Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к механизмам для ускоренного старта самолетов (например, с палубы авианосца), крылатых ракет или беспилотных летательных аппаратов (с пусковой установки).
Известна /см. авт. свид. №1327441 (кл. B64F 1/06, F15B 15/02) от 24.11.1982/ катапульта, включающая раму с направляющими, стартовую каретку с прикрепленными к ней тяговыми элементами, гидропривод для их натяжения и фиксатор, где гидропривод выполнен в виде гидронасоса, соединенного с эластичной гидрокамерой, размещенной между задним узлом крепления к раме и стартовой кареткой с установленным на ней запускаемым объектом.
Эффективность известной гидравлической катапульты-прототипа ограничена, так как энергоотдача эластичной гидрокамеры и тяговых элементов, составленных из упругих и гибких нитей, низкая.
С целью устранения отмеченных недостатков в катапульте, включающей раму с направляющими, стартовую каретку с прикрепленными к ней тяговыми элементами, гидропривод для их натяжения и фиксатор, гидропривод выполнен в виде многоступенчатого электрогидравлического насоса, представляющего собой цилиндрическую гидравлическую камеру, разделенную на отсеки с обратными клапанами, сообщающуюся одним концом с трубопроводом, по которому подается рабочая жидкость, а другим - с ресивером, соединенным с трубой-направляющей, функционирующей в качестве силового цилиндра для стартовой каретки с установленным на ней запускаемым объектом, рабочие искровые промежутки располагаются в каждом из отсеков полусферической, конусной или параболической формы, для обеспечения чередующихся разрядов на рабочих искровых промежутках отсеков имеется поджигающее устройство. При этом труба-направляющая может быть не обязательно круглой и не обязательно единственной.
Предлагаемое изобретением техническое решение иллюстрируется чертежом (с отсеком полусферической формы и однотрубной направляющей).
Предлагаемая изобретением катапульта включает раму с направляющими, стартовую каретку с прикрепленными к ней тяговыми элементами, гидропривод для их натяжения и фиксатор. При этом гидропривод выполнен в виде многоступенчатого электрогидравлического насоса, представляющего собой цилиндрическую гидравлическую камеру 1, разделенную на отсеки 2 с обратными клапанами (на фиг. не показаны), сообщающуюся одним концом с трубопроводом, по которому подается рабочая жидкость, а другим - с ресивером 3, соединенным с трубой-направляющей 4, функционирующей в качестве силового цилиндра для стартовой каретки 5 с установленным на ней запускаемым объектом, рабочие искровые промежутки 6 располагаются в каждом из отсеков 2 полусферической, конусной или параболической формы, для обеспечения чередующихся разрядов на рабочих искровых промежутках 6 отсеков 2 имеется поджигающее устройство (не показано). При этом труба-направляющая 4 может быть не обязательно круглой и не обязательно единственной.
Работает катапульта с предлагаемым техническим решением следующим образом.
Рабочие отсеки 2 и ресивер 3 заполняются рабочей ионопроводящей жидкостью. Через электроды (электроизолированные от гидравлической камеры 1) посредством поджигающего устройства подводится импульсный электрический разряд на рабочие искровые промежутки 6 отсеков 2, сопровождаемый сверхвысоким гидравлическим давлением в каждом из отсеков 2 и аккумулируемым в ресивере 3 с прямым импульсным действием в трубе-направляющей 4, функционирующей в качестве силового цилиндра.
Резкое увеличение гидравлического и гидродинамического эффектов и амплитуды ударного действия сопровождает импульсный электрический разряд в ионопроводящей жидкости при максимально укороченной длительности импульса, максимально крутом фронте импульса и в форме импульса, близкой к апериодической. Повышение отмеченного эффекта возможно увеличением плотности рабочей жидкости при введении в нее утяжеляющих примесей.
Таким образом, предлагаемое техническое решение, по мнению заявителя, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо, соединяя в себе достоинства гидравлических и электромагнитных катапульт.