Вид РИД
Изобретение
Изобретение «Устройство для повышения проходимости автомобиля» относится к дополнительному оборудованию, предназначено для повышения проходимости автомобилей, оснащенных односкатными и двухскатными колесами.
Известно устройство для повышения проходимости автомобиля, содержащее цепь, дугообразную планку с проушиной, с двумя отверстиями, в которые вставлены натяжные шпильки с гайками, к которым крепится цепь, при этом дугообразная планка выполнена с возможностью крепления к ободу колеса с помощью шпильки (см. патент РФ №2394694, МПК В60В 15/22, В60С 27/02, В60С 27/06, 2009 г.).
Недостатком данного устройства является трудоемкий монтаж, а также невозможность установки устройства, когда автомобиль остановился из за пробуксовки колес, например в яме, на скользкой дороге и т.д. Известны многочисленные устройства, предназначенные для устранения пробуксовывания колес, например: противобуксовочные цепи, противобуксовочные приспособления, называемые грунтозацепами, резиновые цепи, браслеты противоскольжения и т.д.
Однако одни из указанных устройств неэффективны на дороге, покрытой грязью или снегом (шипы и их аналоги), другие характеризуются небольшой площадью контакта с дорогой и поэтому малоэффективны (грунтозацепы), при этом у многих перечисленных устройств имеется общий недостаток, установка данных устройств невозможна в ситуациях остановки автомобиля: на скользкой, обледенелой дороге, на подъеме в гору, в ямах, т.е. в тех ситуациях, когда противобуксовочные устройства абсолютно необходимы.
Наиболее близкими к заявленному устройству для повышения проходимости автомобиля являются серийно выпускаемые браслеты противоскольжения "4WD", Tplus и Nordis.
Браслеты противоскольжения Nordis взяты за прототип.
Недостатком прототипа является то, что браслеты могут быть не пригодны к монтажу на колеса автомобиля со штампованными дисками и дисками с отверстиями недостаточного размера для продевания текстильной ленты крепления с зажимом. Кроме того, браслеты предназначены для кратковременного использования при преодолении различных препятствий.
Категорически запрещается длительная езда с установленными браслетами, в противном случае возможно повреждение шины и колесного диска, запрещается также езда по дорогам с твердым покрытием, таким как асфальт и бетон, так как происходит интенсивный износ шины и цепей противоскольжения.
В связи с этим область использования указанных устройств повышения проходимости автомобиля ограничена.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении проходимости автомобиля и расширении возможностей его применения.
Технический результат достигается тем, что устройство для повышения проходимости автомобиля имеет грунтозацепы, стягивающие скобы, тросы, проходящие через петли грунтозацепов и стягивающих скоб, и механизмы их натяжения.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1, 2, 3 показано колесо с грунтозацепом, стягивающей скобой, тросом и механизмом его натяжения. На фиг. 4, 5, 6 показано колесо с тремя грунтозацепами, тремя стягивающими скобами, тросами и механизмами их натяжения. На фиг. 7, 8, 9 показано колесо с шестью грунтозацепами, с шестью стягивающими скобами, тросами и механизмами их натяжения, для равномерной установки грунтозацепов по протектору шины, а также для предотвращения проскальзывания грунтозацепов относительно протектора шины при вращении колеса, на тросе в окне петли грунтозацепа установлены зажимы троса. На фиг. 10, 11, 12 показано колесо с восемью грунтозацепами, с восемью стягивающими скобами, тросами и механизмами их натяжения, для предотвращения проскальзывания грунтозацепов относительно протектора шины при вращении колеса, на тросе с обеих сторон петли грунтозацепа установлены зажимы троса. На фиг. 13, 14, 15 показано колесо с двенадцатью грунтозацепами, с двенадцатью стягивающими скобами, тросами и механизмами их натяжения. На фиг. 16 показано двухскатное колесо.
Устройство для повышения проходимости автомобиля состоит из грунтозацепов 1, стягивающих скоб 2, тросов 3 и 4, зажимов троса 5, 6 и механизмов натяжения тросов 7. Для закрепления начала троса используются зажимы троса 6, для закрепления конца троса при его натяжении, а также для предотвращения смещению грунтозацепов со стягивающими скобами относительно протектора шины при вращении колеса используются зажимы троса 5.
Грунтозацеп 1 выполнен в виде загнутой пластины, на поверхности пластины, расположенной по периметру шины и соприкасающейся с полотном дороги, выполнены отверстие 8 и ловитель (ловители) 9 (см. фиг. 16). Ловитель 9 предназначен для сочленения и фиксации грунтозацепа 1 со стягивающей скобой 2. По краям пластины грунтозацепа выполнены ребра 10, выполняющие роль грунтозацепов. Загнутая часть пластины имеет изгиб повторяющий изгиб боковой поверхности шины колеса, и имеет на конце петлю 11 для прохождения троса 3, в петле 11 выполнено окно 12 для установки зажима троса 5. По крайней мере на одной боковой поверхности загнутой пластины грунтозацепа 1, установленного на колесе, имеются механизмы крепления троса 6 и натяжения троса 7. Стягивающая скоба 2 выполнена в виде загнутой пластины с окном 13 для сочленения и фиксации с ловителем 9 грунтозацепа 1. Загнутая часть пластины имеет изгиб, повторяющий изгиб боковой поверхности шины колеса и имеет на конце петлю 14 для прохождения троса 4, в петле 14 выполнено окно 12 для установки зажима троса 5. По крайней мере на одной боковой поверхности загнутой пластины стягивающей скобы 2 установленной на колесе, имеются механизмы крепления троса 6 и натяжения троса 7.
Грунтозацепы 1, стягивающие скобы 2, а также зажимы троса 5, 6 и механизмы натяжения 7 могут изготовляться из углеродистой стали с гальваническим покрытием, лигированной нержавеющей стали, сплавов с повышенной стойкостью к истиранию. Тросы 3 и 4 могут быть металлические с гальваническим покрытием, в пластиковой оболочке, из нержавеющей стали, а также из высокопрочных пластиковых волокон.
Устройство для повышения проходимости автомобиля работает следующим образом.
Если автомобиль остановился и не может дальше двигаться из за пробуксовки колес, например в яме или на скользкой дороге, то глушится мотор и на ведущее колесо устанавливаются:
Вариант 1 (см. фиг. 1, 2, 3), с внутренней стороны ведущего колеса по периметру шины устанавливается грунтозацеп 1, с предварительно пропущенным через петлю 11 и закрепленным зажимом троса 5 концом троса 3, затем трос 3 пропускается через отверстие диска колеса. С наружной стороны колеса на грунтозацеп 1 устанавливается стягивающая скоба 2, таким образом, чтобы окно 13 стягивающей скобы 2 вошло в ловитель 9 грунтозацепа 1. Затем трос 3 пропускается через отверстие натяжного болта 15 натяжного механизма 7, установленного на боковой поверхности стягивающей скобы 2, на конец троса 3 устанавливается зажим троса 5. При вращении натяжного болта 15 трос 3 натягивается, прочно закрепляя устройство для повышения проходимости автомобиля на протекторе шины колеса.
То же самое проделывается со вторым ведущим колесом.
Вариант 2 (см. фиг. 4, 5, 6), с внутренней стороны ведущего колеса по периметру шины устанавливаются три грунтозацепа 1, с предварительно установленным на конце троса 3 зажимом 5. Трос 3 пропускается через петли 11 грунтозацепов 1 и через отверстие натяжного болта 15 натяжного механизма 7, на конец троса 3 устанавливается зажим троса 5. Натяжным болтом 15 производится предварительное натяжение троса 3. Затем с наружной стороны колеса устанавливаются три стягивающих скобы 2, таким образом, чтобы окна 13 стягивающих скоб 2 вошли в ловители 9 грунтозацепов 1. На конце троса 4 устанавливается зажим троса 5. Трос 4 пропускается через петли 14 стягивающих скоб 2 и через отверстие натяжного болта 15 натяжного механизма 7, на конец троса 4 устанавливается зажим троса 5. Натяжным болтом 15 производится предварительное натяжение троса 4. Затем поочередным вращением натяжных болтов 15 механизмов натяжения 7 тросы 3 и 4 натягиваются, прочно закрепляя устройство для повышения проходимости автомобиля на протекторе шины колеса.
То же самое проделывается со вторым ведущим колесом.
Запускается двигатель, и автомобиль медленно проходит сложный участок дороги. После прохождения сложного участка дороги устройства вариантов 1 и 2 необходимо снять.
При поездках на автомобиле в любое время года, в тяжелых дорожных условиях, в сложно доступные регионы страны: по бездорожью, пересеченной и болотистой местности, проселочным дорогам, а также при движении по обледенелой дороге, укатанному и рыхлому снегу, особенно автомобилям специального назначения, таким как МЧС, Санитарная помощь, армейским автомобилям, предлагаются варианты.
Вариант 3 (см. фиг. 7, 8, 9), на трос 3, закрепленный на боковой поверхности грунтозацепа 1 зажимом 6, устанавливаются, например, шесть грунтозацепов 1, пропущенных через петли 11, для равномерной установки и фиксации грунтозацепов 1 по длине троса 3 используются зажимы троса 5, установленные в окнах 12 петель 11. Грунтозацепы 1 устанавливаются с внутренней стороны ведущего колеса по периметру шины, конец троса 3 пропускается через отверстие натяжного болта 15 натяжного механизма 7, замыкая трос 3, на конец троса 3 устанавливается зажим троса 5. Натяжным болтом 15 производится предварительное натяжение троса 3. С наружной стороны колеса на грунтозацепы 1 устанавливают шесть стягивающих скоб 2, таким образом, чтобы окна 13 стягивающих скоб 2 вошли в ловители 9 грунтозацепов 1. Затем трос 4, закрепленный на боковой поверхности стягивающей скобы 2 зажимом троса 6, пропускается через петли 14 стягивающих скоб 2, затем трос 4 пропускается через отверстие натяжного болта 15 натяжного механизма 7, замыкая трос, на конец троса 4 устанавливается зажим троса 5. Натяжным болтом 15 производится предварительное натяжение троса 4. Затем поочередным вращением натяжных болтов 15 механизмов натяжения 7 тросы 3 и 4 натягиваются, прочно закрепляя устройство для повышения проходимости автомобиля на протекторе шины колеса.
То же самое проделывается со вторым ведущим колесом.
В варианте 4 (см. фиг. 10, 11, 12) установка устройств для повышения проходимости автомобиля не отличается от установки, описанной в варианте 3, различия заключаются в количестве установленных на колесе грунтозацепов и стягивающих скоб, в варианте 4 их 8, фиксация грунтозацепов 1 на тросе 3 осуществляется за счет установки зажимов троса 5 с обеих сторон петель 11 грунтозацепов 1.
В варианте 5 (см. фиг. 13, 14, 15), установка устройств для повышения проходимости автомобиля не отличается от установки, описанной в варианте 3, различия заключаются в количестве установленных на колесе грунтозацепов и стягивающих скоб, их 12. Фиксация грунтозацепов 1 и стягивающих скоб 2 происходит зажимами троса 5 в окнах петель 11 и 14.
При постоянной эксплуатации автомобиля, в зависимости от сложности дорожных условий, количество грунтозацепов и стягивающих скоб, установленных на колесах, может быть разное, рекомендуется установка от 5 до 12-18, а их количество на правых и левых колесах одной оси должно быть одинаковым и равномерно распределенным по периметру колеса. Для достижения относительно плавного равномерного движения по бездорожью в большинстве случаев достаточно 6-9 устройств.
Предлагаемое изобретение «Устройство для повышения проходимости автомобиля» позволяет существенно повысить проходимость практически любого типа автомобиля, так как грунтозацепы увеличивают площадь контакта с дорогой и устанавливаются в любых дорожных условиях (варианты 1, 2, 3, 4), для его установки не требуется поднятие колеса автомобиля домкратом. Возможность установки в любой ситуации обеспечивается тем, что грунтозацепы зафиксированы на тросе, а место контактирования шины колеса с полотном дороги выбирается между грунтозацепами, а замыкание тросов в натяжных механизмах происходит в свободном и удобном для монтажа устройства месте.
При установке 12-18 устройств для повышения проходимости автомобиля на каждое ведущее колесо проходимость автомобиля приближается к проходимости трактора.
Более того, существенно уменьшается износ шины колеса, так как с поверхностью дороги контактируют грунтозацепы, предохраняя тем самым поверхность шины колеса от износа.
Список документов
1. Патент РФ на изобретение №2394694.
2. Патент РФ на полезную модель 2009129515.
3. Патент РФ на изобретение №2431109.
4. Каталог Браслеты противоскольжения Nordis.