Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к способам автоматического сбора платы за проезд в транспортном средстве и может использоваться при оплате проезда, например, в городском общественном транспорте.
В настоящее время широкое распространение получили способы оплаты многих бытовых услуг, включая транспортные, с помощью мобильного телефона. Однако для того, чтобы телефон можно было использовать как платежное устройство, необходимо предварительно получить специальную наклейку со встроенным чипом и закрепить ее на телефоне или заменить обычную СИМ-карту на новую с поддержкой технологии NFC (Near Field Communication - коммуникация ближнего поля), которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см. Для оплаты необходимо просто поднести телефон к валидатору (см., например, http://www.the-village.m/village/city/transport/223355-oplata-proezda-telefonom).
Недостатком такого способа оплаты является необходимость наличия валидатора в месте предоставления возможности проезда, а также то, что мобильный телефон практически является только футляром или устройством крепления платежного устройства в виде NFC-чипа.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению и выбранным за прототип является способ автоматического сбора платы за проезд в транспортной системе (патент РФ №2421812, опубл. 20.06.2011 г.), при котором для получения возможности оплаты проезда принимают в считывателе платежного устройства, присоединенном к транспортной платежной системе, представленные пользователем данные от предварительно зарегистрированного в системе общественного транспорта платежного устройства, включающие, по меньшей мере, идентификатор счета, ассоциированный с указанным платежным устройством и идентифицирующий счет платежа, затем в случае удовлетворения условий оплаты предоставляют пользователю доступ к зоне оплаты транспортной системы и инициируют транзакцию погашения платежа, посредством чего средства денежного обращения в сумме стоимости проезда передают со счета платежа, ассоциированного с идентификатором счета, на счет, ассоциированный с указанной транспортной системой.
Недостатком прототипа также является необходимость наличия у пользователя отдельного платежного устройства и специальной зоны оплаты на транспортном средстве или в зоне его остановки.
Задачей, на решение которой направлен предлагаемый способ, является повышение удобства оплаты проезда пользователем и уменьшения суетливости в транспортном средстве.
Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, заключающегося в обеспечении оперативности оплаты проезда и ее учета.
Данный технический результат достигается тем, что в способе оплаты проезда на общественном транспорте, при котором для получения возможности оплаты проезда принимают в считывателе платежного устройства, присоединенном к транспортной платежной системе, представленные пользователем данные от предварительно зарегистрированного в системе общественного транспорта платежного устройства, включающие, по меньшей мере, идентификатор счета, ассоциированный с указанным платежным устройством и идентифицирующий счет платежа, затем в случае удовлетворения условий оплаты предоставляют пользователю доступ к зоне оплаты транспортной системы и инициируют транзакцию погашения платежа, посредством чего средства денежного обращения в сумме стоимости проезда передают со счета платежа, ассоциированного с идентификатором счета, на счет, ассоциированный с указанной транспортной системой, представление пользователем данных от платежного устройства производят с помощью выполняемого пользователем звонка без соединения по указанному на транспортном средстве номеру, ассоциированному с транспортным средством или маршрутом, на которые распространяется тариф, с предварительно зарегистрированного в качестве платежного устройства персонального мобильного коммуникатора в процессинговый центр системы выбранного вида общественного транспорта, содержащий считыватель платежного устройства и информацию о предварительно зарегистрированном в качестве платежного устройства пользователя мобильном коммуникаторе с указанием номера его СИМ-карты, и при идентификации мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства после осуществления указанной транзакции на мобильный коммуникатор пользователя направляют уведомление об оплате проезда, содержащее по меньшей мере один специализированный идентификатор оплаты проезда, предъявляемый контролеру при выборочном контроле транспортных средств.
Предварительную регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты могут производить из приложения, установленного в мобильном коммуникаторе.
Предварительную регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты могут производить через Интернет-соединение. При этом регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства возможно производить непосредственно перед пользованием транспортным средством.
В случае отсутствия Интернет-соединения звонок с мобильного коммуникатора на номер, ассоциированный с транспортным средством или маршрутом, признают ограниченной регистрацией мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства, после чего на мобильный коммуникатор пользователя направляют сообщение о том, что источником оплаты проезда будет счет у мобильного оператора, на которое отсылают подтверждающее согласие пользователя ответное сообщение. В случае же отсутствия ответного сообщения инициируют снятие со счета данного мобильного коммуникатора суммы, равной стоимости проезда, а при отсутствии на этом счете достаточной суммы или при повторных звонках формируют и отсылают сообщение оператору связи о необходимости блокирования звонков с данного номера.
Регистрация также может проводиться при получении банковской, социальной, транспортной и подобных им карт. Кроме того, при предварительной регистрации мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты в системе выбранного вида общественного транспорта создают связанный с регистрируемым номером личный кабинет, в котором пользователь указывает платежные инструменты в виде пополняемого электронного кошелька, банковской и/или социальной карты, счета мобильного коммуникатора, используемые в качестве источников погашения платежа за проезд, а также информацию о совершенных поездках, льготах, бонусах за проезд и код подтверждения оплаты проезда через валидатор, установленный в месте предоставления возможности проезда. Причем льготы пользователя регистрируют через авторизацию на портале государственных услуг.
В случае недостаточности средств на счете платежа на мобильный коммуникатор пользователя посылают уведомление об использования платежных инструментов, зарегистрированных в личном кабинете в виде кредита в размере стоимости поездки.
Для реализации способа процессинговый центр системы выбранного пользователем вида общественного транспорта оснащен модулем регистрации пользователя, в котором содержится информация о зарегистрированном предварительно в качестве платежного устройства пользователя мобильном коммуникаторе с указанием номера его СИМ-карты, модулем идентификации и авторизации, а также модулем расчета и выполнения платежа.
Платежным устройством в виде мобильного коммуникатора, с помощью которого пользователь (пассажир) связывается с включенным в процессинговый центр модулем идентификации пользователя, осуществляя звонок по номеру, указанному на транспортном средстве, может быть как смартфон или планшет с выходом в Интернет, так и простой мобильный телефон с функциями только звонка и получения сообщений. Причем при наличии выхода в Интернет регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства можно производить непосредственно перед пользованием транспортным средством, а при отсутствии выхода в Интернет звонок с мобильного телефона на номер, ассоциированный с транспортным средством или маршрутом, признается ограниченной регистрацией мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства. При этом владельцу телефона направляется сообщение о том, что источником оплаты проезда будет счет у мобильного оператора, на которое владелец в ответном сообщении выражает свое согласие. В случае отсутствия ответного сообщения инициируют снятие со счета данного мобильного коммуникатора суммы, равной стоимости проезда, а при отсутствии на этом счете достаточной суммы или при повторных звонках формируют и отсылают сообщение оператору связи о необходимости блокирования звонков с данного номера. Последнее действие необходимо для пресечения деятельности злоумышленников или развлекающихся субъектов.
В дальнейшем добросовестный пользователь-владелец мобильного коммуникатора может перевести ограниченную регистрацию в полноценную, воспользовавшись мобильным приложением или доступом в Интернет.
Модуль регистрации пользователя соединен с модулем идентификации и авторизации, в который поступает звонок от пользователя, и, тем самым, обеспечивается прием представленных пользователем данных платежного устройства. В модуле идентификации и авторизации происходит сравнение номера СИМ-карты мобильного коммуникатора, с которого осуществлен звонок, с сохраненным в модуле регистрации номером, и, при совпадении номеров, формируется сигнал, который передается в модуль расчета и выполнения платежа, о необходимости в случае удовлетворения условий оплаты транзакции погашения платежа и его подтверждения. После чего в модуле идентификации и авторизации формируется и посылается на мобильный коммуникатор пользователя уведомление об оплате проезда. В случае же невозможности транзакции из-за недостаточности средств на счете платежа из модуля расчета и выполнения платежа поступает сигнал в модуль идентификации и авторизации откуда в мобильный коммуникатор пользователя посылают уведомление об использовании платежных инструментов, зарегистрированных в личном кабинете в виде кредита в размере стоимости поездки. После осуществления любого из описанных вариантов оплаты проезда на мобильный коммуникатор пользователя направляется сообщение с уведомлением об оплате проезда, содержащим специализированный идентификатор факта оплаты для предъявления контролеру в случае проверки.