×
13.02.2018
218.016.2014

Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП)

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002641393
Дата охранного документа
17.01.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям самолетов вертикального взлета посадки. Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) имеет крыло, фюзеляж, подъемно-маршевый двигатель, оснащенный поворотными соплами. Фюзеляж выполнен в виде двухбалочной конструкции, в которой установлены два подъемно-маршевых двигателя. Два дополнительных двигателя меньшей тяги расположены в носовой части фюзеляжа соосно напротив друг друга и снабжены поворотными соплами, которые при повороте могут создавать как вертикальную, так и горизонтальную тягу. Сопла дополнительных двигателей максимально разнесены по ширине фюзеляжа. Обеспечивается возможность использования поворота сопел для управления СВВП относительно всех трех осей координат на режимах вертикального взлета и посадки, а при горизонтальном полете в качестве резервного канала управления по крену. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам, и может быть использовано в качестве мобильного летательного аппарата типа истребитель вертикального взлета и посадки безаэродромного базирования.

Из уровня техники известны несколько типов самолетов вертикального взлета и посадки, например производства Великобритании "Харриер" (Ф.П.Курочкин. Проектирование и конструирование самолетов, вертикального взлета и посадки/ Москва: Машиностроение, 1977 г.) и США АВ-8В, а также производства СССР самолеты Як-38 и экспериментальный самолет Як-141.

Известен способ создания вертикальной тяги для самолета "Харриер", при котором с помощью задних поворотных сопел поворачивается выхлопная струя подъемно-маршевого двигателя, а часть воздуха от компрессора подается в передние поворотные сопла, которые уравновешивают вертикальную тягу выхлопа двигателя. При этом управление и балансировка самолета выполняется с помощью струйной системы управления, состоящей из сопел малой тяги, разнесенных по оконечностям крыла и фюзеляжа. Струйная система управления использует сжатый воздух от компрессора двигателя.

Недостатком такого способа создания вертикальной тяги является то, что при отказе двигателя у самолета пропадает не только возможность поддержания безопасной вертикальной скорости снижения, но и сама способность сохранять пространственную ориентацию и тем более управлять угловыми координатами самолета.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому техническому результату является самолет Як-38. Этот самолет принят за прототип. Самолет вертикального взлета и посадки имеет подъемно-маршевый двигатель в хвостовой части фюзеляжа, у которого с помощью задних поворотных сопел поворачивается выхлопная струя, а уравновешивающая вертикальная тяга обеспечивается с помощью двух дополнительных двигателей, установленных вертикально в передней части фюзеляжа. При этом управление и балансировка самолета выполняются с помощью струйной системы управления, состоящей из сопел малой тяги, разнесенных по оконечностям крыла и фюзеляжа. Струйная система управления использует сжатый воздух от компрессора маршевого двигателя.

Недостатком такого способа создания вертикальной тяги является то, что при отказе маршевого двигателя у самолета пропадает не только возможность поддержания безопасной вертикальной скорости снижения, но и сама способность сохранять пространственную ориентацию и тем более управлять угловыми координатами самолета, а при отказе одного из передних двигателей необходимо синхронно уменьшить тягу маршевого двигателя, но при задросселированном маршевом двигателе возникает опасность того, что струйная система управления не получит необходимого расхода и давления сжатого воздуха, а значит также возникнут проблемы с балансировкой и управлением на вертикальном участке траектории снижения или взлета.

Технической задачей изобретения является обеспечение балансировки и управления самолетом на этапе вертикального подъема или снижения, а также сохранение безопасной вертикальной скорости снижения при отказе подъемно-маршевого двигателя или при отказе одного из дополнительных двигателей.

Поставленная задача решается следующим образом: самолет вертикального взлета и посадки, имеющий крыло, фюзеляж, подъемно-маршевый двигатель, оснащенный поворотными соплами, отличается тем, что фюзеляж выполнен в виде двухбалочной конструкции, в которой установлены два подъемно-маршевых двигателя, а в передней части фюзеляжа установлены дополнительные двигатели соосно напротив друг друга и перпендикулярно плоскости симметрии самолета, выхлопные сопла двигателей снабжены поворотными соплами, при этом поворотные сопла используются для управления самолетом на режимах вертикального взлета и посадки.

Поставленная задача решается следующим образом: самолет вертикального взлета и посадки отличается тем, что перед кабиной экипажа в плоскости симметрии максимально близко к центру тяжести самолета установлен наклонно дополнительный подъемный двигатель с поворотным соплом известной конструкции.

На фиг. 1 изображено положение поворотных сопел на траектории вертикального подъема или снижения.

На фиг. 2 изображено положение поворотных сопел на траектории горизонтального полета.

На фиг. 3 изображено положение двигателей, выхлопных труб, а также поворотных сопел дополнительных двигателей (обшивка головной части фюзеляжа условно не показана).

На фиг. 4 изображен прототип Як-38

Сущность изобретения заключается в том, что на СВВП установлены два подъемно-маршевых двигателя 4 (фиг. 3) по бортам кабины экипажа, выхлопные трубы 5 (фиг. 3) изогнуты, сведены к плоскости симметрии фюзеляжа и заканчиваются поворотными сопловыми насадками 2 (фиг. 1 и фиг. 2) известной конструкции. Дополнительные подъемные двигатели 3 (фиг. 3) установлены соосно напротив друг друга в передней части фюзеляжа, снабжены изогнутыми и поворотными насадками 1 (фиг. 1 и фиг. 2) и разнесены на необходимое расстояние, при котором обеспечивается вход воздуха в компрессор. Специальная струйная система управления для режимов вертикального подъема или спуска не применена. Размещение двигателей и поворотных сопловых насадков по углам треугольника на виде в плане позволяет использовать изменение величины или направления вектора тяги для пространственной ориентации СВВП, согласованное пропорциональное отклонение вектора тяги двигателей от вертикали позволяют использовать горизонтальную составляющую тяги для разгона или торможения СВВП, а взлет с разбегом при отклоненных вниз соплах позволяет использовать часть тяги двигателей для создания подъемной силы.

Конструкция работает следующим образом: для вертикально взлета с места сопловые насадки 1 и 2 (фиг. 1) переводятся в вертикальное положение, двигатели выводятся на режим максимальной тяги, при выходе двигателей на максимальную тягу начинается вертикальный подъем. Для управления по тангажу сопла дополнительных двигателей перейдут на меньший угол отклонения, тем самым уменьшится вертикальная составляющая тяги; для управления по крену необходимо уменьшить угол отклонения одного дополнительного двигателя, правого или левого; для управления по углу рысканья необходимо отклонить сопла дополнительных двигателей на углы в разные стороны от вертикали и т.д. После набора необходимой высоты сопла двигателей синхронно переводятся в горизонтальное положение, по мере набора скорости меняется соотношение аэродинамической подъемной силы крыла и вертикальной составляющей тяги двигателей. Как только будет достигнута скорость, при которой подъемная сила крыла станет равной весу самолета, сопла 1 и 2 перейдут в горизонтальное положение (фиг. 2). Отклонения сопел дополнительных двигателей в горизонтальном полете может быть использовано в качестве резервного канала управления по крену.

Техническими результатами предлагаемого технического решения являются:

- увеличение безопасности полета СВВП вследствие введения парных групп двигателей, при этом падение тяги при отказе одного двигателя на вертикальном режиме полета не превысит 50% от максимального значения, при отказе подъемно-маршевого двигателя в горизонтальном полете СВВП может продолжить полет только с меньшей скоростью и на меньшей высоте, посадка в этом случае выполняется по-самолетному с пробегом по ВПП.

- упрощение конструкции и снижение веса за счет отказа от струйной системы управления.

- дополнительная защита экипажа за счет размещения двигателей и их систем выхлопа вокруг кабины в непосредственной близости.

Изобретение позволяет повысить безопасность эксплуатации СВВП, снизить себестоимость производства и уменьшить вес конструкции.


Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП)
Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП)
Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП)
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 33.
20.05.2014
№216.012.c469

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (1), каждый из которых снабжен поршнем (2), установленным в его полости и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (1) свежего рабочего тела и выходом для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516040
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c67c

Стенд для усталостных испытаний конструкций самолетов

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к стендам для прочностных испытаний авиационных конструкций. Стенд содержит маслонасосную станцию, электрогидравлические усилители, гидравлические цилиндры. В маслонасосной станции стенда установлен дополнительно насос высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516571
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.eb1b

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (2), каждый из которых снабжен поршнем (1), установленным в полости цилиндра (2) и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (2) свежего рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525995
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.01.2015
№216.013.1da6

Устройство перемещения закрылков веерного типа крыла самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам увеличения площади крыльев летательных аппаратов. Устройство перемещения закрылков крыла самолета содержит закрылки, каретки, тяги, рычаги, приводы поступательного действия. Устройство включает кинематические системы разворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539018
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.05.2015
№216.013.47e9

Гидросистема для нагружения авиационных конструкций при прочностных испытаниях

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний авиационных конструкций. Гидросистема включает электрогидравлический усилитель, блокирующие клапана с злектроуправлением, распределительные клапана с электроуправлением, сливные клапана, обратные клапана,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549916
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.05.2015
№216.013.4a75

Экраноплан

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке. Экраноплан по схеме «Утка» содержит фюзеляж с кабиной экипажа, в передней части которого установлено горизонтальное оперение, в кормовой части крыло малого удлинения и вертикальное оперение с рулем направления, два двигателя с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550568
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.06.2015
№216.013.5241

Способ испытания летательных аппаратов на прочность и устройство для его осуществления

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для прочностных испытаний летательных аппаратов. Способ заключается в том, что для воспроизведения заданной программы знакопеременную нагрузку сжатия-растяжения прикладывают к одной из поверхностей испытываемой конструкции,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552578
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.09.2015
№216.013.796b

Способ стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к стендам для прочностных испытаний самолетов. При способе стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях формируют непрерывные сигналы коррекции по крену и тангажу планера самолета и осуществляют аварийную защиту по максимальной величине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562672
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.09.2015
№216.013.7ae0

Стенд для испытания гидроэлектромеханических агрегатов

Изобретение относится к стендам испытательной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении стендов для испытания агрегатов летательных аппаратов. Стенд содержит насосную станцию, распределитель, программное устройство, тягу, пневматическую систему загрузки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563053
Дата охранного документа: 20.09.2015
10.04.2016
№216.015.2b65

Трехкоординатный нижний пост ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления самолетом. Пост ручного управления содержит штурвал, шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, телескопическую тягу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579250
Дата охранного документа: 10.04.2016
Показаны записи 1-10 из 25.
20.05.2014
№216.012.c469

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (1), каждый из которых снабжен поршнем (2), установленным в его полости и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (1) свежего рабочего тела и выходом для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516040
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c67c

Стенд для усталостных испытаний конструкций самолетов

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к стендам для прочностных испытаний авиационных конструкций. Стенд содержит маслонасосную станцию, электрогидравлические усилители, гидравлические цилиндры. В маслонасосной станции стенда установлен дополнительно насос высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516571
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.eb1b

Двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (2), каждый из которых снабжен поршнем (1), установленным в полости цилиндра (2) и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (2) свежего рабочего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525995
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.01.2015
№216.013.1da6

Устройство перемещения закрылков веерного типа крыла самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам увеличения площади крыльев летательных аппаратов. Устройство перемещения закрылков крыла самолета содержит закрылки, каретки, тяги, рычаги, приводы поступательного действия. Устройство включает кинематические системы разворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539018
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.05.2015
№216.013.47e9

Гидросистема для нагружения авиационных конструкций при прочностных испытаниях

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний авиационных конструкций. Гидросистема включает электрогидравлический усилитель, блокирующие клапана с злектроуправлением, распределительные клапана с электроуправлением, сливные клапана, обратные клапана,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549916
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.05.2015
№216.013.4a75

Экраноплан

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке. Экраноплан по схеме «Утка» содержит фюзеляж с кабиной экипажа, в передней части которого установлено горизонтальное оперение, в кормовой части крыло малого удлинения и вертикальное оперение с рулем направления, два двигателя с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550568
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.06.2015
№216.013.5241

Способ испытания летательных аппаратов на прочность и устройство для его осуществления

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для прочностных испытаний летательных аппаратов. Способ заключается в том, что для воспроизведения заданной программы знакопеременную нагрузку сжатия-растяжения прикладывают к одной из поверхностей испытываемой конструкции,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552578
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.09.2015
№216.013.796b

Способ стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к стендам для прочностных испытаний самолетов. При способе стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях формируют непрерывные сигналы коррекции по крену и тангажу планера самолета и осуществляют аварийную защиту по максимальной величине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562672
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.09.2015
№216.013.7ae0

Стенд для испытания гидроэлектромеханических агрегатов

Изобретение относится к стендам испытательной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении стендов для испытания агрегатов летательных аппаратов. Стенд содержит насосную станцию, распределитель, программное устройство, тягу, пневматическую систему загрузки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563053
Дата охранного документа: 20.09.2015
10.04.2016
№216.015.2b65

Трехкоординатный нижний пост ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления самолетом. Пост ручного управления содержит штурвал, шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, телескопическую тягу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579250
Дата охранного документа: 10.04.2016
+ добавить свой РИД