×
20.01.2018
218.016.0f27

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство для каталитической очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. Устройство для каталитической очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания содержит каталитический нейтрализатор, состоящий из корпуса с входным и выходным конусами, входным и выходным патрубками и расположенных внутри корпуса перфорированного блока катализатора и распределителя потока отработавших газов. Распределитель потока отработавших газов выполнен в виде пластины, расположенной у выхода из блока катализатора с возможностью перемещения вдоль оси каталитического нейтрализатора. Пластина кинематически соединена с выходным конусом и/или выходным патрубком корпуса каталитического нейтрализатора при помощи механизма подвижного крепления. При использовании изобретения обеспечивается повышение эффективности очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания от токсичных веществ до уровней, удовлетворяющих перспективным экологическим нормативам, за счет уменьшения габаритов и повышения ресурса устройств снижения токсичности. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области экологии машиностроения, в частности к созданию экологически чистых двигателей путем каталитической регулируемой очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания от токсичных веществ.

Из технической литературы известно, что при проектировании каталитических нейтрализаторов важной задачей является обеспечение равномерности расхода потока отработавших газов по всей входной поверхности блока катализатора. При входе отработавших газов во входной конус перед блоком катализатора поток расширяется, но основная масса газов направляется через центральную часть блока катализатора. Картина распределения скорости потока отработавших газов на выходе из блока катализатора, полученная из решения газодинамической задачи методом конечных элементов, приведена на фиг. 1. Как можно видеть, распределение скорости по сечению блока катализатора имеет существенно неравномерный вид. Кроме этого, отработавшие газы поступают импульсами со скоростью и соответственно расходом переменными по времени, что усугубляет указанную неравномерность из-за волнового процесса воздействия на поры катализатора.

Известно устройство для очистки отработавших газов (патент Японии JP H 05141234 (А) - 1993-06-08), в котором для увеличения равномерности распределения потока отработавших газов по всему объему блока катализатора входная и выходная поверхности блока катализатора выполнены соответственно выпуклой и вогнутой.

Как показали расчеты, подобная форма блока катализатора заметно улучшает равномерность потока через блок катализатора при небольших расходах отработавших газов. На режимах работы ДВС с большой скоростью потока изменения профиля скорости несущественны. Кроме того, субстрат блока катализатора подобной формы сложен в изготовлении, что увеличивает стоимость каталитического нейтрализатора.

Известно устройство для очистки отработавших газов, описанное в патенте US 8747760, заявитель GM GLOBAL TECH OPERATIONS INC, опубл. 10.06.2014 г., в котором для увеличения равномерности распределения потока отработавших газов по всему объему каталитического блока в первом варианте входная поверхность блока выполнена выпуклой.

Как ранее указывалось, что показали расчеты, подобная форма блока катализатора заметно улучшает равномерность потока через блок катализатора при небольших расходах отработавших газов. На режимах работы ДВС с большой скоростью потока отработавших газов изменения профиля скорости несущественны. Кроме того, субстрат блока катализатора подобной формы сложен в изготовлении, что увеличивает стоимость каталитического нейтрализатора.

Во втором варианте устройства по патенту US 8747760 во впускном конусе каталитического нейтрализатора установлен рассекатель потока отработавших газов. Такая конструкция позволяет перераспределить поток на всех режимах работы, но на малых расходах из-за неравномерного импульсного поступления отработавших газов трудно прогнозировать их распределение.

Прототипом предлагаемого технического решения является устройство, описанное в патенте US 7451594 В2 (заявка US 2006070375 А1), опубл. 06.04.2006 г., в котором во входном конусе каталитического нейтрализатора установлен распределитель потока отработавших газов в виде пластины с фигурными, секторными, радиально расположенными прорезями. Такое выполнение является одним из вариантов известного способа повышения равномерности распределения потока отработавших газов по сечению блока катализатора - установка так называемых «распределителей потока» (импеллеров) перед блоком катализатора.

Недостатком указанного устройства является значительное увеличение противодавления каталитического нейтрализатора, особенно при больших скоростях потока. Кроме того, при прохождении потока через узкие радиальные секторные прорези, расположенные практически перпендикулярно потоку, образуются многочисленные турбулентности, являющиеся генераторами шума.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания от токсичных веществ до уровней, удовлетворяющих перспективным экологическим нормативам за счет уменьшения габаритов и повышения ресурса устройств снижения токсичности.

Техническая задача решается тем, что устройство для каталитической очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, включающее каталитический нейтрализатор, состоящий из корпуса с входным и выходным конусами, входным и выходным патрубками и расположенных внутри корпуса перфорированного блока катализатора и распределителя потока отработавших газов, причем распределитель выполнен в виде пластины, расположенной у выхода из блока катализатора с возможностью перемещения вдоль оси каталитического нейтрализатора, при этом пластина кинематически соединена с выходным конусом и/или выходным патрубком корпуса каталитического нейтрализатора при помощи механизма подвижного крепления.

Механизм подвижного крепления пластины выполнен в виде управляемого привода, выполненного с возможностью изменения расстояния пластины от выходного торца блока катализатора в зависимости от режима работы двигателя.

Механизм подвижного крепления пластины выполнен в виде пружины.

Пластина имеет выпуклую форму, причем выпуклость направлена против потока отработавших газов.

Указанные признаки позволяют решить техническую задачу и достичь следующих технических результатов:

- ускорение разогрева блока катализатора при пусковых режимах;

- повышение равномерности использования активной поверхности блока катализатора в зависимости от расхода и скорости отработавших газов;

- уменьшение избыточности рабочего объема блока катализатора при ненагруженных режимах при небольших расходах отработавших газов;

- повышение ресурса каталитического нейтрализатора.

Устройство для каталитической очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, схема которого показана на фиг. 2, включает каталитический нейтрализатор 1, состоящий из корпуса с входным 2 и выходным 4 конусами, входным 8 и выходным 5 патрубками и расположенных внутри корпуса перфорированного блока 3 катализатора и распределителя потока отработавших газов. Распределитель выполнен в виде пластины 6, которая расположена у выхода из блока 3 катализатора с возможностью перемещения вдоль оси каталитического нейтрализатора и кинематически соединена с выходным конусом и/или выходным патрубком корпуса каталитического нейтрализатора при помощи механизма 7 подвижного крепления.

Механизм 7 подвижного крепления пластины выполнен в виде управляемого привода, выполненного с возможностью изменения расстояния пластины от выходного торца блока катализатора в зависимости от режима работы двигателя, например в виде рычажного механизма, конкретное выполнение которого определяется законом перемещения и выполняется по известным зависимостям и законам механики. При этом привод механизма может быть компьютеризированным с возможностью реализации закона перемещения в зависимости от многих параметров работы ДВС и его конструкции. Это не является предметом предложения и по этой причине подробно не описывается.

Механизм подвижного крепления пластины выполнен в виде пружины. Эта конструкция является наиболее простой.

Пластина имеет выпуклую форму, причем выпуклость направлена против потока отработавших газов.

При пуске пластина 6 на механизме 7 подвижного крепления прижата к заднему срезу блока 3 катализатора и перекрывает центральную часть проходного сечения блока 3 катализатора (фиг. 3). При этом периферическая часть блока 3 катализатора быстро разогревается отработавшими газами, движущимися с малой скоростью, и относительно длительным временем теплообмена и хорошей теплопередачей к блоку 3 катализатора.

В исходном состоянии и при небольших расходах отработавших газов пластина 6 на механизме 7 подвижного крепления прижата к заднему срезу блока 3 катализатора и перекрывает центральную часть проходного сечения блока 3 катализатора (фиг. 3). В этом случае центральная часть блока 3 катализатора не используется, периферийная часть блока 3 катализатора, через которую проходят отработавшие газы, не создает существенного противодавления при малых скоростях потока.

Расчетное объемное распределение скорости потока в продольном сечении каталитического нейтрализатора приведено на фиг. 4 и далее в виде градаций серого цвета от черного - минимальная скорость до белого - максимальная скорость.

При увеличении скорости потока отработавших газов и соответственно увеличении давления на пластину она приоткрывает проход отработавшим газам, включая в режим течения центральную часть блока 3 катализатора (фиг. 5 и 6). При максимальных расходах проход вокруг пластины полностью открывается.

За счет изменения площади поверхности активной части блока 3 катализатора (суммарной площади поверхностей микроканалов блока 3 катализатора), участвующей в процессе каталитической нейтрализации отработавших газов, достигаются указанные технические результаты. При использовании на частичных режимах только периферийных зон с меньшими скоростями течения отработавших газов и пониженной их температурой (в сравнении с режимами максимальных скоростей и/или нагрузок) повышается ресурс блока и его эффективность, за счет чего возможно уменьшение его размеров и/или уменьшения загрузки драгметаллами.

Механизм подвижного крепления может быть выполнен в виде упругого элемента и отрегулирован на различный перепад давления на блоке 3 катализатора. Пластина может иметь выпуклую форму, причем выпуклость направлена против потока отработавших газов (фиг. 7).

Применением выпуклой формы пластины можно добиться более равномерного распределения скорости потока на выходе из блока 3 катализатора как на небольших расходах отработавших газов, когда пластина поджата к поверхности блока 3 катализатора (фиг. 8), так и при больших расходах отработавших газов, когда пластина находится на большем расстоянии от поверхности блока 3 катализатора (фиг. 9). Причем на малых расходах активно участвует в каталитической реакции в основном периферийная часть блока 3 катализатора.


Устройство для каталитической очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 83.
27.02.2013
№216.012.2b9c

Регулируемый привод клапана впуска рабочей среды в цилиндр двигателя

Изобретение может быть использовано в приводах клапанов впуска рабочей среды в цилиндры двигателей внутреннего сгорания. Привод клапана (3) впуска рабочей среды в цилиндр (1) двигателя внутреннего сгорания содержит кулачковый вал (7) и эксцентриковый вал (9). Валы (7) и (9) соединены между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476691
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2db0

Буферный накопитель энергии комбинированной энергетической установки автобуса

Изобретение относится к буферному накопителю энергии комбинированной энергетической установки транспортного средства. Буферный накопитель энергии содержит аккумуляторные батареи. Аккумуляторные батареи установлены на решетке. Решетка снабжена лапами для крепления на крыше автобуса. В коридоре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477227
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2db9

Способ контроля и управления буферным накопителем энергии гибридного транспортного средства

Изобретение относится к контрольно-измерительному оборудованию для гибридных транспортных средств. При контроле буферного накопителя энергии каждый аккумулятор накопителя контролируют отдельным модулем, который включают и отключают посредством реле, питаемых от отдельного источника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477236
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30dd

Комбинированная (гибридная) энергоустановка транспортного средства на базе мотор-генераторной установки

Заявленное техническое решение относится к области транспортного машиностроения, а именно к транспортным средствам с электрической тягой. Установка включает в себя тяговый электродвигатель, представляющий собой обратимую асинхронную электромашину, первичный источник электрической энергии,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478047
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.33e0

Фильтр грубой очистки биотоплива

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания. Технический результат направлен на создание надежного фильтра грубой очистки биотоплива для дизельных двигателей и эффективное удаление из биотоплива воды и посторонних примесей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478823
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.3642

Межосевой дифференциал полноприводного автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению в механизмах привода колес полноприводных автомобилей. Межосевой дифференциал полноприводного автомобиля содержит входной вал (1), вал (2) привода заднего моста, вал (3) привода переднего моста, установленные соосно в картере (4), водило (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479443
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3643

Раздаточная коробка

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизмах привода колес полноприводных автомобилей. Раздаточная коробка с межосевым дифференциалом, имеющим механизм блокировки дифференциала и два передаточных числа, содержит картер (1), ведущий вал (2) с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479444
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3644

Раздаточная коробка полноприводного автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к трансмиссиям автомобилей, в частности к раздаточным коробкам автомобилей, имеющим межосевые дифференциалы. Раздаточная коробка содержит картер, ведущий (2), промежуточный валы и полый ведомый вал (6), связанные между собой зубчатыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479445
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.39f7

Технологический комплекс для получения синтез-газа

Изобретение относится к области химии. Из узла 1 подачи необработанные углеводородные газы поступают в газораспределительную установку 6, затем уже разделенные газы поступают в каталитические генераторы 2, 3 и 4 синтез-газа (ГСГ), в каждом из которых проходит своя каталитическая реакция...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480400
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.459e

Устройство термостатирования аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике. Устройство термостатирования аккумуляторных батарей (1-8) содержит предпусковой подогреватель (15) и охладитель жидкого теплоносителя, циркулирующего через теплообменные каналы в аккумуляторных батареях. Охладитель содержит компрессор (16), выход из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483399
Дата охранного документа: 27.05.2013
Показаны записи 1-10 из 76.
27.02.2013
№216.012.2b9c

Регулируемый привод клапана впуска рабочей среды в цилиндр двигателя

Изобретение может быть использовано в приводах клапанов впуска рабочей среды в цилиндры двигателей внутреннего сгорания. Привод клапана (3) впуска рабочей среды в цилиндр (1) двигателя внутреннего сгорания содержит кулачковый вал (7) и эксцентриковый вал (9). Валы (7) и (9) соединены между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476691
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2db0

Буферный накопитель энергии комбинированной энергетической установки автобуса

Изобретение относится к буферному накопителю энергии комбинированной энергетической установки транспортного средства. Буферный накопитель энергии содержит аккумуляторные батареи. Аккумуляторные батареи установлены на решетке. Решетка снабжена лапами для крепления на крыше автобуса. В коридоре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477227
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2db9

Способ контроля и управления буферным накопителем энергии гибридного транспортного средства

Изобретение относится к контрольно-измерительному оборудованию для гибридных транспортных средств. При контроле буферного накопителя энергии каждый аккумулятор накопителя контролируют отдельным модулем, который включают и отключают посредством реле, питаемых от отдельного источника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477236
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30dd

Комбинированная (гибридная) энергоустановка транспортного средства на базе мотор-генераторной установки

Заявленное техническое решение относится к области транспортного машиностроения, а именно к транспортным средствам с электрической тягой. Установка включает в себя тяговый электродвигатель, представляющий собой обратимую асинхронную электромашину, первичный источник электрической энергии,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478047
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.33e0

Фильтр грубой очистки биотоплива

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания. Технический результат направлен на создание надежного фильтра грубой очистки биотоплива для дизельных двигателей и эффективное удаление из биотоплива воды и посторонних примесей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478823
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.3642

Межосевой дифференциал полноприводного автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению в механизмах привода колес полноприводных автомобилей. Межосевой дифференциал полноприводного автомобиля содержит входной вал (1), вал (2) привода заднего моста, вал (3) привода переднего моста, установленные соосно в картере (4), водило (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479443
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3643

Раздаточная коробка

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизмах привода колес полноприводных автомобилей. Раздаточная коробка с межосевым дифференциалом, имеющим механизм блокировки дифференциала и два передаточных числа, содержит картер (1), ведущий вал (2) с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479444
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3644

Раздаточная коробка полноприводного автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к трансмиссиям автомобилей, в частности к раздаточным коробкам автомобилей, имеющим межосевые дифференциалы. Раздаточная коробка содержит картер, ведущий (2), промежуточный валы и полый ведомый вал (6), связанные между собой зубчатыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479445
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.39f7

Технологический комплекс для получения синтез-газа

Изобретение относится к области химии. Из узла 1 подачи необработанные углеводородные газы поступают в газораспределительную установку 6, затем уже разделенные газы поступают в каталитические генераторы 2, 3 и 4 синтез-газа (ГСГ), в каждом из которых проходит своя каталитическая реакция...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480400
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.459e

Устройство термостатирования аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике. Устройство термостатирования аккумуляторных батарей (1-8) содержит предпусковой подогреватель (15) и охладитель жидкого теплоносителя, циркулирующего через теплообменные каналы в аккумуляторных батареях. Охладитель содержит компрессор (16), выход из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483399
Дата охранного документа: 27.05.2013
+ добавить свой РИД