×
10.05.2018
218.016.465c

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к технической диагностике и предназначено для выявления повреждений изоляции якорной обмотки машин постоянного тока. Технический результат: повышение достоверности результатов контроля состояния изоляции. Сущность: подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по диагностическим параметрам судят о состоянии изоляции обмоток электродвигателя. Для расчета диагностического параметра используют значения амплитуды и периода двух реализаций волновых затухающих процессов, возникающих в якорной обмотке под действием диагностирующих электрических импульсов. При этом указанные реализации выбираются из множества реализаций волновых затухающих процессов, зафиксированных в различных угловых положениях якоря. 6 ил.

Изобретение относится к технической диагностике и предназначено для выявления повреждений изоляции якорной обмотки машин постоянного тока.

Известен способ контроля технического состояния изоляции электродвигателя, при котором подают на обмотку сигнал прямоугольной формы, определяют максимальное значение первой, второй и третьей производной функции напряжения на выводах и по диагностическим параметрам, в качестве которых используют сопротивление и емкость изоляции обмоток относительно корпуса, судят о состоянии изоляции обмоток электродвигателя (см. Белоусова Н.В., Калявин В.П., Мозгалевкий А.В. Опыт тестового диагностирования обмоток электрических машин. - Л.: ЛДНТП, 1989, с. 10-19).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению (прототипом) является способ контроля состояния изоляции обмоток электродвигателя, при котором подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по диагностическим параметрам судят о состоянии изоляции обмоток электродвигателя, в качестве диагностических параметров используют амплитуды первого и второго полупериодов и величины первого и второго периодов затухающего колебательного процесса, при сравнении значений которых с эталонными диагностическими параметрами делают заключение о состоянии изоляции обмоток (см. патент России 2208236, МПК G01R 31/12, G01R 31/14).

Недостатком известного способа является низкая достоверность результатов контроля состояния изоляции машин постоянного тока, обусловленная тем, что оценка состояния изоляции производится сравнением параметров волнового затухающего процесса, возникающего в обмотке под действием прямоугольных тестовых импульсов, с эталонными значениями, в то время как параметры этого волнового процесса могут изменяться при длительной эксплуатации электродвигателей, при изменении условий внешней среды, а также при изменении пространственного расположения тестируемой якорной обмотки внутри машины постоянного тока.

Целью изобретения является повышение достоверности результатов контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока.

Данная задача решается за счет того, что, как и в известном способе контроля состояния изоляции обмоток электродвигателя, при котором подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по диагностическим параметрам судят о состоянии изоляции обмоток электродвигателя, для расчета диагностического параметра используют значения амплитуды и периода двух реализаций волнового затухающего процесса, возникающего в якорной обмотке под действием диагностирующих электрических импульсов, при этом указанные реализации выбираются из множества реализаций волнового затухающего процесса, зафиксированных в различных угловых положениях якоря.

Техническим результатом является повышение достоверности результатов диагностирования состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока. Технический результат достигается за счет того, что диагностический параметр вычисляется на основании измерения характеристик двух реализаций волнового затухающего процесса, выбранных из множества реализаций волнового затухающего процесса, полученных в результате тестирования якорной обмотки машин постоянного тока прямоугольными электрическими импульсами при различных угловых положениях якоря. Указанные две реализации затухающего колебательного процесса отражают актуальное состояние изоляции тестируемой обмотки вне зависимости от наработки двигателя и условий внешней среды при проведении испытаний, таким образом диагностические параметры, основанные на анализе параметров указанных реализаций волнового затухающего процесса, обладают большей диагностической ценностью.

На фиг. 1 приведена схема реализации способа контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока; на фиг. 2 представлена осциллограмма диагностирующего импульса и вызванного им волнового затухающего процесса; на фиг. 3 показаны реализации волнового затухающего процесса, зафиксированные в диагностируемой якорной обмотке машины постоянного тока при различных угловых положениях якоря; на фиг. 4 представлена угловая диаграмма значений амплитуды первой полуволны затухающего процесса, полученная при тестировании якорной обмотки, имеющей повреждение межвитковой изоляции (межвитковое замыкание); на фиг. 5 изображена угловая диаграмма значений периода волновых затухающих процессов, полученная при тестировании якорной обмотки, имеющей повреждение межвитковой изоляции (межвитковое замыкание); на фиг. 6 приведены реализации волнового отклика, выбранные из множества реализаций волновых откликов, зафиксированных в процессе тестирования якорной обмотки машины постоянного тока прямоугольными импульсами с изменением углового положения якоря: одна из них имеет максимальную амплитуду и минимальный период, вторая - минимальную амплитуду и максимальный период.

Схема реализации способа контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока содержит генератор импульсов 1, присоединенный параллельно с осциллографом 3 к якорной обмотке 2 через щетки или соответствующие клеммы контактной коробки.

Способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока осуществляется следующим образом.

Диагностирующие импульсы от генератора импульсов 1 подаются на обмотку 2, параметры импульсов зависят от геометрических и электрических параметров тестируемой обмотки, диапазон значений длительности импульсов ТДИ составляет, как правило, 10…100 мкс, амплитуда АДИ - 3…9 В. После воздействия диагностирующего импульса возникает волновой затухающий процесс (волновой отклик), параметры которого зависят от состояния изоляции тестируемой обмотки (см. фиг. 2, 3). При наличии повреждений изоляции якорной обмотки форма и параметры волнового отклика будут изменяться с изменением углового положения якоря (см. фиг. 4, 5). В процессе диагностирования производят фиксацию реализаций волнового откликов в различных статических угловых положениях якоря. Из полученного множества реализаций волнового отклика выбираются и подвергаются анализу две реализации волнового отклика: первый имеет максимальный период (Т1) и минимальную амплитуду (А1), второй имеет минимальный период (Т2) и максимальную амплитуду (А2) (см. фиг. 6). Диагностический параметр K, определяющий относительную степень изменения параметров волнового отклика в процессе изменения углового положения якоря при тестировании якорной обмотки машин постоянного тока прямоугольными импульсами, вычисляется по формуле:

Отсутствие изменения формы волнового отклика в процессе изменения углового положения якоря свидетельствует об отсутствии повреждений межвитковой изоляции. Изменение параметров волнового откликов при изменении углового положения якоря приводит к увеличению значения коэффициента K (как правило, 0,1…0,6 для различной природы и степени выраженности повреждений изоляции), что указывает на наличие повреждений изоляции (деградация изоляционных материалов, межвитковые замыкания, замыкания на корпус и т.п.).

Преимуществами данного способа, наряду с повышением достоверности результатов контроля состояния изоляции, являются отсутствие необходимости эталонных откликов, простота технической реализации и универсальность.

Способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машины постоянного тока, при котором подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по диагностическим параметрам судят о состоянии изоляции обмоток машин постоянного тока, отличающийся тем, что для расчета диагностического параметра используют значения амплитуды и периода двух реализаций волнового затухающего процесса, возникающего в якорной обмотке под действием диагностирующих электрических импульсов, при этом указанные реализации выбираются из множества реализаций волнового затухающего процесса, зафиксированных в различных угловых положениях якоря.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 47.
26.08.2017
№217.015.d376

Устройство для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей в системах диагностирования электродвигателей и связанных с ними механических устройств, в частности, размещенных в труднодоступных местах. Датчики напряжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621880
Дата охранного документа: 07.06.2017
26.08.2017
№217.015.e610

Электромагнитный подвес вертикального вала ротора

Изобретение относится к устройствам бесконтактного электромагнитного подвеса вертикального вала ротора, более конкретно - к электромагнитным подшипникам, предназначенным для использования в различных электрических машинах с вертикальным расположением вала ротора, таких как электромеханические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626794
Дата охранного документа: 01.08.2017
26.08.2017
№217.015.ed58

Рельсовая цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояния участка пути. Рельсовая цепь содержит постовое оборудование, включающее в себя блок аппаратуры питающего конца, блок аппаратуры релейного конца, путевое реле и напольное оборудование, включающее в себя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628619
Дата охранного документа: 21.08.2017
29.12.2017
№217.015.f1a3

Способ определения мгновенных значений токов в трехжильном кабеле без металлических покровов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при построении устройств для бесконтактного измерения мгновенных значений токов в симметричном трехжильном кабеле без металлических покровов с круглыми жилами. В предлагаемом способе определения мгновенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636796
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.f248

Копер для ударных испытаний

Изобретение относится к испытательной технике на перегрузки различных материалов и изделий при ударах. Копер содержит корпус и ротор, на периферии которого размещены держатели, выполненные в виде колец со сферической внутренней поверхностью, в которых вставлены бойки в виде шаров; с корпусом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636798
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.f61b

Автоматическая дренажная установка с накопителем энергии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты подземных сооружений от блуждающих токов, вызываемых рельсовым электротранспортом. Установка содержит дренажную цепь из последовательно соединенных предохранителя, рубильника, шунта с измерительным прибором и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637447
Дата охранного документа: 04.12.2017
20.01.2018
№218.016.117f

Устройство для предотвращения повреждения вагонов при загрязнении бандажей колесных пар отцепов на сортировочной горке

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования скорости отцепов на сортировочных горках при реализации прицельного торможения. Устройство включает путевой датчик, счетчик вагонов, радиолокационные измерители скорости, установленные соответственно на выходе первой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634054
Дата охранного документа: 23.10.2017
13.02.2018
№218.016.2031

Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к оснастке для ремонта вагонов. Устройство для восстановления утраченных форм кузова полувагона содержит П-образный балочный каркас (1), выполненный с возможностью подвешивания к цеховому мостовому крану и размещения передней и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641383
Дата охранного документа: 17.01.2018
13.02.2018
№218.016.2099

Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения

Изобретение относится к системам электроснабжения железнодорожного транспорта. Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения заключается в том, что на каждом шаге моделирования на основе тяговых расчетов с учетом напряжения на токоприемнике по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641537
Дата охранного документа: 18.01.2018
13.02.2018
№218.016.20a2

Смазывание цилиндрического редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом. Устройство для смазывания цилиндрического редуктора включает шестерню, тихоходное колесо, подпружиненный плунжер, размещенный в масляной ванне и постоянно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641561
Дата охранного документа: 18.01.2018
Показаны записи 1-7 из 7.
10.05.2018
№218.016.4d7d

Способ измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа измерения момента на валу двигателя и частоты вращения его ротора. Новый способ основан на измерении угла взаимного разворота концов базового участка упругого вала под действием крутящего момента с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652174
Дата охранного документа: 25.04.2018
11.10.2018
№218.016.90d5

Способ диагностирования состояния коммутации коллекторных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено для диагностирования причин высокого уровня искрения на коллекторе электрической машины. Техническим результатом является повышение достоверности диагностирования состояния коммутации коллекторных электрических машин за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668996
Дата охранного документа: 05.10.2018
18.01.2019
№219.016.b09e

Способ определения ресурса щеток тяговых коллекторных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа для определения остаточного ресурса щеток тяговых коллекторных электрических двигателей. Способ основан на сравнении соотношения длины щетки с допустимой, при этом расчет производится в зависимости от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677243
Дата охранного документа: 16.01.2019
21.11.2019
№219.017.e457

Способ испытания асинхронных двигателей методом взаимной нагрузки

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа испытания асинхронных двигателей. Способ включает нагружение получающего питание от источника переменного тока испытуемого асинхронного двигателя тормозным моментом, создаваемым нагрузочной асинхронной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706449
Дата охранного документа: 19.11.2019
04.02.2020
№220.017.fdad

Способ нагружения асинхронного двигателя при его испытании методом взаимной нагрузки

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа нагружения асинхронного двигателя при его испытании методом взаимной нагрузки. Технический результат при реализации заявленного способа нагружения асинхронного двигателя - повышение надежности стенда за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712741
Дата охранного документа: 31.01.2020
21.06.2020
№220.018.2910

Способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока

Изобретение относится к области технической диагностики и предназначено для выявления повреждений изоляции якорной обмотки машин постоянного тока, а также для определения характера данных повреждений. Сущность: подают сигнал прямоугольной формы на обмотку. Для каждого углового положения якоря...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723926
Дата охранного документа: 18.06.2020
04.07.2020
№220.018.2e86

Способ контроля состояния коммутации электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к области электромеханики и касается способа диагностирования состояния коммутации коллекторных электрических машин. Способ включает в себя регистрацию параметров световых импульсов при искрении в виде электрических сигналов с помощью фотоэлектрического преобразователя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725535
Дата охранного документа: 02.07.2020
+ добавить свой РИД