×
10.05.2018
218.016.4d7d

Результат интеллектуальной деятельности: Способ измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора. Новый способ основан на измерении угла взаимного разворота концов базового участка упругого вала под действием крутящего момента с помощью оптико-электронного преобразователя, состоящего из источника излучения и фотоприемного устройства, формирующего электрические импульсы, и позволяет измерить как крутящий момент, определяемый по длительности импульсов, формируемых фотоприемным устройством, так и частоту вращения ротора двигателя, определяемую по периоду следования данных импульсов. Технический результат - расширение функциональных возможностей способа: измерение как крутящего момента на валу двигателя, так и частоты вращения его ротора без увеличения количества используемых источников излучения и фотоприемных устройств. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора.

Аналогом предлагаемого изобретения является метод измерения частоты вращения, предусматривающий преобразование датчиком измеряемой частоты вращения в частоту электрических импульсов, измеряемых частотомером (Гольдберг О.Д. Испытания электрических машин / О.Д. Гольдберг; Изд. 2-е, испр. - М.: Высш. шк., 2000. - 255 с.) [1]. При этом в зависимости от применяемого типа датчика измерительные устройства могут быть в том числе фотоэлектрическими.

Недостатком прототипа является ограничение функциональных возможностей: измерение данным методом только частоты вращения.

Прототипом предлагаемого изобретения является способ измерения крутящего момента (RU 2152011 С1, 23.06.1998) [2], включающий измерение угла взаимного разворота концов базового участка упругого вала, на котором установлены оптические отражатели под действием крутящего момента с помощью оптико-электронного преобразователя, состоящего из источников излучения и фотоприемных устройств, формирующих импульсы, представляющие развернутую во времени последовательность импульсов, интервал между которыми используют в качестве меры измеряемого крутящего момента. При этом в качестве источников излучения используют одну излучающую марку, а при вращении упругого вала формируют автоколлимационные изображения излучающей марки от соответствующих оптических отражателей таким образом, что указанные изображения последовательно во времени попадают на фоточувствительную поверхность одного фотоприемного устройства.

Недостатком прототипа является ограничение функциональных возможностей: измерение данным способом только крутящего момента.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей способа: измерение как крутящего момента на валу двигателя, так и частоты вращения его ротора без увеличения количества используемых источников излучения и фотоприемных устройств.

Указанная цель достигается тем, что в способе измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора, включающем измерение угла взаимного разворота концов базового участка упругого вала под действием крутящего момента с помощью оптико-электронного преобразователя, состоящего из источника излучения и фотоприемного устройства, формирующего импульсы, представляющие развернутую во времени последовательность импульсов, на концах базового участка упругого вала располагают два идентичных друг другу диска с единообразными сквозными отверстиями, находящимися на одинаковом расстоянии от оси вращения; оба диска помещают между источником излучения и фотоприемным устройством так, что их сквозные отверстия в процессе вращения вала периодически оказываются на одной оси с фотоприемным устройством и источником излучения; длительность импульсов, формируемых фотоприемным устройством, используют в качестве меры измеряемого крутящего момента; период следования импульсов, формируемых фотоприемным устройством, используют для вычисления частоты вращения ротора двигателя.

На чертеже представлена блок-схема, поясняющая предлагаемый способ измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора.

На блок-схеме показаны двигатель 1 и нагрузочное устройство 2, находящиеся на одной оси вращения и соединенные между собой упругим валом 5; оптико-электронный преобразователь, состоящий из источника излучения 3 и фотоприемного устройства 4. На концах базового участка упругого вала 5 расположены два идентичных друг другу диска 6 с единообразными сквозными отверстиями, находящимися на одинаковом расстоянии от оси вращения.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

Двигатель 1 создает на валу момент, приводящий его во вращение, а нагрузочное устройство 2 создает момент сопротивления вращению вала. Действие данных моментов, приложенных к упругому валу 5, приводят к его деформации (скручиванию). На концах базового участка упругого вала 5 расположены два идентичных друг другу диска 6 с единообразными сквозными отверстиями, находящимися на одинаковом расстоянии от оси вращения. Данные диски находятся между источником излучения и фотоприемным устройством так, что их сквозные отверстия в процессе вращения вала периодически оказываются на одной оси с фотоприемным устройством 4 и источником излучения 3. Это позволяет излучению проходить через данные отверстия от фотоприемного устройства 4 к источнику излучения 3. Фотоприемное устройство 4 и источник излучения 3 являются составными частями оптико-электронного преобразователя, который формирует развернутую во времени последовательность электрических импульсов. Период следования данных импульсов используют для вычисления частоты вращения ротора двигателя. За счет скручивания упругого вала 5 под действием приложенных к нему моментов диски 6 смещаются относительно друг друга и, следовательно, смещаются относительно друг друга отверстия в дисках, через которые проходит излучение от источника 3 к фотоприемному устройству 4. За счет изменения степени перекрытия пути прохождения излучения от источника 3 к фотоприемному устройству 4 изменяется длительность импульсов, формируемых фотоприемным устройством. Значения длительности импульсов, формируемых фотоприемным устройством, используют в качестве меры измеряемого крутящего момента.

Таким образом, параметры электрических импульсов, сформированных одним оптикоэлектронным преобразователем, могут быть применены для определения как крутящего момента на валу двигателя, так и частоты вращения его ротора.

Источники информации

1. Гольдберг О.Д. Испытания электрических машин / О.Д. Гольдберг; Изд. 2-е, испр. - М.: Высш. шк., 2000. - 255 с.

2. Патент на изобретение РФ №2152011, МПК G01L 3/12, 2000.

Способ измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора, включающий измерение угла взаимного разворота концов базового участка упругого вала под действием крутящего момента с помощью оптико-электронного преобразователя, состоящего из источника излучения и фотоприемного устройства, формирующего импульсы, представляющие развернутую во времени последовательность импульсов, отличающийся тем, что на концах базового участка упругого вала располагают два идентичных друг другу диска с единообразными сквозными отверстиями, находящимися на одинаковом расстоянии от оси вращения; оба диска помещают между источником излучения и фотоприемным устройством так, что их сквозные отверстия в процессе вращения вала периодически оказываются на одной оси с фотоприемным устройством и источником излучения; длительность импульсов, формируемых фотоприемным устройством, используют в качестве меры измеряемого крутящего момента; период следования импульсов, формируемых фотоприемным устройством, используют для вычисления частоты вращения ротора двигателя.
Способ измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора
Способ измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 47.
26.08.2017
№217.015.d376

Устройство для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей в системах диагностирования электродвигателей и связанных с ними механических устройств, в частности, размещенных в труднодоступных местах. Датчики напряжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621880
Дата охранного документа: 07.06.2017
26.08.2017
№217.015.e610

Электромагнитный подвес вертикального вала ротора

Изобретение относится к устройствам бесконтактного электромагнитного подвеса вертикального вала ротора, более конкретно - к электромагнитным подшипникам, предназначенным для использования в различных электрических машинах с вертикальным расположением вала ротора, таких как электромеханические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626794
Дата охранного документа: 01.08.2017
26.08.2017
№217.015.ed58

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояния участка пути. Рельсовая цепь содержит постовое оборудование, включающее в себя блок аппаратуры питающего конца, блок аппаратуры релейного конца, путевое реле и напольное оборудование, включающее в себя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628619
Дата охранного документа: 21.08.2017
29.12.2017
№217.015.f1a3

Способ определения мгновенных значений токов в трехжильном кабеле без металлических покровов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при построении устройств для бесконтактного измерения мгновенных значений токов в симметричном трехжильном кабеле без металлических покровов с круглыми жилами. В предлагаемом способе определения мгновенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636796
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.f248

Копер для ударных испытаний

Изобретение относится к испытательной технике на перегрузки различных материалов и изделий при ударах. Копер содержит корпус и ротор, на периферии которого размещены держатели, выполненные в виде колец со сферической внутренней поверхностью, в которых вставлены бойки в виде шаров; с корпусом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636798
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.f61b

Автоматическая дренажная установка с накопителем энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты подземных сооружений от блуждающих токов, вызываемых рельсовым электротранспортом. Установка содержит дренажную цепь из последовательно соединенных предохранителя, рубильника, шунта с измерительным прибором и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637447
Дата охранного документа: 04.12.2017
20.01.2018
№218.016.117f

Устройство для предотвращения повреждения вагонов при загрязнении бандажей колесных пар отцепов на сортировочной горке

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования скорости отцепов на сортировочных горках при реализации прицельного торможения. Устройство включает путевой датчик, счетчик вагонов, радиолокационные измерители скорости, установленные соответственно на выходе первой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634054
Дата охранного документа: 23.10.2017
13.02.2018
№218.016.2031

Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к оснастке для ремонта вагонов. Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона содержит П-образный балочный каркас (1), выполненный с возможностью подвешивания к цеховому мостовому крану и размещения передней и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641383
Дата охранного документа: 17.01.2018
13.02.2018
№218.016.2099

Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения

Изобретение относится к системам электроснабжения железнодорожного транспорта. Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения заключается в том, что на каждом шаге моделирования на основе тяговых расчетов с учетом напряжения на токоприемнике по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641537
Дата охранного документа: 18.01.2018
13.02.2018
№218.016.20a2

Смазывание цилиндрического редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом. Устройство для смазывания цилиндрического редуктора включает шестерню, тихоходное колесо, подпружиненный плунжер, размещенный в масляной ванне и постоянно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641561
Дата охранного документа: 18.01.2018
Показаны записи 1-8 из 8.
10.05.2018
№218.016.465c

Способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока

Изобретение относится к технической диагностике и предназначено для выявления повреждений изоляции якорной обмотки машин постоянного тока. Технический результат: повышение достоверности результатов контроля состояния изоляции. Сущность: подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650428
Дата охранного документа: 13.04.2018
11.10.2018
№218.016.90d5

Способ диагностирования состояния коммутации коллекторных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено для диагностирования причин высокого уровня искрения на коллекторе электрической машины. Техническим результатом является повышение достоверности диагностирования состояния коммутации коллекторных электрических машин за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668996
Дата охранного документа: 05.10.2018
18.01.2019
№219.016.b09e

Способ определения ресурса щеток тяговых коллекторных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа для определения остаточного ресурса щеток тяговых коллекторных электрических двигателей. Способ основан на сравнении соотношения длины щетки с допустимой, при этом расчет производится в зависимости от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677243
Дата охранного документа: 16.01.2019
20.06.2019
№219.017.8cd8

Стенд для испытания асинхронных машин и способ их нагружения

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено для испытания асинхронных машин и способа их нагружения. Технический результат: повышение надежности стенда за счет исключения возможности перегрузки испытуемой и нагрузочной машины в процессе их нагружения. Сущность: стенд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691778
Дата охранного документа: 18.06.2019
21.11.2019
№219.017.e457

Способ испытания асинхронных двигателей методом взаимной нагрузки

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа испытания асинхронных двигателей. Способ включает нагружение получающего питание от источника переменного тока испытуемого асинхронного двигателя тормозным моментом, создаваемым нагрузочной асинхронной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706449
Дата охранного документа: 19.11.2019
04.02.2020
№220.017.fdad

Способ нагружения асинхронного двигателя при его испытании методом взаимной нагрузки

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа нагружения асинхронного двигателя при его испытании методом взаимной нагрузки. Технический результат при реализации заявленного способа нагружения асинхронного двигателя - повышение надежности стенда за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712741
Дата охранного документа: 31.01.2020
21.06.2020
№220.018.2910

Способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока

Изобретение относится к области технической диагностики и предназначено для выявления повреждений изоляции якорной обмотки машин постоянного тока, а также для определения характера данных повреждений. Сущность: подают сигнал прямоугольной формы на обмотку. Для каждого углового положения якоря...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723926
Дата охранного документа: 18.06.2020
04.07.2020
№220.018.2e86

Способ контроля состояния коммутации электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к области электромеханики и касается способа диагностирования состояния коммутации коллекторных электрических машин. Способ включает в себя регистрацию параметров световых импульсов при искрении в виде электрических сигналов с помощью фотоэлектрического преобразователя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725535
Дата охранного документа: 02.07.2020
+ добавить свой РИД