×
19.01.2018
218.016.0663

ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ШПАЛА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002631148
Дата охранного документа
19.09.2017
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к железнодорожному пути, в частности к железобетонным шпалам. Железобетонная шпала содержит выступы на подошве. Подошва содержит зубья. Толщина выступа в подрельсовой зоне превышает на 20-70 мм толщину выступа на средней части подошвы. Достигается повышение долговечности и надежности шпалы. 2 з.п. ф-лы.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к конструкции рельсовых опор и может быть применено для изготовления шпал, в основном железобетонных, применяемых в верхнем строении железнодорожного пути, преимущественно бесстыкового.

Общеизвестна железобетонная шпала, представляющая собой балку переменного трапецеидального сечения (см. «Общий курс железных дорог», стр. 56 / Под ред. Ю.И. Ефименко. М. 2005 г). Ее конструкция цельнобрусковая, предварительно напряженная, а нижняя постель плоская.

Недостатком этих рельсовых опор является появление трещин при эксплуатации под действием поездной нагрузки по верху средней части шпалы и по ее подошве в подрельсовой зоне, а также низкий коэффициент сцепления с балластом железнодорожного пути, приводящий к значительному снижению усилия сдвига.

Указанные недостатки сокращают долговечность шпал и снижают надежность железнодорожного пути от выброса рельсошпальной решетки под действием продольных температурных сил в рельсовых плетях, которые могут достигать значений 320 тс.

Для решения этих проблем предлагалось, например, увеличивать вес, делать рифления подошвы, уширять подрельсовую часть шпал и уменьшать их ширину в центральной части. Но практического применения эти технические решения не имели, так как затраты увеличивались существенно, а усилие сдвига повышалось незначительно, лишь на 5-10%.

Известно также техническое решение по изобретению SU 1772284 А1, в котором шпала имеет на подошве выступ в подрельсовых зонах. Такое изменение конструкции для стандартных железобетонных шпал позволяет снизить растягивающие напряжения и по подошве подрельсовых зонах и по верху средней части изделия, а следовательно, приводит к повышению трещиностойкости рельсовой опоры.

Подрельсовая зона постели по этому техническому решению не содержит зубцов.

Принимаем SU 1772284 А1 за прототип. Но по изобретению SU 1772284 А1 усилие сдвига шпал в балласте верхнего строения пути увеличивается незначительно и проблема предотвращения выброса от действия продольных температурных сил в рельсах бесстыковой железнодорожной колеи остается нерешенной.

Целью предлагаемого изобретения является значительное увеличение силы сопротивления смещению в балласте железобетонной шпалы с выступом на подошве в подрельсовой зоне и сохранение при этом высокой трещиностойкости.

Указанная цель достигается тем, что в железобетонной шпале с выступом на подошве в подрельсовой зоне:

подошва содержит зубья;

зубья закреплены на выступе, расположенном в средней части подошвы шпалы;

зубья закреплены на выступе, расположенном на подошве по бокам шпалы;

толщина выступа в подрельсовой зоне превышает на 20-70 мм толщину выступа на средней части подошвы;

толщина выступа на подошве по бокам шпалы превышает на 10-60 мм толщину выступа на средней части подошвы;

толщина выступа на подошве в подрельсовой зоне превышает на 10-60 мм толщину выступа по бокам шпалы.

Наличие выступа в подрельсовой зоне, то есть на участке проекции подошвы рельса на нижнюю поверхность шпалы, увеличивает момент сопротивления и прочность изделия.

Кроме того, расположение в этом месте утолщения рельсовой опоры способствует наибольшему уплотнению щебня под ним, максимальной ответной силе реакции балласта на действие поездной нагрузки, отсутствию изгибающего момента по подошве подрельсовой части и верхней поверхности средней зоны шпалы.

Для увеличения усилия сдвига необходимо введение в конструкцию зубьев. Установить их предпочтительнее на средней части подошвы шпалы. Допустимым вариантом места размещения зубьев являются и боковые части подошвы рельсовой опоры. Кроме того, возможен и совмещенный вариант с установкой зубьев и на средней части, и по бокам шпалы.

Выполнить все это можно, например, на стадии изготовления рельсовой опоры, установив их, например, на плоской подошве средней части и углубив в тело шпалы, или углубив в сформированное на подошве утолщение на стадии затвердевания бетона. Зубья можно закрепить, например, и в специально просверленные отверстия плоской, ровной подошвы готового изделия.

Критерием минимальной толщины выступа подрельсовой зоны является такое значение его высоты, при котором при воздействии поездной нагрузки сила реакции балласта на выступ не меньше силы реакции балласта на оставшиеся части подошвы. При высокой степени уплотнения щебня минимальная толщина выступа подрельсовой зоны стремится к нулю.

Прибетонированные по предлагаемому техническому решению выступы на подошве по ее средней зоне и бокам рельсовой опоры предназначены для установки зубьев на подошву готовой стандартной шпалы. Этот прием позволяет снизить концентрацию напряжений на подошве, повысить надежность и исключает какую-либо механическую доработку самой рельсовой опоры, изготовляемой по ГОСТ Р 54747-2011. Поэтому даже при повреждении или разрушении зубатого выступа прочность, работоспособность и неизменность тела самой шпалы полностью сохраняется на уровне указанных в стандарте значений. Это объясняется тем, что максимально возможным уровнем повреждений зубатого элемента является его отрыв от поверхности соприкосновения с подошвой, являющейся наиболее уязвимым местом соединения. Тело стандартной шпалы при этом не повреждается. Поэтому технология закрепления зубьев на прибетонированном к подошве готовой шпалы выступе гарантирует при испытаниях опытных изделий в пути сохранение прочности и трещиностойкости модернизированной рельсовой опоры на уровне, не ниже стандартного.

Увеличение усилия сдвига в балласте железнодорожной колеи предлагаемой рельсовой опоры зависит от степени уплотнения щебня, размеров и количества зубьев и может превышать аналогичный параметр обычного изделия в 10-15 раз.

Наиболее эффективна установка зубатого выступа в средней, центральной части шпалы. Здесь балласт не подбивается рабочими инструментами путевых выправочных машин и всегда находится уплотненном состоянии от трамбовки подошвой шпалы под действием нагрузки колесных пар поезда. Но выступ в центре может привести к наиболее опасному из вариантов контакта нижней поверхности рельсовой опоры с балластом верхнего строения пути: опиранию серединой подошвы. Поэтому его толщина (высота) должна быть меньше толщины (высоты) выступа подрельсовой зоны как минимум на 10-20 мм. В этом случае гарантируется зазор и отсутствие опасного опирания шпалы средней частью на балласт пути. Максимальное превышение толщина выступа в подрельсовой зоне по сравнению с толщиной выступа средней части подошвы определяется толщиной балластного слоя, прилагаемой нагрузкой и в большинстве случаев составляет 40-70 мм.

Количества зубьев, которые можно разместить на выступах средней зоны, достаточны для создания усилия сдвига, обеспечивающего безопасность движения поездов. Тем не менее допустима и их установка на выступе подошвы по бокам шпалы. Причем этот выступ во избежание опирания серединой рельсовой опоры на балласт должен быть выше выступа на средней части. Минимальное превышение толщины бокового выступа над средним составляет приблизительно 10 мм, а максимальное около 60 мм. Эти параметры также определяются необходимостью обеспечения минимального зазора под центральной частью шпалы и возможной максимальной величиной осадки слоя щебня, которая зависит от его толщины, степени уплотнения и действующей нагрузки. Кроме того, для исключения появления изгибающего момента в подрельсовой зоне подошвы шпалы и по верху ее средней части, также необходимо выполнение превышения толщины подрельсового выступа над выступами по бокам. В большинстве случаев диапазон значений этого параметра составляет 10-60 мм.

Предлагаемые соотношения толщин выступов на подошве модернизированной рельсовой опоры позволяют обеспечить высокую трещиностойкость при доработке старогодной или вновь изготовляемой шпалы. Наличие зубьев предопределяет значительное увеличение усилия сдвига шпалы в балласте. Поэтому при повышении надежности бесстыкового пути от выброса при использовании предлагаемого изобретения можно понизить температуру закрепления плетей и благодаря этому существенно сократить количество изломов рельсов из-за уменьшения растягивающих напряжений в плетях бесстыкового пути в зимний период. Экономический эффект значителен.

Затраты ОАО «РЖД», например, в 2014 г. на диагностику пути составили 10,1 млрд.р. Существенную долю в них составляют расходы на проверку геометрии колеи и определение дефектов рельсов, из которых наиболее опасными являются те, которые приводят к излому. Из-за опасности возможных аварий из-за изломов частота диагностики пути в ОАО «РЖД» чрезвычайно высока и превышает этот показатель на зарубежных железных дорогах в десятки раз.

Определенным преимуществом нового технического решения является и то, что наличие зубьев на средней части не требует изменения правил укладки рельсовых опор в штабеля, транспортировки пакетов рельсовых звеньев по платформам, рольгангам моторных платформ и укладочного крана УК 25/9-18. Кроме того, наличие именно сжимающих, а не растягивающих напряжений на подошве центральной зоны шпалы предопределяет высокую прочность и надежность работы бетонного тела изделия с закрепленными на подошве зубьями.

Применение предлагаемого изобретения позволяет значительно увеличить усилие сдвига шпал в балласте, уменьшить температурные силы в рельсах, исключить выбросы железнодорожной колеи, уменьшить частоту излома рельсов, повторно использовать старогодные шпалы не только на малодеятельных, но и на главных путях.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
10.10.2013
№216.012.7272

Способ подъема грузов мобильным краном

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано для повышения грузоподъемности. При подъеме грузов мобильным краном, который содержит ходовую раму с расположенным на ней поворотным стреловым грузоподъемным устройством и тягово-сцепным аппаратом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494955
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.11.2013
№216.012.8586

Шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути. Шпала содержит на своей подошве зубцы, которые сформированы из материала шпалы в углублениях пресс-формы путем их затвердевания. Зубцы выполнены таким образом, что в поперечном сечении имеют произвольную форму с эквивалентным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499860
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.97ff

Железобетонная шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и может быть использовано в конструкции шпал, в основном железобетонных и используемых преимущественно в бесстыковом пути. Подошва шпалы содержит зубцы. В средней части ее постели на длине, равной зоне действия сжимающих кромочных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504610
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.04.2014
№216.012.bc1f

Грузоподъемное устройство

Изобретение относится к грузоподъемной технике и может быть использовано для перемещения больших грузов, преимущественно на небольшую величину с последующей их фиксацией в поднятом положении. Грузоподъемное устройство содержит полиспаст с блоками, канатом и приводом. Действие силы привода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513887
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.06.2014
№216.012.cf47

Способ подъема грузов мобильным краном

Изобретение относится к мобильным подъемным кранам и может быть использовано для повышения их грузоподъемности. При подъеме грузов используют мобильный кран, который содержит ходовую раму с расположенным на ней поворотным стреловым грузоподъемным устройством, тягово-сцепные аппараты,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518834
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.12.2014
№216.013.1392

Железобетонная шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к железобетонным шпалам, используемым преимущественно в бесстыковом пути. Цельнобрусковая железобетонная шпала предварительно напряженная содержит зубцы на выступах в подрельсовых зонах, при этом зубцы расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536433
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.03.2015
№216.013.32b3

Способ изготовления рельсовой опоры

Изобретение относится к способу изготовления рельсовых опор и может быть применено для изготовления шпал, в основном железобетонных, применяемых преимущественно в верхнем строении железнодорожного пути. Применяют следующие варианты способа: формируют выступ и в процессе его твердения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544454
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.07.2015
№216.013.61b0

Способ изготовления щебенок

Изобретение относится к способу изготовления щебенки для железобетонных зубатых шпал. Технический результат изобретения - повышение усилия сдвига шпал в балластной призме, исключение возникновения выброса при действии экстремальных температур и отклонение от норм содержания верхнего строения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556550
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.05.2016
№216.015.4151

Способ тепловлажностной обработки бетонных изделий

Изобретение относится к способу тепловлажностной обработки отформованных бетонных изделий, преимущественно сложной формы, например, зубатых железобетонных шпал. Способ тепловлажностной обработки железобетонных зубатых шпал заключается в том, что после схватывания бетона зубатый выступ на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584907
Дата охранного документа: 20.05.2016
26.08.2017
№217.015.d59a

Рельсовый стык

Изобретение относится к железнодорожному пути, в частности к рельсовым стыкам. Рельсовый стык содержит горизонтальную стыковую накладку, которая прикреплена к подошвам концов рельсов. В горизонтальной стыковой накладке отверстия для крепежных элементов имеют продолговатую форму. Достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623011
Дата охранного документа: 21.06.2017
Показаны записи 1-10 из 16.
10.10.2013
№216.012.7272

Способ подъема грузов мобильным краном

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано для повышения грузоподъемности. При подъеме грузов мобильным краном, который содержит ходовую раму с расположенным на ней поворотным стреловым грузоподъемным устройством и тягово-сцепным аппаратом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494955
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.11.2013
№216.012.8586

Шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути. Шпала содержит на своей подошве зубцы, которые сформированы из материала шпалы в углублениях пресс-формы путем их затвердевания. Зубцы выполнены таким образом, что в поперечном сечении имеют произвольную форму с эквивалентным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499860
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.97ff

Железобетонная шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и может быть использовано в конструкции шпал, в основном железобетонных и используемых преимущественно в бесстыковом пути. Подошва шпалы содержит зубцы. В средней части ее постели на длине, равной зоне действия сжимающих кромочных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504610
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.04.2014
№216.012.bc1f

Грузоподъемное устройство

Изобретение относится к грузоподъемной технике и может быть использовано для перемещения больших грузов, преимущественно на небольшую величину с последующей их фиксацией в поднятом положении. Грузоподъемное устройство содержит полиспаст с блоками, канатом и приводом. Действие силы привода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513887
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.06.2014
№216.012.cf47

Способ подъема грузов мобильным краном

Изобретение относится к мобильным подъемным кранам и может быть использовано для повышения их грузоподъемности. При подъеме грузов используют мобильный кран, который содержит ходовую раму с расположенным на ней поворотным стреловым грузоподъемным устройством, тягово-сцепные аппараты,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518834
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.12.2014
№216.013.1392

Железобетонная шпала

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к железобетонным шпалам, используемым преимущественно в бесстыковом пути. Цельнобрусковая железобетонная шпала предварительно напряженная содержит зубцы на выступах в подрельсовых зонах, при этом зубцы расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536433
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.03.2015
№216.013.32b3

Способ изготовления рельсовой опоры

Изобретение относится к способу изготовления рельсовых опор и может быть применено для изготовления шпал, в основном железобетонных, применяемых преимущественно в верхнем строении железнодорожного пути. Применяют следующие варианты способа: формируют выступ и в процессе его твердения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544454
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.07.2015
№216.013.61b0

Способ изготовления щебенок

Изобретение относится к способу изготовления щебенки для железобетонных зубатых шпал. Технический результат изобретения - повышение усилия сдвига шпал в балластной призме, исключение возникновения выброса при действии экстремальных температур и отклонение от норм содержания верхнего строения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556550
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.05.2016
№216.015.4151

Способ тепловлажностной обработки бетонных изделий

Изобретение относится к способу тепловлажностной обработки отформованных бетонных изделий, преимущественно сложной формы, например, зубатых железобетонных шпал. Способ тепловлажностной обработки железобетонных зубатых шпал заключается в том, что после схватывания бетона зубатый выступ на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584907
Дата охранного документа: 20.05.2016
26.08.2017
№217.015.d59a

Рельсовый стык

Изобретение относится к железнодорожному пути, в частности к рельсовым стыкам. Рельсовый стык содержит горизонтальную стыковую накладку, которая прикреплена к подошвам концов рельсов. В горизонтальной стыковой накладке отверстия для крепежных элементов имеют продолговатую форму. Достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623011
Дата охранного документа: 21.06.2017
+ добавить свой РИД