу вверх направленных к смежной в поперечном направлении прокладке 3 нормальных к продольному направлению поперечных, преимущественно на всю ширину подошвы, преимущественно одинакового поперечного сечения с равным шагом в продольном направлении выступов 31 и впадин 32 между ними. Аналогичными выступами 31 и впадинами 32 снабжена смежная прокладка с помещением в нижнем рабочем положении прокладок с рельсом каждого из выступов одной прокладки в смежной впадине смежной прокладки с возможностью поперечного перемещения выступа 31 во впадине 32 смежной прокладки 3 с зазором 33 между торцовыми гранями выступов 31 и впадин 32 смежных прокладок для обеспечения заклинивания прокладок 3 с рельсом по боковым граням 8 углубления 1. Выступы 31 в поперечном сечении горизонтальной плоскостью выполнены преимущественно с нормальными к продольному направлению боковыми гранями или трапецеидальными сужающимися в наружную сторону к смежной прокладке. Поперечный размер впадин 32 в продольном направлении выполнен большим поперечного размера выступов 31 для свободного перемещения каждого из выступов в смежной впадине 32 смежной прокладки.
Верхняя грань 34 свободного концевого участка 35, преимущественно на половину ширины подошвы, для размещения подошвы в верхнем положении при разрядке температурных напряжений рельсовой плети расположена ниже уровня нижней грани 29 паза 6 смежной с участком 35 якорного участка 36 участка 30 прокладки 3 с образованием зазора с нижней гранью подошвы в рабочем положении.
По альтернативному варианту верхний участок каждой из впадин 32 якорного участка 36 прокладки 3 выполнен с перекрытием 37. Верхняя грань 34 участка 35 выполнена ниже нижней грани перекрытия для возможности помещения участка 35 под перекрытием 37 с зазором 38 между указанными гранями с возможностью взаимного поперечного перемещения выступа 31 во впадине смежной прокладки 3.
Для закрепления прокладок с рельсом в верхнем положении при температурной разрядке плети каждая из смежных прокладок 3 снабжена расположенным ниже нижней грани 29 паза 6 продольным рядом поперечных смежных с отверстиями 13 отверстий 39, в каждое из которых помещен пропущенный через отверстие 13 основания 2 фиксатор 15 с зазором между нижней гранью фиксатора 15 и нижней гранью отверстия 39 с возможностью взаимодействия помещенного в отверстие 39 концевого участка фиксатора 15 с верхней гранью отверстия 39 и взаимодействия фиксатора с верхней и смежных прокладок, плеть освобождается от температурных напряжений без инвентарных роликовых опор. После стабилизации длины плеть с прокладками 3 опускают в углубление 1 и закрепляют фиксаторами 15.
Выполнение обращенной в наружную от рельса сторону грани прокладки с каждой боковой стороны рельса с наклоном в наружную сторону снизу вверх, выполнение подрельсового углубления с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклоном боковых граней ответно наклонным боковым граням прокладки с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, образование зазоров между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, выполнение расположенного под нижней гранью охватывающего подошву паза прокладки участка в виде продольного ряда направленных к смежной прокладке поперечных выступов и впадин между ними и снабжение аналогичными выступами и впадинами смежной прокладки с возможностью помещения в рабочее положение каждого из выступов одной прокладки в смежной впадине смежной прокладки с зазором между торцовыми гранями выступов и впадин смежных прокладок, расположение верхней грани концевого участка ниже уровня нижней грани паза якорного участка охватывающего подошву участка прокладки с образованием зазора с нижней гранью подошвы в рабочем положении, выполнение верхнего участка каждой из впадин якорного участка охватывающей подошву части прокладки с перекрытием и выполнение верхней грани свободного концевого участка ниже нижней грани перекрытия с зазором между указанными гранями с возможностью взаимного поперечного перемещения выступов и впадин смежных прокладок, выполнение верхней части концевого участка из антифрикционного материала или снабжение антифрикционным покрытием, снабжение прокладки расположенным ниже нижней грани заклиненного на подошве паза поперечным отверстием, в которое помещен пропущенный через отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстие прокладки концевого участка фиксатора с верхней гранью отверстия обеспечивает упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.
По третьему изобретению наиболее близким решением является верхнее строение железнодорожного пути, содержащее подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса. Патент №2495974 на изобретение, авторы Столповский А.А. и другие.
Недостатками этого верхнего строения являются сложность конструкции, недостаточные надежность, эксплуатационный ресурс и экономичность.
Технический результат изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.
Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенные в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы и продольным пазом на подошве рельса прокладку и смежную с наружной стороны заклиненной на рельсе прокладки прокладку с возможностью взаимодействия боковых граней указанных прокладок, обращенная в наружную от рельса сторону боковая грань заклиненной на подошве рельса прокладки и ответная боковая грань наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнены с наклоном в наружную сторону снизу вверх, а между заклиненными на рельсе прокладками под подошвой рельса и под нижней гранью каждой из заклиненных на рельсе прокладок выполнены зазоры, подрельсовое углубление выполнено с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклонными боковыми гранями, наружная прокладка выполнена с ответно наклонными наружными боковыми гранями с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и углубления, наружная прокладка выполнена автономной с каждой стороны рельса с зазором между расположенными на нижней грани углубления участками или целой, наружные автономные прокладки или боковые участки целой наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнены разновеликой ширины.
Техническая сущность третьего изобретения изложена в описании примера 3, п. 13-16 формулы и на чертежах фиг. 13, 14. Пример 3, фиг. 13, 14.
Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление 1 под каждый рельс колеи. В углублении 1 с каждой боковой стороны рельса расположена ориентированная в продольном направлении охватывающая рельс с боковой стороны и подошву рельса прокладка 3. Прокладка 3 заклинена между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы и продольным пазом 6 на подошве рельса. Смежно с наружной стороны заклиненной на рельсе прокладки 3 расположена прокладка 44 с возможностью взаимодействия боковых граней указанных прокладок 3 и 44. Обращенная в наружную от рельса сторону боковая грань заклиненной на подошве рельса прокладки 3 и ответная боковая грань 45 наружной прокладки 44 с каждой боковой стороны рельса выполнены с наклоном в наружную сторону снизу вверх. Между заклиненными на рельсе прокладками 3 под подошвой рельса и под нижней гранью каждой из заклиненных на рельсе прокладок выполнены зазоры 12 и 10.
Подрельсовое углубление 1 выполнено с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклонными боковыми гранями 8. Наружная прокладка 44 выполнена с ответно наклонными наружными боковыми гранями 46 с возможностью взаимодействия указанных граней 46 и 8 прокладки 44 и углубления 1. Альтернативно углубление 1 выполнено с параллельными гранями 8 и ответно выполненными гранями 46.
Наружная прокладка 44 выполнена автономной с каждой стороны рельса с зазором 47 между расположенными на нижней грани углубления 1 участками 48 (фиг. 13) или целой (фиг. 14).
Смежно с углублением 1 в верхней части основания 2 выполнен продольный ряд поперечных отверстий 13. Смежно с каждым из отверстий 13 в прокладке 44 выполнено отверстие 49. Смежно с каждым из отверстий 13 и отверстием 49 в нижнем рабочем положении прокладок 3 с рельсом в прокладке 3 выполнено поперечное отверстие 14, в котором помещен пропущенный через отверстия 13 и 49 фиксатор 15. На другом нижнем уровне смежно с отверстиями 13 и 49 в прокладке 3 выполнено отверстие, в котором помещен фиксатор 15 для фиксации прокладок 3 с рельсом в верхнем положении (фиг. 13).
Прокладки 3 выполнены разновеликой ширины. Наружные автономные прокладки 44 (фиг. 13) или боковые участки 50 целой наружной прокладки 44 (фиг. 14) с каждой боковой стороны рельса выполнены разновеликой ширины для увеличения диапазона регулирования колеи дополнительно регулированию разновеликими по ширине прокладками 3. При уширяющемся кверху подрельсовом углублении 1 суммарная ширина разновеликих по ширине прокладок 44 с каждой стороны рельса (фиг. 13) и ширина целой наружной прокладки 44 (фиг. 14) выполнены разновеликими для регулирования положения рельса по высоте (фиг. 13).
Прокладка 44 в поперечном направлении выполнена многослойной, например трехслойной со средним упругим 51 и наружными неупругими слоями. Прокладка 3 при этом выполнена преимущественно однослойной неупругой (фиг. 1, 14). Альтернативно прокладка 3 выполнена трехслойной (фиг. 2). На обращенных к прокладке 3 боковых гранях 45 автономных прокладок 44 выполнен продольный ряд направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов 18. Каждый из выступов 18 выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону и расположен в смежном сужающемся наружу в поперечном направлении направляющем пазу 19 на боковой грани 9 прокладки 3.
Наружная боковая грань 9 прокладки 3 снабжена продольным рядом ориентированных снизу вверх выступов 16 в поперечном сечении трапецеидальных или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними меньшей ширины. Боковая грань 45 прокладки 44 снабжена аналогичными выступами 17 и впадинами со взаимным помещением выступа одной из прокладок 3 или 44 в смежной впадине смежной прокладки с возможностью взаимодействия боковых граней выступов 16 и 17 прокладок 3 и 44. При этом для обеспечения заклинивания между вершиной каждого выступа и дном углубления, в котором помещен выступ, образован зазор.
При монтаже прокладку 44 помещают в углубление 1 и закрепляют фиксаторами 15. Прокладки 3 с рельсом помещают в углубление 1, перемещая вниз пазами 19 по выступам 18 прокладки 44, и закрепляют фиксаторами 15. Регулирование колеи выполняют перестановкой прокладок 3. Дополнительное регулирование колеи выполняют перестановкой разновеликих по ширине автономных прокладок 44 или поворотом в плане целой прокладки 44 с разновеликими по ширине боковыми участками 50. Для регулирования положения рельса по высоте монтируют прокладки 3 или 44 другой ширины. Упругий слой 51 прокладки 44 обеспечивает улучшение упругого взаимодействия колеса и рельса. Демонтаж выполняют в обратном порядке.
Выполнение обращенной в наружную от рельса сторону боковой грани заклиненной на подошве рельса прокладки и ответной боковой грани наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса с наклоном в наружную сторону снизу вверх, выполнение зазоров между заклиненными на рельсе прокладками под подошвой рельса и под нижней гранью каждой из заклиненных на рельсе прокладок, выполнение подрельсового углубления с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклонными боковыми гранями, выполнение наружной прокладки с ответно наклонными боковыми гранями с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и углубления, выполнение наружной прокладки автономной с каждой стороны рельса с зазором между расположенными на нижней грани углубления участками или целой, выполнение наружных автономных прокладок или боковых участков целой наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса разновеликой ширины обеспечивает упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.