×
29.12.2017
217.015.f380

Результат интеллектуальной деятельности: ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002637702
Дата охранного документа
06.12.2017
Аннотация: Изобретение относится к механизмам грузоподъемных устройств, преимущественно вертикальных подъемников для инвалидов-колясочников. Привод включает проходящую сквозь корпус (1) каретки трубу (2), вертикально установленную в опорах (3) в нижней и верхней балках (4, 5) подъемника, ролики (6), взаимодействующие с трубой (2), расположенные радиально и наклонно под одинаковым углом к оси трубы (2) с возможностью изменения усилия прижатия к последней пропорционально весу груза, транспортируемого на соединенной с корпусом каретки платформе. Привод включает как минимум два одинаковых диаметрально расположенных вокруг трубы (2) равноплечих коромысла (8), размещенных внутри корпуса (1) каретки, снабженных осями, зеркально установленными в ребрах коромысел (8) перпендикулярно перекрещивающимися с осью трубы (2). В центральной части одного коромысла выполнены с одной стороны паз, а с противоположной - выступ, взаимодействующие соответственно с выступом и пазом другого коромысла. Внутри каждого плеча коромысла (8) установлены как минимум восемь роликов (6), по две пары, одна над другой, на осях, жестко закрепленных в ребрах коромысел, с возможностью контакта с трубой (2) и удержания на ее поверхности усилиями растяжения пружин (14), закрепленных на концах осей (9) коромысел (8). Изменение усилия прижатия роликов (6) к трубе (2) пропорционально весу груза осуществлено посредством серьг (15), шарнирно связывающих корпус (1) каретки с коромыслами (8) и расположенных зеркально под углом к горизонтальной плоскости. Изобретение обеспечивает создание простого фрикционного привода каретки подъемника, обеспечивающего его длительную эксплуатацию. 8 ил.

Изобретение относится к механизмам грузоподъемных устройств, преимущественно вертикальных подъемников для инвалидов-колясочников.

Из уровня техники известны подъемники, компоновка конструкции которых выполнена по одинаковой схеме: грузовая платформа, соединенная с корпусом подъемника, перемещаемого вверх-вниз от привода по вертикальным направляющим.

Разница между ними заключается в различии конструкции устройств механизма перемещения подъемника.

Так, подъемник по патенту DE №4118134 C1 содержит полую, круглого сечения неподвижную грузонесущую штангу, два цанговых зажима, надетых на грузонесущую штангу, гидропривод цанговых зажимов и систему управления, обеспечивающую поочередное срабатывание цанговых зажимов. Работа зажимов сопровождается их осевым смещением относительно грузонесущей штанги, что и приводит к перемещению вдоль нее корпуса грузовой платформы.

Подъемник по патенту DE №2746268 A1 содержит полую, круглого сечения неподвижную грузонесущую штангу с винтовой нарезкой и гайку, сопряженную с грузонесущей штангой. При вращении гайки от привода она перемещается вдоль оси грузонесущей штанги, увлекая за собой корпус с укрепленной на нем грузовой платформой.

Подъемник по патенту DE №19618080 A1 содержит полую, круглого сечения неподвижную грузонесущую штангу, фрикционные ведущие ролики, прижимаемые с достаточно мощным усилием к наружной поверхности упомянутой штанги, закрепленный на корпусе привод вращения ведущих роликов, перемещающих вдоль грузонесущей штанги грузовую платформу.

Недостаток прототипа заключается в сложности конструкции привода каретки подъемника: обеспечение вращения ведущих роликов от привода через зубчатую передачу и промежуточный элемент - барабан сложной конфигурации, наличие шаровых опор на концах ведущих роликов, отдельная регулировка каждого ролика через индивидуальную пружину.

При такой схеме установки и регулировке ведущих роликов износ пятна контакта роликов с грузонесущей штангой при постоянном воздействии на них усилий от больших перемещаемых масс происходит неравномерно, что в свою очередь вызывает дисбаланс трения скольжения и возникновение вибрации при движении подъемника.

Кроме того, такая компоновка элементов привода каретки в целом приводит к большим размерам подъемника, что затрудняет его встраивание в стандартные габариты шахт лифтов зданий и сооружений.

Задача изобретения - создать простой и надежный фрикционный привод каретки вертикального подъемника, обеспечивающий его длительную эксплуатацию.

Технический результат изобретения заключается в упрощении конструкции заявленного технического решения, уменьшении габаритов, обеспечении равномерного износа трущихся пар, минимизации регулировки и наладки элементов всей конструкции в целом, что в конечном итоге улучшит эксплуатационные свойства подъемника.

Поставленная задача может быть реализована, а ее технический результат может быть достигнут посредством предлагаемого технического решения заявленного изобретения - фрикционного привода каретки вертикального подъемника, включающего проходящую сквозь корпус каретки трубу, вертикально установленную в опорах в нижней и верхней балках подъемника, ролики, взаимодействующие с трубой, наружная поверхность которых изготовлена из фрикционного материала, например, полиуретана, расположенные наклонно под одинаковым углом к оси трубы с возможностью изменения усилия прижатия к последней пропорционально весу груза, транспортируемого на соединенной с корпусом каретки платформе.

Привод включает как минимум два одинаковых диаметрально расположенных вокруг трубы равноплечих коромысла, размещенных внутри корпуса каретки, снабженных осями, зеркально установленными в ребрах коромысел перпендикулярно перекрещивающимися с осью трубы, получающей вращение от собственного привода.

В центральной части одного коромысла выполнены с одной стороны паз, а с противоположной - выступ, взаимодействующие соответственно с выступом и пазом другого коромысла, при этом геометрия конфигурации пазов и выступов идентична друг другу.

При этом привод включает установленные внутри каждого плеча коромысла как минимум восемь роликов, по две пары, одна над другой на осях, жестко закрепленных в ребрах коромысел, с возможностью контакта с трубой и удержания на ее поверхности усилиями растяжения пружин, закрепленных на концах осей коромысел.

При этом центр пятна контакта каждого ролика с трубой находится на нормали, проходящей от середины оси ролика к оси трубы, причем оси верхнего и нижнего роликов каждой пары расположены в одной параллельной с осью трубы плоскости, а линии пересечения этих плоскостей находятся в центральной фронтальной плоскости трубы.

Изменение усилия прижатия роликов к трубе пропорционально весу груза осуществлено посредством серег, шарнирно связывающих корпус каретки с коромыслами и расположенных зеркально под углом к горизонтальной плоскости, не превышающим «угла трения» фрикционной пары «ролик-труба».

Сущность заявленного технического решения фрикционного привода каретки вертикального подъемника поясняется фигурами, где изображено:

- на фиг. 1 - компоновочная схема вертикального подъемника с фрикционным приводом каретки;

- на фиг. 2 - общий вид А фиг. 1;

- на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 2;

- на фиг. 4 - сечение В-В фиг. 2;

- на фиг. 5 - сечение Г-Г фиг. 2;

- на фиг. 6 - геометрические условия работоспособности привода;

- на фиг. 7 - плоскостная кинематическая схема привода;

- на фиг. 8 - теоретические основы явления самоторможения и схема передачи веса груза на фрикционные ролики, реализующая это явление.

Фрикционный привод каретки вертикального подъемника включает (фиг. 2, 7) проходящую сквозь корпус 1 каретки трубу 2, вертикально установленную в подшипниковых опорах 3 в нижней 4 и верхней 5 балках подъемника, закрепленных на параллельных трубе 2 направляющих 18, а также ролики 6, взаимодействующие с трубой 2. Наружная поверхность роликов 6 изготовлена из фрикционного материала, например полиуретана. Ролики 6 расположены наклонно под одинаковым углом (фиг. 4, 6) к оси трубы 2 с возможностью изменения усилия прижатия к последней пропорционально весу груза Р (фиг. 7), транспортируемого на соединенной с корпусом 1 каретки платформе 7.

Фрикционный привод (фиг. 2, 3, 5) включает как минимум два одинаковых диаметрально расположенных вокруг трубы 2 равноплечих коромысла 8, размещенных внутри корпуса 1 каретки. Коромысла 8 снабжены осями 9, зеркально установленными в ребрах коромысел перпендикулярно перекрещивающимися с осью трубы 2. Труба 2 получает вращение от собственного привода - мотор-редуктора 10, соединенного с ней через муфту 11.

В центральной части одного коромысла 8 выполнены с одной стороны паз, а с противоположной - выступ (фиг. 2), взаимодействующие соответственно с выступом и пазом другого коромысла, обеспечивающие таким образом симметричность расположения коромысел 8 относительно трубы 2 за счет идентичной геометрии конфигурации пазов и выступов.

Внутри каждого плеча коромысла 8 установлены как минимум (фиг. 5, 6) восемь роликов 6, по две пары одна над другой, на осях 12, жестко закрепленных в ребрах 13 коромысел под одинаковым углом к оси трубы 2. Коромысла 8 с роликами 6 охватывают трубу 2 и прижимаются к ее поверхности усилиями растяжения пружин 14, закрепленных на концах осей 9 коромысел 8 (фиг. 2, 3).

Как известно, при стремлении сдвинуть одно тело (фиг. 8а), воздействующее на опорную поверхность другого тела с усилием Р, относительно последнего силой F1, в месте их соприкосновения возникает нормальная сила "реакции опоры" N=-P и сила трения покоя Fтр. покоя=-F1, при достижении которой некоторого максимального значения тело начинает проскальзывать. Причем полная сила "реакции опоры" R=N+Fтр. покоя тах в этот момент будет направлена под углом α к нормали к поверхности соприкосновения тел (так называемый угол трения). Также известно, что если одно тело воздействует на другое тело со сколь угодно большой силой F1 под углом β меньшим α, то тела будут оставаться неподвижными относительно друг друга (фиг. 8б).

Усилия растяжения пружин 14 выбраны минимально такими, что возникающих в местах контакта роликов 6 с трубой 2 сил трения покоя достаточно для удержания коромысел 8 с роликами 6 на ее поверхности.

Весь остальной вес перемещающихся элементов каретки и размещенного на платформе груза передается фрикционным роликам 6 посредством четырех серег 15, шарнирно связывающих через оси 9 и 16 корпус 1 каретки с коромыслами 8, и расположенных зеркально под углом β к горизонтальной плоскости (фиг. 8,в), не превышающим значения "угла трения" α фрикционной пары «ролик-труба». А так как серьги 15 по сути являются стержнями, передающими усилия вдоль прямой, соединяющей два их шарнира (оси 9 и 16), то и любой вес Р, передающийся роликам 6 от корпуса 1 каретки через серьги 15 и коромысла 8 преобразуется в усилие Fр, действующее под углом β меньшим "угла трения" α, и, следовательно, не вызывающее проскальзывания роликов 6 по поверхности трубы 2.

При этом наибольшая работоспособность фрикционного привода будет достигнута только при условии (фиг. 4, 6), что центр пятна контакта каждого ролика с трубой находится на нормали Н1…Н8, проходящей от середины оси ролика к оси О трубы, причем оси верхнего и нижнего роликов каждой пары расположены в одной параллельной с осью О трубы плоскости π1…π4, а линии пересечения этих плоскостей a1 и a2 находятся в центральной фронтальной плоскости трубы π0. Такая геометрия расположения роликов относительно трубы обеспечивает равномерное распределение нагрузок между ними.

Каретка подъемника с помощью роликов 17 ограничена в движении двумя параллельными трубе 2 направляющими 18 (фиг. 2, 3).

Фрикционный привод каретки вертикального подъемника работает следующим образом. В исходном положении каретка с платформой и грузом удерживаются на поверхности неподвижной трубы 2 роликами 6 за счет сил трения покоя, возникающих в пятнах контактов роликов с поверхностью трубы по описанной выше схеме.

При передаче крутящего момента от мотор-редуктора 10 на трубу 2 последняя начинает вращение и заставляет ролики совершать относительно нее движение по спирали (обкатывание) с одновременным вращением вокруг собственных осей 12. Каретка подъемника начинает перемещение по направляющим 18 вверх или вниз в зависимости от направления вращения трубы.

Заявленное изобретение позволит освоить выпуск новых вертикальных подъемников с более простым и надежным в эксплуатации фрикционным приводом его каретки, обеспечив минимальный износ поверхности приводных роликов, а также простую минимальную регулировку и наладку всей конструкции в целом.

Фрикционный привод каретки вертикального подъемника, включающий проходящую сквозь корпус каретки трубу, вертикально установленную в опорах в нижней и верхней балках подъемника, ролики, взаимодействующие с трубой, наружная поверхность которых изготовлена из фрикционного материала, например полиуретана, расположенные наклонно под одинаковым углом к оси трубы с возможностью изменения усилия прижатия к последней пропорционально весу груза, транспортируемого на соединенной с корпусом каретки платформе, отличающийся тем, что привод включает как минимум два одинаковых диаметрально расположенных вокруг трубы равноплечих коромысла, размещенных внутри корпуса каретки, снабженных осями, зеркально установленными в ребрах коромысел перпендикулярно перекрещивающимися с осью трубы, получающей вращение от собственного привода, причем в центральной части одного коромысла выполнены с одной стороны паз, а с противоположной - выступ, взаимодействующие соответственно с выступом и пазом другого коромысла, при этом геометрия конфигурации пазов и выступов идентична друг другу, при этом привод включает также как минимум восемь роликов, установленных внутри каждого плеча коромысла, по две пары одна над другой, на осях, жестко закрепленных в ребрах коромысел, с возможностью контакта с трубой и удержания на ее поверхности усилиями растяжения пружин, закрепленных на концах осей коромысел, при этом центр пятна контакта каждого ролика с трубой находится на нормали, проходящей от середины оси ролика к оси трубы, причем оси верхнего и нижнего роликов каждой пары расположены в одной параллельной с осью трубы плоскости, а линии пересечения этих плоскостей находятся в центральной фронтальной плоскости трубы, изменение усилия прижатия роликов к трубе пропорционально весу груза осуществлено посредством серег, шарнирно связывающих корпус каретки с коромыслами и расположенных зеркально под углом к горизонтальной плоскости, не превышающим «угла трения» фрикционной пары «ролик-труба».
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
ФРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД КАРЕТКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДЪЕМНИКА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
10.10.2015
№216.013.8242

Каретка лестничного подвесного подъемника

Изобретение относится к механизмам грузоподъемных устройств, преимущественно подвесных подъемников инвалидных колясок, перемещаемых по лестничным маршам. Каретка лестничного подвесного подъемника перемещается по направляющей (1) круглой формы посредством симметрично расположенных в корпусе (2)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564943
Дата охранного документа: 10.10.2015
07.09.2018
№218.016.8462

Фрикционный привод каретки вертикального подъемника

Изобретение относится к механизмам грузоподъемных устройств, преимущественно вертикальных подъемников для инвалидов-колясочников. Привод включает проходящую сквозь раму (1) подъемника и корпус каретки (5) приводную трубу (2), вертикально установленную в опорах (3) балок (4) подъемника. С...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666040
Дата охранного документа: 05.09.2018
03.03.2019
№219.016.d2bb

Подвесной лестничный подъемник

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам. Подъемник содержит неподвижную направляющую, каретку с ведущим и опорными роликами, привод каретки и подвеску для перемещения груза, шарнирно соединенную с кареткой. Направляющая выполнена с продольным разрезом по всей длине для перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002448893
Дата охранного документа: 27.04.2012
11.03.2019
№219.016.dd9a

Лестничный подъемник

Лестничный подъемник относится к грузонесущим устройствам и может быть использован для перемещения инвалидов по лестничным маршам. Лестничный подъемник включает верхнюю и нижнюю трубчатые направляющие, каретку с ведущими и опорными роликами, электродвигатель, червячный редуктор. Опорные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002462408
Дата охранного документа: 27.09.2012
26.05.2023
№223.018.7028

Устройство крепления направляющей магистрали лестничного подъемника (варианты)

Группа изобретений относится к средствам крепления узлов и механизмов, преимущественно лестничных подъемников, перемещаемых по направляющей магистрали, выполненной в виде сочленения круглых труб. Техническим результатом является повышение прочности соединения направляющей магистрали с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796133
Дата охранного документа: 17.05.2023
Показаны записи 1-5 из 5.
10.10.2015
№216.013.8242

Каретка лестничного подвесного подъемника

Изобретение относится к механизмам грузоподъемных устройств, преимущественно подвесных подъемников инвалидных колясок, перемещаемых по лестничным маршам. Каретка лестничного подвесного подъемника перемещается по направляющей (1) круглой формы посредством симметрично расположенных в корпусе (2)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564943
Дата охранного документа: 10.10.2015
07.09.2018
№218.016.8462

Фрикционный привод каретки вертикального подъемника

Изобретение относится к механизмам грузоподъемных устройств, преимущественно вертикальных подъемников для инвалидов-колясочников. Привод включает проходящую сквозь раму (1) подъемника и корпус каретки (5) приводную трубу (2), вертикально установленную в опорах (3) балок (4) подъемника. С...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666040
Дата охранного документа: 05.09.2018
03.03.2019
№219.016.d2bb

Подвесной лестничный подъемник

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам. Подъемник содержит неподвижную направляющую, каретку с ведущим и опорными роликами, привод каретки и подвеску для перемещения груза, шарнирно соединенную с кареткой. Направляющая выполнена с продольным разрезом по всей длине для перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002448893
Дата охранного документа: 27.04.2012
11.03.2019
№219.016.dd9a

Лестничный подъемник

Лестничный подъемник относится к грузонесущим устройствам и может быть использован для перемещения инвалидов по лестничным маршам. Лестничный подъемник включает верхнюю и нижнюю трубчатые направляющие, каретку с ведущими и опорными роликами, электродвигатель, червячный редуктор. Опорные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002462408
Дата охранного документа: 27.09.2012
26.05.2023
№223.018.7028

Устройство крепления направляющей магистрали лестничного подъемника (варианты)

Группа изобретений относится к средствам крепления узлов и механизмов, преимущественно лестничных подъемников, перемещаемых по направляющей магистрали, выполненной в виде сочленения круглых труб. Техническим результатом является повышение прочности соединения направляющей магистрали с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796133
Дата охранного документа: 17.05.2023
+ добавить свой РИД