×
10.05.2018
218.016.4cd0

Результат интеллектуальной деятельности: ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент. Основная часть фрикционного элемента выполнена с чугунной вставкой, размещенной в основной части таким образом, что при эксплуатации колодки вставка контактирует с поверхностью качения колеса и не контактирует с гребнем колеса. Вставка размещена в центральной части колодки в зоне промежутка между гребнями каркаса. В промежутке между гребнями каркаса размещен полимерный композиционный фрикционный материал. Центральная часть профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерный композиционный фрикционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик колодки, повышение возможности деформации торцевых частей колодки под действием нажимного усилия с компенсацией разницы кривизны рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса, а также повышение эксплуатационного ресурса гребня колеса. 4 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тормозным колодкам тягового (локомотивы и мотовозы) подвижного состава, работающим с трибосопряжением не только с поверхностью качения колеса, но и с поверхностью гребня колеса («гребневая» колодка).

Аналогом заявляемого изобретения является гребневая тормозная колодка рельсового транспортного средства, включающая металлический каркас с двумя гребнями, размещенными на торцевых частях каркаса, тремя полимерными композиционными фрикционными элементами, два из которых размещены на гребнях каркаса колодки и зафиксированы к поверхностям гребней каркаса, а третий полимерный композиционный фрикционный элемент размещен на каркасе колодки и зафиксирован к поверхности каркаса (см. патент RU №133073, МПК B61H 1/00, 2013 г.). Существенные признаки аналога «металлический каркас с двумя гребнями, полимерный композиционный фрикционный элемент, размещенный на каркасе колодки и зафиксированный к поверхности каркаса» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является снижение характеристик колодки при эксплуатации из-за образования дефектов рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса по причине отсутствия в колодке элементов, сглаживающих дефекты, очищающих поверхность качения колеса и не допускающих шаржирования рабочей поверхности колодки, то есть препятствующих негативным эксплуатационным воздействиям на трибосопряжение.

Другим аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка, содержащая стальной каркас, основную дугообразную чугунную часть и профильную чугунную (гребневую) часть с выполненным в ней ручьем, колодка снабжена многочисленными цилиндрическими вставками, закрепленными сваркой на стальном каркасе, абразивность материала, из которого выполнены вставки, превышает абразивность материала, из которого выполнена колодка, при этом вставки, размещенные в тороидальной части колодки, выполнены из фрикционного композиционного материала с металлической матрицей, а вставки, находящиеся в профильной части колодки, выполнены из антифрикционного композиционного материала с металлической матрицей (см. патент RU №126300, МПК B61H 1/00, 2012 г.). Существенные признаки аналога «стальной каркас, дугообразная часть, профильная часть с выполненным в ней ручьем, вставка, закрепленная на стальном каркасе» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатками аналога являются низкие эксплуатационные характеристики колодки, требующие высокого давления в тормозной системе, что обусловливает выполнение колодки из чугуна, обладающего более низким коэффициентом трения по сравнению с полимерными фрикционными композитами, а также сложностью изготовления колодки, обусловленной многочисленностью вставок и необходимостью «металлургического» подхода к изготовлению колодки (заливка чугуном).

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка тягового подвижного состава, содержащая стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент, включающий основную часть и профильную часть из полимерного композиционного фрикционного материала, при этом основная часть выполнена с двумя чугунными вставками из немагнитного чугуна, размещенными радиально к рабочей поверхности основной части вне центральной и концевых частей колодки таким образом, что при эксплуатации колодки вставки контактируют с поверхностью качения колеса и не контактируют с гребнем колеса (см. патент RU №2563519, МПК B61H 1/00, 2015 г.). Существенные признаки наиболее близкого аналога «стальной каркас с двумя гребнями, фрикционный элемент из полимерного композиционного фрикционного материала, включающий основную часть и профильную часть, основная часть выполнена с чугунной вставкой, размещена вставка таким образом, что при эксплуатации колодки вставка контактирует с поверхностью качения колеса и не контактирует с гребнем колеса» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком наиболее близкого аналога являются низкие эксплуатационные характеристики колодки при ее установке на уже находящийся в эксплуатации подвижной состав, у которого из-за износа поверхностей качения колес диаметр поверхностей качения уменьшен. Возможность изгибания каркаса под действием нажимного усилия в сочетании с высокой сжимаемостью и восстанавливаемостью полимерного композиционного материала, из которого изготовлен фрикционный элемент колодки, позволяет под действием усилий, прижимающих колодку к колесу при торможении, компенсировать разницу в кривизне рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса. Но применяемое в колодке расположение вставок из практически не сжимаемого при этих усилиях чугуна не позволяет осуществить достаточной компенсации ни в центральной части колодки, ни в ее торцевых частях, поскольку компенсации препятствует размещение вставок в зонах жесткой фиксации гребней к стальному каркасу. Это не дает возможности изгиба каркаса для хотя бы частичной компенсации разницы в кривизне рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса.

Другим недостатком наиболее близкого аналога, также обусловленным расположением вставок в зонах жесткого соединения гребней каркаса с каркасом, является возможность повышенного износа внешней (по отношению к поверхности качения) поверхности гребня колеса, что снижает эксплуатационный ресурс колеса. Поскольку при прижатии колодки к колесу твердые (практически несжимаемые) чугунные вставки стремятся (из-за неортогональности направления действия нажимной силы и поверхности качения колеса) сместиться в сторону от гребня по этой поверхности, то возникает смещающее усилие на гребни, что заставляет их сильнее прижимать полимерный композиционный фрикционный материал ручья к внешней поверхности гребня (отсюда и повышенный износ этой поверхности).

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик колодки при ее установке на уже находящееся в эксплуатации колесо (замена колодок), путем повышения возможности деформации торцевых частей колодки под действием нажимного усилия с компенсацией разницы кривизны рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса, за счет уменьшения количества вставок, изменения места расположения и изменения соотношения габаритных размеров элементов колодки. Таким путем также достигается и повышение эксплуатационного ресурса гребня колеса, так как снижается давление фрикционного композиционного материала на его внешнюю поверхность.

Для достижения указанного технического результата в тормозной колодке тягового подвижного состава, содержащей стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент, включающий выполненные из полимерного композиционного фрикционного материала основную и профильную части, при этом основная часть выполнена с чугунной вставкой, размещенной в основной части таким образом, что при эксплуатации колодки вставка контактирует с поверхностью качения колеса и не контактирует с гребнем колеса, вставка размещена в центральной части колодки в зоне промежутка между гребнями каркаса, при этом в промежутке между гребнями каркаса размещен полимерный композиционный фрикционный материал, центральная часть профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерный композиционный фрикционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса, при этом длина центральной части профильной части фрикционного элемента колодки, не содержащей полимерный композиционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса, выбрана из соотношения: K=0,28÷0,38Z, где K - длина центральной части профильной части фрикционного элемента колодки, не содержащей полимерный композиционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса; Z - длина профильной части фрикционного элемента колодки.

Существенные признаки заявляемого изобретения «вставка размещена в центральной части колодки в зоне промежутка между гребнями каркаса, центральная часть профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерный композиционный фрикционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации колодки со стороны внешней (по отношению к поверхности качения) поверхности гребня колеса, в промежутке между гребнями каркаса размещен полимерный композиционный фрикционный материал, при этом длина центральной части профильной части фрикционного элемента колодки, не содержащей полимерный композиционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса, выбрана из соотношения: K=0,28÷0,38Z. где K - длина центральной части профильной части фрикционного элемента колодки, не содержащей полимерный композиционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса; Z - длина профильной части фрикционного элемента колодки» являются отличительными от признаков наиболее близкого аналога.

На фиг. 1 представлена колодка, вид со стороны стального каркаса. На фиг. 2 представлено продольное сечение А-А колодки. На фиг. 3 представлено поперечное сечение Б-Б по центральной части колодки. На фиг. 4 представлено сечение В-В колодки.

Колодка тягового подвижного состава включает стальной каркас 1 с двумя гребнями 2. На каркасе зафиксирован фрикционный элемент 3. Фрикционный элемент выполнен из композита, включающего полимерную матрицу и различные дисперсные, в том числе волокнистые, наполнители. Фрикционный элемент состоит из основной части 4, имеющей сложную форму, и профильной части 5, в которой выполнен ручей 6. Основная часть снабжена чугунной вставкой 7, размещенной в центральной части колодки радиально к рабочей поверхности 8 основной части в зоне промежутка 9 между гребнями каркаса. В промежутке между гребнями размещен полимерный композиционный фрикционный материал, вследствие чего образуется непрерывный ручей по всему гребню колодки. При этом центральная часть 10 профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерного композиционного материала со стороны 11, которая при эксплуатации колодки размещена со стороны внешней поверхности гребня колеса (не показан). Длина K центральной части 10 составляет от 0,28 до 0,38 длины Z профильной части фрикционного элемента. Торцевые части 12 профильной части фрикционного элемента колодки содержат полимерный композиционный материал с этой стороны. Чугунная вставка поверхностью 13 при эксплуатации колодки контактирует с поверхностью качения колеса (после истирания приработочного слоя 14), но не контактирует с гребнем колеса в течение всего периода эксплуатации. Вставка не выходит в профильную часть фрикционного элемента, поверхность ручья которого контактирует с гребнем колеса при эксплуатации. Гребни каркаса и профильная часть фрикционного элемента образуют гребень колодки 15.

Конкретным примером заявляемой колодки тягового подвижного состава является колодка тормозная композиционная с глубоким захватом из полимерного фрикционного композита URALATI-3018. Колодка снабжена центральной вставкой из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.

Изготавливаться заявляемая колодка может известными методами, например приформовыванием формовочной смеси к металлическому каркасу, на котором предварительно зафиксирована, например сваркой, чугунная вставка.

Выполнение колодки заявляемой конструкции позволяет улучшить эксплуатационные характеристики при установке новой колодки на колесо, уже бывшее в эксплуатации (то есть изношенное), с уменьшенным радиусом поверхности качения. Размещение вставки в центральной части колодки позволяет при эксплуатационном нажимном усилии за счет изгибания торцевых частей каркаса обеспечить необходимую кривизну рабочей поверхности основной части фрикционного элемента колодки (за счет сжимаемости полимерного фрикционного композита). Наличие промежутка между гребнями облегчает такую деформацию, а заполнение этого промежутка полимерным композиционным фрикционным материалом сохраняет монолитность фрикционного элемента колодки как по основной, так и по профильной его части, что и обеспечивает отсутствие изменений трибосопряжения при таких деформациях. Поскольку единственная несжимаемая и не деформируемая чугунная вставка со значительным усилием воздействует на поверхность качения колеса, а поверхность контакта не ортогональна направлению усилия, возникает усилие, пытающееся «вывернуть» вставку из колодки и соответствующим образом «прогнуть» центральную часть металлического каркаса. При этом отсутствие фрикционного материала на соответствующей части гребня колодки позволяет избежать повышенного износа гребня колеса, а предложенный размер части гребня колодки без фрикционного материала позволяет сохранять достаточное фрикционное воздействие на внешнюю часть гребня колеса. В совокупности эксплуатационные характеристики пары трения колодка-колесо повышаются, особенно в случае использования новых колодок на уже эксплуатирующихся колодках (замена колодок на станциях при обслуживании состава).

Тормозная колодка тягового подвижного состава, содержащая стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент, включающий выполненные из полимерного композиционного фрикционного материала основную и профильную части, при этом основная часть выполнена с чугунной вставкой, размещенной в основной части таким образом, что при эксплуатации колодки вставка контактирует с поверхностью качения колеса и не контактирует с гребнем колеса, отличающаяся тем, что вставка размещена в центральной части колодки в зоне промежутка между гребнями каркаса, в промежутке между гребнями каркаса размещен полимерный композиционный фрикционный материал, центральная часть профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерный композиционный фрикционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса, при этом длина центральной части профильной части фрикционного элемента колодки, не содержащей полимерный композиционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса, выбрана из соотношения: K=0,28÷0,38Z, где К - длина центральной части профильной части фрикционного элемента колодки, не содержащей полимерный композиционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса; Z - длина профильной части фрикционного элемента колодки.
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
10.05.2018
№218.016.4d73

Накладка тормозная дискового тормоза железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным накладкам железнодорожных дисковых тормозов. Накладка тормозная содержит зафиксированный на металлическом тыльнике фрикционный элемент с двумя боковыми поверхностями. Боковые поверхности выполнены в виде частей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652419
Дата охранного документа: 26.04.2018
18.05.2018
№218.016.50c5

Тормозная колодка тягового подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент. Основная часть фрикционного элемента выполнена с чугунной вставкой, размещенной в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653220
Дата охранного документа: 07.05.2018
18.05.2018
№218.016.5142

Накладка тормозная дискового тормоза железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным накладкам железнодорожных дисковых тормозов. Накладка тормозная включает металлический тыльник и фрикционный элемент с несквозными углублениями. Два углубления выполнены по ширине накладки, а одно по длине....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653227
Дата охранного документа: 07.05.2018
09.06.2018
№218.016.5bf4

Композиционная тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к композиционным тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Композиционная тормозная колодка включает металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух слоев, где один из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655821
Дата охранного документа: 29.05.2018
26.10.2018
№218.016.9671

Композиционная тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, образующая при трибосопряжении наноразмерные абразивные частицы

Изобретение относится к области железнодорожных транспортных средств, в частности к тормозным колодкам, работающим в трибосопряжении с поверхностью качения колеса. Тормозная колодка включает металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент. Композит содержит дисперсные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670662
Дата охранного документа: 24.10.2018
06.04.2019
№219.016.fdc5

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства включает металлический каркас и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684028
Дата охранного документа: 03.04.2019
06.04.2019
№219.016.fdd8

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства включает металлический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684024
Дата охранного документа: 03.04.2019
06.04.2019
№219.016.fe04

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства включает металлический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684023
Дата охранного документа: 03.04.2019
15.06.2019
№219.017.8342

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка включает композиционный фрикционный элемент, в тыльную часть которого впрессован проволочный каркас. Каркас выполнен из соединенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691533
Дата охранного документа: 14.06.2019
15.06.2019
№219.017.8386

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка включает композиционный фрикционный элемент, в тыльную часть которого впрессован проволочный каркас. Каркас выполнен из соединенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691502
Дата охранного документа: 14.06.2019
Показаны записи 1-10 из 19.
27.04.2015
№216.013.45b1

Фрикционный диск (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями. Отверстия и выемки чередуются по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549345
Дата охранного документа: 27.04.2015
20.05.2015
№216.013.4c51

Тормозная накладка для дискового тормоза железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозных накладок дисковых тормозов. Тормозная накладка содержит закрепленные на металлическом тыльнике фрикционные элементы с пазами. Фрикционные элементы представляют собой две отдельно взятые половины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551051
Дата охранного документа: 20.05.2015
13.01.2017
№217.015.836b

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств, например тормозным колодкам вагонов, электропоездов и другого рельсового транспорта. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, металлический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601768
Дата охранного документа: 10.11.2016
10.05.2018
№218.016.4d73

Накладка тормозная дискового тормоза железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным накладкам железнодорожных дисковых тормозов. Накладка тормозная содержит зафиксированный на металлическом тыльнике фрикционный элемент с двумя боковыми поверхностями. Боковые поверхности выполнены в виде частей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652419
Дата охранного документа: 26.04.2018
10.05.2018
№218.016.4e04

Тормозная колодка тягового подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент. Основная часть фрикционного элемента выполнена с чугунной вставкой, размещенной в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652480
Дата охранного документа: 26.04.2018
18.05.2018
№218.016.50c5

Тормозная колодка тягового подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент. Основная часть фрикционного элемента выполнена с чугунной вставкой, размещенной в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653220
Дата охранного документа: 07.05.2018
18.05.2018
№218.016.5142

Накладка тормозная дискового тормоза железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным накладкам железнодорожных дисковых тормозов. Накладка тормозная включает металлический тыльник и фрикционный элемент с несквозными углублениями. Два углубления выполнены по ширине накладки, а одно по длине....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653227
Дата охранного документа: 07.05.2018
09.06.2018
№218.016.5bf4

Композиционная тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к композиционным тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Композиционная тормозная колодка включает металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух слоев, где один из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655821
Дата охранного документа: 29.05.2018
26.10.2018
№218.016.9671

Композиционная тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, образующая при трибосопряжении наноразмерные абразивные частицы

Изобретение относится к области железнодорожных транспортных средств, в частности к тормозным колодкам, работающим в трибосопряжении с поверхностью качения колеса. Тормозная колодка включает металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент. Композит содержит дисперсные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670662
Дата охранного документа: 24.10.2018
06.04.2019
№219.016.fdc5

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства включает металлический каркас и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684028
Дата охранного документа: 03.04.2019
+ добавить свой РИД