×
29.12.2017
217.015.f1b2

СТУПЕНЬ ТУРБИНЫ ЗАДНЕГО ХОДА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области турбостроения, в частности к реверсивным силовым судовым турбинам, содержащим турбину заднего хода. Ступень турбины заднего хода содержит сопловой аппарат, рабочие лопатки, подвижный П-образный экран, установленный над рабочими лопатками, в дне которого выполнены окна. Внутри П-образного экрана над рабочими лопатками установлена неподвижная статорная Т-образная надроторная вставка, снижающая перетечки под П-образным экраном. На передней относительно направления газового потока боковой стенке П-образного экрана выполнен наружный выступ, контактирующий с внутренней поверхностью наружной стенки соплового аппарата в выдвинутом положении П-образного экрана, соответствующем работе турбины заднего хода, снижающий перетечки над П-образным экраном. Достигается устранение вентиляционных потерь в турбине заднего хода от утечек газа над и под П-образным экраном на заднем ходу. 3 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к реверсивным силовым судовым турбинам, содержащим турбину заднего хода.

Известна конструкция двухконтурной силовой турбины, состоящей из турбины прямого хода (ТПХ) и турбины заднего хода (ТЗХ) (Романов В.И., Кирзнер Ф.И. «Реверсивные газовые турбины», Судостроение, 1992, Санкт-Петербург, стр. 135). Ступень турбины заднего хода содержит сопловой аппарат, рабочие лопатки, подвижный П-образный экран, установленный над рабочими лопатками. Турбина прямого хода расположена в первом (нижнем) контуре, а ступень турбины заднего хода во втором (верхнем) контуре. Причем рабочая лопатка ТЗХ выполнена как единое целое с рабочей лопаткой ТПХ. На прямом ходу корабля газ поступает в проточную ТПХ и совершает полезную работу. На заднем ходу газ направляется в проточную ТЗХ, вращающуюся в обратную сторону относительно ТПХ, и корабль совершает маневр реверса.

На режиме прямого хода рабочая лопатка турбины заднего хода вращается в обратную сторону, работает как компрессорная и, сжимая газ, создает потери мощности турбины прямого хода. Для снижения потерь мощности от ТЗХ на прямом ходу в конструкции ТЗХ применяются секторы П-образных экранов над рабочими лопатками. На режиме прямого хода они прикрывают рабочую лопатку ТЗХ и снижают доступ рабочего тела к ней. На режиме обратного хода П-образный экран находится в выдвинутом положении и под ним образуется полость. Вследствие тангенциальной закрутки потока на выходе из сопловых лопаток и центробежных сил от вращения рабочих лопаток, имеет место снос потока к периферии проточной части с вылетом более 16% газа в полости, образующиеся над рабочей лопаткой под П-образным экраном и над П-образным экраном под корпусом турбины.

Недостатком такой конструкции является то, что при работе турбины заднего хода 16% рабочего тела (газа) не совершает полезной работы. Это приводит к потерям полезной мощности и ухудшает экономичность силовой турбины на заднем ходу.

Наиболее близкой является конструкция ступени турбины заднего хода (патент №2008437, МПК F01/D 1/30, опубл. 28.02.1994), содержащая сопловой аппарат, рабочие лопатки, подвижный П-образный экран, установленный над рабочими лопатками, в дне которого выполнены окна, в виде щелей. Над окнами П-образного экрана под углом 10-15° выполнены козырьки, которые сориентированы указанным острым углом по направлению вращения рабочего колеса, при этом окна размещены между рабочими лопатками, в результате чего рабочие лопатки установлены на роторе с перекрышей относительно сопловых лопаток. П-образный экран перекрывает вход и выход межлопаточных каналов в зоне перекрыши, что способствует снижению вентиляционных потерь энергии на режиме прямого хода.

Недостатком такой конструкции также являются повышенные утечки рабочего тела в полости, расположенные над рабочей лопаткой под П-образным экраном и над П-образным экраном под корпусом турбины, на режиме обратного хода.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является снижение вентиляционных потерь в турбине заднего хода от утечек газа над и под П-образным экраном на заднем ходу.

Технический результат достигается тем, что в ступени турбины заднего хода, содержащей сопловой аппарат, рабочие лопатки, подвижный П-образный экран, установленный над рабочими лопатками, в дне которого выполнены окна, в отличие от известной внутри П-образного экрана, над рабочими лопатками, установлена неподвижная статорная Т-образная надроторная вставка, снижающая перетечки под П-образным экраном, кроме этого, на передней относительно направления газового потока боковой стенке П-образного экрана выполнен наружный выступ, контактирующий с внутренней поверхностью наружной стенки соплового аппарата в выдвинутом положении П-образного экрана, соответствующем работе турбины заднего хода, снижающий перетечки над П-образным экраном.

Заявляемое решение поясняется чертежами, на которых изображены: фиг. 1 - продольный разрез турбины заднего хода; фиг. 2 - положение П-образного экрана и Т-образной надроторной вставки в положении закрыто (на режиме прямого хода); фиг. 3 - положение П-образного экрана и Т-образной надроторной вставки в положении открыто (на режиме обратного хода).

Ступень турбины заднего хода (фиг. 1) содержит сопловой аппарат 1, рабочие лопатки 2, подвижный П-образный экран 3, установленный над рабочими лопатками 2, в дне 4 которого выполнены окна 5. Внутри П-образного экрана 3, над рабочими лопатками 2, установлена неподвижная статорная Т-образная надроторная вставка 6. На передней относительно направления газового потока боковой стенке 7 П-образного экрана 3 выполнен наружный выступ 8, контактирующий с внутренней поверхностью наружной стенки 9 соплового аппарата 1 в выдвинутом положении П-образного экрана 3, соответствующем работе турбины заднего хода.

При работе турбины заднего хода (на обратном ходу) П-образный экран 3 перемещается в положение открыто (фиг. 3), при этом надроторная Т-образная вставка 6, представляющая собой статорную деталь, остается на месте, снижая перетекания рабочего тела через полость под П-образным экраном 3. П-образный экран 3, имеющий на передней боковой стенке 7 выступ 8, перемещаясь в верхнее положение, контактирует с ответной частью 9, выполненной заодно со статорной деталью турбины, перекрывая зазор над П-образным экраном 3 и снижая тем самым до минимума утечки рабочего тела в полость над П-образным экраном.

В результате за счет наличия в конструкции турбины заднего хода неподвижной статорной Т-образной надроторной вставки и наружного выступа на боковой стенке П-образного экрана, контактирующего с внутренней поверхностью наружной стенки соплового аппарата, при работе турбины заднего хода происходит снижение утечек рабочего тела (газа) в полости над и под П-образным экраном.

Таким образом, конструкция силовой турбины заднего хода обеспечивает наилучшую ее эффективность на обратном ходу за счет уменьшения потерь мощности в результате снижения вентиляционных потерь.

Ступень турбины заднего хода, содержащая сопловой аппарат, рабочие лопатки, подвижный П-образный экран, установленный над рабочими лопатками, в дне которого выполнены окна, отличающаяся тем, что внутри П-образного экрана над рабочими лопатками установлена неподвижная статорная Т-образная надроторная вставка, кроме этого, на передней относительно направления газового потока боковой стенке П-образного экрана выполнен наружный выступ, контактирующий с внутренней поверхностью наружной стенки соплового аппарата в выдвинутом положении П-образного экрана, соответствующем работе турбины заднего хода.
СТУПЕНЬ ТУРБИНЫ ЗАДНЕГО ХОДА
СТУПЕНЬ ТУРБИНЫ ЗАДНЕГО ХОДА
СТУПЕНЬ ТУРБИНЫ ЗАДНЕГО ХОДА
СТУПЕНЬ ТУРБИНЫ ЗАДНЕГО ХОДА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
27.06.2014
№216.012.d6df

Ступень турбины гтд с отверстиями отвода концентрата пыли от системы охлаждения

Ступень турбины газотурбинного двигателя, выполненного с отверстиями отвода концентрата пыли от системы охлаждения, содержит рабочие и сопловые охлаждаемые лопатки, образующие проточную часть турбины, аппарат закрутки с отверстиями для подвода охлаждающего воздуха в систему охлаждения элементов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520785
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.04.2015
№216.013.4153

Способ доводки рабочего колеса газотурбинного двигателя (гтд)

При доводке рабочего колеса газотурбинного двигателя проводят экспериментальные испытания и определяют необходимость доводки вследствие обнаружения возбуждающих колебаний, приводящих к разрушению замкового соединения на рабочих лопатках. После определения необходимости доводки газотурбинного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548221
Дата охранного документа: 20.04.2015
26.08.2017
№217.015.da2b

Способ смазки и охлаждения передней опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу смазки авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД. Способ смазки и охлаждения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623854
Дата охранного документа: 29.06.2017
26.08.2017
№217.015.db23

Способ определения режимов работы газотурбинного двигателя, соответствующих минимальным значениям осевой силы, действующей на радиально-упорный подшипник

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей. Техническим результатом является повышение надежности работы подшипника и двигателя в целом, снижение трудоемкости и затратности при реализации способа за счет сохранения неизменной материальной части, расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624089
Дата охранного документа: 30.06.2017
26.08.2017
№217.015.e3ee

Способ управления расходом топлива в камеру сгорания на запуске газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) и регулирования подачей топлива на запусках газотурбинных двигателей. Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626181
Дата охранного документа: 24.07.2017
26.08.2017
№217.015.ed60

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения, в частности к опорам между роторами высокого и низкого давления. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение надежности работы опоры за счет исключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628688
Дата охранного документа: 21.08.2017
29.12.2017
№217.015.f7b6

Способ шлифования криволинейных поверхностей детали на робототехнологическом комплексе

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при шлифовании и полировании криволинейных поверхностей деталей на робототехнологическом комплексе. Строят модель обрабатываемой детали и определяют прогнозируемую величину снимаемого припуска в каждой опорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639584
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f902

Способ диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области диагностики газотурбинных двигателей. В способе диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя предварительно определяют частоты собственных колебаний деталей камеры сгорания и режимы диагностики, соответствующие резонансным колебаниям,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639597
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.13df

Способ смазки и охлаждения опор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу смазки и охлаждения опор авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634656
Дата охранного документа: 02.11.2017
20.01.2018
№218.016.1409

Способ доводки соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, к области разработки газотурбинных двигателей, в частности к способам их доводки до окончательного конструктивного облика. Способ доводки соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя включает установку в окружном направлении двухлопаточных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634655
Дата охранного документа: 02.11.2017
Показаны записи 1-10 из 16.
27.06.2014
№216.012.d6df

Ступень турбины гтд с отверстиями отвода концентрата пыли от системы охлаждения

Ступень турбины газотурбинного двигателя, выполненного с отверстиями отвода концентрата пыли от системы охлаждения, содержит рабочие и сопловые охлаждаемые лопатки, образующие проточную часть турбины, аппарат закрутки с отверстиями для подвода охлаждающего воздуха в систему охлаждения элементов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520785
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.04.2015
№216.013.4153

Способ доводки рабочего колеса газотурбинного двигателя (гтд)

При доводке рабочего колеса газотурбинного двигателя проводят экспериментальные испытания и определяют необходимость доводки вследствие обнаружения возбуждающих колебаний, приводящих к разрушению замкового соединения на рабочих лопатках. После определения необходимости доводки газотурбинного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548221
Дата охранного документа: 20.04.2015
26.08.2017
№217.015.da2b

Способ смазки и охлаждения передней опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу смазки авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД. Способ смазки и охлаждения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623854
Дата охранного документа: 29.06.2017
26.08.2017
№217.015.db23

Способ определения режимов работы газотурбинного двигателя, соответствующих минимальным значениям осевой силы, действующей на радиально-упорный подшипник

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей. Техническим результатом является повышение надежности работы подшипника и двигателя в целом, снижение трудоемкости и затратности при реализации способа за счет сохранения неизменной материальной части, расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624089
Дата охранного документа: 30.06.2017
26.08.2017
№217.015.e3ee

Способ управления расходом топлива в камеру сгорания на запуске газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) и регулирования подачей топлива на запусках газотурбинных двигателей. Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626181
Дата охранного документа: 24.07.2017
26.08.2017
№217.015.ed60

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения, в частности к опорам между роторами высокого и низкого давления. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение надежности работы опоры за счет исключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628688
Дата охранного документа: 21.08.2017
29.12.2017
№217.015.f7b6

Способ шлифования криволинейных поверхностей детали на робототехнологическом комплексе

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при шлифовании и полировании криволинейных поверхностей деталей на робототехнологическом комплексе. Строят модель обрабатываемой детали и определяют прогнозируемую величину снимаемого припуска в каждой опорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639584
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f902

Способ диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области диагностики газотурбинных двигателей. В способе диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя предварительно определяют частоты собственных колебаний деталей камеры сгорания и режимы диагностики, соответствующие резонансным колебаниям,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639597
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.13df

Способ смазки и охлаждения опор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу смазки и охлаждения опор авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634656
Дата охранного документа: 02.11.2017
20.01.2018
№218.016.1409

Способ доводки соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, к области разработки газотурбинных двигателей, в частности к способам их доводки до окончательного конструктивного облика. Способ доводки соплового аппарата турбины газотурбинного двигателя включает установку в окружном направлении двухлопаточных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634655
Дата охранного документа: 02.11.2017
+ добавить свой РИД