×
10.05.2018
218.016.500a

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002652873
Дата охранного документа
03.05.2018
Аннотация: Система управления тормозом несущего винта включает ручку (1) с выключателем (4), которая находится в кабине экипажа и посредством троса (2) и системы рычагов связана с колодками (3) тормоза несущего винта. Тормоз включает кронштейн (5) и барабан (6), который закреплен на хвостовом валу (7) и контактирует с колодками (3). На кронштейне (5) тормоза закреплен кронштейн (9) механизма качения, а на нем установлена пружина (10), которая накручена вокруг оси (11) и поддерживает нажимной рычаг (12). На кронштейне (5) тормоза закреплен установочный кронштейн (14), на площадке (19) которого закреплен микровыключатель (13) с кнопкой (22). Нажимной рычаг (12) принимает управляющее усилие от ручки (1) управления посредством троса (2) и воздействует на микровыключатель (13), включая или выключая его кнопку (22). Обеспечивается информирование пилота о состоянии тормоза несущего винта даже в случае аварийного обрыва троса, соединяющего ручку управления с колодками тормоза. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Данное изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе управления тормозом несущего винта, и может применяться, к примеру, в вертолетах классической схемы.

Известно устройство контроля состояния тормоза несущего винта вертолета (патент DE 19541193, В64С 27/12, опубл. 14.11.1996 г.), которое снабжено индикатором для пилота и микровыключателем, размещенным вблизи тормозных колодок. Тормозные колодки установлены на валу несущего винта и связаны с картером коробки передач подпружиненным опорным рычагом. В корпус картера под опорным рычагом встроен микровыключатель. После подачи сигнала на торможение колодки перемещаются вдоль оси вращения тормозного диска и прижимаются к нему. При этом происходит смещение опорного рычага, связанного с колодками, он давит на пружину и одновременно на кнопку выключателя. Пилот получает сигнал о заторможенном состоянии ротора. Когда колодки подняты, опорный рычаг также приподнят, пружина выпрямлена, а за счет этого кнопка выключателя отпущена. В этом случае пилот получает сигнал о расторможенном состоянии.

Однако данное устройство применяется в дисковой тормозной системе.

Известна система управления тормозом трансмиссии, наиболее близкая к заявляемому техническому решению, («Вертолет Ми-6. Техническое описание», - М.: Оборонгиз. - 1963 г., с. 112-113, 139-140, фиг. 202, 248), состоящая из ручки управления тормозом, которая размещена в кабине пилота и связана посредством троса с тормозными колодками. Управление тормозом сблокировано с системой запуска двигателей, в результате чего запуск возможен только при полностью расторможенной трансмиссии, т.е., когда ручка находится в крайнем нижнем положении. При таком положении размещенный на ручке концевой выключатель замыкает электрическую цепь системы запуска двигателей. В данной конструкции положение ручки управления указывает пилоту о состоянии тормозной системы несущего винта.

Недостатком такой конструкции является возможная недостоверность информации о заторможенном или расторможенном состоянии тормоза, так как движение тормозных колодок может не следовать управляющему усилию, поданному с помощью ручки управления, например, из-за аварийного обрыва тросовой цепи управления, идущей из кабины к рычагу управления колодками.

Целями предлагаемого технического решения является информирование пилота о состоянии (заторможенном или расторможенном) тормоза несущего винта даже в случае аварийного обрыва троса, соединяющего ручку управления с колодками тормоза, и повышение ситуационной осведомленности пилота согласно Авиационным правилам АП-29 от 2003 г.

Технический результат достигается благодаря тому, что в системе управления тормозом несущего винта, содержащей ручку управления и выключатель, размещенные в кабине экипажа, причем ручка связана с колодками тормоза несущего винта посредством троса и системы рычагов, в соответствии с предлагаемым изобретением на кронштейне тормоза несущего винта закреплены установочный кронштейн и кронштейн механизма качения, при этом на кронштейне механизма качения жестко установлена пружина, накрученная на ось и поддерживающая нажимной рычаг, а на установочном кронштейне закреплен микровыключатель.

Причем установочный кронштейн выполнен с двумя вырезами, снабжен отверстием и закреплен болтами на кронштейне тормоза несущего винта. Кроме того, ось механизма качения выполнена в виде металлического стержня с головкой с одной стороны и сквозным поперечным отверстием с другой стороны.

Размещение на кронштейне тормоза несущего винта дополнительного установочного кронштейна с закрепленным на нем микровыключателем направлено на реализацию средства информирования пилота о состоянии (заторможенном или расторможенном) тормоза несущего винта даже в случае аварийного обрыва троса, соединяющего ручку управления с колодками тормоза, а также на повышение ситуационной осведомленности пилота. Нажимной рычаг механизма качения, встроенного в тормозную систему, принимает управляющее усилие от ручки управления посредством троса и воздействует на микровыключатель, включая или выключая его кнопку.

Система управления тормозом несущего винта летательного аппарата изображена на чертежах, где показаны:

на фиг. 1 - системы управления тормозом несущего винта,

на фиг. 2 - тормоз несущего винта, разрез,

на фиг. 3 - микровыключатель (вид А фиг. 2),

на фиг. 4 - механизма качения,

на фиг. 5 - механизма качения (вид В фиг. 4),

на фиг. 6 - установочный кронштейн, вид сбоку,

на фиг. 7 - установочный кронштейн (вид Г фиг. 6),

на фиг. 8 - электрическая схема со включенным в нее микровыключателем.

Система управления тормозом несущего винта летательного аппарата (фиг. 1) включает ручку 1, находящуюся в кабине экипажа, которая посредством троса 2 и системы рычагов связана с колодками 3 тормоза несущего винта. Рядом с ручкой 1 расположен выключатель 4.

Конструкция тормоза несущего винта барабанного типа (фиг. 2) включает кронштейн 5 (суппорт), а также барабан 6, контактирующий с колодками 3, который закреплен на хвостовом валу 7. На одной из колодок 3 (на верхней) закреплен штатный разжимной рычаг 8 тормоза, связанный с помощью троса 2 с ручкой управления 1.

Дополнительно в конструкцию тормоза введен механизм качения. На кронштейне 5 тормоза закреплен кронштейн 9 механизма качения, а на нем жестко установлена возвратная пружина 10, которая накручена вокруг оси 11 и поддерживает (подпружинивает) нажимной рычаг 12, установленный с возможностью поворота относительно оси 11. Ось 11 выполнена в виде металлического стержня с головкой с одной стороны и сквозным поперечным отверстием под шплинт с другой стороны (фиг. 4, 5).

С целью повышения достоверности информации о фактическом состоянии тормозной системы на кронштейне 5 тормоза дополнительно размещен четырехклеммный микровыключатель 13 на специальном установочном кронштейне 14 (фиг. 3).

На кронштейне 5 закреплен установочный кронштейн 14 сложной формы, который помещен вместо штатных шайб под штатный крепеж кронштейна 5 к фланцу главного редуктора (не показан). На установочном кронштейне 14 выполнены вырезы 15, 16 под штатные болты 17, 18, площадка 19, а также отверстие 20 (фиг. 6, 7). На площадке 19 закреплен при помощи винтов 21 микровыключатель 13 с кнопкой 22. Микровыключатель 13 подключен к электроцепи системы управления посредством розетки электросоединителя (не показано), которая размещена в специальном отверстии 20 кронштейна 14.

Форма и размеры микровыключателя 13 и установочного кронштейна 14 подобраны таким образом, чтобы не производить существенных изменений в конструкции тормоза несущего винта, что упрощает реализацию технического решения.

Принципиальная схема работы микровыключателя 13 приведена на фиг. 8. Переключение из положения 1-2 в положение 3-4 размыкает электрическую цепь, что соответствует истинности события "заторможено". Переключение из положения 3-4 в положение 1-2 соответствует истинности события "расторможено". При этом подаются соответствующие сигналы на приборную панель пилота.

Система управления тормозом несущего винта работает следующим образом.

Блокировка запуска двигателей осуществляется при помощи выключателя 4, который при нижнем (расторможенном) положении ручки 1 не только подает соответствующий сигнал о состоянии тормозной системы, но и замыкает электрическую цепь запуска, что позволяет запустить двигатели.

Для осуществления торможения несущего винта пилот поднимает вверх ручку 1, тем самым отпуская выключатель 4. Трос 2 натягивается и тянет вниз разжимной рычаг 8. Это обеспечивает прижатие колодок 4 к поверхности барабана 6. Рычаг 8 толкает вниз нажимной рычаг 12, который проворачивается относительно оси 11 и отпускает кнопку 22 микровыключателя 13. В соответствии со схемой (фиг. 8) подается сигнал «заторможено». Система запуска двигателей заблокирована.

Когда ручка 1 опущена вниз, выключатель 4 нажат. При этом трос 2 отпущен, а колодки 3 отжаты от барабана 6. Под действием возвратной пружины 10 нажимной рычаг 12 проворачивается относительно оси 11 и создает давящее усилие на кнопку 22, замыкая контакт микровыключателя 13. Подается сигнал «расторможено». Система запуска двигателей разблокирована.

Однако в случае аварийной ситуации, при обрыве троса 2 нарушается целостность проводки управления. В этом случае ручка 1 может быть поднята, а выключатель 4 отпущен. В то же время трос 2 не натянут (из-за обрыва), при этом разжимной рычаг 8 остается в верхнем положении, а колодки 3 отжаты от барабана 6. Управляющее усилие не поступает на нажимной рычаг 12, и возвратная пружина 10 удерживает его в нажатом положении. При этом рычаг 12 нажимает на кнопку 22 микровыключателя 13.

Таким образом, несмотря на то, что положение ручки 1 указывает на состояние «заторможено», фактически колодки 3 не прижаты к барабану 6 и тормозная система расторможена. В этом случае с помощью микровыключателя 13 подается сигнал «расторможено». Таким образом реализовано средство информирования пилота о состоянии (заторможенном или расторможенном) тормоза несущего винта.


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
12.01.2017
№217.015.581e

Одновинтовой вертолет

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для создания вертолетов одновинтовой схемы без рулевого винта. Одновинтовой вертолет содержит фюзеляж, несущий винт, силовую установку с двигателями и главным редуктором. Вал несущего винта расположен наклонно относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588277
Дата охранного документа: 27.06.2016
25.08.2017
№217.015.a822

Стенд для проведения наземных испытаний вертолета

Изобретение относится к испытательной технике для проведения комплекса испытаний систем в составе вертолета. Стенд для проведения наземных испытаний вертолета содержит неподвижное железобетонное основание (1) с двумя опорными фермами (2), установленными параллельно друг другу, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611446
Дата охранного документа: 22.02.2017
25.08.2017
№217.015.ac37

Топливная система летательного аппарата

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система содержит расходные баки (1, 2) с установленными в них насосами (3, 4), трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны (9,10) и противопожарные краны (13, 14), а также краны перекрестного питания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612314
Дата охранного документа: 06.03.2017
25.08.2017
№217.015.cd34

Способ управления вертолетом

Изобретение относится к способу управления вертолетом. Для управления вертолетом подают управляющие сигналы, соответствующие отклонениям автомата перекоса по циклическому шагу и общему шагу, значения амплитуд управляющих сигналов преобразуют в соответствии с определенными зависимостями, после...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619679
Дата охранного документа: 17.05.2017
25.08.2017
№217.015.d27a

Циклон

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности предназначено для защиты газотурбинных двигателей от попадания пыли и посторонних предметов. Также может применяться в автомобильной и индустриальной промышленности для очистки воздуха от пыли и посторонних предметов. Циклон...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621923
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.d384

Газовый эжектор

Эжектор предназначен для откачки газов. Эжектор содержит приемную камеру, камеру смешения с диффузором и соосно расположенное сопло. Эжектор выполнен многоканальным. Многосопловая камера жестко закреплена в стационарном корпусе. Многоканальный корпус выполнен из термопластических или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621924
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.e5f6

Способ изготовления моноколец для канатов ленточных и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу изготовления моноколец для ленточных канатов. Устройство содержит две колонны, на одной из которых расположены два ролика и один зажим, а на другой - третий ролик. Колонны жестко закреплены на силовом полу. Расстояние...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626770
Дата охранного документа: 01.08.2017
29.12.2017
№217.015.fe8d

Пылезащитное устройство двигателя (варианты)

Изобретение предназначено для защиты газотурбинных двигателей от попадания пыли и посторонних предметов. Пылезащитное устройство двигателя содержит циклоны, которые закреплены между наружной и внутренней циклонными панелями, образующими тракт пылеудаления. С целью адаптации пылезащитного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638692
Дата охранного документа: 15.12.2017
19.01.2018
№218.016.02d7

Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в области проведения замеров критических для вертолета величин. Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения выполнено в виде рукоятки (1), вставленной во втулку (2). Рукоятка (1) имеет сквозное осевое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630292
Дата охранного документа: 06.09.2017
19.01.2018
№218.016.0313

Установка для упрочняющей обработки деталей и способ упрочняющей обработки деталей

Изобретение относится к упрочняющей обработке деталей. Установка содержит контейнер для рабочей среды, в котором размещены ротор с лопатками и с приводом от двигателя, и подшипниковые узлы с зажимами для крепления обрабатываемой детали и с приводом от двигателя. Подшипниковые узлы с зажимами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630145
Дата охранного документа: 05.09.2017
Показаны записи 1-10 из 25.
27.01.2014
№216.012.9b49

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции зубчатой передачи хвостового редуктора трансмиссии вертолета. Хвостовой редуктор содержит установленные в картере ведущее и ведомое конические зубчатые колеса и подшипниковые опоры валов зубчатых колес. Вал рулевого винта выполнен двухопорным с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505459
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.07.2014
№216.012.e0e6

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета. Ведущее (4) и ведомое (5) конические зубчатые колеса выполнены заодно со своими валиками и установлены между собой с изменением направления вращения. В картере (1) каждое из зубчатых колес установлено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523360
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.10.2014
№216.012.fbc6

Способ повышения качества структурного изображения биообъекта в оптической когерентной томографии

Изобретение относится к технологиям кодирования изображений. Техническим результатом является повышение качества структурного изображения биообъекта в оптической когерентной томографии, а именно значения отношения сигнал/шум за счет растровых усреднений. Заявлен способ получения структурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530300
Дата охранного документа: 10.10.2014
20.11.2014
№216.013.0664

Способ получения белкового стимулятора роста и развития растений

Предлагаемое изобретение относится к производству стимуляторов роста и развития растений. Способ получения белкового стимулятора роста и развития растений предусматривает обработку спилка крупного рогатого скота (КРС) соляной кислотой и промывку его проточной водой до pH (6,5±0,5). Далее спилок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533037
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.09.2015
№216.013.7a75

Одновинтовой вертолет и способ управления им

Вертолет содержит фюзеляж, несущий винт, рулевой винт с управлением общим и циклическим шагом, силовую установку, элементы трансмиссии и систему управления. Вал рулевого винта установлен под постоянным углом в горизонтальной плоскости вертолета в диапазоне 50-70 градусов относительно продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562938
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.08.2016
№216.015.4d79

Способ определения обводненности продукции нефтяной скважины

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при определении обводненности продукции нефтяной скважины. Способ включает подачу непрерывного потока нефтегазоводяной смеси поочередно в одинаковые мерные камеры счетчика жидкости и их циклическую разгрузку путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595103
Дата охранного документа: 20.08.2016
25.08.2017
№217.015.a822

Стенд для проведения наземных испытаний вертолета

Изобретение относится к испытательной технике для проведения комплекса испытаний систем в составе вертолета. Стенд для проведения наземных испытаний вертолета содержит неподвижное железобетонное основание (1) с двумя опорными фермами (2), установленными параллельно друг другу, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611446
Дата охранного документа: 22.02.2017
29.12.2017
№217.015.f249

Способ выбора модели стента для процедуры стентирования церебральных артерий с аневризмой

Изобретение относится к медицине, а именно к эндоваскулярной терапии. С помощью ангиографии определяют форму и размер церебральной аневризмы. Измеряют скорость крови в модели аневризмы пациента со стентом и без стента. Определяют показатели локальной гемодинамики: трехмерное распределение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636864
Дата охранного документа: 28.11.2017
19.01.2018
№218.016.02d7

Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в области проведения замеров критических для вертолета величин. Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения выполнено в виде рукоятки (1), вставленной во втулку (2). Рукоятка (1) имеет сквозное осевое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630292
Дата охранного документа: 06.09.2017
20.01.2018
№218.016.1938

Способ выбора потоконаправляющего стента

Изобретение относится к медицине, а именно к эндоваскулярной терапии. Размер потоконаправляющего стента определяют по эмпирической формуле: 0.9⋅(prox+dist)/2. Проверку доступности потоконаправляющих стентов требуемого размера производят посредством подбора наиболее близкого размера...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636189
Дата охранного документа: 21.11.2017
+ добавить свой РИД